Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


 Фаворский Свет
Το Θαβώριον Φώς

Пресвитер Ангелос Ангелопулос настоятель храма Богоматери Миртиотиссы в Нео Фалиру, г. Пирей
Πρεσβ. Άγγελος Αγγελακόπουλος εφημέριος Ι. Ν. Παναγίας Μυρτιδιωτίσσης Νέου Φαλήρου Πειραιώς
 


Одним из основополагающих различий между Православием и римо-католицизмом является учение о Фаворском Свете.
Вопросом о Фаворском Свете Церковь занималась в 14 столетии, при этом главным выразителем со стороны римо-католицизма (папизма) учения о нем был высокомерный, гордый еретик, преданный на Православном соборе анафеме Варлаам Калабрийский, со стороны же Православия обличителем еретика был великий богослов Света, проповедник нетварной божественной благодати, антипапист и обличитель папства свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский.
Паписты, согласно изложению Варлаама, утверждали, что Свет Божественного Преображения является сотворенным. Он не является неприступным, он не есть истинный свет божества, но он ниже ангелов и поэтому ниже человеческого рассудка, мыслей и рассуждающих. То есть это материальный свет, который иногда становится видимым посредством чувств, а иногда растворяется и, в конечном итоге, сводится к «небытию», то есть этот свет был тленным и ограниченным.
К этой ереси, то есть что Фаворский Свет является сотворенным, римо-католики пришли потому, что они отождествляют нетварную божественную сущность с нетварными божественными энергиями. И поэтому они приписывают Богу сотворенные энергии. Римо-католики не принимают учение о нетварных божественных энергиях. Они верят, что Бог есть неприступная сущность и что Он не вступает с человеком в личностные отношения. Он действует в мире не непосредственно, но косвенно, с помощью тварных энергий. Для них божественная благодать — это величайшее творение, которое создал Бог для того, чтобы спасти человека. Поэтому, конечно же, тварной является и благодать таинств, точно также как тварным является Фаворский Свет Преображения Христа.
Однако эти взгляды папизма о Фаворском Свете являются неправославными и противоречат учению Святых Отцов. Свт. Григорий Палама и другие монахи доказали, опираясь на многочисленные святоотеческие тексты, что Фаворский свет не является вещественным и ограниченным, не является внешней силой тела, но славой и сиянием испостасно  соединенного с божеством тела. Он даже не является Светом сущности Бога, которая является незримой и непричастной, но энергией и благодатью Божией, досягаемой и причастной для достойных. Согласно решению Собора 1341г.. который считается VIII Вселенским собором, «Свет Преображения Господа является нетварным , и он не является божественной сущностью».
Также, согласно тексту Синодика Православия, Свет, который воссиял во время Преображения Господа, не является ни творением, ни сущностью Бога, но нетварной и природной благодатью, воссиянием и энергией, которая всегда нераздельно исходит из божественной сущности.  
В православном богословии существует различие между нетварной Божественной сущностью и нетварными Божественными энергиями. Несомненно то, что верующий человек не может вступить в общение с Божественной сущностью, которая всегда непостижима и неизреченна. Однако человек вступает в общение и делается причастным Божественным энергиям. Они, как и божественная сущность, являются нетварными и несозданными. Они являются нечто иным, отличным от божественной сущности, но не чем-то иным, отличным от Божеств. Верующий человек через покаяние, подвиг, молитву и участию в таинствах Церкви делается причастным нетварным божественным энергиям и становится «причастником божеского естества» . То есть посредством нетварных божественных энергий и сообразно мере своего духовного подвига сердце человек очищается от страстей, просвещается ум и он удостаивается возможности «видеть», созерцать, таинственным и неизреченным образом, божественную славу, нетварный Свет. Это является исихастской традицией нашей Церкви.
Римо-католики также считают, что Апостолы были в тот момент наивысшего созерцания Преображения еще не достигшими совершенства, по причине страха, которые  они испытывали при  виде пророков Моисея и Илии, появившихся на облаке.
Однако, согласно Константинопольскому собору и тому, как разъясняют Святые Отцы, этот страх, который самым тесным образом связан с благодатью, и он не был рабским, словно Апостолы будут наказаны или будут сожалеть, но страхом сыновства и страхом совершенным. Поскольку существует первоначальный (вводный) страх и страх свершенный. В данном случае речь идет о благодати, благоговении, поклонении великому таинству, которого удостоились узреть  его  созерцатели.
Все выше нами сказанное имеет сотериологическое измерение и следствия, то есть они имеют самое тесное отношение к спасению и жизни православного христианина. Поэтому, если божественная благодать является сотворенной, тогда человек не может достичь освящения, святости и обожения. Поэтому если говорить более просто некое творение — тварная энергия благодать — неспособна спасти, искупить и обожить другое творение, человека. Таким образом, западные христиане не говорят об обожении по благодати как о цели жизни человека, но только о нравственном совершенствовании человека. То есть, нам необходимо стать более нравственными людьми, но не по богами по благодати. Следовательно Церковь не является обществом обожения, но учреждением, которое предоставляет людям справедливость и оправдание согласно некоему гуманистическому  (антропоцентрическому), законническому и юридическому принципу с помощью тварной благодати. Идея и истина Церкви как действительно богочеловеческом обществе, следовательно, заключается в совершенном анализе.
Однако православный опыт и православная жизнь говорит об обожении человек по благодати, об освящении и о об обществе обожения.
Итак, давайте умолять и просить Преобразившегося Господа нашего о том, чтобы Он нас удостоил взойти на вершину горы Фавор и чтобы мы узрели славу Его Преображения, но прежде всего презрим все земное и очистимся от страстей и злых,  непристойных и хульных помыслов и совершим поклонение явившейся на горе Фавор Единосущной, Животворящей и Царственной Святой Троице — Отцу, Сыну и Святому Духу Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь!




© перевод И.С. 2012г.

Источник - πηγή: Ι.Μονή Παντοκράτορος Μελισσοχωρίου
 



Подписка на новости

Последние обновления

События