Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Георгий Мандзаридис, почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

главы из книги
Γεωργιου Ι. Μαντζαριδη. ΠΑΓΚΟΣΜΙΟΠΗΣΗ ΚΑΙ ΠΑΓΚΟΣΜΙΟΤΙΤΑ, χιμαιρα και αληθεια. Θεσσαλονικη 2001

 

3. ИИСУС ХРИСТОС - ВСЕМИРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Святая София (Стамбул, Турция)

фрагмент мозаичного триптиха 12 в. из храма Святой Софии в Константинополе

 

Чем стремительнее день ото дня развёртывается глобализация, тем более своевременным будет узнать существенное в лице Христова — Его (глобальность) всемирность. И это существенное свойство становится столь заметным не потому, что оно имеет что-то общее с глобализацией наших дней, но потому что в том отчаянии, в которое повергает химера глобализации современного человека, становится ещё более желанной истинная всемирность Христова.

Христос — это новый человек и новый Адам. Он исцеляет ту катастрофу, которая была вызвана в роде человеческом падением Адама. Если первый Адам был движим эгоистической мыслью о самообожествлении и пытался переложить вину с себя на других, то второй Адам, Христос был движим кенотической мыслью смирения и приятия вины всех на Свои плечи31. Эта идея направляет христианскую жизнь и созидает христианскую всемирность. Усвоив эту мысль, человек оставляет надменное желание (Денницы) достичь самообожения и власти над всеми, и начинает жить в единосущии с человечеством и в истинной всемирности.

Со Христом в мире явилась истина о Боге, о человеке и об обществе. Явилась истина Троичного Бога, "по образу и по подобию" Которого создан человек как лицо и как общество. По образу Божию созданное человечество обретает своё сущностное содержание, когда становится причастно жизни и энергии своего Троического первообраза. Так и всякий человек обретает сущностное содержание своей личности, причащаясь энергии и жизни Бога, образом Которого он является.

Христос как совершенный Бог и совершенный человек содержит в Своей ипостаси всецелое богочеловеческое бытие. И перемена, которая осуществляется в личности Христа, не просто всемирна, она покрывает всё бытие: "Яко в Нем благоизволи всему исполнению вселитися, и тем примирити всяческая к Себе"32.

Как человек Христос обладает всей человеческой природой со всеми её естественными признаками. Эта истина отмечена и специально подчёркнута в догматическом учении Церкви. Различные ереси, которые отрицают цельность человеческой природы во Христе, были отвергнуты Церковью столь же строго, как и те ереси, которые отрицают божественную природу Христа.

Для обмирщённого человека нашего времени, можно сказать для "усреднённого" христианина, догматические обсуждения и споры о человеческой природе Христовой кажутся чем-то излишним и заслуживающими разве любопытства. Правда, какой смысл в том, обладал ли Христос совершенной человеческой природой или нет? Разве недостаточно сказать, что Он был Богочеловеком, Который пришёл спасти мир?

Но на деле всё не так просто, как кажется среднему человеку. В нашей книге мы не можем дать исчерпывающий анализ сути этого догматического вопроса. Но попытаемся как-нибудь приблизиться к этому вопросу в ракурсе всемирности.

Если Христос не имел совершенной человеческой природы, если бы в Его ипостаси отсутствовала человеческая душа33, или человеческий ум34, или человеческое действование35, или человеческая воля36, на чём пытались настаивать порой различные еретики, то Он не был бы совершенным человеком. Но Он не был бы тогда и всемирным Человеком. Обновление человека не бывает на каком-то безличным уровне, но в личности Христа: "ибо Христос сотворил обновление природы в Своей ипостаси"37. Что не воспринято в личности Христа, то не обновлено38. И Церковь, которая есть тело Христово, восприемлет в себя всё человечество.

В древнем греческом мире человека характеризовали как "малый мир" (греч. "микрокосмос"). Но в Церкви человек ставится гораздо выше. Здесь человек уже показывается "большим миром в меньшем"39. Это величие человека становится явным во Христе, Который есть "мера всех вещей, божественных и человеческих"40. В личности Христа воссоздаётся и обновляется всё творение. Тварное раскрывается в нетварном, и человек становится причастником божественной жизни.

Христос как новый Адам воспринимает "весь род Адама" (παγγενη τον Αδαμ), страдает за него, приносит Себя в жертву и ведёт его через смерть к жизни. Он не избегает смерти, но побеждает её Своим божеством, чтобы соделать человека общником Воскресения. Таким способом Он проходит через все этапы человеческой жизни. Он живёт, умирает, нисходит во ад, чтобы встретить всех потомков Адама. И Воскресение Христово не является простым индивидуальным событием, но есть воскресение человеческой природы. Как известно, в православном предании Воскресение Христово изображается в сошествии Его во ад и изведением из него первозданных людей. И надписание на соответствующей иконе обычно бывает не "Воскресение Христово", а просто "Воскресение", потому что оно есть и воскресение человеков.

Мы часто употребляем слово спасение человека, но не всегда имеем ясное представление что оно значит. Спасение человека на самом деле есть восстановление его единства. И восстановление это происходит на двух уровнях: на уровне природы и на уровне личности. Если не восстанавливается единство человека на основании человеческой природы, то не может быть восстановлено единство человека как личности.

Христос — спаситель людей, потому что Он спас человеческую природу, восприяв её в Свою божественную ипостась. Он Сам стал всемирным и восстановил единство человеческой природы. Он дал также этому единству несокрушимое основание и вечную перспективу, потому что осуществил его в своей богочеловеческой ипостаси. Тем более Христос соединяется и лично со всяким верным, "примешивая Себя в через Причащение Своего святого тела"41 и преподнося каждому всецелое богочеловеческое бытие. Это таинственно совершается в Церкви наитием (παρουσια) Святого Духа.

Но ничего в человеческой жизни не осуществляется без участия человека, одним только изволением Божиим. Спасение человека как личности и включение его богочеловеческого бытия Его личностью предполагают свободную волю и соработничество (συνεργασια του) человека. Это соработничество естественно как-то сообразуется с искомой целью. А так как цель, к которой призван человек, это превзойти человека, то есть достичь обожения, то следовательно соработничество должно превосходить человеческую меру. Поэтому соблюдение заповедей Божиих, в чём и проявляется свободное согласие и соработничество человека в деле его спасения, имеет своим пределом только смерть.

Как человек Христос есть первообраз совершенного человека. Христианин призван повторить в своей жизни жизнь Христову. Он призван усвоить и прожить боль всемирной трагедии, чтобы воспринять и служение (διακονια) всемирному примирению42. Это означает, что христианин не должен замыкаться в любого рода самодостаточность или считать спасение во Христе своим частным делом.

Совершенно очевидно, что Христос не ограничивается местом и временем исторического пришествия, но продолжает пребывать во Святом Духе и действовать в мире через Церковь и верующих. Церковь, как богочеловеческое общество, как община обожения, есть место онтологического воссоздания мира. Она есть место в которое призваны люди, дабы сделать действенной своё друг с другом единосущие, дабы объять друг друга любовью и соединиться по образу Святой Троицы43. Дабы стать всемирными ипостасями глобального человечества44.

Церковь имеет не статический, но динамический характер. Она есть новое бытие (το νεο γιγνεσθαι), осуществляемое в общении (εν κοινωνια)45. Всякий член Церкви, как член Тела Христова, ставится в перспективу динамической жизни нового человека во Христе. Он призван стать Христом по благодати, и восприять в ипостаси своей всецелое человечество. Как замечает преподобный Симеон Новый Богослов: "верные мы должны видеть всех верных как единого человека и мыслить, что в каждом из нас находится Христос"46. Современный подвижник говорит: "Следовать за Христом означает открыться в своей совести самому Христу, Который несёт в Себе всецелое человечество: всецелое древо, не исключая ни единого листа. Если мы обретём это сознание, то будем молиться за всех, как и за самих себя"47. И эта молитва является тем транспортом, который приводит нас к всемирности.

Истина бытия обретается в личности, а не в каком-либо безличном или сверхличном начале. Вне личности и личных отношений всё тонет в несущем, в "действительном небытии"48. афоличность, и вместе с ней и её внешнее выражение — всемирность, обретаются прежде всего в личности Христа, в Котором пребывает полнота бытия49. И как в личности Христа существует полнота бытия, так и в личности всякого человека, который являет образ Христа, существует по отражению50и по благодати эта полнота51. Существует, следовательно, и всемирность.

Глобальность - человека появляется как выражение кафоличности его личности, то есть явления её как образа истинного52 Сущего — Христа. Напротив, глобализация, которая сопровождается уравниванием и обезличиванием всех, сведением к одному уровню и стандарту, уничтожает личность и урезает её свободу.

Поиск всемирности, как движения к полноте и кафоличности53, составляет существенным человеческое стремление. Но он одновременно же является и основным христианским стремлением. Говоря точнее, он представляет собой христологическое желание, ибо оно направлено ко Христу. И это естественно, потому что Христос есть совершенный человек и первообраз (το αρχετυπο) человека. Другими словами, как сказал Тертуллиан, "душа человека по природе христианка" (anima naturaliterchristiana). То есть человеческая природа всем своим составом возводится ко Христу. Поэтому ей естественно Его искать. Ум человеческий, желание и память обретают во Христе настоящую ценность. Христос, замечает святой Николай Кавасила, первый и единственный явил истинного и совершенного человека и в Своём нраве, и в Своей жизни, и во всём другом54.

Это желание обрести Христа есть не только там, где человек встречается со Христом, но и там, где человек к этому ещё не пришёл. Такое христианское желание присутствует в поиске мудрости, счастья, свободы, любви, всемирности, бессмертия и всего другого, что радует человека. Все эти поиски, чтобы они не привели к разочарованию и отчаянию, должны быть проверены мерой Христовой. Христос, как истинный всемирный человек, есть мера всех вещей для всякого человека. Он есть всемирная и вечная Мера для всего мира. Он есть эталон, которым мы можем правильно направить или исправить наши поиски.

Поиск, который особенно отличает наше время, и который зачастую грозит привести к катастрофе современного человека, это поиск всемирности. Общие нужды, общие беды, общие страхи и общие надежды сближают сегодня людей более, чем когда-либо раньше в предшествующую эпоху. Этот феномен используют и сильные мира сего, чтобы пропагандировать и навязывать варварскую глобализацию. Но этот же самый феномен, будучи соизмерен со Христом, будет призывом человека к истине его природы, к обретению всемирности и жизни в ней.

Но проблема, с которой постоянно сталкивается человек, это как возможно стать цельной личностью в мирном и едином человечестве. Как вместить в своём сердце других, как радоваться присутствию других. Христос дал решение этому вопросу. Но человек обычно блуждает по житейскому морю и теряет тот счастливый миг, который ему дан, так что даже не понимает того достоинства и силы, которые скрываются в нём самом.

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 Показательно описание глобализации как американского ответа “на попытки европейцев и японцев сидеть за одним столом переговоров с США” Мелас К. Глобализация: новая фаза интернационализации экономики. Мифы и реальность. Афины 1999, с. 68.

2 Василий Великий. Беседа на Пс. 14, 3 — PG 29, 276A.

3 Кол. 3, 5; ср. 1 Тим. 6, 10.

4 Лк. 16, 9-13.

5 Προσχωρησει σε μιανεα

6 см. напр.: Albrow M. Auf dem Weg zu einer globalen Gesellschaft // Perspektiven der Weltgesellschaft / hrsg. Beck U. Frankfurt a/M. 1998, S. 422-423.

7 Вергопулос К. Глобализация: великая химера. Афины 1999, с. 53.

8 Гал. 3, 28.

9 η συνοχη – сплоченность, спаянность.

10 Τους ισχυρους

11 Δικαιο του ισχυροτερον

12 Κεινωνια ετεροτητων

13 Мк. 10, 42.

14 «συγχωρηση» ολωντων ανθρωπων

15 Κοινωνια

16 см.: Мандзаридис Г. Православное богословие и общественная жизнь. Фессалоники 1996, с. 180-181.

17 Το κατθολικο προτωπο

18 Αυτοθεωσις

19 Εσχαλογικης ενοτητας.

20 Быт. 1, 26.

21 “Не в какой-то части природы образ Божий, и не в чём-то из созерцаемого по этой природе блаодать — но по всему роду человеческому равно распространилась таковая сила”. Григорий Нисский. Об устроении человека — PG 44, 185C.

22 “Естество и время обновляются” (отпуст 2 Июля, память положения риз Богородицы)

23 ср.: Филип. 1, 9.

24 Μετοχος της καινης κτισεως και κοινωνος της ακτιστης ξωης.

25 Святой Григорий Палама так пишет об этом: “Иначе говоря, духовный человек из трёх (частей) состоит: благодати Духа Небесного, души словесной и земного тела”. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих 1, 3, 43.

26 “Ибо сущии в теле сем воздыхаем отягчаеми, понеже не хощем совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом” 2 Кор. 5, 4.

27 Κενωτικα.

28 Теперь мы знаем, что по данным биологии все люди, независимо от нации и расы, имеют 99,9% общих элементов генетического кода.

29 Мк. 10, 42-44. Ср.: Архимандрит Софроний. Святой Силуан Афонский. Эссекс (Англия) 1999, с. 312-313.

30 Και την κενωτικη πορεα.

31 "...не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим". (Филип. 2, 6-7). Ср. Гал. 3, 13.

32 Кол. 1, 20.

33 Η ανθρωπινη ψυχε.

34 Ο ανθρωπινος λογος.

35 Η ανθρωπινη ενεργεια.

36 Η ανθρωπινη θεληση.

37 Исаак Сирин. Послание 4. — Преподобного Исаака Сирина обретённые аскетические сочинения / изд. И. Специерис. Афины, 1895, с. 387. (на греч. яз.)

38 знаменитая формула Григория Богослова. Послание 101 — PG 37, 181C-184A.

39 "Ибо человек, сей больший мир в малом, совпадение всего, возглавление Божиих творений" — Григорий Палама. Омилия 53, 35. Эти слова выразительно поясняются у преподобного Никодима Святогорца: "Посему поставил Бог его (человека) как бы мир, не малый внутри великого, как говорил древний физик Демокрит, и как полагали другие философы, понявшие человека только как микрокосмос... но поставил человека Бог как бы неким великим миром внутри малого" (Совещательное руководство. Афины, 1991, с. 39). «ο μειξων εν μικρωκοσμος»

40 Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. Эссекс (Англия), 1996, с. 254. το μετρον παντων των πραγματων, φειων και ανφρωπινων.

41 Григорий Палама. В защиту священно-безмолствующих. 1, 3, 38.

42 Ср. 2 Кор. 5, 18-19.

43 Ин. 17, 21.

44 Анастасий (Яннулатос), архиепископ Тираны. Всемирность и Православие. Афина 2000, с. 40.

45 См.: Николаос Лудовикос. Евхаристическая онтология. Афины 1992, с. 251 слл.

46 Главизны богословские, гностические и практические 3, 3.

47 Архимандрит Софроний (Сахаров). О Духе и жизни. Эссекс (Англия), 1995, с. 29.

48 См.: Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве. Эссекс (Англия), 1994, с. 50. «οντωςμηον».

49 Η πληροτητα του οντος.

50 Η αντανακλαση.

51 Η πληροτητα.

52 Ως εικονας του οντως Οντος.

53 Προς την πληροτητα και την καθολικοτητα.

54 Николай Кавасила. О жизни во Христе слово 6 — PG 150, 680C.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События