Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святой Неофит Затворник

Слово о двенадцати апостолах

Братья и отцы, вот ветви святой, бессмертной виноградной лозы, являющей собой начало жизни – самого Христа. «Я есть виноградная лоза, – говорит Он, – а вы – ветви». Вот истинные друзья (которыми они, по словам Господа, могут стать) Бога Слова и Спасителя нашего Христа. «Вы – друзья мои, если делаете то, что Я вам велю. Я более не называю вас рабами, ибо раб не ведает, что делает его Господин. Однако Я назвал вас друзьями, ведь все, что Я услышал от Отца, Я открыл и вам».

Таковыми явились Апостолы, проповедники истины. «Я есть абсолютная истина, так как Отец послал Меня принести прощение тем, кто пленен грехом, подарить свет тем, кто слеп, пребывая в сумраке своих страстей и немощей. Таким образом, и Я посылаю вас исцелять всякую болезнь и всякий недуг, и все, что вы услышали от Меня в особенных местах молитвы. «Проповедуйте на кровлях», чтобы каждый имел возможность услышать и узнать. Вот – ловцы человеков.

dwdeka_apostoloi_350

«Следуйте за Мной, и я сделаю вас ловцами человеков», иными словами, способными ловить людей сетями евангельского словам и увлекать их в Царствие Божие. Вот спасители мира, одновременно чуждые материализму и греховной жизни этого мира. Они не от мира сего, сказал Он, как и Я, но «сохрани их, Отец, объединенными между собой во имя Мое».

Вот покорнейшие овцы, несущие на себе печать всеблагого пастыря Христа. «Я (Христос) посылаю вас как овец к кровожадным волкам». Чтобы оставить позади все восхваления, дающие свидетельство Божие, сегодня к нам возвратились братья по благодати Христа и Спасителя нашего. Когда вернетесь, говорит Христос женам-мироносицам после Своего Воскресения, скажите «братьям моим» – Апостолам – гаваням спасения, башням благодати, умственным небесам, сладостным облакам, несущим дождь, благовестителям мира, быстрым коням Божественной благодати, столпам Церкви, проповедникам Святой Троицы, музыкальным инструментам, лире Духа и трубе спасения, ключникам Царствия Божия, единодушно поучающим и наставляющим нас, чтобы мы удалились от всякого греха, держа пред собой, как щит, добродетель.

И прежде всего, они единогласно проповедуют спасительное таинство по Божественному замыслу – воплощение Христа и нетварное и единосущное таинство Святой Троицы, затем они единодушно учат нас всему, связанному со спасением. Поэтому и я счел верным сегодня не говорить от себя, но сказать о том, чему они боговдохновенно учат, чтобы напомнить вам немногое из всего того, что советовал первый святой брат Господень Иаков. «Какая польза, братья мои, – спрашивает Иаков, – если некто утверждает, что имеет веру, не имея при этом благих дел? Может ли вера, существующая в теории и не выражающаяся в делах, его спасти? Кто-то может сказать: у тебя есть теоретическая вера, а у меня есть благие дела, но нет веры. Докажи мне свою веру своими поступками, и я явлю свою веру в поступках. Ты веруешь в то, что Бог один. И это правильно. Но даже демоны веруют в существование Бога и трепещут перед Его справедливостью и силой. Хочешь ли ты, неразумный человек, узнать, что теоретическая вера без благих дел мертва и не сможет спасти тебя? Вспомни, что праотец наш Авраам был оправдан по своим благим делам, так как поднял на жертвенник своего сына Исаака. Видишь, как вера укрепилась посредством дел?». Человек спасается благими делами, но не верой как таковой.

«Сосредоточьте весь свой ум в благоразумии, – говорит святой Петр, – возложите ваши надежды всецело, без всякого сомнения на Божественную благодать спасения, которая даруется вам откровением Иисуса Христа в его втором пришествии. Будьте, как послушные дети, забыв свои прошлые стремления, которые руководили вами, когда вы не знали Христа, живите согласно слову святого Бога, который призвал вас на путь святости, чтобы и вы стали святы во всех своих проявлениях, как сказано в Священном Писании. Станьте святы на всю свою жизнь, ибо и Я, Отец ваш, свят. И если вы именуете Бога своим Отцом, который беспристрастно судит каждого по его делам, ведите себя со страхом Божиим во время вашего пребывания на земле (которая является лишь временным нашим отечеством). Осознавайте, что не тленным – серебренными и золотыми монетами – вы спасетесь от тщетной греховной и материалистической жизни и общения, унаследованных от отцов, но честной Кровью Христа, которая была принесена в жертву, как кровь агнца непорочного и чистого от всякого нравственного порока. Поэтому, «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко Божественной благодати, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь». И тот, кто пострадал телесно – был распят вместе со Христом, – прекратил грешить и не желает более доживать остаток своей материальной земной жизни во грехе, но согласно воле Господа. Ведь много времени жизни было проведено в распутстве. «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания, и если не пощадил первого мира, и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам», тогда и вы можете быть уверены в том, что настанет тот день, когда Господь придет судить мир. И Он явится нежданно, как вор посреди ночи, и небеса с шумом придут, небесные тела стихии, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия?».

«Дети мои, – говорит Иоанн Богослов, – настало последнее время. И как вы слышали из учения Апостолов о том, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что это последнее время». И мы «возвещаем вам, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (неразумия, несовершенства и греха). Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же ходим во свете (то есть живем по слову Евангелия), подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». «Дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Об этом говорит и Иуда Иаковлев: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подверглись казни огня вечного».

Апостол Павел учит: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (плотских и материальных); и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды (чтобы в результате он одолел вас и властвовал над вами), но представьте себя Богу, как оживших из мертвых (имеющих новую святую жизнь). Быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».

Знаете ли вы, братья мои, лиру с двенадцатью струнами, играющую с Божественным вдохновением о том, каким ужасным является грех? Будем же, братья, стараться спастись. Будем внимать заветам Священного Писания и спасительному учению Апостолов, не понимая превратно слова Святого Духа. Ведь по этой причине я сегодня говорил не от себя, но словами Святого Духа и Апостолов, чтобы слова эти были верны и точны. И сейчас помянем святого Петра, чтобы он подтвердил сказанное и помолился боговдохновенно за всех вас, говоря: «Бог всякого блага, призвавший вас через Иисуса Христа к вечной Своей славе, да направит, да поддержит, укрепит и наставит. Ему принадлежит слава и сила во веки веков. Аминь.

(Святого Неофита Затворника Катехизис 17, О святых и прославленных Апостолах и святом и боговдохновенном учении их и о непревратном понимании спасительных слов их.)

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2014/07/27742/



Подписка на новости

Последние обновления

События