Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

14/ 27 ноября память свт. Григория Паламы,

архиепископа Фессалоникского

 

Христообразное преображение ума1

̔Η χριστοειδὴς μεταμόρφωση τοῦ νοῦ

 

г. Георгий Ментзаридисовский факультет Фессалоникского университета

 

Борьба за очищение ума и стремления направленные на правильное его направление остается как правило для нашего времени чем-то неведомым или же считается в большей мере какой-то роскошью, которая не касается простого христианина .

Те же, которые насколько проникаются духом христианского делания, насколько они его познают, настолько они и противостоят таким явлениям как обманчивым теориям, которые не менее и не более как уводят человека от его главного дела.

Только реальная религиозность, которая ограничивается лишь нуждами видимого характера и требует непосредственного противостояния им, считается за авторитетное Христианство или реальное Православие.

Впрочем это связано и с беспокойным и поспешным желанием увидеть и поражаться сразу же плодами его действий, и с таим расположением души оказываются связанными механизмы, которые обслуживают и и воздействуют на нашу жизнь.

Бы бьемся над тем, чтобы приобрести механизмы, движемся с помощью механизмов, думаем с помощью механизмов и в конечном результаты мы становимся сам механизм и «по образу и по подобию» механизмов, которые сами и изобретаем. Ум не имеет механизмов для того, чтобы его можно было бы очистить и чтобы его правильно направить.

Мы забываем о том, что мы нуждаемся в очищении и правильном направлении нашего ума. Но механизмы для того, чтобы наш ум был очищенным и правильно направлен испытывают потребность в том, чтобы верно функционировать и не чтобы они обращались против нас же самих.

Поэтому сегодня, в большей мере чем когда бы то ни было, механизм преобладает в нашей жизни, и необходимость в очищении и верном направлении нашего ума приобретает большую остроту.

 

* * *

Все зло, которое существует в мире имеет своим началом наш ум. Хотя он является высшей частью нашего бытия. Сотворение человека «по образу» Божию отражается прежде всего в уме. Он является «зерцалом»2, то есть зеркалом, которое отражает своего Создателя.

Когда ум человека направлен к Богу , тогда он приемлет божественный свет и сам становится светом. Но когда же он отвращается от Бога, он теряет свой свет, помрачается и движится во тьме. Он порабощается мирским заботам и попечениям, он подвергается изменению по причине страха и смущения и забывает Бога и самого себя.

«Упразнитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог», говорит устами псалмопевца Дух Божий. Когда мы познаем Кем является Бог, тогда мы познаем каковым является и человек.

Как Бог, говорит свт. Григорий Палама, точно также и ум созданный у человека «по образу», обладает сущностью и энергией.

Энергией ума является мысль. Когда ум человека оказывается помраченным, его мышление, которое движется во тьме, находится в плену чувств и страстей и становится скотским или демоническим. «Ум же, который отошел от Бога становится или скотоподобным или демоноподобным и, выступив за пределы естества...всецело отдает себя плотским вожделениям и не знает меры удовольствиям».3

Это произошло по причине падения человека. И это продолжает совершаться со всеми рожденными от Адама. Падение первого человека совратило все человечество.

Поэтому появилась необходимость в явлении нового Адама, Христа, для того чтобы создать новое творение, Церковь. И Он Свои заповеди, которые являются светом новой жизни, которые призваны к тому, чтобы верные жили.

 

* * *

 

Через Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Божественной Евхаристии в человеке обитает Христос. Это не означает, что Христос как то автоматически изменяет человека. Человек продолжает хранить свою природу.

Христос открывает путь обновления и подает Свою благодать для того, чтобы человек по своему свободному произволению последовал за Ним. Если же он не захочет, чтобы в нем обитала Божественная благодать, если он не будет стремиться к тому, чтобы его воля согласовывалась с волей Божией, и если он не будет упорядочивать свою жизнь сообразно Его заповедям, то благодать останется без плода.

Мы, говорит апостол Павел, «имеем ум Христов». То есть христианин обладает умом и мыслью Христа.

Как зеркало, говорит свт. Григорий Палама, когда оно приняло свет солнечного луча, создает и свой собственный луч, точно также и ум человека, когда он принял свет Христа, он и сам становится светом и излучает этот свет на других.

Однако для того, чтобы зеркало отражало солнечный свет, необходимо, чтобы оно было бы чистым. Если же оно оказывается испачканным и загрязненным, то такой свет, пусть даже и падающий на него, то он сможет отражаться.

Тоже самое происходит и с умом человека. Когда же он оказывается помраченным и испачканным, то свет Христов, ум Христа, не отражается на его поверхности.

Грех помрачает ум человека и страсти загрязняют его поверхность грязью. Он становится скотоподобным и демоноподобным. Скотоподобным, потому что он сам окружен грязью, а демоноподобным потому что совращает и других к этой грязи, и чтобы стать средоточием грязи и разрушения.

Насколько же невыносимым особенно сегодня становится это явление! Насколько же же мы становимся сами жертвой этих состояний!

Для того чтобы выйти из этого болезненного состояния требуется очищение, очищение нашего ума. «Аскетические подвиги очистили ум» свт. Григория и вполне стал проповедником Света божественной благодати.

И первое, что нам необходимо делать, так это по силам нашим подражать Святителю.

Исправление ума, как об этом учит свт. Григорий Палама начинается с возвращения его в самого себя.

Если же человек не отвяжет свой ум, то есть свои мысли и помышления от страстей и от греха, если он не придет в состояние безмолвия и не обратиться в покаянии к себе и в Богу, он не сможет найти духовное богатство, которое он восприял.

Свт. Григорий, истолковывая притчу о блудном сыне, говорит, что имение человека — это его ум. Когда же человек совратился к греховной жизни, ум его рассеивается и прилепляется ко страстям. Тогда человек влачит жалкое духовное состояние и не спасется, если не покается и не обратится к Богу.

Покаяние и обращение нашего ума к Богу не происходит каким-то образом, как некое движение в- никуда. И оно не происходит как некое движение, которое обращено на внешнее.

Оно происходит при обращении нас к самим себе. Оно происходит при обращении энергии нашего ума, мысли и помышлений наших к «сокровенному в сердце человеку».4 Оно свершается при личной встрече и соединении с Богом, Которые обитает внутри нас стем, чтобы очищать наши ум и сердце и их просвещать светом Его божественной славы.

С тех пор как мы были крещены во имя Святой Троицы и были причтены к Церкви Христовой, мы имеем в самих себе самого Христа. Поэтому то мы и носим Его имя, называясь христианами.

Но это аналогичным образом приводит к соответствующему отношению ко Христу и к образам-иконам Христа, которыми являются окружающие нас люди.

 

* * *

 

Что же касается суда, то важно сделать замечание, что суд Христа над людьми будет совершаться на основании любви, которую люди явили ко Христу.

Тогда тем, которые окажутся по правую руку Христа, Он им скажет: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от с; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне», поэтому

И на недоумение праведников касательно того, когда они видели Христа алчущим или жаждущим и Его напоили или странником и приняли, то ответ Христа будет следующим: «Так как в сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

В лице ближнего находится Сам Христос, поэтому. Поэтому и любовь к ближнему, которая является любовью к Самому Христу, имеет в христианской жизни первостепенную важность.

Но Христос, который пребывает в лице нашего ближнего, обитает и в нас, в каждом из нас. И когда мы Его забываем, Он стучится в двери нашего сердца, дабы мы ее открыли для того, чтобы Он вошел к нам и сотворил с нами вечерю.5

И пища Христа, питие Его, кров Его, одеяние Его, упокоение Его находится в нашем сердце. Он находится там, где нем необходимо сосредотачивать наш ум.

Когда же мы рассеиваем наш ум обращая его на страсти и наслаждения, когда мы изводим себя жизненными хлопотами и лишаем его духовной пищи, когда мы его оставляем дабы он блуждал как бездомный в нищете и смущении из-за греховной жизни, то мы делаем в нас Христа жаждущим, голодающим, странником, нагим, немощным и заключенным.

И когда не приемлем любви Христовой, Который стучит в двери нашего сердца, то мы в действительности не приемлем любви, когда она нас сближает с личностью нашего ближнего.

 

* * *

 

Любовь человека в Богу или ближнему рождается или умирает внутри самого его сердца: в «сокровенном сердца человеке». Там, где пребывает свт. Григорий Палама, а также и все святые нашей Церкви, там его ум находится в состоянии сосредоточенности.

Когда ум человека разбивает страсти и грех, когда он пребывает в безмолвии и обращается в покаянии и молитве к сердцу, он встречается со Христом и просвещается Его Светом.

Поэтому и молитва, которая непосредственно связана со сосредоточенностью ума, ограничивается только одной фразой «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя»,дабы не рассеивать ум, но сосредотачиваться на имени Христа и на просьбе о милости.

Так исчезает внутри человека грех и христианская жизнь приносит свои плоды. Таким образом осуществляется «животворное умерщвление» пожелания и его мысли, и происходит его вступление в неограниченные горизонты божественной свободы. Так что и он вместе с апостолом Павлом может говорить: «А мы имеем ум Христов».

По причине помрачения ума человека в мире стало появляться и создаваться всякое зло. Поэтому и исчезновение этого зла возможно только через просвещение ума Светом Христовым, благодаря христообразному его преображению.

Это внутреннее преображение пережил и свт. Григорий Палама благодаря аскетическим подвигам, и к нему нас он призывает совершением его памяти.

Святые, говорит свт. Василий Великий, как образы-иконы «одушевленные жительства по Богу, о которых воз вещается памятью благих их дел».6

Если мы хотим чтить память Святого, то мы призываемся почтить, насколько это возможно, его творения.

Давайте очистим, насколько это возможно, наш ум и предоставим его, как его предоставил и свт. Григорий Палама, водительству к Богу и чтобы он просветился го нетварным Светом.

Великим был он, столь малы мы. Но когда мы делаем и то малое, что мы можем, то мы будем иметь право непосредственно обращаться к Святителю и его просить:

 

« ̓Αλλ ̓ ὡς νοῦς Νοΐ τῷ πρώτάμενος,

Πρὸς Αὐτὸν τὸν νοῦν ἡμῶν, πάτερ, ὁδήγησον,

ἵνα κράζωμεν, χαῖρε κῆρυξ τῆς χάριτος».

 

Но яко ум Уму Первому педстояй,

к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:

радуйся проповедниче благодати.

 

 

© Перевод «Православного Апологета» 2012г.

1Περιοδ. « ̓Ορθόδοξη Μαρτυρία» Κύπρου, ἀρ. 45/Χειμώνας 1995, σελ. 21-25. ̔Ο

 

τίτλος καὶ ἡ τακτοποίησις τῆς δομῆς τοῦ ἄρθρου εἶναι ἰδικά μας

 

2«ἔσοπτρον »

3 ̔Ομιλία 51, 6, О том, что пнепрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием и утверждением всякого блага и предоствращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого состояния., с. 259-260. Омилии М. 2008,

41 Петр. 3, 4

5Апок. 3, 20

6 ̓Επιστολὴ 1, 3 PG 32, 228C.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События