Святоотеческая позиция по отношению к вакцинам. Интервью с архимандритом Саввой Святогорцем. Часть 1.
На фото: архимандрит Савва Святогорец.
«Святоотеческая позиция по отношению к вакцинам, содержащим эмбриональные клеточные линии»
Интервью протопресвитера Петра (Хиирса) с архимандритом Саввой Святогорцем.
Часть 1.
Прот. Петр Хиирс (далее — о. Петр): Сегодня в нашей передаче «Православное мировоззрение»[1] вы увидите первую часть интервью с о. Саввой Святогорцем. Мы рассмотрим четыре вопроса:
I. Клеточные линии абортированных эмбрионов в производстве вакцин.
II. Отношение православных биоэтиков к использованию клеток в лекарствах.
III. Запрет на пребывание в храмах невакцинированных.
IV. Изменения, которые наблюдаются у многих вакцинированных людей.
Благодарим Господа за то, что Он сподобил нас с о. Саввой встретиться снова, чтобы ответить на некоторые вопросы наших ближних и оказать им какую-то духовную помощь, насколько это будет возможно. Большое спасибо, что Вы откликнулись на наше приглашение и пришли сюда к нам.
Архим. Савва Святогорец (далее — о. Савва): И я тоже благодарю нашего Бога, Святую Троицу, а также вас, дорогой о. Петр, за приглашение, которое является для меня честью.
О. Петр: Слава Богу!
Прошло вот уже полтора года с тех пор, как мы виделись с вами в последний раз — и, конечно, как мы все знаем, ситуация по-прежнему остаётся очень сложной. Люди ищут утешения и жаждут получить ответы на тревожащие их вопросы. За последнее время мы получили множество вопросов от верующих, проживающих в разных странах. Я буду задавать их в произвольном порядке, не соблюдая какой-либо очередности… и да просветит нас Господь, чтобы мы смогли ответить на них.
Отличительной чертой церковной жизни за границей является то, что мы, члены Церкви Христовой, предоставили слишком большую власть людям науки. Это видно повсюду. Мы, духовенство и народ, практически во всем следуем за учеными и оцениваем окружающую нас действительность с позиций рационализма. Хотя нам и известно, что в производстве этих вакцин использовались клетки абортированных эмбрионов, это нисколько не пробуждает глас нашей совести и не удерживает нас от использования этих вакцин, потому что мы полагаем, что «получим от них большую пользу»! Что говорит о такой позиции Святоотеческое Предание и наши Святые Отцы?
О. Савва: Благодарю вас за вопрос. Здесь мы хотели бы повторить одно из высказываний преподобного Никодима Святогорца, согласно которому, христианин может соучаствовать во зле, совершаемом кем-то другим, тремя способами.
Первый способ — это деятельное соучастие в злодеянии. Например, один человек делает аборт, а другой его сопровождает, помогает ему материально и т. д.
Второй способ — это поощрение злодеяния своим явным одобрением или похвалой. Несмотря на то, что человек не помогает злу, совершаемому ближним на деле, он, тем не менее, хвалит и подбадривает его, говорит ему: «Молодец! Правильно поступаешь!». Таким образом он становится столь же виновным в этом грехе, как и тот, кто совершает его.
И, наконец, третий способ соучастия во зле — это когда человек не помогает злоумышленнику лично и не хвалит его, но покрывает его действия молчанием. Видит, что другой грешит, творит зло, но ничего не говорит. Позволяет ему это сделать. И в таком случае тоже, говорят нам Святые Отцы, в частности преподобный Никодим Святогорец, ты тоже повинен в этом грехе.
Что касается производства вакцин, здесь мы имеем первый из этих трёх случаев, когда преступление совершается на деле (при поддержке и одобрении многих из нас). Умерщвляется большое количество эмбрионов, которые абортируются именно для этой цели, то есть для изготовления вакцин, которые правильнее было бы назвать диавольским зельем. Сами учёные, которые их делают, свидетельствуют о том, что либо на стадии экспериментального контроля, либо на стадии производства используются клеточные линии, которые получают ужасающим способом!
Расскажу вам об этом немного подробнее, чтобы стало понятно, насколько ужасно наше соучастие в этом преступлении, производстве подобных вакцин, сколь велик этот грех... Они находят несчастных созданий — женщин, пребывающих в психиатрических лечебницах, или заключенных, их оплодотворяют, а на третьем-четвертом месяце совершают им плановый аборт, который делают путем кесарева сечения (чтобы эмбрион был стерильным, без микробов). Эмбрион, как правило, извлекают вместе с маткой, так что женщина неминуемо становится бесплодной. А затем его расчленяют заживо, чтобы взять у него разные органы! Да-да, именно заживо, потому что органы, извлеченные из мертвого эмбриона, будут совершенно бесполезны для опытов. Невозможно будет использовать для получения так называемых клеточных линий мёртвые ткани, например, из почек. Повторяю: это те самые клеточные линии, которые применяются либо для экспериментального тестирования вакцины, либо для её производства.
В результате всего этого ужасающего процесса, помимо всего прочего, в наш организм попадут составные части и клеточные элементы убиенных человеческих эмбрионов! Значит, как ни страшно это звучит, речь идёт о некой форме каннибализма, ведь так? Когда кто-то принимает вакцину и вводит её в свой организм, он получает и клеточные элементы людей, то есть, по сути, человеческую плоть!
Эти утверждения верны и не являются чьими-то измышлениями. Это признают и те самые люди, которые производят эти препараты. Например, любой желающий может поискать в Интернете фамилию «Плоткин». Он входит в число создателей одной из таких клеточных линий, в чем он сам признается в своих показаниях под присягой во время допроса, который продлился девять часов. В 2018 году перед судом Плоткин подтвердил, что для производства одной клеточной линии было использовано 76 эмбрионов!
Это отчасти похоже на то, что происходит при так называемом донорстве органов. Для того, чтобы можно было использовать какой-то орган для трансплантации и пересадить его от донора реципиенту, при извлечении органа донор должен быть ещё жив. И поэтому так называемые ученые придумали понятие «смерть мозга» — что на самом деле не является смертью, потому что у человека ещё бьётся сердце — чтобы можно было получить органы живыми! И, конечно, таким образом происходит умерщвление донора, когда у него берут, например, сердце или целую печень для того, чтобы пересадить их реципиенту. Убийство другого человека ради продления собственной жизни не может иметь оправданий с точки зрения нравственности!
Точно так же и в случае с вакцинами совершенно неприемлемо и безнравственно убивать нерождённых младенцев для того, чтобы сохранить свою жизнь… То, что это всё равно не поможет — это отдельная тема для обсуждения…
Многие врачи говорят, что нынешние препараты на самом деле являются не вакциной, а продуктом генетических технологий. По сути, речь идет о генетической «терапии», применяемой к населению всей Земли, конечной целью которой является создание так называемого «метачеловека», то есть изменение нашей ДНК. Ученые уже давно предупреждали о том, что у людей под воздействием генетических препаратов будут происходить мутации и изменение ДНК.
Я снова возвращаюсь к вопросу о моральной ответственности. Разделяют её и те, кто через различные государственные структуры финансирует производителей этих «преступных продуктов», как очень метко охарактеризовал вакцины отец Стилиан Карпатиу в своих интервью. Также он написал два очень подробных письма Священному Синоду, доказывающие сказанное нами выше научными данными и ссылками: во всех применяемых ныне вакцинах — по крайней мере, здесь, в Греции, — либо на стадии производства, либо на стадии экспериментального тестирования использовались клеточные линии, получаемые столь ужасным способом.
Так что речь идет о соучастии в убийствах, в многочисленных убийствах, что, естественно, неприемлемо для христианина. Уже одно только это является препятствием к тому, чтобы христианин пошел и сделал эту прививку (не заслуживающую на самом деле такого названия).
О. Петр: Отче, мы слышим от некоторых людей, называющих себя православными биоэтиками, оправдания такого рода: они говорят, что «эти клеточные линии и так уже используются во многих препаратах вот уже многие десятилетия. Следовательно, контактирование с ними неизбежно, и нам не под силу его обойти. Нет никакого смысла в протестах, потому что наличие этих клеточных линий на сегодняшний день является некоей данностью». Они предлагают нам сдаться и обратиться ко Господу с такими словами: «Господи, прости нас и благослови нас на вакцинацию, ибо у нас нет другого выбора». Что вы скажете по этому поводу?
О. Савва: Думаю, что это неправильно. Возможно, и были некоторые препараты, которые и раньше производились с применением клеточных линий, но мы о них не знали. А теперь Господь сподобил нас узнать обо всех этих случаях, и о других лекарствах, и других препаратах, где производители используют клеточные линии из абортированных эмбрионов. И, конечно, христианин ни в коем случае, теперь, когда он это знает, не должен их применять. Неправомерно говорить, что раз это есть и в других продуктах, значит мы примем вакцину! Если нам и ввели нечто подобное прежде, это произошло только потому, что мы не знали об использовании в этих препаратах клеточных линий из абортированных эмбрионов. Но теперь, когда мы об этом знаем, мы, конечно, откажемся от них. И насколько это в человеческих силах, мы должны разузнать, какие компании и какие продукты, будь то фармацевтические, медицинские, вакцины и т. д., детские прививки и даже пищевые продукты включают в себя такие человеческие клетки.
О. Петр: Как можно охарактеризовать эту позицию с точки зрения духовности? Если человек предлагает такие вещи и во всем следует «рационализму», т. е. падшему человеческому разуму, значит, ему чего-то не хватает… наверное, страха Божия... И тогда он говорит: давайте грешить, потому что сегодня не прожить иначе…
О. Савва: Таким людям определённо не хватает страха Божия. В результате, происходит падение христианской нравственности. И они начинают действовать, руководствуясь не христианской этикой, а принципом «цель оправдывает средства», что является лозунгом иезуитов, еретическим догматом. Цель не оправдывает средства. Добро не есть добро, если не совершается добрым способом, говорят нам Святые Отцы.
О. Петр: Об этом писали многие Святые Отцы: и св. Григорий Богослов, и св. Ефрем Сирин — такова наша святоотеческая позиция по этому вопросу…
О. Савва: Конечно же, с этим согласны все Святые Отцы. Нельзя, например, украсть, а потом раздать милостыню с украденного. Это неприемлемо для Бога! И для того, чтобы жить самому, нельзя убить другого человека, отнять у него жизнь! Это ни в коем случае не допустимо с точки зрения христианской нравственности. Цель, какой бы хорошей она ни была, никогда не оправдывает средства, греховные и скверные. И нас не оправдывает то, что грешат многие или пусть даже все в нашем окружении. Поскольку сегодня все или очень многие люди используют такие препараты и нашу жизнь наводнило множество подобной продукции, это все равно не дает нам права пользоваться ими. Мы будем искать продукты, в которых нет таких клеточных элементов.
Есть ещё одно доказательство, поговорим и о нем. Как показал о. Стилиан Карпатиу, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила верхний предел содержания человеческих клеточных элементов в вакцинах, а это значит, что вакцины против этого вируса действительно содержат такие элементы (за исключением некоторых, которые производятся иным способом). Когда ВОЗ говорит, что содержание человеческих элементов в вакцине дозволительно до определённых пределов, это значит, что она косвенно признаёт их наличие в вакцинах этого типа.
О. Петр: Почему многие священники и архиереи говорят, что вакцина не только не плоха, но и весьма хороша, что это «дар Божий»? Нам доводилось слышать даже такое… Возможно, они несведущи в данных вопросах и не в курсе той информации, что распространяется сегодня? Знакомы только с историей давнишних вакцин, выпущенных много лет назад? В последнее время в некоторых частях света слышится следующее (кое-где это уже происходит, а в других местах это собираются ввести): вы не сможете войти в храм, если не будете вакцинированы. Следовательно, те, кто не привит, окажутся за дверью. Верующие тех стран, где это уже происходит, задают нам вопросы: «Что же нам теперь делать? Как нам жить духовной жизнью? Как мы будем причащаться? Как такое возможно, чтобы подобной позиции придерживались православные клирики?». Людям кажется невероятным, чтобы одни православные клирики оказывали давление на других клириков и на верующих, принуждая их делать прививку, как будто это не вопрос веры! И чтобы у нас не было свободы воли, не было возможности выбора... Как мы знаем, в Православном богословии даже Сам Бог не спасает человека насильно, хотя спасение души является высочайшим благом! «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»[2], — говорит нам Господь. Следовательно, как может архиерей, или священник принуждать верующего вколоть себе какой-то препарат, пусть даже хороший (мы-то знаем, что вакцина плоха, но я говорю предположительно, гипотетически)? И как они могут закрывать Божий храм для христиан, если те не вакцинируются?
О. Савва: Здесь мы совершенно ясно видим нарушение человеческой свободы, права выбора и удар по образу Божию (греч. τό κατ’εἰκόνα) в человеке. Главным элементом образа Божия является свобода воли (греч. τό αὐτεξούσιο), способность делать выбор между возможными способами действий. А когда применяется давление, принуждение, диктаторские меры (к сожалению, при содействии некоторых священнослужителей и высших церковных чинов), происходит настоящее нападение на творение Божие, на человека, и на тот основополагающий элемент человеческого существования, который называется свободой.
Мы уже говорили о том, что принятие вакцинации является соучастием в убийстве. Соответственно, не пускать человека в храм без вакцинации — это то же самое, что запрещать участвовать в богослужении тем, кто не причастен убийству! Что, конечно, является ересью на уровне нравственности.
Ересь имеет два аспекта:
1) уклонение от веры в догматах, то есть в вопросах христианского вероучения, веры в Бога, в Святую Троицу и т. п.;
2) уклонение от веры в образе жизни.
Например, тот, кто говорит, что убийство, совершенное «с благими намерениями», не является грехом, и принимает на деле все эти целенаправленные, запланированные аборты с целью производства вакцины, по сути, проповедует ересь своим образом жизни. В этом случае применимо то, что говорил св. Афанасий Великий о людях, имеющих еретические взгляды: ни в коем случае не следует вступать с ними в общение. Этот великий Отец Церкви предупреждает: «Если епископ или пресвитер, будучи очами Церкви, имеют недоброе поведение и соблазняют народ, то следует их изгонять»[3]. Как говорит Господь: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его»[4]. В духовном смысле «очами» или «глазами» Церкви являются священники и епископы. Поэтому, когда они проповедуют ересь либо на уровне нравственности, либо на уровне догмата, верующий должен отделиться от них. Св. Афанасий Великий говорит: «Лучше без них собираться в доме молитвы, чем вместе с ними, как с Анной и Каиафой, быть вверженными в геенну огненную»[5]. Ибо те, кто проповедуют ересь, по сути, снова распинают Христа, как это сделали первосвященники Анна и Каиафа. Святитель Афанасий Великий ясно указывает на то, что не следует ходить в те храмы, где проповедуется ересь: гораздо лучше оставаться дома и собираться без тех, кто может погубить наши души своим лжеучением. Святоотеческое слово совершенно недвусмысленно.
И вообще, мы должны знать, что послушание не является безусловным. Многие в Церкви говорят о послушании, пользуясь словами апостола Павла: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны»[6]. Конечно, это так, но ведь прежде сам Апостол Павел сказал: «взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»[7]. Он говорит, чтобы мы помнили своих духовных отцов, которые открыли нам Слово Божие, но при этом были внимательны к тому, каков образ их жизни и содержание их проповеди, а уже после им подражали! Он же сказал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема»[8]. Если кто-то другой, даже ангел с неба, скажет вам иное, не православное учение, да будет он предан анафеме. То есть, кто бы это ни сказал — какой-то один епископ или все епископы, или даже Соборы — когда сказанное противно слову Божию (как то, что говорят нам сейчас), мы не должны подчиняться.
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны», – повторяет вслед за апостолом Павлом святой Иоанн Златоуст. Но, истолковывая слова апостола, он вопрошает: «Когда следует повиноваться и покоряться, а когда отказаться от подчинения?». И дает нам ясный ответ: только тогда, когда от нас не требуют ничего, противного воле Божией. Сейчас речь идёт именно об этом: о нарушении заповеди Божией, которая говорит «не убий!». Можно сказать, что это — важнейший вопрос в области нравственности: христианину не позволительно убивать, тем более умышленно. Но даже непредумышленное убийство является крайне тяжёлым событием, накладывающим тень на всю дальнейшую жизнь человека. Есть Правило Церкви, которое гласит, что если священнослужитель совершит убийство и, пусть даже невольно, убьет человека (например, собьет машиной), он должен быть лишён сана!
Здесь возникает и ещё один вопрос насчет клириков, которые рекомендуют и подталкивают, а некоторые по своему произволу заставляют своих духовных чад прививаться. Если, вопреки всем ожиданиям, как говорят нам врачи, некоторые из этих духовных чад лишаются жизни, не подпадают ли под это Правило о невольном убийстве и те клирики, которые убедили их вакцинироваться? Не должны ли и они быть отстранены от священнослужения? Это ужасно! Иереи и архиереи, проталкивающие или рекомендующие эту вакцину, которая, не будем забывать, еще не испытана, должны подумать о своей ответственности. По словам ученых, в среднем требуется около пятнадцати лет, чтобы испытать, хороша ли вакцина для того, чтобы ее вводили людям. Эту вакцину испытывали всего несколько месяцев (если испытывали вообще, и еще следует разобраться, каким образом), и, естественно, эксперимент пока не завершен. Говорят, что сейчас мы находимся на четвертой фазе, экспериментальной, которая завершится в 2023 году. Это говорят сами производители вакцин.
О. Петр: Если позволите, я кое-что добавлю по этому поводу... Конечно, хочется верить, что большинство людей не получали информации о безнравственности нынешней вакцинации и согласились на прививку потому, что они не понимают, что она собой представляет. Меняет ли это каким-либо образом суть дела и позицию, которой должен следовать верующий? И каковы критерии для оценивания? Один просто вакцинировался сам, а другой привился сам и убеждает других. Третий делает это условием для участия в Божественной литургии. Является ли неведение смягчающим обстоятельством? Каковы те границы, после которых начинается ересь?..
О. Савва: Конечно, вы правы. Многие принимают вакцинацию по причине невежества, отсутствия надлежащих научных знаний. Вероятно, некоторых подталкивает к вакцинации и страх за свою жизнь, хотя у христианина нет оснований бояться. К сожалению, среди причин есть и случаи финансирования, и принуждение посредством угроз. То есть некие лица (темные центры и т. п.) привлекают к сотрудничеству клириков, высшее духовенство, предлагая им определённые средства, а в случае отказа ставится под угрозу их положение и т. д.
По поводу страха я хотел бы сказать вам нечто очень важное. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил: «Что такое смерть? Ты как будто открываешь дверь и переходишь в другую комнату». Страх смерти не является оправданием для нарушения заповедей. Тем более, негоже бояться смерти священнослужителю и говорить, что «наивысшее благо — это здоровье»! Здоровье может и не быть для кого-то благом, если оно не используется должным образом и человек согрешает…
О. Петр: Значит, если кто-то боится, а особенно клирик, то тогда происходит отступление, отступление от Божественной благодати?
О. Савва: Конечно.
О. Петр: Повсеместно наблюдается падение духовности…
О. Савва: Да. Потому что в данном случае человек испытывает не страх Божий, который является Божественной энергией, Божественной благодатью, а плотской страх за свою временную жизнь, который подпитывает лукавый и, конечно же, наше самолюбие.
Иногда бывает и так, что некоторые прививаются, не зная, что представляют собою вакцины. Однако за последнее время появилось столько материалов о вакцинации в открытом доступе, что подобное «неведение» оправданием быть не может. В интернете размещена статья одного иеромонаха из Элладской Церкви, которого мы знаем лично, где он рассказывает о своем состоянии после вакцинации и о том, какой душевный упадок он испытал, когда сделал первую дозу вакцины Pfizer!
О. Петр: Это действительно замечательный текст! Потому что в нем…
О. Савва: В нем видна истина. И это не единственный опыт. И у вас, и у меня тоже есть личные свидетельства от людей, которые рассказали мне об изменениях, происходящих в личности, в настроении, в психологическом настрое, в душе, в психике вакцинированного. Люди духовные, которые обычно ведут себя кротко, спокойно и благоразумно, сделав прививку, преображаются, меняются. Они становятся раздражительными и беспокойными, становятся дикими, становятся злыми… И это естественно, потому что клеточные линии производятся путём плановых абортов…
О. Петр: Сатанинское преступление…
О. Савва: Да… и мало того, что эти аборты представляют собой спланированное убийство, по-видимому, существует и ритуальное приношение этих жертв сатане! Речь, по сути, идёт о человеческих жертвоприношениях лукавому… Так что вся эта диавольская жидкость заряжена демонической энергией.
О. Петр: Я задам вам последний вопрос, а затем мы перейдем к другой теме. Многие люди говорят, что после вакцинации они не изменились и их поведение осталось прежним. Как это объяснить?
О. Савва: Очевидно те, кто не чувствует в себе никаких перемен, не имеют развитых, как говорят Святые Отцы, духовных чувств, то есть они не обладают должной духовной чувствительностью, чтобы осознать происходящие в них изменения. Например, если ударить того, кто находится в глубокой коме, он, конечно, ничего не почувствует. Однако человек, живущий духовной жизнью, подвизающийся в добродетели и подвергнувшийся вакцинации по неведению, как наш знакомый иеромонах, очень хорошо почувствует это духовное падение и бесовскую энергию.
Зачитаю лишь несколько строк из его статьи, с которой вы можете ознакомиться в интернете:
«Подойдя к центру вакцинации… я ощущал исходящее оттуда зловоние. Это меня весьма смутило. После того, как я сделал прививку, мир вокруг меня изменился. На выходе я почему-то не смог надеть на голову свою священническую камилавку»! Теперь ему стало стыдно носить камилавку, свидетельствующую о его статусе священнослужителя. «И потому, — продолжает он, — я понёс её в руках».
Когда он вернулся домой, то пошёл в ванную, чтобы умыться, и, увидев себя в зеркале, ужаснулся своему выражению лица. «На следующий день я отправился за покупками в супермаркет. Неожиданно я обнаружил, что пасхальное приветствие вызывает у меня сильнейшее чувство стыда (это был период Пятидесятницы, когда православные приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!»).
Через день он пошёл на приход к одному знакомому священнику, но, войдя в алтарь, он не испытал благоговейного трепета, у него словно что-то умерло в душе. Радость, которую он испытывал прежде во время Божественной Литургии, куда-то исчезла... На следующий день он осознал, что испытывает нестерпимые угрызения совести: его сердце словно пронзила игла, и его мучала боль, подобной которой он никогда не испытывал в жизни.
В течение 13 дней он чувствовал страшную тревогу, «не мог спать и не находил себе покоя».
И «теперь, — пишет он дальше, — позвольте мне рассказать самое страшное. Меня начал преследовать сатана. Его звериный оскал все время стоял у меня перед глазами, на расстоянии примерно 20 сантиметров от меня, и ночью, и днём».
То, что я сейчас говорю, — это не фантазии и не какие-то выдумки. Это реальное положение вещей…
18.10.2021
Продолжение следует…
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=7XH2GZfN2Z8&t=301s
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
http://myrophoros.blogspot.com/2022/01/1.html#more
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
[1] Греч. «Τό Ὀρθόδοξο Ἦθος», — прим. переводчика.
[2] Мк. 8, 34.
[3] Ἁγίου Ἀθανασίου, P.G. 35, 33-ΒΕΠΕΣ 33, 199.
[4] Мф. 18, 9.
[5] Ἁγίου Ἀθανασίου, P.G. 35, 33-ΒΕΠΕΣ 33, 199.
[6] Евр. 13, 17.
[7] Евр. 13, 7.
[8] Гал. 1, 8.