|
Инославие и экуменизм
Афонский меморандум об участии Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей Ὑπόμνημα τοῦ Ἁγόυ Ὄρους για τὸ Παγκόσμιο Συμβούλιο Ἐκκλησιῶν[1] (расширенный вариант)
Ὑπόμνημα τοῦ Ἁγόυ Ὄρους για τὸ Παγκόσμιο Συμβούλιο Ἐκκλησιῶν[1]
1Об этом столь ясно и конкретно свидетельствует 1 каноническое правило свт. Василия Великого, но которое постоянно пытаются избегать, либо перетолковывать в совершенно неверном смысле, чуждом Православной Церкви.
Курс экуменического диалога в свете православного святоотеческого учения и церковного догматического сознания
архимандрит Афанасий, проигумен священной обители Большие Метеоры
Η πορεία του οικουμενικού διαλόγου
Наше время, по несчастью, испытывает огромное влияние со стороны многочисленных ересей и, главным образом, со стороны «всеереси» межхристианского и межрелигиозного экуменизма, который проявляет себя и навязывает свою волю с помощью терминологии, с помощью средств и реальных действий движения Новой Эры. В этом и состоит отличие современных разнообразных ересей от древнейших ересей известных в нашей церковной истории: они не выдвигают некой конкретной истины, но некое итоговое, целостное строение православной веры, однако без внешнего его оспаривания. Конечно же униатствующий характер экуменизма, который в наше дни стал более прочным, основывается на откровенно неоэпохальной логике. Он лишь внешне затрагивает православие, но лишает его богооткровенного и сотериологического характера, поскольку отождествляет и приравнивает православие к ереси, которую признает за некое иное выражение истины. Метод современного Экуменизма Анализ методов Новой Эпохи конечно же не является предметом нашего исследования и не составляют содержание при раскрытии данного вопроса. Мы только собираем колосья после жатвы в непосредственной связи с тем, что нас касается, мнениями, понятиями и представлениями полного ниспровержения вещей, превращения истины в ложь и лжи в истину, навязыванием мнений как верных средств продолжающегося повторения их (закон обычая) , выставлением напоказ и главным образом навязывание образа , тактики волокиты, желанного двойственного значения, двуязычие, искусственная неясность слов и документов-текстов, путаница и заблуждение. Поддерживая эти методы Новой Эры современный экуменический диалог предпринимает попытку с помощью уловок , ухищрений в обобщениях пытается навязать совершившиеся факты в отношения нас православных с инославными. Догматические отличия пересматриваются и не представляются для обсуждений, решения и каноны нашей Церкви нарушаются и оставляются как вышедшие из употребления, догматы нашей веры порочатся во время собеседований «богословов», истина уравнивается и смешиваться с ересью.
Единственное, что указывает на расцвет, принося щедрые плоды в некоем безудержном энтузиазме так это преизбыточная любовь, вежливость, лихорадочная дипломатия, безотчетная и бессознательная ревность. Очень точно описал ситуацию несколько лет назад отец Димитрий Станелю (Staniloae), когда он писал: Папство является ересью
Многие говорят, что римо-католики (паписты) не еретики, но раскольники, или же что папство не было официально осуждено как ересь на Вселенском Соборе и так далее.
Осуждение заблуждений папизма
Заблужения римо-католиков (папистов) были осуждены как еретические многими Православными Соборами. Мы непосредственно представляем их определения: перевод: «Православный Апологет» 2011г.
Попытки к содинению после Схизмы и современный диалог Протопревситер Георгий Металлинос
Ἑνωτικὲς προσπάθειες μετὰ τὸ σχίσμα καὶ ὁ σημερινὸς διάλογος
Τοῦ Πρωτοπρεσβυτέρου Γεωργίου Δ. Μεταλληνοῦ
часть 1 Единство является принадлежностью Церкви, как тела Христа и как общению во Христе. Истинная Церковь «только одна и единственная». Согласно совам Символа веры.i1 Внутренне единство Церкви проявляется и внешне как единство веры, богослужения, через участие в тех же Таинствах, но и в устройстве в центре которой находятся епископы. Итак, единство является догматическим, литургическим и устройств-каноническое2. Поместные Православные Церкви выражают «мистическое» свое единство в един теле Христа с помощью высочайшего свого органа, которыми являются Вселенские соборы3. Всякое отступление от основополагающих этих условий и необходимостей для сохранения церковного единства вносит раскольнически-схизматическое положение через отделение новшеств и заблуждений от единого тела. Поскольку пребывая верным апостольском и святоотеческому преданию тела Христова, и посему не отделяется, но « те которые отделяются становятся сгнившими», согласно характеристике свт. Иоанна Златоуста. Схизма 1054г. Это сотрясающее событие церковной истории, поскольку «пришел к драматическому завершению длительный процесс накопления отличий»4 Западной Церкви от Восточной и ее впадения в «Папизм»5. Историки отмечают следующие основные причины раскола:
Первенство относится ко всем богословско-экклезиологическим и политическим притязаниям пап. Возвышение папы над всеми другими епископами привело к его возвышению и над Вселенскими Соборами, следовательно, и над всей Церковью. С помощью первенства преобразование папства привело Запад к «коренному отчуждению самого от основы экклезиологической истины», и привело к «появлению иного отличного христианства, к противоположностям евангельскому образу жизни и спасения человека»15. Трагедия разделения христианского мира и его мучительное продолжение, как и удручающее политическое развитие на Востоке, послужило в качестве оснований для целого ряда попыток для восстановления единства. Запад впрочем, не имел отрицательного отношения к движению восточных христиан к соединению, поскольку оно воспринималось папами благожелательно ради распространения своего господства и на Востоке16. Инициатива этих попыток к соединению почти что всегда исходила от Православного Востока под давлением обстоятельств и поэтому Восток стабильно находился в менее благоприятном положении. Так, в то время как в конце 11 столетия папизм входит в «область борьбы»17, когда проницательная Анна Комнина вела «борьбу с отстаиванием папами своей всемирной власти»18, Восток столкнулся с опасностью продвижения вглубь империи турок-сельджуков. Согласно некоторому подсчету в 11 веке обсуждались основные возможные попытки к восстановлению церковного единства между Востоком и Западом19.
а) Император Михаил VI Парапинакис (1071-1078) отказался удовлетворить основным папским притязаниям папы Григория VI Гильдебранду (1073-1085)в 1073г.20, но «области борьбы» не стал отказывать в осуществлении плана папы в походе против неверных. Во всяком случае с самого начала соединение рассматривалось обеими сторонами как нечто само собой разумеющееся, несмотря даже на различное понимание соединения каждой из сторон.
б) Император Алексий I Комнин (1061-1118) возобновил попытку к соединению, обратившись к папе Урбану II (1088-1099) в 1095г.21, который начал первый Крестовый поход. Крестоносцы «несколько раз отклоняли свое посольство, лишь увеличивая разрыв вместо того, чтобы преодолеть церковную пропасть между Востоком и Западом и обостряли богословские противоречия»22. И поэтому, так как папы использовали и их для осуществления своих планов на Востоке, что впрочем, доказал IV Крестовый поход (1204г.). В 1098г. Был созван собор в Бари по вопросу о Filioque, и папа анафематствовал тех, кто не принимал соответственно это учение. Однако переговоры оказались безрезультатными, поскольку Восточные не согласились с внесением вставки в Символ веры23. в) Сам император призвал на переговоры в Константинополь в 1111 и 1113гг. По вопросу о Filioque и об опресноках. В сущности со стороны Восточных было выражено согласие на принятие «преимущества чести»для папы, но в рамках Пентархии патриарших кафедр24. г) При императоре Иоанне II Комнине (1118-1143гг.) состоялись прения в Константинополе (1135г.)25 при стремлении к достижению политического взаимопонимания. Но обсуждались вопросы о Filioque, о хлебе Божественной Евхаристии и впервые вопрос о первенстве папы. Встреча завершилась молитвой, «дабы скорее через главный собор была бы устранена причина схизмы»26. д) При императоре Мануиле I Комнине (1143-1178) западные епископы прибыли в Константинополь в качестве посланников папы Каллиста III (1160-1178)27. Патриарх Михаил III Анхиал (1170-1177) собрал поместный собор в 1170, но разделение между участниками собора привело в неудаче. Папа Александр III (1159-1181) поставил в качестве условия для соединение принятие папского первенства и его избранничества. Каждая сторона пыталась навязать одна другой свою позицию, но согласно Василию Стефаниду, «ни те, ни другие, которые шли на уступки и которые стояли в правде, поскольку не убеждались в ошибочности своих догматов28». Но значение имеется, и оно состоит в том, что духовно, богословски и экклезиологически восточные христиане сохранили свою чуткость.
Падение Константинополя и его разграбление крестоносцами во время IV Крестового похода (1204г.) подали новые поводы для богословских контактов с Западом, новое основание, когда теперь со стороны Запада была создана новая опасность. Восточные рассчитывали на помощь папы в восстановлении Константинополя, пусть даже и на его нейтралитет. Но в действительности, было нечто безрассудное. е) Первый папа после падения Константинополя Иннокентий III (1198-1216) посылал последовательно трех своих кардиналов (1204, 1205, 1208) в Константинополь для проведения переговоров, чтобы признать первенство папы29. Аналогичные собеседования произошли в 1206 и 1214гг при давлении со стороны франкского государства30. В первый раз одна часть восточных понимала и утверждала, что существует необходимость в созыве Вселенского собора для того, чтобы представить этот вопрос в рамках церковной традиции и на основании древней Пентархии. Папа считал, что пришло удобное врем для XII Вселенского собора на Западе в Латеране (1215г.) Однако на нем не были представлены православные и тем самым не была своевременно предоставлена возможность для богословских прений. Иннокентий, в качестве уступки восточным предложил на этом соборе теоретическое основание Унии (терпимость к восточным обычаям). ж)Новые переговоры происходили при императоре Иоанне III Дуке Ватаце (1222-1254) в Никее и Нимфее (в первой половине 13 века)31. В первый раз православные столкнулись лицом к лицу с учением о чистительном огне и вели против него полемику. Между прочим они стремились найти компромиссное решение по вопросу о Filioque на основании предложенного выказывания-фразы богослова Иоанна Ватацы «от Отца через Сына» (εκ του Πατρός δι’ Υιού) . Иоанн Ватацы сделал по отношении к пае уступку (после 1250г.): он принял первенство папы, поминовение его во время богослужения и его обжалованию (обжалования судебных решений) однако с двойным определением: дисциплинарные решения папы не противоречили бы Вселенским соборам и не делать приемлемым учение о Filioque в качестве учения и как добавление32. Однако сын Ватацы, Феодор II, Ласкарис (1254-1258) отверг папские притязания (1254), имя стремление, как «византийский» император созвать Вселенский собор и чтобы быть председателем и арбитром во время прений разногласящих сторон33. з) При императоре Михаиле V Палеологе (1259-1282) были предприняты некоторые новые попытки (с 1261г.) с той целью, чтобы отразить латинскую опасность и воскресить империю34. Папы не отвергли возникшие в связи с этим возможности, поскольку из них ожидали извлечь свою пользу. Однако они возложили тяжелые повеления: полное принятие первенства папы и римского учения. Император проявил крайнюю снисходительность, по причине личных проблем35, он предпринял все, чтобы оказать давление на православное духовенство, который окончательно уступил и подчинился. Духовенство по требованию императора Михаила, стало поминать папу, приняло избранничество и первенство папы, однако на том основании, что они были бы согласны с церковными постановлениями. В итоге согласно желанию императора на папском XIV Вселенском соборе в Лионе , в1274 была принята уния. Однако, несмотря на насилия со стороны императора Михаила, уния-соединение не было волне принято на Востоке, но только сотрудниками императора, с выдающимся в последствии патриархом Иоанном Векком (1275-1282)36. Мощное сопротивление патриарха Арсения Авториана (1255-1260) привело к «арсенитскому расколу»37. е) Император Андроник III Палеолог, младший (1328-1341гг.) дважды предпринимал попытку направить в Авиньон папе православное посольство38. В 1333г. Посланцы папы прибыли в Константинополь, но покинули столицу, ничего не достигнув. В 1339г. посланные «византийские» посланцы во главе с Варлаамом Калабрийским прибыли в Авиньон к папе Бенедикту II , но вновь попытка оказалась безрезультатной. и) Продвижение вглубь Малой Азии османов заставило императора Иоанна V Палеолога (1341-1391) дважды направляться к папе Иннокентию VI в Авиньон, обещая ему полное подчинение. Он же в 1355 послал своего сына Мануила в качестве заложника39. Но и сам Иоанн направлялся к папе Урбану V (1362-1370) В завершении встречи при полном согласии было принято решении об официальном принятии папского учения. Однако, в конечно итоге, ожидаемая от Запада помощь не спасла византийцев, поскольку никто из западных правителей не откликнулся на призыв папы к Крестовому походу. Совершенно верное замечание делает приснопамятный Василий Стефанидис: «Было доказано, что церковная уния не была бессильна в том, чтобы спасти византийское государство»40. к) Однако, непрерывно возрастающая угроза со стороны турок-османов не позволила сделать необходимые выводы из всех этих всех несчастий и осуществить лживые надежды. Во- истину безрассудным шагом можно считать последнюю и весьма важную попытку к соединению — Ферраро-Флорентийский собор (1438-39)41. Главными инициаторами являются императоры Иоанн VI или VII Палеолог (1425-1448) и папы Мартин V (1417-1431) в начале, и папа Евгений IV (1431-1447). Созываемый в будущем Вселенский собор нашел верную оценку православной стороны, несмотря на то, что с 11 столетия Соборы, даже и вселенские для папизма, имели для папы лишь совещательный характер. Они в действительности имели важность , так как в большинстве случаев они имели созревшие униональные стремления. В начале они вели пространные и обстоятельные прения на чисто богословском уровне. Высокомерие папы, являющееся причиной первенства, было причиной всех папских давлений на восточных христиан, при наиважнейшем перенесении трудов собора во Флоренцию (январь-февраль 1439г.0 Согласно Василию Стефанидису: «Давая суждение решениям Флорентийского собора я замечу, что основания, на которых было принято соединение-уния, являются теми, которые предложил собор в Лионе, то есть принятие первенства папы и римского учения, но здесь же велись прения, определены детали и сделаны заключения»42. Это замечание В. Стефаниду является не только точным, но и весьма поучительным, поскольку эти основания, несмотря на обманчивые и ложные феномены, непосредственно относятся к контактам римо-католической стороны сегодня, с терпимостью и одобрением относящейся к православным, стремящимся к соединению, не взирая на то, что ими говорится совершенно противоположное. Наше личное убеждение состоит в том, что современные диалоги по достижению единства являются ни чем иным как продолжением Ферраро-Флорентийского собора при неизменности стремления внушения уважения к нему со стороны униатствующих православных, и конечно же папизмом, на всем протяжении диалога. Некоторое сопоставление подходов в стремлении к соединению «византийского» периода и богословских диалогов нашего времени нам открываются и соответствия и совпадения, так что вполне закономерным становится слово о продолжении, не только в главной цели, которым является соединение, но даже и в частных деталях используемых методов.
Перевод выполнен «Православным Апологетом» 2011. при частичном или полном использовании текста ссылка на apologet.spb.ru обязательна Источник: неполная версия доклада в «Πειραίκη Εκκλησία», αριθμ.φύλλου 216, Ιούνιος 2010, σ. 28-31, мы публикуем полный вариант статьи.
1Βλ. Ιωάννου Ν. Καρμίρη, Ορθόδοξος Εκκλησιολογία, Αθήναι 1973, σ. 237. 2 Там же., σ. 260, 262. 3 Там же , σ. 252 επ. 4. Βλασίου Ιω. Φειδά, Εκκλησιαστική Ιστορία, τ. Β’, Από την Εικονομαχία μέχρι τη Μεταρρύθμιση, Αθήναι 1994, σ. 93. 5 . См. Там же, σ. 94 , а также у αρχιμ. Βασιλείου Κ. Στεφανίδου, Εκκλησιαστική Ιστορία..., Αθήναι 19592, σ. 344 επ. О развитии отношений между Востоком и Западом, схизма и последующее развитие событие в римо-католицизме см. WilhelmdeVries, Ορθοδοξία και Καθολικισμός (μεταφρ. Δρ. Μάρκου Ρούσσου), Αθήνα 1979. 6 первое критическое суждение об учении об исхождении Святого Духа высказал свт. Фотий в важном его труде «Περί της του Αγίου Πνεύματος μυσταγωγίας» (PG 102, 263-399), которое представляло собой письмо к митрополиту Авквилейскому. Этот труд содержит в себе основание православной борьбы против папского новшества. 7«Το κύριο αίτιο του μεγάλου σχίσματος των Εκκλησιών Ανατολής και Δύσεως» (1054). Βλασίου Ιω. Φειδά, όπ.π., σ. 95. KlausSchatz, Το Πρωτείο του Πάπα. Η ιστορία του από τις απαρχές μέχρι σήμερα (μετάφρ. Μάρκος Ραύσσος-Μηλιδώνης), Αθήνα 2005. Оправославнойточкезрениясм. Μέγα Λ. Φαράντου, Το παπικό πρωτείον - Δογματική θεώρησις εξ επόψεως ορθοδόξου, Αθήναι 8Βλ. Παναγιώτη Ι. Μπούμη, Τα πρεσβεία τιμής των θρόνων Ρώμης-Κωνσταντινουπόλεως, Αθήναι 1982. Βλασίου Ιω. Φειδά, Το πρωτείον του Πρώτου εις την κοινωνίαν των τοπικών Εκκλησιών, Ιεροσόλυμα 1980. 9 . Ιωάννου Ν. Καρμίρη, όπ.π., σ. 548, 550. святые Отцы пишут «никгода не признавалась превышающая власть и первенство власти ап. Петра» Οι Πατέρες, γράφει, «ουδέν εγνώριζον περί υπεροχής κυριαρχικής και πρωτείου εξουσίας του Απ. Πέτρου» (σ. 544/545). Как совершенно верно о считает, признавалось «преимущество чести» το «πρωτείον τιμής» (σ. 588). Оно является «нравственным авторитетом, без всякой мирской власти» «κύρος ηθικόν, άνευ κοσμικής εξουσίας» (primates potestatis ή juridictionis, σ. 591). И далее он заключает, заявляя, что никогда в Церкви не существовало сверхепископа или епископа епископов, или папы (ουδείς υπερεπίσκοπος ή επίσκοπος επισκόπων ή πάπας υπάρχει στην Εκκλησία) поскольку все являются «равно смиренными епископами и служателями Христа и Его Церкви»(«ταπεινοί ισότιμοι επίσκοποι και διάκονοι του Χριστού και της Εκκλησίας του») (σ. 591). 10Βλασίου Ιω. Φειδά, Προϋποθέσεις διαμορφώσεως του θεσμού της Πενταρχίας των Πατριαρχών, Αθήναι 1969. Του Ιδίου, Ιστορικοκανονικά προβλήματα περί την λειτουργίαν του θεσμού της Πενταρχίας των Πατριαρχών, Αθήναι 11 Об изменении Латинской Церкви и развитии ее господства на Западе см. βλ. Χρήστου Γιανναρά, Αλήθεια και ενότητα της Εκκλησίας, Αθήνα 1977. Иегоже, Ορθοδοξία και Δύση, Αθήνα 1992, σ. 21 επ. Ενδιαφέρουσα είναι (η εκ των ένδον) αναφορά στο παπικό πρωτείο του αειμνήστου π. Παύλου Ντε Μπαγιεστέρ (επισκόπου Ναζιανζού), Η επιστροφή μου στην Ορθοδοξία, Μονή Μαχαιρά 2009, σ. 33 επ. Μερικοί από τους τίτλους του Πάπα Πίου Θ’ (1846-1872) ήσαν: βασιλεύς, Πάπας-βασιλεύς, Ηγεμών, Καίσαρ, Λαμπρότατος Πρίγκηψ, ύψιστος Κύριος του κόσμου κ.ά. (Βλ. π. Γεωργίου Δ. Μεταλληνού, (Α.Β. Hasler), Πώς έγινε ο Πάπας αλάθητος, Τρίκκαλα 2002). Как замечает Hasler, святой (Латинской Церкви) Дон Босхо называет папу «Богом на земле» и что «Иисус возвел Папу на божественную высоту». Что якобы никакого не замечается отступления папы, оказывается очевидным из самохарактеристики Папы Павла VI в его Приветственной речи на II Ватиканском соборе (1962-1965): «Мы, Папа, являемся тем, кто сосредотачивает в своей личности и святые привилегии всей Церкви». (Βλ. Κ.Δ. Μουρατίδου, Παναγιώτης Ν. Τρεμπέλας, ο Μεγάλος Πρόμαχος της Ορθοδοξίας, Αθήναι 1985, σ. 71). 12Βασιλείου Κ. Στεφανίδου, όπ.π., σ. 345 13Это является вполне естественным и саморазумеющимся для греко-православного предания по причине ее внутреннего, незапутанного, но и не разделенного единства эллинизма и Православия. Разделение между Православием и греческим народом невозможно. 14Βλ. Βλασίου Ι. Φειδά, Εκκλησιαστική Ιστορία, σ. 95 15. Χρήστου Γιανναρά, Ορθοδοξία και Δύση, σ. 44. НатвердостьПравославнойЦерквипоэтомувопросууказывает Τ ОкружноепосланиеКонстантинопольскойЦерквиот 1722гкправославнымхристианамАнтиохийскойПравославнойЦеркви «Εγκύκλιος της εν Κωνσταντινουπόλει Συνόδου του 1722 προς τους Ορθοδόξους Αντιοχείς»: «... και ταύτης της επισφαλούς αρχής αναιρεθείσης, θέλουν συναναιρεθή επομένως και μετ’ ευκολίας και όσα εκ ταύτης της αρχής αναφύονται και παραβλαστάνουσι της κακοδοξίας ζιζάνια» (Ιωάννου Ν. Καρμίρη, Τα Δογματικά και Συμβολικά Μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας, τόμος II, Εν Αθήναις 1953, σ. 824). 16Папизм обосновывает эти тенденции прежде всего на основании документа-заявления папы Григорий VII Гильдебрандта (1073-1085), «Dictatus Papae» (PL 148, 107) на 27 положениях, определяющих папский абсолютизм. Папа провозглашает себя абсолютным господином Церкви и государства, вводя тоталитаризм в европейской истории. Βλ. Χρήστου Γιανναρά, Αλήθεια και ενότητα της Εκκλησίας, όπ.π. 17 Является стремлением к мировому господству, которое началось при папе Григорие VII (όπ.π.) Βλ. Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 483 επ. 18Βλασίου Ι. Φειδά, Εκκλησιαστική Ιστορία, σ. 578. 19Βλ. αναλυτική παρουσίαση και αξιολόγηση στις Εκκλησιαστικές Ιστορίες του αρχιμ. Βασιλείου Στεφανίδου (όπ.π., σ. 379-396) και Βλασίου Ι. Φειδά, (όπ.π., σ. 574-626). Αξιοπρόσεκτες απόψεις προσφέρει και ο αείμνηστος αρχιεπίσκοπος πρ. Θυατείρων Μεθόδιος (Φούγιας) στο έργο του: Έλληνες και Λατίνοι, Αθήναι 1990, σ. 281 επ. 290 επ. Πρβλ. Στήβεν Ράνσιμαν (μετάφρ. Χρήστου Μακρόπουλου) Δύση και Ανατολή σε σχίσμα, Αθήνα 2008, σ. 149 επ. (Дипломатическиеусилияипереговоры) 20Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 379. Βλασίου Ι. Φειδά, Εκκλησιαστική Ιστορία, όπ.π., σ. 576. 21Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 379. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 575. 22Βλασίου Ι. Φειδά, στο ίδιο, σ. 576-577. 23. Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 380. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 576. 24Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 380. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 578. 25. Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 380. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 578. 26Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 381. 27. Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 381, Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 579. 28Там же 29Στεφανίδου, όπ.π., σ. 381 επ. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 582. 30. Τα συναφή οδυνηρά για τους Ορθοδόξους γεγονότα, βλ. στου Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 381 επ. 31Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 383 επ. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 585. 32Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 384 επ. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 587. 33Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 384-385. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 584 επ. 34Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 385 35. Γι’ αυτά βλ. στου Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 385 επ. και Βλασίου Ι. Φειδά, 36Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 388. По причине изменения и иного развиия политической ситуации, главным образом на Западе, 8 ноября 1281 папа Мартин IV (1281-1285) отлучил императора Михаила Палеолога. Тм самым отменена была Уния и прекратилось поминовение папы 37 ΒλασίουΙ. Φειδά, ΕκκλησιαστικήΙστορία, σ. 589-591 38. Βασιλείου Στεφανίδου, Εκκλησιαστική Ιστορία, σ. 389 επ. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 601. 39Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 389 επ. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 601. 40Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 390. 41Βασιλείου Στεφανίδου, όπ.π., σ. 390 επ. Βλασίου Ι. Φειδά, όπ.π., σ. 603-626. 42Όπ.π., σ. 395.
Истинные причины раскола, православное христианство и папство
. Одновременно франки предприняли разделение римских Отцов на латинских и греческих и отождествляли себя с так называемыми латинскими отцами. Таким образом было создано ложное впечатление о том, что их франко-латинская традиция является частью непрерывной традиции латиноговорящих римских Отцов. Становясь крепостными франко-латинского феодолизма западные римляне перестали поставлять епископов и игуменов-аббатов и у них было немного известных святых.
В этих рамках, Папа Римский Иоанн VIII принял участие на VIII "Вселенском соборе свт. Фотия Великого в 879 году в Константинополе, Новом Риме, который осудил франкские еретические заблуждения в отношении иконопочитания и ересь Filioque, не называя этих еретиков по имени из страха, дабы подвергнуть серьезной опасности то дело, которое он начал в 850г. Однако попытки в основу своей деятельности положить Декреталии в итоге принесли совершенно противоположный результат. Франко-латиняне самым серьезным образом противодействовали публичному обнародования этих Декреталий. Они начали разрабатывать и осуществлять свои планы относительно изгнания римлян из церковной и политической власти папской Романии и заменили пап римлян папами франко-латинянами. А потому с этого времени православные римляне именуют папу еретиком, франком и латинянином и его церковь Франкской и Латинской. Тем не менее профессора Богословских факультетов на о. Халки, Афинах и Фессалониках окрестили франко-латинских пап именем "Римский" и его церковь "Римской». Это потому, что франко-латинские папы продолжали использовать римские имена Римских пап становясь папами, также как и имена Римского папы и Римской Церкви, дабы порабощенные западные римляне продолжали считать, что у них есть даже их этнарх в Риме. Становясь ново-эллинами и эти рабы в франко-латинской традиции и они именуют папу римскими именами Из всего выше нами отмеченного становится очевидным то, что определение раскола в 1054 году, в рамках поддельного различия между "Восточными греками» и "Западными латинянами" не является правильным. Раскол начался в 794г. как хорошо спланированная оборона и агрессивное наступление варваров и необразованных франков. В 1054 году было лишь только одно из последующих заявлений о расколе, который уже существовал с того времени когда франки приняли решение в 794г. создать раскол со свободными римлянами, которые впервые были названы «греками» и "еретиками" по политическим и военным причинам. Церковь Древнего Рима героически боролась за сохранение единства с Новым Римом вплоть до 1009г. С 794г. и до середины 20-го века франки, франко-латиняне и Ватикан никогда не отходили от своей линии в отношении Восточных римлян, что они являются «греками» и «еретиками». Это стало очевидным еще в юные годы для пишущего эти строки, когда он еще учился в гимназии в Нью-Йорке. В папской книге Апологетика православные описываются как еретики и не имеющие святых и чудес. Так утверждается, что последними святыми Православной Церкви были святые прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675-749) и прп. Феодор Студит (759-826).
Источник http://www.impantokratoros.gr
перевод «Православного Апологета» 2011г. При частичном или полном использовании статьи о. Иоанна Романидиса ссылка на apologet.spb.ru обязательна. Папизм как экклезиологическая проблема
Преосвященнейший митрополит Пирейский г-н Серафим
Ὁ παπισμὸς ὡς ἐκκλησιολογικὸ πρόβλημα
Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Πειραιῶς κ. Σεραφεὶμ
Ваше Блаженство и Достоуважаемый Предстоятель Елладской Святейшей Апостольской Церкви г-н Иероним! Преосвященнейшие собратия, боголюбивые отцы, Ваши Высокопреподобия, Преподобия, просвещенные и ученейшие мужи, возлюбленные братья и сестры! От всей души сыновне с благодарностью и признательностью я представляю Вашему Достоуважаемому Блаженству на великое благословение данное собрание и преисполнен благодарности за сильные Ваши слова. Да будут годы Вашей жизни счастливыми, исполнены здравия и мудрости. Мне хотелось бы официально поблагодарить Ваше Достоуважаемое Блаженство за тот яркий свет, который Вы проливаете о проводимых диалогах с инославными.
От всей души с признательностью я представляю Ваши Высокопреподобия, боголюбивые и образованнейшие братия воскресшему Господу, Который созвал собрание православных клириков и монахов и влил в них божественное вдохновение для организации сегодняшнего богословского Актового дня как продолжения их героического громогласного возвещения истины Нераздельной Святейшей Церкви и о незыблемом хранении нашей непорочной переданной апостолами веры. Прп. Симеон Новый Богослов характеризует Церковь как новый космос-мир и новый рай. Благодаря Воплощению Бога Слова и святой Пятидесятнице Церковь является как новое творение и новое человечество. Творение, которое в своём милосердии и сочувствии с первого момента принесло Церкви то, чтобы его довести до совершенства, которое будет согласно Оригену именоваться «космосом в космосе». (красота в красоте) Церковь является «новым-эсхатологическим» телом, которое входит в мир, она - единое и единственное Богочеловеческое тело Христа, которое устрояет и приумножает Святой Дух, и которое состоит согласно вере из догматов и образа жизни Святых седьми Вселенских соборов. Она является новым раем, в котором, таким образом, насаждается, возделывается и совершенствуется человек, «по Богу» отечество людей. Здесь созидается новое общение жизни и любви между Богом и Его человечеством, то есть совершается таинство спасения мира и его жизни.
Церковь это и сама история и возможность спасения. Она является местом и средством, с помощью которого Бог совершает план спасения в самом человечестве. В самой Церкви постоянно раскрывается сущность длительного явления и действия искупления, которое Бог совершил через Сына и в Духе Святом в своём народе. (...) Христианство является одним, оно является подлинным нравственным обликом людей, имеет своим началом и концом Троичное таинство Бога, является жизнью Церкви во всем историческом и постисторическом пространстве и перспективе. Церковь является тем, что она призывается восприять мир и его преобразить. Церковь заключает в себе ответ Бога в Его благоволении к миру, в несомненно мистическом его понимании и догматической истине, жизни и кинонии, а не в ее исторически неверном понимании как некоего экуменического синкретизма с многочисленными злочестивыми расколами, которые дерзновенно претендуют на всецелое или частичное понимания Церкви. В неразделенной Православной Кафолической Церкви, в едином и уникальном Теле Христа, понятия власти и организации, человеческой ответственности и братства, учреждения и общности не существуют. Исходя из ее природы, она является богочеловеческой жизнью Христа воплощенной в ее верующих, которые благодаря силе Духа Святого, взаимосвязанные друг с другом, связаны и с Ним и причастны Его единому мистическому Телу. Церковь это беспредельная онтологическая возможность и благодать, которая нам дана однажды Христом и нам постоянно подается Духом Святым для нашего возвращения к общению в любви и единству с Ним, и для того чтобы мы достигали нашего преображения и обожения. Она представляет собой богочеловеческое онтологическое таинство, в котором мир имеет личностным центром и стержнем, обретает свободу и свое искупление от материи и идолов, отрицания и безрассудности, неразумия и демонического испуга, тления и смерти. То есть она реализует его предназначение в общении жизни с богом и раскрывает нетленную красоту Бога дабы мир-космос в действительности стал украшением (κόσμημα), а не демоническим безобразием и насмешкой.
Призвание и предназначение Церкви, которая включает в себя все, в то время как она не объемлется ни чем, состоит в том, чтобы восприять человека и соединить его с Богом, соделать его причастным жизни Троичного Бога и Его славы. Церковь является таинством единения неба и земли, встречи истории и эсхатологии, сплетением нетварного и тварного, браком Бога с человечеством, смешением между благодатью и свободой... Итак, она является богоучрежденным организмом, Богочеловеческим телом, которая своей единственной главой имеет Спасителя и Искупителя, Воплощенного Сына и Слова Бога Отца, Господа нашего Иисуса Христа, Который ипостазируется в каждом члене поместной Церкви этого единого тела Христа. Высочайшим началом и принципом всякой национальной или автокефальной Церкви является созываемый собор всех ее епископов, «отовсюду» во «Вселенной». Делом Священных соборов, и в особенности Вселенских, является исследование истины как она выражена в Священном Писании и Священном Предании, которая составляла сознание и жизненное мышление всех членов Церкви, которая случайно стала оспариваться или искажаться. Соборы ее распознают и выявляют эти искажения, содействуя Святому Духу, с тем, чтобы ясно, убедительно и точно принять «догматы небесной философии» без всякой примеси, изменения, порчи...» Критерием священности Собора и «содействия ему Святого Духа» в принимаемых им решениях является согласие с «сознанием» всей Церкви, со всей ее полнотой. Однако отсюда не следует, что церковная полнота, народ официально признает, провозглашает соборы Вселенскими или нет, также никогда епископы не высказываются от имени народа. Но священные сборы высказываются при содействии Святого Духа о существующей в Церкви абсолютной «истине», народ же, церковная полнота, признает в последствии, что они в своих определениях не уклонились в своем предназначении и своей компетенции». (Панаг. Трембелас. «Δογματική»)
То, что Церковь с самого начала своего появления в качестве принципа и системы своего устройства и управления имела соборность, нас в этом убеждают не только многочисленные исторические источники, но и Священное Писание. Также по принципу соборности в число Апостолов вместо отпавшего Иуды Искариотского вводится апостол Матфий (Деян. 1, 15-26). Из этого небольшого отрывка мы убеждаемся в том, что апостол Петр просто входит в число остальных учеников, которых вместе с апостолами было «сто двадцать...», что коллективное решение принимается при соборном решении всех учеников. Тем самым впервые появляется соборное решение первой Церкви — решение всех учеников - как исследование вопроса, а отсюда из подобного рода исследований и действий, выявляется какое вполне конкретное почетное место отводилось у Апостолов и которые в Церкви именовалось почетным титулом «глава» - первым по чину, которым был наделен апостол Павел. Однако он не один управлял первой Церковью, и не один принимает решения. Избрание Матфия совершается всеми учениками, «телом» Церкви (Деян. 2, 47;15, 22; 20, 17 и др.), а не только апостолом Петром или кем-то из одиннадцати Апостолов, среди них ведется рассуждение об их уделе. «И выпал жребий Матфию, и он сопричислен одиннадцати Апостолам». (стих 26). Следовательно, решение об избрании Матфия было принято соборно — коллективно, всеми учениками-членами первой Церкви и на равных, считая, конечно же, что Господь «в данное время» присутствует и, следовательно, они были не в силах противиться Ему. Об этом свт. Иоанн Златоуст в своей 3-й беседе-омилии на Деяния святых Апостолов пишет: «это служит наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он, и отсутствуя (видимым образом), Сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними...». После соборного решения об избрании апостола Матфия также соборно были избраны на священное служение Церкви первые ее диаконы (Деян. 6, 1-7) Первые диаконы Церкви избираются всем церковным телом — множеством учеников — соборно, также как и апостол Матфий, и они вводятся в церковное служение не одним только апостолом Петром, но двенадцатью апостолами, равными между собой и действующих сообща. Двенадцать, а не только апостол Петр, созывают множество учеников, двенадцать провозглашают о том, что они будут решать, что они будут определять, как они будут назначать или избирать - избираемых множеством учеников для предстоящего служения. Двенадцать вместе молятся перед совершением рукоположения, и вновь двенадцать в равной степени возлагают свои руки, дабы передать рукополагаемым священство. Нет никакого рассуждения о первенстве или чести (в большинстве случаев «первенство» власти по управлению принадлежит остальным апостолам и всей Церкви...) которая принадлежала бы апостолу Петру. Равным образом двенадцать апостолов и группой являют собой единый административный корпус Церкви, они принимают решения и действуют сообща, соборно.
Но немного ранее евангелист Лука пишет: «ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов» (Деян. 4, 34) Дары не приносили только апостолу Петру, они приносились всем апостолам как единому органу управления Церкви, соборного управления, коллективного. Таким же образом соборно были избраны на апостольское служение-диаконию апостолы Павел и Варнава (Деян. 13, 1-4). Апостол Павел рассматривает свою независимость от остальных Апостолов как нечто, о чем они пишет к Галатам (2, 8): «ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников». Как известно, Христом совершилось призвание к тому, чтобы стать учеником Анании, который первый (πρώτος) возлагает свои руки согласно повелению от Господа (Деян. 9, 10-17). Его призвание совершилось непосредственно от Святого Духа. Проповедь велась «в Антиохийской Церкви через пророков и учителей », и между ними не было апостола Петра, который совершал свое служение в проповеди. То есть вновь соборно, при общем посте, общей молитве и возложением рук. В каждое их путешествие и они действуют совершенно независимо от апостола Петра, также как и пишут свои послания, то есть также как и остальные апостолы. Покидая Ефес и разлучаясь с его жителями, апостол Павел говорит: «И ныне я предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие...» (Деян. 20, 32) Он расценивает коринфян как плотских, поскольку они говорят, что они «Аполлоса и Кифы» (Петра) и подчеркивает, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1 Кор. 3, 11). В послании к Ефесянам он пишет: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков» (Ефес. 2, 20). Ни в одном из его посланий нет никакого намека на какое-то «первенство», и даже на простую почесть в отношении апостола Петра среди других апостолов, как впрочем и у других апостолов Иакова, Иоанна и Иуды в их соборных посланиях. Возможно было бы такое, если бы апостол Петр был бы видимым главой Церкви и единственным представителем Господа на земле? Соборно разрешается возникшее разногласие между апостолами Павлом и Варнавой, с одной стороны, и иудеями из Антиохии - с другой в отношении принятия в лоно Церкви приходящих язычников (Деян. 15, 1-29).
Несомненной истиной является то, что согласно данному принятому соборному решению - после многих прений — с первым словом выступает апостол Петр и конечно же делается соответствующее исследование согласно с мнениями апостолов Павла и Варнавы, они произносят речи после апостола Петра. Но после них говорит апостол Иаков, отсюда становится вполне ясным то, что он председательствовал на этом соборе и … «возвестил» то , что было решено остальными апостолами (что в точности происходит на каждом соборе), после его ответа, при равных правах всех членов, было принято соборное определение. Вполне очевидно в этом определении подчеркивается, что «...оно дано апостолам и пресвитерам со всей Церковью», и «мы собравшись, единомысленно рассудили», для предоставления вам. И вновь вполне ясно и определенно провозвещается, что это решение принято соборно. Однако в завершении делается добавление в отношении данного решения следующее «Ибо угодно Святому Духу и нам». С помощью этого добавления более того свидетельствуется о том, что церковью управляет и руководит персонально этот Святой Дух и параллельно Ему управление совершает соборное коллективное управление верующих. Становиться очевидным насколько противоречивым является столь явным и очевидным словам Священного Писания какая бы то ни было со стороны члена Церкви персональное требование на управление и руководство всем ее телом. Равным образом с помощью этого решения первого собора Церкви после дня Пятидесятницы полностью убеждаешься в том, что апостол Перт не имел не только никакого административного управления и руководства всей Церковью, но даже и просто председательства на соборе, ибо оно принадлежало апостолу Иакову как первому епископу Иерусалимской Церкви. В Церкви Господь предоставил разрешать братские разногласия соборному-коллегиальному суду. (Мф. 15, 15-17) То, что заповедь Господа «повеждь (скажи) церкви...» имеет самое непосредственное значение «обратиться к церкви», к собранию верующих, дабы с помощью его выявить и произнести суд над согрешившим братом, является вполне очевидным фактом. Она составляет бесспорное положение о том, что административное устройство Церкви достаточно ясно определено Самим Господом как «соборное». Христос, одинаково взирая на апостолов как на равных, им дал обещания, говоря: «Аминь глаголю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». (Мф. 19, 28). И Он также предал двенадцать апостолов водительству Святого Духа, без всякого различия между ними.
Когда же Он апостолам как равным между собой дал обещание пребывать с ними с самого начала, Он их в равной мере предает благодати божией и преподает им благословению божие, то есть «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10, 1 см. также Марк. 6, 7-13) и в равной мере им также вручил апостольское служение (Мф. 10, 5 и Лук. 9, 1). А когда Он принял решение о том, что ему следует возвестить о вечной славе Господь поставил как равных между собой двенадцать апостолов и после чего Он изрек апостолу Петру важные слова: «Ты еси Петр (камень) и на сем камени Я созижду Мою Церковь». (Мф. 16, 18), как и после символичного, но весьма ясного заверения сделанного им всем в Его ответе относительно их размышлений о том, кто из них «больший» - что никто из них, он считал «большим» других, Когда он в завершении после Своего воскресения предстал перед учениками, Он он в равной степени и без всякого различения послал «одиннадцать» для того, чтобы они «научили» все народы и в равной мере, без всякого различия между учениками Он послал Святого Духа в день Пятидесятницы всем апостолам и ученикам (Деян. 2, 1-3). Откуда необходимо сделать вывод о той неоспоримой истине, что равноправное коллегиально-соборное управление изначально составляемое из двенадцати апостолов, развивалось, и неведомое для этого мира, было установлено в Церкви Господом.. Впрочем же и само понятие «Церковь» предполагает устройство, систему управления коллегиально-Соборную. И никогда «монархическую» и «абсолютистскую».
Доклад был прочитан митрополитом Серафимом на Научной конференции на тему «Первенство — Соборность — Единство Церкви», проходившей в Пирее 5/28. апреля 2010г.
Перевод осуществлен иеромонахом Сергием Троицким 2011г. С периодического издания Пирейской митрополии: «Πειραϊκη Εκκλησία» αριθμ. Φύλ. 216, Ιούνιος 2010, σελ. 16-19 |
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |