Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О Церкви

протопресвитер Иоанн Романидис

Περί Εκκλησίας

Του Πρωτοπρεσβυτέρου Ιωάννου Ρωμανίδου

Источник: Из размноженных на принтере студенческих заметок по Догматическому богословию согласно традиции профессора о. Иоанна Романидиса. Фессалоники 1972

 

Πηγή: Από τις πολυγραφημένες φοιτητικές σημειώσεις της Δογματικής κατά τις παραδόσεις του καθηγητού π. Ιωάν. Ρωμανίδου, Θεσ/νίκη 1972.

Церковь является телом Христовым, которое состоит из всех верующих во Христа, причастных первому воскресению и имеющих залог Духа, и которые вкушают обожение. До ее создания существовала Церковь нетварная как сокрытое в Боге царство и слава, в которой пребывал Бог с Его Словом и Духом. По волеизъявлению Бога были сотворены века и в них небесные силы, и безплотные разумные ангелы, а в дальнейшем время, а в нем пребывающий мир, в котором был создан человек соединяющий в себе самом через умные энергии ангелов с разумом и человеческим телом.

Церковь и видима и невидима, то есть она состоит из находящихся на земле воюющих и из пребывающих на небесах, то есть в славе торжествующего Бога.

В среде протестантов господствует мнение, что Церковь является только невидимой, а таинства Крещения и Божественной Евхаристии это всего лишь символические действия и что только Бог в действительности знает ее членов. Православная Церковь наоборот подчеркивает существование видимой Церкви. Вне Церкви нет спасения.

Церковь как тело Христово является жилищем нетварной славы Божией. Невозможно, чтобы Христос был бы отделен от Церкви, также как и невозможно, чтобы Церковь была бы отделена от Христа В Папизме и Протестантизме проводится явное различие между телом Христовым и Церковью То есть возможно такое что кто-то причастен телу Христову не будучи членом Папской церкви. Таковое невозможно для православного христианина.

Согласно кальвинистам Христос после Своего Вознесени пребывает на небесах и, следовательно, совершенно невозможно совершать преложение хлеба и вина в действительное тело и кровь Христа. О всецелом отсутствии Христа примерно в тех же рамках подчеркивается и в Папской церкви, поскольку только через молитву священника, в то время когда Христос якобы теперь не присутствует, теперь же Он нисходит с небес и совершается теперь таинство Евхаристии. Следовательно Христос пребывает отдельно от Церкви. члены церкви как было уже сказано выше имеют залог Духа и обожены.

В древней Церкви, когда говорили о теле Христовом и о Христе как главе Церкви, то конечно вовсе не считали что Церковь якобы распространена телесно во всем мире и что, например, она имела главу в Риме, одну руку на Востоке, а другую на Западе, но говорили о том, что Христос всецело существует в каждой части церкви, со всеми ее членами, то есть со Святыми и верными во Вселенной. Таким образом когда совершается Божественная Евхаристия, то, согласно Святым Отцам, присутствуют в данный момент не только Христос, но и все Святые и христиане всей Вселенной, она является в данной момент во Христе. Когда мы причащаемся одной малой частицей Святого Хлеба, то мы принимаем в себя всего Христа. Когда собираются вместе христиане для причащения, то собирается вместе вся Церковь, а не часть ее. По этой причине в святоотеческой традиции стало преобладать воззрение что церковь в монастыре должна называться «кафоликоном» (собором). Цель и предназначение всех верующих состоит в достижении обожения. Это конечная цель всех. Посему христианину следует восходить от славы к славе, то есть рабу следует стать наемником, а в последствии и сыном Божиим и верным членом Христа. Вне Церкви нет спасения. Христос преподал спасительную благодать всем людям. Если же кто-то спасается вне видимой церкви, то это означает что Христос Сам его спасает.

Если же он является инославным христианином тогда его спасает Христос, а не «Ответвление» к которому он принадлежит. Итак, спасение не совершается церковью к которой кто-то принадлежит, поскольку Церковь одна, которая спасает, то есть Христос.

Там, где нет православного учения-догмы, там Церковь не поднимает вопрос о действительности таинств (потому то их там не существует). Согласно Святым Отцам Православия догмат никогда на отделяется от духовности. Где имеется ошибочное вероучение, то там пребывает и ошибочная духовность, и наоборот. Многим свойственно отделять догмат от благочестия. В этом ошибка. Когда Христос говорит «будьте совершенны как и Отец ваш...»,то это означает, что всякому следует знать в чем состоит смысл совершенства. Критерием действительности таинств для нас, православных, является Православная веры-догма. В то время как для инославных христиан им является апостольское преемство. Для Православной традиции не достаточно признавать апостольство рукоположения, но необходимо иметь Православную веру. Благочестие и догма обладают тождеством и не отделяются друг от друга. Там, где имеется правое учение, там существует и правое делание. Православный означает:

а) правильная слава (правильное исповедание прославление Бога)

б) правое дело (правильный образ действий)

Воинствующая на земле Церковь - это Православная Церковь. Православная же вера и учение Священного Писания являются единым целым, и это потому, что вероучение имеется и имеет своим источником Священное Писание.

 

©перевод «Православного Апологета» 2014 год



Подписка на новости

Последние обновления

События