Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Икона Преображения Господня: испытание “видением Бога”

 

В отличие от двух пророков, стоящих без движения, три апостола внизу иконы под ногами Христа, испугавшиеся происходящего, изображены павшими ниц. Ослепленные Богоявлением, Божественной энергией, они запечатлены в состоянии глубочайшего удивления, охваченные великим волнением, подтверждая тем самым свидетельство евангелиста Матфея: “И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались” (Мф. 17:6). В Священном Писании существует и еще один пример, когда человек оказывается не в состоянии видеть знак Божественного присутствия: речь идет о Моисее, лицо которого после сошествия с Синая излучало Божественный свет, так что народ израильский не мог смотреть на него (Исх. 34:29-30).

transfigurationofsav2

Энергия света и Божественной природы Христа распространяется и на апостолов, изумленных сверх всякой меры. В действительности, апостолы Петр, Иаков и Иоанн избираются за свою живость в “очевидцы Его величия”, бывшие “с Ним на святой горе” (2 Петр. 1:16-18). Искусность, с которой изображены апостолы и испуганные выражения их лиц, создают сильное впечатление в сравнении со спокойной величественностью и “вневременностью” фигур пророков, изображенных в верхней части иконы. И если неподвижность является выражением мира Божьего и сверхъестественной жизни, то подвижность, напротив, свидетельствует о несовершенстве духовной жизни, греховном состоянии человека. Кроме того, само понятие движения и волнения принадлежит земному миру, земному царству, но не Небесному.

Гимны, поющиеся 6/19 августа, в день празднования Преображения, подчеркивают, что Божественная слава открывается апостолам в соответствии со способностями и восприимчивостью каждого из них. Их позы демонстрируют, как люди различными способами реагируют на это Божественное откровение. Так, Иоанн, младший из них, стоящий посередине, и Иаков, стоящий справа в зеленом одеянии, падают ниц, закрыв лицо руками, не в силах смотреть на Божественное сияние, а стоящий слева Петр, самый старший из них, закрывает лицо левой рукой, в то время как взгляд его обращен наверх. Одновременно, таким образом, символически выражен возраст апостолов.

metamorfosi

“Видение Бога” у верных иудеев и христиан считалось высшим переживанием и добродетелью, которую человек может познать. “Покажи мне славу Твою”, – сказал Моисей Богу (Исх. 33:18). Но этот опыт кажется и чем-то недостижимым: “Бога не видел никто никогда”, – пишет апостол Иоанн в своем Евангелии (Ин. 1:18). Здесь, на Фаворе, трое учеников становятся неопровержимыми свидетелями кратковременного явления Божественной славы: “Мы видели славу Его” (Ин. 1:14). И это неслучайно: они присутствовали при таком святом событии, “чтобы увидеть чудеса” Иисуса, как гласит одна из самогласных стихир праздника, и впоследствии «не устрашиться» Его крестных страданий. Таким образом, другой целью Преображения Господня было предзнаменование Воскресения.

Святой Григорий Палама говорит о трех апостолах, свидетелях этого события, следующее: “Свет тот не есть чувственный, и зрячие чувственными очами не могли просто его видеть, но силою Божественного Духа они были приуготованы для видения его” (Migne Patrologia Graeca, Vol. 151 p. 433B). Ниже он говорит, что тот, кто созерцает Божественный свет, созерцает таинство Божье. Здесь мы видим “ипостасную красоту”, Святого Учителя, Святого Духа. Василий Великий говорил, что свет, просиявший на горе Фавор в день Преображения Христа, стал прелюдией Его славы в час Второго Пришествия.

Когда Петр увидел исполненного славы Христа и двух пророков, стоящих подле Него, то предложил: “Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии”. И когда он говорил, “был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте” (Лк. 9:33, 35). Таким образом, “в гласе” открывается Отец, а в облаке – Святой Дух. Отец свидетельствует о Божественном происхождении Иисуса, чтобы ученики впоследствии поняли, что страдания Его были добровольны: “Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем” (Ин. 13:31). Вместе с тем, Преображение “одевшегося светом, яко ризою”, Спасителя открывает и личность Христа, любимого и великого Сына, обладающего той же славой, что и Отец, одновременно напоминая, что человек создан “по образу Божьему”.

Икона, созданная автором изображения двенадцати праздников, является уникальной иконографической вариацией сюжета Преображения Спасителя. Иконописец, точно следуя евангельским рассказам, дополняет композицию сценами восхождения и спуска с горы Фавор. Слева мы видим Христа, идущего впереди и обращающего взгляд на трех учеников. Левая Его рука поднята, а в правой Он держит свиток Завета. Создается впечатление, что Христос подготавливает учеников к небывалому опыту, который им предстоит пережить. Он имеет целью не поразить их Своим Преображением, а открыть им Свою Божественную славу. После небесного видения они спускаются по другому склону горы: ученики испуганно смотрят на Господа, а Он успокаивает их, благословляя. Одновременно Христос говорит им: “Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых” (Мф. 17:9).

Этот иконографический сюжет чаще изображает на фресках, но иногда встречается и на иконах. Тот факт, что к центральному сюжету добавляются некоторые второстепенные эпизоды, имеет в иконографическом искусстве византийские корни. Глубокий смысл этого заключается в том, что за “Божественной” поверхностью иконы кроется действительность вечности, нечто, что на “мирском” изображении представляется как некое чередование событий.

Раньше каждый иконописец начинал свой путь “святого искусства” иконой Преображения. Традиция гласит, что этот сюжет изображается не столько красками художника, но самим Фаворским светом. Присутствие Святого Духа выражается в свете и блеске всего изображения без какого-либо прямого источника света.

Посыл этой иконы верующим заключается в том, что все, кто посредством крещения стали причастниками Воскресения (которое предвещается в Преображении), отныне призваны преобразиться еще в большей степени благодатью Господа (2 Кор. 3:18).

Афанасиос Диалектопулос, богослов

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2014/08/икона-преображения-господня-испытан/

 



Подписка на новости

Последние обновления

События