Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

А. ВОСКРЕСЕНИЕ, ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ

Α΄. ΑΝΑΣΤΑΣΗ, Η ΝΙΚΗ ΤΟΥ ΘΑΝΑΤΟΥ

(из новой книги ΤΟ ΜΥΣΤΗΡΙΟΝ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ ἀπό σ. 541-554)

 

 

 

Г. Плоды Воскресения Христова

 

Воскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне.

Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.

 

Дары Воскресения необыкновенны и спасительны. Христос победил смерть, так что ее уже нельзя называть смертью, но успением и сном. Господь упразднил власть дьявола, который удерживал во аде связанными души от века умерших. Он сокрушил бронзовые ворота ада и освободил мертвых. Итак, Христос действительно умер и сошел «в преисподние места земли» 38 не как узник, но как победитель смерти Своей собственной смертью. Душа отделилась от Его Тела, но Он остался соединенным со Своим Божеством и со своей душой, и со Своим Телом. В адской бездне вострепетали, когда ощутили Его божественное присутствие. Господь вывел из уз смерти Своё создание, первозданного Адама и Его потомков.

Христу после Воскресения была дана вся власть на небе и на земле. «То, чем прежде извечно Он обладал как Бог, теперь принадлежит Ему как человеку» 39.

Воскресший Христос принес Своим встревоженным и испуганным Ученикам мир, растворяющий страх и отгоняющий ненависть. «Много раз Бог давал людям мир не лично, а посылая Ангелов, Пророков, праведников. Только когда явился Спаситель Сам, Он Сам и дал мир. Итак, Ангелы принесли мир, но его не принес Господь Ангелов. Но с Ангелами Он посылал мир, но удержал для себя мир евангельский. А Пророки, так как они много раз получали мир от Ангелов, очень желали получить мир от Господа мира. Вот почему Исаия воскликнул: «Господи, даждь нам мир!» «Не через других, а Ты Сам подаждь нам мир». После этой мольбы последовал ответ: «Я даю вам свой мир»»40. «Он дал мир ученикам Своим на войну, о которой подозревали (ими) иудеи, и дал радость ученицам (Мироносицам), потому что они весьма печалились» 41. Это великое благо ἡ мира, которое Христос принес на землю Своим Рождением и Воскресением. «Все дело Его (Христа) явления – это мир, а по этой причине Он приклонил небеса, чтобы спуститься на землю. Соединил две части в одну, упразднил средостение преградой и упразднил врага Своим Крестом. Совершив уже спасительное Домостроительство, Он дал Своим Апостолам в наследство собственный мир во всем мире» 42.

Воскресший Господь послал Своих учеников учить народы и крестить верующих. «Он сказал не только учить, но и учить все народы. Ибо учение есть дело Апостолов по исполнению заповеди, а иметь учеников и крестить есть дело не только учителей, но благодати и силы Повелевающего.43 «Он имеет в виду эту силу, когда сказал Своим ученикам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас

». 44 и не подобным образом, поскольку Он Сам был послан Отцом Своим с небес как Господь. Апостолов же он укрепил в их миссии Духом Святым, который дал им, дунув им на их лица. Он тем самым показывает, что именно Он, сотворив первого человека, «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7), но человек преслушанием своим утратил благодать; Желая, поэтому, обновить Свое создание и вернуть ему старый дар, Он дунул в лицо апостолам, вернув Своему творению старую силу, давшую ему жизнь. При этом исполнилось пророчество пророка Наума: «Тот, кто выйдет из земли, дунет на тебя и избавит тебя от печали твоей» 45 »46.

Христос победил смерть и прославил человеческое естество, соделав его сопрестольным с Отцом, и «Он есть Единый, Который стал началом будущего воскресения всех и Единый, Который стал начатком мертвых, и Перворожденным из мертвых и отцом будущего века. И как все, грешники и праведники, умирают из-за Адама, так через Христа все будут жить, и грешники, и праведники, но каждый в своем чине» 47. Господь преобразит тело нашего уничижения и сделает его «подобным по образу телу славы Своей» 48, «не имея в виду переход как изменения в иной вид, но перехода из тления в тление» 49.

Наконец, Воскресение Господне - это возрождение и возвращение человеческой природы к бессмертной жизни первого Адама. Это творение, начало и отправная точка новой жизни, «иной жизни, вечности, начала». Это настоящий переход и вознесение к лучшему и совершенному. «Это другое рождение, другая жизнь, другая вид жизни, это преображение нашей природы» 50. «Это перетворение нашего естества, которое получает пользу от формирования человека в раю, в целом благодаря полной вообще при полной атрепсии, неизменности всего и особенно при благодатном неизреченном обожении святых» 51.

Своим Воскресением Спаситель не только показал Свою славу, как на Фаворе, но вместе со Своей славой – тварный свет, - который воссиял из пустого Гроба, показал Своим ученикам Свое прославленное Тело с новыми свойствами жизни будущего века. Он показал «нового человека». Новый Человек это по сути есть только Богочеловек, и становятся (подобными) Ему все те, кто принадлежит к Его телу и являются активными членами Церкви. Этот юный, христоносный и христоподобный человек есть единственный в человеческом роде бессмертный, вечный, где он не стареет, потому что вечность и богочеловечность не стареют 52. В Его нескончаемом Царстве все также ново и «времени нет». Есть общение достигших состояния обожения по благодати со Святой Троицей. Тогда воскресшие тела облекутся в неизменность, нетление и бессмертие.

СНОСКИ

38. Ефес. 4, 9;· 1΄Петр. 3, 19 Иоанн1, 5.

39. Свт. Григорий Палама. Гомилия 38 Ἁγ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ, Ὁμιλία ΛΗ΄, Εἰς τό

πρῶτον Ἑωθινόν, ΕΠΕ 10, σ. 475.

40. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Вознесение Господне 2-я  Ἁγ. Χρυσοστόμου, Εἰς τήν Ἀνάληψιν, Ὁμιλία Β΄,

ΕΠΕ 36, σ. 239–241.

41.Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие о Иоанна.  Ζιγαβηνοῦ, Εἰς τό κατά Ἰωάννην, κεφ. ΙΗ΄, PG 129,

1484D–1485A.

42.Свт. Григорий Палама. Гомилия 1. Ἁγ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ, Ὁμιλία Α΄, Περί τῆς

πρός ἀλλήλους εἰρήνης, ΕΠΕ 9, σ. 39–41.

43. Свт. Григорий Палама. Гомилия 38 Ἁγ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ, Ὁμιλία ΛΗ΄, Εἰς τό

πρῶτον Ἑωθινόν, ΕΠΕ 10, σ. 475–477.

44. Иоанн 20, 21

45. Наум .2. 2 Отметим здесь, что Синодальный перевод, сделанный с Масоретского текста, не сохраняет мессианское пророчество данного текста, сохраненного в греческом тексте Септуагинты. Ей следует церковно-славянский перевод как калька с греческого подлинника. "2ἀνέβη ἐμφυσῶν εἰς προ­́σωπόν σου ἐξαιρού­με­νος ἐκ θλίψεως σκόπευσον ὁδόν κράτησον ὀσφύος ἄνδρισαι τῇ ἰσχύι σφόδρα"

"Взы́де вдыха́ѧй въ лицѐ твоѐ, ѿе́млѧй ѿ ѡ҆скорбле́нїѧ: ᲂу҆смотрѝ пꙋ́ть, ᲂу҆крѣпѝ чрє́сла, возмꙋжа́й крѣ́постїю ѕѣлѡ̀:"

46. Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Вознесение Господне 2-е Ἁγ. Χρυσοστόμου, Εἰς τήν Ἀνάληψιν, Ὁμιλία Β΄,

ΕΠΕ 36, σ. 241–243.

47. Свт. Григорий Палама. Гомилия 19. На Евангелие Христово о Самаряныне... Ἁγ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ, Ὁμιλία ΙΘ΄, Εἰς τό

κατά τήν Σαμαρείτιδα τοῦ Χριστοῦ Εὐαγγέλι-

ον, ΕΠΕ 9, σ. 545.

48. Филипп. 3 , 20.

49. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Ἁγ. Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις…, ΕΠΕ 1, σ. 569.

50. Свт. Григорий Нисский. Слово на святую Пасху. Прп. Максим исповедἉγ. Γρηγορίου Νύσσης, Λόγος Α΄, Εἰς τό Ἅγιον

Πάσχα, PG 46, 604C.

51.Прп. Максим Исповедник. . Вопросы и ответы к Фалласию. Вопрос 54Ἁγ. Μαξίμου, Πρός Θαλάσσιον, Ἐρώτ. ΝΔ΄, PG

90, 532C.

52.Прп. Иустин Попович.. Догматика. Ἁγ. Ἰουστίνου, Δογματική, σ. 141.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События