Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Научные статьи и публикации


Георгий Филиас

 профессор Афинского Университета

Γεώργιος Φίλιας
Επίκουρος καθηγητής του Πανεπιστημίου Αθηνών

Праздник Успения

Η Εορτή της Κοιμήσεως

2. Свидетельства о празднике Успения из праздничных или похвальных Слов

Постепенно после 5 столетия  формируется праздник Успения, а после  6 столетия этот праздник получает официальное и всецелое признание, что воспламенило более или менее известных церковных писателей составить на это событие похвальные слова (εγκωμιαστικών Ομιλιών). Эти похвальные слова и гомилии оглашались и произносились во время праздника, а, следовательно, они произносились в пределах литургического празднования события. Непосредственная связь этих слов с церковным богослужением, вполне вероятно, стала причиной придания им официального характера, который им был  уже в ту эпоху(79). В этих словах непосредственно излагается  с небывалым богатством богословие Восточной Церкви о Богоматери. По этой то причине они являются источниками по систематическому изучению богословия о событии Успения. Однако помимо этого аспекта, гомилии на праздник Успения  дают многочисленные свидетельства литургического характера, то есть об их праздничном содержании и об обрядово-церимониальной стороне.

1.Содержание праздника Успения

а) Одним из самых древних текстов (если не самых даже древнейших) (80), которые нам дают сведения о содержании праздника Успения является Похвальное слово на Успение Пресвятой Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии (το Εγκώμιον εις την Κοίμησιν της υπεραγίας δεσποίνης ημών Θεοτόκου και αειπαρθένου Μαρίας) патриарха Иерусалимского Модеста (631-634)(81). Хотя данное Похвальное слово является позднейшим из слов Модеста (творение его относится к концу 7 и началу 8 столетия), однако же, оно на перестает быть свидетельством о празднике Успения, относящегося к эпохе всеобщего распространения праздника.

В Похвальном слове описываются события, которые основываются на апокрифическом сказании об Успении, без каких-либо отличий от него: Бог посылает «святых ангелов» (а не архангела Гавриила), побуждая Богоматерь подготовиться к переходу в царство небесное. Это «подготовительное побуждение»  Богородицы является одним из отличий от апокрифической традиции, которое косвенно свидетельствует не о проявлении волеизъявления Богородицы, а о воле Божией. Вполне вероятно, что по этой причине в Похвальном слове свт. Модеста не сообщается о той радости, которую имела Богоматерь при возвещении ей о ее исходном Успении и о извещении Ею о предстоящем событии окружающих родственников. Небесные силы «изумляются» грядущему событию Успения. В данном месте Модест дает сообщение относительно появления Апостолов в Иерусалиме, то есть для того, чтобы предстать во время Успения и чтобы погребсти Богоматерь. Это замечание  относительно праздничного события во время Успения является весьма интересным, поскольку оно указывает на некоторые вариации у церковных писателей. Согласно повествованию Модеста Апостолы поспешили  явиться со всех стран мира, направляемые высшим устремлением и содействующие ему. В этом месте повествование Модеста расценивается как крайне сжатым и кратким, поскольку вовсе не сообщается о том, каким образом Апостолы «оказались перенесенными»  в Иерусалим, явившись из разных концов. // Апостолы воспевают хвалебную исходную песнь Богородице, в целом описываемую как «приветствия» (χαιρετισμών) Богородице (86). // Ангелы нисходят для того, чтобы принять душу Богоматери, тело Которой погребается в Гефсимании (87).

Б) Повествование свт. Модеста о событиях, относящихся к Успению Богоматери, отражают некое предание, в котором  весь смысл событий сосредотачивается на появлении Апостолов и погребении Богоматери. Эта особенность повествования дает нам возможность заметить, что  именно в таком виде оно преобладает и у свт. Андрея Критского, который жил почти что в то же время и оставил три Слова на Успение Пресвятой Госпожи нашей Богородицы, 12, 13 и 14.(88)

Предание о событиях праздника Успения Богоматери, которые даются в гомилиях свт. Андрея Критского, считаются древними (89). Это связано с тем, что Андрей Критский сообщает о том, что структура праздника была создано сравнительно недавно в его время, но также и то, что его содержание составляет «домашнее благолепие», то есть  содержание было известно с древнейших времен. Он также подчеркивает, что  незнание в прошлом некоторыми об этом празднике не может являться причиной для того, чтобы считать этот праздник в качестве новоявленного (90). Это содержание праздника, как считает епископ Критский, не могло быть известно благодаря Евангелистам, и таким образом он преподносит описание события как неизвестного некоторым ему современникам, неизвестному только через «повествования» и «трактаты» иного вида (в данном случае, вполне вероятно, он оправдывает существование апокрифического предания). (91)

Интерес гомилий к содержанию праздника Успения  ограничен конкретными событиями, преимущественно же появлением Апостолов и исходном плачем над Богородицей. Что же касается явления Апостолов, то Андрей Критский усваивает некоторые детали из апокрифической литературы (92), на основании чего он и составляет описание содержания праздника Успения.

Эти сведения имеют свое происхождение главным образом из «сказания Дионисия Ареопагита». Андрей Критский указывает на Дионисия Ареопагита, который сообщает о том, что он  вместе с другими Апостолами явился перед божественным и живоначальным и богоприемным телом, упоминая в особенности об Иакове и Петре. (93). Андрей Критский предлагает детальное описание храма (тела) Богоматери, описывая ее исхождение от нее света и дает ей характеристику как «световидного зрелища» (94) (φωτοειδή θέα). Повествование Дионисия Ареопагита записано в Ареопагитском корпусе, в труде «О божественных именах», в котором неизвестный автор рассказывает об Успении Богоматери (некоторые свидетельства из него сохраняются в 12 слове Андрея Критского), подчеркивает присутствие во время погребения Богоматери Иерофея Афинского (95).

Это предание излагается в письме Дионисия к Тимофею (которое сохранилось в творении О божественных именах), но только в той части, которая соответствует цели и смыслу этого творения, т.е. свидетельствует о славе и достоинстве епископа Иерофея Афинского. Повествование псевдо-Дионисия, безусловно, не является единственным источником сведений для Андрея Критского. В 14 Слове Андрея Критского детально описывается хвалебное оплакивание «богоносных сих мужей» перед погребальным одром Богоматери(96), что подтверждает то, что в творении Андрея Критского сохраняется обильное предание относительно Успения Богоматери. спасения работу Андреаса разнообразных традиций по отношению к Успения.

Большое значение и смысл для глубокого понимания (таинственного) содержания праздника Успения Богоматери придает в своих гомилиях Андрей Критский повествованию об Успении с деталями из Арепагитского корпуса. Ссылки Андрея Критского в описании содержания праздника Успения указывают на «таинственное» праздничное предание-традицию Церкви: Таинство нынешнего торжества, именно относится к Успению Богоматери, и оно превосходит всю силу слов. Таинство, не взирая на многое, совершается, и мы его чествуем и с любовью созерцаем. И таково наше праздничное торжество, явление таинства, то ест его распространение. (97). Праздничная терминология может расцениваться и рассматриваться как нечто предосудительное, поскольку Андрей Критский сообщает о содержании праздника с «таинственно священнодествуемым богопреданным произволом» («μυστικώς ιεροτελούμενα θεοπαράδοτα όργια») (98). Однако епископ Критский излагает богословие праздника «таинственным» образом (характеристика ареопагитского предания) (99), а не «мистически» (характеристика древнего языческого традиции).

(с) Иоанн Солунский (7 в.) осмелился бы утверждать, что создает особое предание о событиях праздника Успения. В его творении об Успении Марии и Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии (Κοίμησις της Δεσποίνης ημών Θεοτόκου και αειπαρθένου Μαρίας) (100)он дает сведения о содержании праздника Успения Богоматери, различные аспекты которого мы не можем найти в гомилиях на этот праздник церковных писателей. Этот факт, очевидно, осознает, и сам Иоанн, который в какой-то момент своей гомилии речи ощущает нужду в необходимости привести соответствующие аргументы в защиту истинности приводимых ими сведений. Основа его аргументации не совсем ясна: он утверждает, что он не включил в свое повествование то, что не записано « в разных книгах», но только включил те, о которых «свидетельствуют как об истинных». Он противостоит тем, которые «вносят искажения» в предание о событиях относящихся к Успению Богоматери. Однако он не говорит о своих критериях оценки истинности сведений. (101).

 Согласно повествованию Иоанна Солунского: а) Дева после «Страданий Своего Сына» оставалась «в течение достаточного времени" (время не долгое) в Иудее и Иерусалиме вместе с Апостолами и «любимым учеником Иоанном (102), б)Поскольку Апостолы вскоре  вышли на проповедь Евангелия по всему миру, Дева Мария завершает своей естественный путь на земле, Она скончалась(103). В данном случае мы убеждаемся в том, что  Иоанн Богослов предвозвещает событие Успения Богоматери, о котором он сообщает пространно. в) Когда предстояло Богоматери умереть, Ей явился ангел и побуждал Ее «приять награду, которую Ей даровал Бог» и чтобы Она передала ее Апостолам, дабы владея им, они восхваляли Ее в песнопениях, поскольку через три дня «почиет Ее тело».   Он также добавил, что Бог пришлет Апостолов для того, чтобы они погребли Ее и «смогли бы созерцать Ее славу». г) Дева жалуется, что ангел не преподнес Ей «награду» для каждого апостола, но только одну и единственную, так что Богородица сожалеет о том, что не произойдет ли так, что огорчатся те Апостолы, которые не получат «награду»(105). Дева Мария также спрашивает у ангела его имя (106) и просит его Ей показать Создателя(107). е) Ангел не открывает свое имя (поскольку оно чудесно для слышания), Он настоятельно призывает Богоматерь приять «награду», потому что благодаря ей «многие получат исцеление», просит Ее «пойти на гору» (108). е) Дева восходит на Елеонскую гору, и Ей сопутствует «свет ангелов» (109) и Она в своей руке держит «награду». Во время прихода на Елеонскую гору деревья и растения «преклоняются», дабы ей поклониться. Богоматерь задается вопросом - может быть теперь невидимо предстоит Христос, поскольку Она считает, что только Ему, Христу необходимо природе проявлять благоговение и почтение (110). В этот месте повествование акцентирует внимание на смиренномудрии Богоматери, которая не считает достойно чести, а только лишь Бога.

 

Сноски


79. Πρβλ. Σπουρλάκου-Ευτυχιάδου, Παναγία Θεοτόκος, σ. 88.

80. Εν Σπουρλάκου-Ευτυχιάδου, Παναγία Θεοτόκος, σ. 67, σημ. 2, σημειώνεται ότι το Εγκώμιο του Μοδέστου είναι το πρώτο θεολογικό κείμενο περί της Κοιμήσεως. Εν Χρήστου, όμως, Πατρολογία, Ε', σ .496, σημ. 39 αμφισβητείται η θέση ότι πρόκειται περί του αρχαιοτέρου κειμένου.

81. PG 86,3227B-3312C.

82.
 Πρβλ. P. Voulet, ό.π., σ. 29.

83.
 Η', 3296C-D.

84.
 Η, 2397Α-3300Α.

85.
 Θ', 3300Α-Β.

86.
 Ι’ 3301B-3305C.

87.
 ΙΑ', 3305C-3312A.

88.
 PG 97,1015C-1072A/1072B-1089B/1089B-1109A.

89.
 Η παλαιότητα της διηγήσεώς του τεκμαίρεται και από την αξία, την οποία προσέδωσε στις μαρτυρίες του η μετέπειτα παράδοση. Όπως σημειώνει στις αρχές του 11ου αι. ο μοναχός Επιφάνιος, Ανδρέας ο εξ Ιεροσολύμων επίσκοπος Κρήτης, ολίγα τινά ειπών και ορθοτομήσας, εις εγκώμιον τάξιν διήγησιν έστησεν (Περί του βίου της υπεραγίας Θεοτόκου,α’, PG 120,188Α).

90. Πανηγυριστόν ουν το δώρον, αλλά μη συγχωστέον. Μη ότι πρόσφατον έχει την εύρεσιν, αλλ' ότι, προς την οικείαν επανήλθεν ευπρέπειαν. Ου γαρ επείτοι τισί των προ ημών ου διέγνωστο, ήδη και σιωπάσθαι άξιον,αλλ' ότι μη πάντη διέφυγε, κηρύττεσθαι όσιον (Λόγος ΙΓ', PG 97,1072B-C).

91. ...ότι μηδέ προσήκον ην, κατ'αυτήν γε του Ευαγγελίου την συγγραφήν, τον της οικονομίας σπαρέντα λόγον αντίκα περί τούτων διαλαβείν άλλης, ως εικός, δεομένων ειδικής, ή κατ’εκείνον τον καιρόν σχολής τε και πραγματείας (Λόγος IB', 1060B).

92. Ειδικοί μελετητές της εκκλησιαστικής γραμματείας περί της Κοιμήσεως αναφέρονται στο γεγονός ότι στις Ομιλίες του ο Ανδρέας Κρήτης δεν στηρίζεται επί των αποκρύφων διηγήσεων (βλ.P. Voulet, όπ.π., σ.29).

93. Λόγος IB', 1061Β -C.

94. Είτα γαρ εδόκει, φησί, μετά την θέαν υμνήσαι τους ιεράρχας άπαντας, ως έκαστος ην ικανός, την απειροδύναμον αγαθότητα της θεαρχικής ασθενείας... Θέα φωτοειδής τε και ευπρεπής η τότε τοις θεολήπτοις φανείσα είη αν ο εμός λόγος, η παμφαής του παρθενικού σκήνους θεολαμπία, καθ’ ην το ζωαρχικόν και ολόφωτον ωράτο της Θεοτόκου σώμα, το υπέρ ημάς και ημέτερον (Λόγος IB', 1068A-B).

95. Πάντων εκράτει (ο Ιερόθεος) μετά τους θεολόγους, ως οίσθα, των άλλων ιερομυστών, όλος εκδημών, όλος εξιστάμενος εαυτού, και την προς τα υμνούμενα κοινωνίαν πάσχων (Περί των θείων ονομάτων, Γ’, PG 3, 681C-D).

96. Λόγος ΙΔ', 1096-1101 Α.

97. Λόγος ΙΓ, 1072Β. 

98. Λόγος ΙΓ, 1085C.

99. Το ίδιο ισχύει για τη θεολογία του αγ. Μαξίμου του Ομολογητού.

100. Έκδ. M. Jugie, «Homélies mariales byzantines», εν Ρ.Graffin, Patrologia Orientalis 19 (2), 1926, σσ. 375-405.

101. Εικότως σπουδήν ου μετρίαν εποιησάμεθα προς διέγερσιν ψυχών και οικοδομήν παραθείναι ταις φιλοθέοις υμών ακοαίς ουχ άπερ ηύραμεν άπαντα εν διαφόροις βιβλίοις περί αυτής διαφόρως εγγεγραμμένα, αλλά μόνα τα ως αληθώς πραχθεντα και γεγενήσθαι μνημονευόμενα και τοις τόποις μέχρι νυν μαρτυρούμενα, μετά φόβου Θεού φιλαλήθως συλλέξαντες, της αυτολογίας ουδένα θέμενοι λόγου, ως εκ κακοφροσύνης των ταύτα νοθευσάντων παρεμβεβλημένης [οπ.π., σσ. 377 (21-378 (5)].

102. 1, σ. 375 (13-22).

103. 1, σσ. 375 (2)-376 (2).

104. 3,σσ.378(21)-379(3).

105. Διαπιστώνουμε, δηλαδή, ότι παραμένει -ακόμα και κατά τις συγκεκριμένες δύσκολες στιγμές- η αγωνία της Θεοτόκου για την ενότητα των μαθητών. Το γεγονός αυτό υποδηλώνει την ιδιότητα της Θεοτόκου ως μητέρας των πιστών.

106. Στο σημείο αυτό η διήγηση ανακαλεί στη μνήμη μας αντίστοιχη του Ευαγγελισμού, σύμφωνα με την οποία η Θεοτόκος αμφισβητώντας τα υπό του αγγέλου εξαγγελόμενα, ζητά να μάθει το όνομά του. Στην περί Κοιμήσεως διήγηση, βεβαίως, το αίτημα της Θεοτόκου να μάθει το όνομα του αγγέλου δεν συνδέεται με κάποια αμφισβήτηση του αγγελικού μηνύματος.

107. 3, σ.379 (4-9).

108. 3, σ.379 (9-15).

109. Ακόμα μία ιδιαιτερότητα της διηγήσεως του Ιωάννη είναι το περί παρουσίας του αγγέλου πλησίον της Θεοτόκου μετά από την αναγγελία της επικείμενης Κοιμήσεως.

110. 3, σ.379 (16-27).

 

Продолжение следует….

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015г.

Проф. МДА И. Мансветов

из книги  «О постах Православной Восточной Церкви» М. 1886

 

Пост св. Апостолов (стр 54-59)

Η νηστεία των Αγίων Αποστόλων

 

Η νηστεία των Αγίων Αποστόλων

От редакции «Православного Апологета»: Подготовка документа со стороны Предсоборной Комиссии к Святому Великому Собору о постах, который направлен, судя по многочисленным обсуждениям, на отмену некоторых постов, либо по крайней мере на сильное ослабление церковной дисциплины поста, заставило нас обратиться к фундаментальному исследованию выдающегося отечественного литургиста, профессору Императорской Московской Духовной Академии И. Мансветов. Чем ценен данный труд: а) своим глубоким и обстоятельным исследованием церковных источников по данной тематике, б) научной честностью, б) осторожностью и взвешенностью в выводах, в которых глобокоуважаемый профессор с глубочайшим благоговением излагает историческую сторону церковной жизни.

Относительно постов в церковной жизни профессор И. Мансветов дает очень важные сведения об отношении к ним с древнейших времен в истории Церкви. Им указывается на такой исконный обычай у христиан – держание постов со строгим воздержанием (имеется в виду сухоядение и не вкушение никакой пищи до 9 часа дня, а также ее принятие только один раз в день монахами, миряне принимали пищу 2-3 раза в день) перед большими праздничными днями. Это посты дополняли предпасхальный обязательный пост и пост среды и пятницы. Монашество согласно уставам прп. Венедикта Нурсийского, прп. Василия Великого и словам прп. Иоанна Кассиана Римлянина придерживалось обычая поститься  постоянно. То есть речь идет, мы еще раз подчеркнем, о сухоядении. Эта строгость поста разрешалась елеем в субботу и воскресение. А в некоторых монастырях пост держался непрерывно, с сентября и по Пятидесятницу. Поэтому монашество как бы и не нуждалось в так называемых фиксированных постах. (см. И. мансветов. стр.2-4) И данные сведения крайне важны в связи с высказываниями современных ревизионеров церковной традиции поста, которые утверждают, что пусть постятся в монастырях, а мирянам они не нужны. На эти высказывания, преисполненные демагогии, мы приведем интересное резюме профессора И. Мансветова: «А Кассиан (имеется в виду прп. Иоанн Кассиан Римлянин), отправляясь от этой мысли  (о необязательности фиксированных постов и предоставить свободе человека выбор времени поста и его строгости), передает такое мнение египетских монахов, что ни Спаситель, ни Апостолы не учреждали постов, признавая соблюдение воздержания нравственно обязательным для каждого, и что они были установлены впоследствии, когда стали злоупотреблять этою свободою и пренебрегать исполнением поста».

Заметим, что мы живем во время серьезного упадка аскетического духа в Церкви Христовой, преобладания духа комфортности и обмирщения. И обязанность любого христианина в посте, строгости и бдительности предана почти что полному забвению. Наоборот, в наше время необходимо говорить об обязанности каждого христианина, а  в особенности монашествующих жить в посте, воздержании. Предстоящий же Всеправославный Собор идел по направлению окончательного  разрушения апостольского строя церковной жизни, а, значит в направлении разрушения и уничтожения Церкви Христовой. Эту линию подготовки Великого Собора необходимо всячески критиковать и настойчиво указывать на необходимость ее изменения. А в случае отказа от такой линии, необходимо бойкотировать решения этого Собора, признавая его разбойничим.

++++

Кроме Великого поста, - главного между годовыми – известны были с давних пор еще три меньшие, иногда называемые в церковном уставе малыми четыредесятницами. По началу своему все они принадлежат глубокой перво-христианской древности, но что касается их продолжительности, способа провождения и положения в составе церковного года, то в этом отношении они определились уже в эпоху первых письменных уставов, и на их установку имели сильное влияние обычаи монашеские. Ранее других становится известным из исторических данных пост после Пятидесятницы, почти одновременно с ним выступает пост Рождественский и уже после них – Успенский.

Познакомимся с каждым из них отдельно и выясним условия их происхождения.

Древнейшею основою теперешнего Петрова поста нужно считать пост, который держали первые христиане по 50-цы в следующую за этим праздником неделю, или через неделю после него. Этот пост продолжался одну неделю, как видно из точного обозначения его продолжительности в Апостольских Постановлениях. После 50-цы, говорится здесь, «празднуйте одну неделю и после нея одну неделю (μίαν υδομάδα)  поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре, ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения».[1]Дело идет, конечно, о благах, принесенных верующим Воскресением Спасителя и в частности явлением Св. Духа. Продолжительный праздничный период, вызванный воспоминанием об этих двух великих событиях, естественно было закончить воздержанием и таким образом уравновесить порядок церковной жизни. Но было и другое соображение в пользу этого поста, - соображение такого же в сущности свойства, что и при установлении поста великого, именно – память о разлучении Христа в Апостолами по Вознесении. Основываясь на этом соображении, некоторые начинали пост тотчас после праздника Вознесения и продолжали его до 50-цы. Так говорит Филастрий Бресчийский. Об этом обычае знал и бл. Иероним, но он не признавал этого довода уважительным и находил несообразным поститься после Вознесения в виду наступающего праздника Пятидесятницы.[2] Но довод Иеронима сам по себе не силен, потому что, как увидим далее, христиане первых времен имели обыкновение поститься перед большими праздниками, приготовляясь к ним воздержанием и молитвою, а потому вероятно и не находили ничего несообразного поститься и перед наступлением 50-цы. На Западе этот пост примкнул уже в VI веке к системе четырех годовых постов, так называемых «jejunia qvatuor temporum», и занял в ней второе место, под именем летнего поста (jejunium aestivum), весенни м считался Великий пост, третьим – осенний, а четвертым зимний – перед-рождественский. На Востоке, где эта система не имела силы и не была проведена последовательно, как на Западе, пост Пятидесятницы мало-по-малу отделялся от своего первоначального исторического пункта и примкнул к празднику апостолов Петра и Павла. Вообще, на Востоке имела более значения система приурочивания постов к большим праздникам, в качестве приготовительных средств, и заслонила собою их отношение к известным периодам астрономического года. Восточная Церковь в этом отношении взяла за точку отправления древне-христианский обычай поститься в кануны великих праздников, так называемые „jejunia vigiliarum". Так христиане, участвуя в продолжительной, целую ночь продолжавшейся, службе накануне Пасхи, Богоявления, Пятидесятницы, проводили эти дни в строгом воздержании. К большим праздникам приурочивалось Крещение оглашенных, с которыми вместе постились и верующие, а еще далее – эти праздники были избираемы временем принятия св. тайн, к которому христиане готовились воздержанием и молитвою. Некоторые из этих кратких вигильных постов выработались затем в продолжительные посты, как напр. Рождественский и Успенский, некоторые остались в неразвитом виде, напр. Канун Богоявления, а некоторые совсем прекратились, напр. Пост перед Троицыным днем и перед Воздвижением, хотя в древности и имели место. Дальнейшему развитию этой системы в Греческой Церкви и ея полному применению помешали правила о предпразднствах, которые (т.е. предпразднства) явились в уставах с характером дней полупраздничных и тем ослабили строгость этих канунов. Полную систему годовых постов, принятую на Востоке в  VI-VIIвв., выражает Анастасий Синаит в 64 ответе на разные вопросы ему предложенные. Он упоминает о трех постах, ни больше, ни меньше, и ставит их в связь с таким же числом постов иудейских. Но, выражаясь точнее, следовало бы сказать к трем главным еврейским праздникам, так как кроме одного поста в день очищения, никаких других в Моисеевом законе не положено. Но так или иначе, для нас важна самая их цифра, выставляемая Синаитом, своего рода граница, которая, по его словам, определена положительно и преступить которую нельзя.[3] В это число входят: пост Предпасхальный, после 50-цы и Предрождественский, но нет еще поста Успенского. У Феодора Студита в его огласительных поучениях весенний пост уже называется постом св. Апостолов и получает свое значением от этого праздника, а в поучениях о временах года, или так называемом „διδασκαλία χρονική", объясняется даже самый переход этого поста от Пятидесятницы ко дню св. Апостолов. Для объяснения автор этого слова исходит из представления о св.Троице, и каждый из годовых постов приурочивает к одному из Лиц Божества. Пост Петровский, по его мысли, учрежден по воспоминанию о Св. Духе, а так как Дух Святой сошел на Апостолов и сообщил им дары духовные, то естественно и пост ему посвященный связать с именем Апостолов, тем более, что они постились и молились, ожидая сошествия Св. Духа. В самых ранних записях устава об этом посте уже упоминается под именем четыредесятницы св. Апостолов, которая начинается с понедельника, спустя неделю по Пятидесятнице.[4]

В древнейшую пору своего существования, когда этот пост примыкал непосредственно к 50-це, он продолжался, как мы видели, одну неделю. Исключение составляли некоторые сектанты, которые, по словам бл. Иеронима, постились после 50-цы сорок дней, но это был обычай частный, которому следовали немногие.[5] Но что и недельный срок также начали увеличивать надбавками, видно из слов Анастасия Синаита, который приводит цитированное нами место из Апостольских Постановлений, опуская выражение «μίαν έβδομάδα», и у него дело представляется иначе: «после 50-цы одну неделю празднуйте, а постом поститесь», но сколько – не сказано. В монастырях держали его по теперешнему, начиная неделю спустя после Троицына дня и продолжая до дня апостолов Петра и Павла, но в мирском быту постились гораздо меньше, и Вальсамон дает в этом отношении следующее весьма любопытное указание. Он говорит, что в его время находились в Константинополе люди, которые не признавали никаких постов, кроме Великого, как не имеющих исторических и канонических оснований, а другие менее последовательные, постились только четыре дня перед большими праздниками, но большая часть констнатинопольцев и все монахи, по его словам, держали Петров пост с Недели Всех Святых до праздника Апостолов, хотя полного числа 40 дней не выходило. Вальсамон хотя и убеждает следовать этому последнему обычаю, так как он основывается а прямых постановлениях Типика, но сам высказывает мнение более снисходительное, считая обязательным в малые посты как монахам, так и мирянам поститься только семь дней перед праздником. Необязательно же можно поститься и больше, от недели Всех Святых до 29 июня, что Вальсамон называет «κανονικόν κаі σωτηριοδές». Автор сочинения «de tribus qvadragesimis» говорит, что держали Петров и Рождественский пост разно – 18, 12, 10 дней, а самые неумеренные ограничивались одним кануном праздника.

 


[1] L. V. c. 20 , пар. 7

 

[2] Nonnulli pulant post dies qvadraginta passionis jejunia debere commiti, licet statim dies pentecostes et Spirit us sanctus adveniens indicant nobis festivitatcm (Comment in Matth,

IX. 15).

[3] Приводимъ цитируемое мѣсто по переводу его въ 57 сл. пандектъ Никона Черногорца: „рече Господь къ Моисею глаго л я : глаголя сыномъ ичраидевнмъ три времени въ лѣтѣ сохрани ми: праздникъ опрѣспочпый.. . и въ 15 день седмаго мѣсяца дни очнщенія и праздникъ скинопигіа (кущей)... От-

сюду подобится и въ васъ въ лѣпоту храними суть четверодесятница, яже изображаху праздницы они и прилога троичному числу никакоже пріемлюща“ . Авторъ песнопенія „de tribus qvadragesimis“ приводитъ это место подъ именемъ Златоуста въ слѣдующихъ выражеяіяхъ: κάντεΰθεν. ως εοικε,

και παρήμϊν φυλάσσονται τρεΓς νηστείαι, άς προετυπυν αί εόρταί έκεϊναι, προσθήκην το» τριαδικό βαθμο ουδαμς πιδεχόμενοι (Rhally ΙΥ- 582; Рук. М. Д. Акад. л. 5 5 8 ) . Еще раньше, три четыредесятницы постились Монтанисты, какъ видно изъ слѣдующиіъ словъ Іеронима (Ер ad Marcell.). illi très in

anno faciunt qvadragesimas·

 

[4] О нем* упоминается въ краткомъ начертании студийскомъ, въ уставѣ Аѳанасія афонскаго, въ синодальном студійскомъ уставѣ № 3 3 0 — 380; затѣмъ идет непрерывный рядъ свидѣтельствъ въ уставахъ ктиторскихъ; императрицы Ирины, Саввы Сербскаго, Михаила Атталіата и въ спискахъ  Иерусалимекаго устава, какъ греческихъ, такъ и славянскихъ. Іерусалимекіе уставы вносятъ лишь ту новую черту, что стараются обосновать этотъ постъ исторически, возвести его происхождепіе къ временамъ апостоловъ и установить общеобязательное значеніе. Въ этомъ отношении они сходятся съ разсужденіями о постахъ въ церковной литературѣ того времени и, не довольствуясь передачею установившегося фракта, занимаются era объяспеніемъ. Но объ этомъ будетъ рѣчъ  дальше.

 

[5] Montamis, Prisca et Maximilla etiarn post pentecosten faciunt qvadragesimam, qvod ablato sponso filii sponsi debeant jejunare (in Ilatlh. IX v. 15).

 


Святой Константин Великий


Константин Иконому

Ο άγιος Κωνσταντίνος ο Μέγας

Από τον Κων/νο Οικονόμου


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ: Непосредственно историческими источниками, которые относят к периоду жизни императора Константина Великого, это труды церковного историка Евсевия (История), Лактанций и Григорий Богослов. Кроме того есть автор из числа язычников Зосим (425-518), который написал Историю спустя 150 лет после кончины императора Константина, при этом он основывается на языческих источниках, в  результате чего его выводы не подтверждаются иными источниками. Таким образом, он, не будучи современником императора Константина, пишет о нем клеветнические измышления и проявляет к нему пренебрежение, приписывая ему причину заката Римской империи, в ту эпоху, когда в действительности государство достигло величайших размеров за всю свою историю. Такого рода «сведения» Зосима используются современными людьми, которые отвергают святость святого императора Римской империи. Те, кто основываются на трудах Зосима к ним относятся многие неоязычники, хилиасты или атеисты (Вольтер и Монтескье), занимают отрицательную позицию в отношении к императору Константину. В своем стремлении  уничтожить вклад Константина Великого паписты составили искаженный взгляд на правление императора Константина, поскольку он перенес столицу в Новый Рим, что вело к исчезновению Древнего Рима. Да, конечно, после Схизмы, никто из пап не и никто из западных правителей не был назван именем Константина!


ЕГО ТРУДЫ: Своей деятельностью святой Константин повернул ход истории благодаря его религиозному и общественному вмешательству. Так: он дал возможность рабам становиться свободными, подвергал наказаниям тех, которые убивали рабов, определяя им телесные наказания. Он запретил ставить клейма обожженным мечом на  лица рабов. Он был непобедим в вонах. Он упразднил смертную казнь через распятие на кресте, обновил семейные права, осудил прелюбодеяние, возвеличил положение матери, защитил детей от проявлений  жестокости отцовской власти. Были упорядочены законы относительно разводов, наследства, имущества. Им были установлены виды благодеяний для вызволения из ссылки заключенных, он освободил из ссылок ранее осужденных во время гонений христиан, установил закон в отношении почтения памяти Святых и возвратил конфискованные у христиан здания, в то же время христианам было возвращен их социальный статус и субсидируются реконструкция или ремонт храмов. Также рекомендовалось, но  без какого-либо  принуждения, язычникам принять христианство, отстаивая при этом право на веру каждого человека. Им было установлено празднование Воскресного дня и праздничных дней.
Церковь особо выделяет деятельность императора Константина и именует его Равноапостольным потому что благодаря его усилиям были просвещены и соседние народы, такие как идийцы (философом Меропием, а также Эдесием и Фрументием), иверцы (георгиане-грузины) и армяне.

 

 «ЧЕРНЫЕ СТРАНИЦЫ»

ИМПЕРАТОР МАКСИМИАН: Максимиан хотел быть августом в империи, и он был изгнан своим сыном Максентием. Тогда он прибег к своей дочери Фаусте, супруге Константина, прося защиты у Константина . Однако в 310 году он получил место в армии 310, сам провозгласил себя императором. Константин вернулся из Германии, где он воевал, и Максимиан охваченный страхом и ужасом затворился в крепости Массалия.  Константин его схватил, но простил узурпатора. Между Максимианом и Фаустой был составлен новый заговор против Константина, дабы последнего убить.  Попытка не удалась. Фауста инкриминирует заговор своему отцу Максимиану. Максимиан был вынужден покончить самоубийством. За это часто осуждают императора Константина. Константин был Верховным судьей ()aftoapanchonistei. Виноваты в этом Константина. Константин был главный судья (Pontifex maximus ) и главный первосвященник.
Таким образом, любое действие должно было подвергнуто исследованию на Верховном суде. И в данном случае он должен был вынести итоговый приговор.

КРИСП: Поскольку император Константин очень любил своего сына от первого брака, Криспа, супруг, считая что Крисп пытался затмить ее собственных сыновей. Посему она составила жалобу на Криспа, что от хотел ее обесчестить и что он разработал план покушения на императора! Константин ей поверил, отдавая поспешное приказание умертвить своего сына. Святая Елена были потрясена и высказала жесткие слова императору Константину. Узнав всю правду, принося покаяние, он дал распоряжение провести допросы. Когда удалось раскрыть сфабрикованный заговор, Фауста была казнена. Эти два события сделали его его всю жизнь наполненной скорбью, плача и стремлением к раскаянию. Поэтому эти два факта  критики императора Константина Великого обернули против него. Однако, нужно заметить, что эти два события произошли тогда, когда император еще не был крещенным, христианином. Однако же он не действовал по страсти, но стал жертвой клеветы. И это происходило в то время, когда не существовало справедливого судопроизводства. Судебная власть находилась в руках императора, который совершал суд в соответствии с показаниями свидетелей, без всякой возможности предположить совершение ошибку.  Многие из святых ранее были грешниками, но благодаря их действительному покаянию были прощены Богом и становились святыми, что является реальным чудом. Они принесли реальные дела покаяния, были прощены, благодарили Бога, а в завершении показали себя великими Святыми! Даже Церковь признает, что крещаемый очищается от прародительского греха, а также и от всякого личного греха (даже если он и взрослый).

 Он был похоронен в храме Святых Апостолов, в том самом месте, которое он сам себе подготовил, подле святых мощей Апостолов, так как он и сам того желал. Его честные мощи иточали многочисленные чудеса! Мы должны благодарить Бога за то, что Он явил в критическую эпоху, после вековых гонений и умервщления миллионов невинных христиан за веру во Христа, императора Константина. Константин обратился в христианство, не только как простой гражданин, но как император! Он был крещен в конце своей жизни, что доказывает его внутреннюю потребность в этом великом Таинстве. «Тех, кто Меня прославит, и Я тех прославлю», говорит Бог. Только Бог, в Православии, прославляется во святых Своих. Император Константин был удостоен почестей и чести, живя непосредственно под Божественным водительством, как в случае с явлением видимым образом Креста (Сим Победишь), когда он становится «избранным сосудом» в руках Божественного Промысла ради того, чтобы восторжествовало поклонение Троичному Богу. Но и после и после его кончины Господь его прославляет! Следует помнить, что после его смерти он является молитвенником и ходатаем к Богу и являет чудеса. Однако наиболее важной стороной его жизни является то, что император Константин «утвердил веру в Никее», поскольку оказал содействие созыву Собора, а Собор принял решения по благодати Божией.


В заключении:  Церковь не делает святыми, но признает святость.

http://aktines.blogspot.ru/2012/05/blog-post_1567.html

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2015 год

Монах Моисей Святогорец (+2014)

Исихастская традиция

 на Святой Горе

 от свт. Григория Паламы  и  до нашего времени

Η ΗΓΟΥΜΕΝΗ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ

Η ησυχαστική παράδοση στο Άγιον Όρος από τον Αγίο Γρηγόριο Παλαμά εώς σήμερα

Μωυσή Μοναχού Αγιορείτου

Часть 1

икона 19в. Собора Святых на Святой Горе просиявших

Святой Григорий Палама был преимущественно Святогорцем. В своем богопросвещенном учении он наставляет тому, чему он научился и что он пережил опытно на  Святой Горе. Святой Григорий был Святогорцем прежде чем стал таковым, потому что он обладал непрерывной связью с аскетической, исихастской, афонской жизнью. Когда он был вынужден  им весьма любимо Святой Горой вступить в защиту исихазма, он оставался истинным Святогорцем, не взирая на полемику, гонения, почести и славу вплоть до своей блаженной кончины.[1]

Учение свт. Григория Паламы не является чем то особенно оригинальным, но оно представляет собой средоточие всего древнего учения Церкви о различии между Божественной сыщностью и энергиями, с чем мы встречаемся в Священном Писании, у Апостольских мужей, Отцов Каппадокийцев, в особенности у свт. Василия Великого, а, в последствии, и у прп. Иоанна Дамаскина, св. Симеона Нового Богослова. Паламитское учение явило невероятное чудо спасительности этого учения.[2]

Gregor Palamas by North Greece anonym (15th c., Pushkin museum).jpg

Варалаам был рупором рационалистической философии, которая самым грубым образом  стало оспаривать и критиковать жизнь в исихии отцов священного трезвения традиционного афонского православного монашества. Совершенно случайное преобладание еретических варлаамистских взглядов означало бы упразднение монашества и его делания – трезвения. Святитель Григорий Палама твердо настаивал на том, что истинный путь богопознания – это очищение сердца, а не возвеличивание и превознесение логики, что ведет лишь к агностицизму. Первое из всех творений святителя Григория «В защиту священно-безмолвствующих» (Ὑπέρ τῶν ἱερῶς ἡσυχαζόντων) в духе педагогического водительства и наставления ясным образом сообщает о том, что философия не ведет к познанию Бога, а также не приводит к чистой молитве и зрению Нетварного Света.[3]

Свт. Григорий пришел на Святую Гору как ученик, а не как учитель. Его многолетней молитвой была молитва: «Господи, просвети мою тьму!» Он стал послушником богопросвещенных Старцев, пребывал в молчании, и только тогда, когда возникла острая необходимость, он стал говорить и писать, и покинул Гору ради того, чтобы нести Традицию Церкви, которую он изучил и которой он был наставлен, а также нести ее своей чистой жизнью и переживанием этого опыта. Исихазм является сутью Православной Традиции, основополагающим признаком святоотеческого учения, и его свт. Григорий Палама донес, как об этом сообщает великолепный биограф свт. Григория свт. Филофей Коккин, который также является отцом духовного трезвения и исихазма.[4] Давайте обратим наше внимание на священный облик преподобных отцов-афонитов и на на их деятельность в эпоху святителя Григория Паламы и после него.

Святой Филофей как монах лавриот (то есть монах Лавры прп. Афанасия Афонского) подпсал в 1339 году Святогорский Томос. Он принял участие в исихастских спорах на стороне свт. Григория Паламы. В 1346 году, хотя он был еще в Великой Лавре, он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина. Он принял участие на Соборе 1351 года в качестве митрополита Ираклийского, который был созван по вопросу об исихазме, и он составил Соборный Томос Деяний. В 1368 году соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать память святителя Фессалоникскского во 2-ю Неделю Великого поста. Он составил ему богослужебное последование. Во многих своих трудах свт. Филофей использует по благодати Божией исихастскую терминологию как истинный исихаст.

Старцем свт. Григория Паламы, который его вдохновил и который достаточно глубоко посвятил в таинство жизни исихастов-безмолвников, был прп. Никифор Исихаст, который подвизался в пустынной части Святой Горы и изложил свои исихастские воззрения отцам святогорцам. Плодом его безмолвнической афонской жизни является наимудрейший труд «О трезвении и хранении сердца» (Περί νήψεως καί φυλακῆς καρδίας τοῦ ), который имеется в Добротолюбии Священного Трезвения. Кроме исследования и писательской деятельности единственным предметом его заботы было упражнение в умной молитве, которая являлась источником для слов святых Антония Великого, Макария Египетского, Иоанна Лествичника, Диадоха Фотикийского и Симеона Нового Богослова. Она стала достоянием его просвещенного сердца. Поэтому он и мог говорить в своих трудах с такой удивительной чистотой о трезвении: «Вниманием  некоторые из святых называли блюдение ума, иные - хранение сердца, иные – трезвением, иные – мысленным безмолвием, а иные – еще иначе как. Но все сии наименования одно и тоже означают: как о хлебе говорят – укруг, ломоть, кусок, так и о сем разумей. Что же есть внимание и какие его отличительные черты – сейчас узнаешь. Внимание есть признак истинного покаяния. внимание есть души воззвание к себе самой, мира возненавидение и к Богу восход. Внимание сть отложение греха и восприятие добродетели. Внимание есть несомненное убеждение в отпущении грехов. Внимание есть начало созерцания, или лучше, его условие: ибо через него Бог приникши является уму. Внимание есть безмятежие ума, или лучше, стояние его (или установление от блуждений), по милости Божией ему даруемое. Внимание есть пресечение помыслов, памяти же Божией палата и сокровищница терпения всего находящего. Внимание потому есть веры, надежды и любви виновница».[5] Прп. Никифор исихаст был одним из первых наиважнейших предвестников великого исихастского движения 14 столетия.[6]

Для свт. Григория Паламы прп. Никодим Безмолвник (1322) был также Старцем, который, согласно словам свт. Филофея Коккина «был чудным мужем и в делании и в созерцании», подвижник, который жил за стенами Ватопедского монастыря. Его для себя открыл божественный Григорий Палама. Он удивлялся его жизни. Он жил подле него в посте и бдении и непрестанной молитве подвизаясь на протяжении трех лет (1319-1322). И от него свт. Григорий восприял великий ангельский образ монашеского жительства.[7]

Свт. Григорий Палама был также непосредственно связан с любителем безмолвия, афонитом и антилатински настроенным святым Феолиптом, митрополитом Филадельфийским (1324/26).[8] Несомненным фактом является то, и это следует подчеркнуть, что все сторонники исихастского движения были яркими предводителями выступавшими против объединения с латинянами, а посему то они были первыми противниками латинофилов. Святой Феолипт в своем слове «Об уникальном делании» (Περί μοναδικοῦ ἐπαγγέλματος) пишет к монаху: «Почему шествуя мысленным путем, повторяй слова молитвы и беседуй к Господу, непрестанно вопия и не унывая: неотступно молись, подражая безстудию вдовицы, склонившей на милость неумолимого судию. Тогда ты ходишь духом и не пресекаешь мирскими помыслами непрерывность молитвы и не внимаешь плотским пожеланиям, но бываешь храмом Божиим, в котором неразвлеченно воспеваеся Бог. Так проходя мысленную молитву, сподобишься ты наконец достигнуть непрестанного памятования о Боге, войти в недоступные сокровенности ума и в таинственных созерцаниях зреть невидимого, един Единому  уединенно служа Богу, в понятных одному тебе излияниях любви».[9] Свт. Феолипт был сотоварищем по учебе со свт. Григорием Паламой в «священной крепости» прп. Никифора что касается хранения сердца и искусства молитвы. Свт. Феолипт имел образованного ученика митрополита Ефесского Матфея и монахиню Евлогию, ранее бывшей императрицей Ириной Комниной Палеологиней.   Он считается одним из инициаторов некоего духа возрождения в Византии, лежащего в основе святоотеческой традиции. Речь в принципе идет о ярком исследователе духа исихазма в светском обществе и продолжателе дела Афоните, Вселенском патриархе Афанасие. Он стал носителем исихастских идей среди своих учеников в миру, а Иисусова молитва стала предметом внимания многих лиц, переходя из пустыни в монастыри ради того, чтобы охватить всю Церковь. Это касалось даже и императорских покоев, поскольку свт. Афанасий был советником императора Андроника II Палеолога. А в его время в Константинополе осуществлялась идея построения теократии в ее лучшем выражении и виде.[10]

В это же время на Святой Горе нес свои труды и великий отец трезвения и наставник умной молитвы прп. Григорий Синаит (+1346), который распространил благодаря своим ученикам исихазм по всем Балканам. Биограф и ученик его свт. Каллист о нем пишет: «но почти все множество монахов днем и ночью учил и просвещал и посредством подлинного безмолвия и молитвы, всех приходивших с ревностью приблизил к Богу».[11] Прп. Никодим Святогорец в своем дословном переводе прекрасного жития Каллиста говорит о том, что прп. Григорий «имел делом вожделенным апостольски обтекать всю вселенную. Постигнув все оком души и разумея умом и самое возвышенное, он проникся стремлением всех привлечь к божественному восхождению (горе), дабы посредством деятельной добродетели, подобно ему, восходили и к высоте созерцания, путем непрерывного совершения умной молитвы, как и он, поистине, в своих делах достиг сего, по благодати Божией».[12]

Достойными учениками прп. Григория Синаита и горячими последователями исихастской традиции были Марк трезвенник из Клазомен, Иаков епископ Серский, Аарон Слепец, Моисей, Климент из Болгарии, Лонгин, Корнилий и Исайя. Трое из последних нашли прп. Григория проводящего жизнь в созерцательной жизни к скиту Магула. Но и они обрели достаточное число учеников и их наставили таинственной священной исхии-бзмолвию: «Они прильнули к достославным мужам и проявили он них заботу и старание в научении, и плоть до скончания занимались умным и спасительным деланием молитвы», - согласно святому Каллисту.

Святой Каллист (+1363) самым тесным образом был связан не только с прп. Григорием Синаитом, но и со свт. Григорием Паламой. Он был его пламенным последователем. Он сопровождал свт. Григория в Фессалоники и в Константинополь. Он подписал Святогорский Томос (1339), созвал Собор во Влахернском дворце, где было официально признано паламитское учение.[13]Он проявил себя и как серьезный писатель.[14]В своих трудах он описывает чистое сердце и любовь исихии: «Ум, очистившийся посредством трезвения, если непрестанной памятью Иисусовою не упразднится от всего  внешнего, легко омрачается. Равно с деятельностью соединивший созерцание, или хранение ума молитвы о себе не отрицается, и говора о себе ясного или неясного не отвращается. Ибо только душа, уязвленная божественною ко Христу любовию, влечется  в след  Его Единого, как брата».[15]

Прекрасно описаны в своих житиях, составленных святым Филофеем Коккиным, преподобные: Герман Марулис (1336), поклонник безмолвия, равный по образу жития его послушник, созерцатель[16] Савва Ватопедский (+1394), юродивый ради Христа, «» борец против Акиндина;[17] Исидор, патриарх Константинопольский (+1350), житие которого переполняется разными богоявлениями, явлениями Ангелом и святых. Прп. Григорий Синаит послал его в мир и он стал одним из защитников полемики против Варлаама, распространителем умной молитвы в различных слоях общества. Он восприял монашескую схиму от свт. Григория Паламы, которого он сопровождал и которому содействовал в антиеретической борьбе. А уже будучи патриархом он назначил в Фессалоники и рукоположит туда в митрополита свт. Григория.[18]

Некоторые из учеников пп. Григория Синаита перенесли и распространили афонский дух исихазма на Балканы и вокруг их, такие как Ромилос (+1375). Он принес сербскому монашеству аскетическую и мистическую традицию его учителя посредством его собственных учеников Нестора, Даниила, Сисоя, Мартирия и Григория. И благодаря им произошло широкое распространение исихазма в Сербии и Болгарии.[19] Прп. Феодосий (+1362) основал монастырь в Келифарево в Тырново, где он взращивал образованность и трезвенную жизнь, стал центром исихазма, образования и культуры. Здесь им были созван два собора, которые всеми силами защищали истину исихастов.[20]Его ученик Евфимий Тырновский (+1401/2), выдающийся и известный болгарский писатель, который написал своему спутнику свт. Киприану митрополиту Киевскому о пользе исихии: «Пустыня – это матерь безмолвия, наставница поста, супруга духовной жизни, лествица  возводящая на небо, утешительная чистота, незаблудный путь к Богу, благодетельная цепь; безмолвие и пост, утешительная чистота являются мудрым наставником».[21] Другом обоих выше названных мужей был  святой Никодим Тисмана (+ 1406), как впрочем, он был другом и свт. Филофея Коккина и свт. Григория Паламы. На протяжении многих лет он был делателем умной молитвы и был удостоен благодатных даров. В монастырях, которые им были основаны в Болгарии и Румынии, он перенес и идеи исихазма. Он считается отцом румынского монашества.[22] Подобного рода дело совершал в России афонский монах-исихаст свт. Киприан, митрополит Киевский (+1406) посредством перевода текстов отцов-подвижников священного трезвения, основанием при прп. Сергие Радонежском  исихастского движения и обращением взоров русских ко Святой Горе. Мистическая жизнь стала течь в спокойном русле, не взирая на некоторые противоположные идеи. Были усвоены паламитские воззрения, и при этом возникает очень важное движение за Волгой выдающихся старцев.[23]

 Продолжение следует…

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015г.

 

 

 


[1] Αρχιμ. Ιεροθέου Βλάχου, Ο άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς ως Αγιορείτης, Ι. Μ. Γενεθλίου της Θεοτόκου - Πελαγίας 1992. σ. 17-18.

[2] Там же, стр. 22

[3] Θεοκλήτου Διονυσιάτου Μοναχού, Ο άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς, ο βίος και η θεολογία του, Θεσσαλονίκη 1976, σ. 100-106

[4] Δημητρίου Τσάμη, Φιλόθεου Κωνσταντινουπόλεως, Λόγος εις άγιον Γρηγόριον Παλαμάν Αρχιεπίσκοπον Θεσσαλονίκης, Θεσσαλονίκη 1984. Σταύρου Κουρούση, «Οικουμενικός Πατριάρχης Φιλόθεος ο Κόκκινος». Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια (εφεξής Θ. Η. Ε), τόμ. 11, στ. 1119 κ. έ. Αθήναι 1967. Βασιλείου Δεντάκη, Βίος και Ακολουθία του αγίου Φιλόθεου (Κόκκινου) Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως του Θεολόγου. Αθήναι 1971. Δημητρίου Καϊμάκη, «Φιλόθεου Κόκκινου, Δογματικά έργα». Θεολογικόν Συνέδριον εις τιμήν και μνήμην του εν αγίοις πατρός ημών Φιλόθεου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως του Θεσσαλονικέως. Ιερά Μητρόπολις Θεσσαλονίκης, Θεσσαλονίκη 1983

[5] 5. Νικηφόρου Μονάζοντος. «Λόγος Περί νήψεως και φυλακής της καρδίας μεστός αυτής τυχούσης ωφελείας», Φιλοκαλία των Ιερών Νηπτικών, Αθήναι 31961, τόμ. Δ', σ. 26.

 

[6] J. Patinot, Θ. Η. Ε., τόμ. 9 (1966), στ. 483-484. Ν. Γιαννόπουλου, Θ. Η. Ε., τόμ. 9, (1966). στ. 494. Β. Τατάκη, «Νικηφόρος μοναχός Ησυχαστής», Κληρονομία 1 (1969),σ. 325-336. Βασ. Ψευτογκά, «Νικηφόρου Ιταλού, Περί της Αγίας Τριάδος και Οικονομίας του Θεού Λόγου», επιστημονική Επετηρίδα Θεολογικής Σχολής Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης, (εφεξής Ε. Ε. Θ. Σ. Π. Θ. ) 23 (1978). σ. 209-232.

[7] 7. Δημητρίου Τσάμη, ό.π., σ. 46. J. Patinot. ό. π., σ. 496.

 

[8] V. Laurent. «Θεόληπτος Μητροπολίτης Φιλαδέλφε J. Patinot, Θ. Η. Ε., τόμ. 9 (1966), στ. 483-484. Ν. Γιαννόπουλου, Θ. Η. Ε., τόμ. 9, (1966). στ. 494. Β. Τατάκη, «Νικηφόρος μοναχός Ησυχαστής», Κληρονομία 1 (1969),σ. 325-336. Βασ. Ψευτογκά, «Νικηφόρου Ιταλού, Περί της Αγίας Τριάδος και Οικονομίας του Θεού Λόγου», επιστημονική Επετηρίδα Θεολογικής Σχολής Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης, (εφεξής Ε. Ε. Θ. Σ. Π. Θ. ) 23 (1978). σ. 209-232.ιας», Θ. Η. Ε., τόμ. 6 (1965). σ. 249-250

 

[9] Θεολήπτου Μητροπολίτου Φιλαδέλφειας, «Λόγος την εν Χριστώ κρυπτήν εργασίαν διασαφών και δεικνύων εν βραχεί του μοναδικού επαγγέλματος τον κόπον», Φιλοκαλία, ό. π., σ. 10.

[10] Η. Delehage, «La vie d' Athanase, patriarche de Constantinople (1289-1293, 1304-1310)», Melanges d'archeologie et d'historie 17 (1897), σ. 47-74. A. Kerameus - A. Papadopoulos, Zitija dvuch vselenskich patriarchou XIV v., Sv. Atanasija I i Isidora Ι (Βίοι δύο Οικουμενικών Πατριαρχών του 14ου αι. αγίου Αθανασίου Α' και αγίου Ισιδώρου Α'), Zapiski Ist. - Filol. Fakulteta Imp. St. Petersburgskago Universiteta 76 (1905). σ. 1-51. Αθανασίου Παντοκρατορινού αρχιμ., «Βίος και Πολιτεία του Αθανασίου Α' Οικουμενικού Πατριάρχου (1289-1293 και 1304-1310)» συγγραφείς υπό Ιωσήφ Καλουέτου μοναχού. Θρακικά 13(1940), σ. 59-107. Α. Γριτσόπουλου. Θ. Η. Ε., τόμ. 1, στ. 517-518.

 

[11] Pomjalovskij, Zitie ize vo svjatih otca nasego Grigorija Sinaita po rukopisi Moskovskoj Sinodalnoj biblioieki, 1894. σ. 30. Русский вариант переводы мы приводим по: Святитель Каллист, архиепископ Константинопольский. Житие преподобного Григория Синаита. СТСЛ. 2005, с 53

 

[12]. Νικόδημου Αγιορείτου Μοναχού. Νέον Εκλογών. Αθήναι 21974. σ. 304 Русский перевод мы приводим по изданию: Святитель Каллист, архиепископ Константинопольский. Житие преподобного Григория Синаита. СТСЛ. 2005, стр. 73-74

 

[13] VI. Mosin, Sveti pairijarh Kalist I, Srpska crkva, prav. Crkve 1946.

,

[15] Του μακαρίου Καλλίστου του Πατριάρχου, «Κεφάλαια περί προσευχής», Φιλοκαλία, ό. π., σ. 297

[16] P. loannou, «Vie de St Germain l’ Hagiorite par son conteporain le patriarche Philothee de Constantinople», An. Boll. 70 (1952), σ. 35-115. Δημητρίου Τσάμη, Φιλόθεου Κόκκινου, «Βίος Οσίου Γερμανού Μαρούλη», Ε. Ε. Θ. Σ. Π. Θ. 26 (1981), σ. 105-172. Φιλοθέου Κόκκινου, Άγιος Γερμανός ο Αγιορείτης, Θεσσαλονίκη 1985.

[17] Δημητρίου Τσάμη, Φιλόθεου Κόκκινου, Βίος Σάββα του Νέου, Θεσσαλονίκη1983. Φιλόθεου Κόκκινου, Βίος Αγίου Σάββα του Βατοπεδινού (του Σαλού δια Χριστόν), Θεσσαλονίκη 1984.

[18] Δημητρίου Τσάμη. «Φιλόθεου Κόκκινου, Βίος Αγίου Ισιδώρου Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως», Ε. Ε. Θ. Σ. Π. Θ. 25 (1980). σ. 89-187. Τάσου Γριτσοπούλου, «Ισίδωρος Α'», Θ. Η. Ε., τόμ. 6 (1965). στ. 1017-1018.

[19] Α. Syrku, Zitie prepodobnago, Monacha Grigorija, Romilo po rukopisi XVΙ. Imperatorskoj Publicnoj Biblioteki sobranija Giljferdinga s prilozeniem sluzby prepodobnomu Romilu po rukopisi XVIIV. Belgradskoj narodnoj biblioteki, P. 1900.

[20] N. Zlatarski, Zitie i podriznistro prepodobnago otca nasego Feodosija ize ν Trnove sapisano svetejsim patriarchom Konstantinagrada kir Kalistom, Sbornik za narodni umotvorenija nauka i kniznina, Kniga  XX, nova rediga Kniga utora, S. 1904, σ. 1-41. Δ. Γόνη, ό. π., σ. 69-120.

[21] I. Bogtanou, Patriarch Evtimij. Kniga za nego i negovoto vrerne, 1970.

[22] Ιωαννικίου Μπαλάν ιερομ., Ρουμανικό Γεροντικό, Θεσσαλονίκη 1985, σ. 47-50.

[23] Ι. Μανβέτωφ. Ο μητροπολίτης Κιέβου Κυπριανός και η λειτουργική του δραστηριότης. Μόσχα 1882. Ι. Σαμπάτιν, «Κυπριανός άγιος Μητροπολίτης Κιέβου». Θ. Η. Ε., τόμ. 7 (1965), στ. 113-115.

 

Постигая величие творения

 

В прекраснейшем мире, в котором мы живем, в основе тайны жизни лежат  микроскопические «существа», называемые генами. Они неразличимы невооруженным глазом. И все же именно они определяют жизнь и ее свойства. Из них складывается индивидуальность любого человека, они позволяют идентифицировать ее точно и до мельчайших подробностей.

Мы плаваем в бескрайнем океане бесчисленных частиц, получивших разнообразные странные названия: кварки, глюоны, бозоны, лептоны, варионы, нейтрино, фотоны и многие другие. Они повсюду. Именно на этих мельчайших частицах покоится величие этого мира. Именно в них кроется его таинство. У каждой из них – сколь бы мала она ни была – есть своя миссия и своя роль. Некоторые  отвечают за массу. Их называют бозонами. Почему – непонятно… Без этих частиц,  однако, наш мир был бы недоступен для осязания. Другие отвечают за распространение сил. Еще одни известны как глюоны. И это название не очень приятно на слух. А есть частицы, которые содержат в себе свет. Их называют фотонами. Это название более благозвучно.

nebula_cvr

Масса, силы, свет

Несомненно, понимание сущности массы и обоснование способов распространения сил чрезвычайно важно. Материя становится осязаемой, силы обеспечивают движение и поддерживают равновесие в мире. Именно таким образом мы способны постичь материю и вес.

Однако именно фотоны занимают в иерархии микрочастиц особое место. Это благородная частица, не имеющая массы, однако, существующая и способная  сама породить массу. Она не только несет энергию, но и, прежде всего, являет и делает видимым окружающий мир. Благодаря фотонам нам дано зрение. Мир предстает перед нами во всей своей красе: в многообразии цвета, в равновесии симметрий и всплеске поразительных асимметрий, во всех своих контрастах и бликах, в гармонии, глубине и изменениях. Без фотонов мы не знали бы, что такое красота и разнообразие, что есть прекрасное и гармония. Эти частицы как будто дают жизнь материи.

Фотоны не только убеждают нас в существовании мира, но и открывают для нас его красоту.  Однако, чтобы увидеть эту красоту, необходимо найти их.

В этом нам помогают глаза. Когда же они теряют зоркость и восприимчивость, мы используем корректирующие зрение линзы. Для того, чтобы увидеть мельчайшие и невидимые вооруженным глазом предметы, мы используем микроскопы. А для дальних, также невидимых предметов – телескопы. Таким образом мы научились видеть… невидимое. Наш мир прекрасен и содержит в себя великую мудрость. Красота заключена в том, что в нем явлено, а мудрость – в том, что скрыто. Первая услаждает взгляд, вторая пленяет мысль.  Не оттолкнувшись от видимой красоты, мысль не смогла бы пуститься в свое трансцендентальное путешествие. Поэтому столь драгоценны фотоны.

Телескопы нужны нам и для того, чтобы фотографировать и исследовать. Это не то же самое, что видеть. Исследование приносит восторг поиска истины. Мысль – радость открытий. Лишь зрение, однако, способно породить трепет непосредственного контакта. Как замечательны все наши чувства и, прежде всего, зрение!

Одиссей Элитис говорил: «Боже, сколько синевы потратил Ты, чтоб мы Тебя не видели!» А мы добавляем: «Боже, сколько фотонов создал Ты, чтобы мы догадались о том, что Ты есть!»

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И когда – «в начале», лишь приступив к сотворению мира. В конечном счете, частица Бога – это совсем не так называемый бозон Хиггса – она здесь ни при чем. Частица Бога – это фотон. А телескоп – это врата в мир. Приложив глаз к окуляру, ты устремляешься в бесконечность. Туда, где красота встречается с истиной. Глаз видит. Сердце стучит. Мысль мчится. Она вступает в диалог с фотонами.

Как прекрасен видимый мир – живая икона Божия! Особенно у нас на родине. Море, островки, небеса. Бухты, пляжи, холмы, одно за другим. Красота нашей природы захватывает. Посмотрев на нее, хочется либо остаться здесь навек, либо, наоборот, бежать отсюда. Если уж жить, то вечно. А уж коль это невозможно на земле, хочется уйти отсюда. Красота усиливает ощущение вечности. Ты припадаешь глазом к телескопу и исчезаешь. Исчезаешь в бесконечности. Выпадаешь из пространства. Освобождаешься от времени. Приобщаешься к захватывающему чувству Вселенной.

Но вот еще немного – и бесконечность уже становится для тебя ограниченной. И времени не хватает.  И хочется уже от красоты видимого перейти к опыту постижения невидимого. И все это – благодаря фотонам. Фотоны показывают тебе красоту тварного мира, дабы мог ты догадаться об истине нетварного. Фотоны указуют на Того, Кого невозможно увидеть. Указуют на Бога.

Хотел бы выразить свою радость по поводу сегодняшнего праздника и высказать огромную благодарность г-ну Тсиганосу за приглашение и за предоставленную мне возможность открыть сейчас перед вами свое сердце. Замечательно, когда жизнь вмещает в себя и любовь к астрофизике, и духовный опыт иерейского служения.

И как дивно провести сей чудный вечер на горе Пендели, охотясь за фотонами через открытый купол. Может быть, даже лучше, чем на протяжении многих лет в Женеве заниматься поисками одного бозона!

Большое спасибо.

[Выступление Преосвященнейшего митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая в рамках мероприятий, проводимых Афинской национальной обсерваторией по поводу окончания реставрации старинного телескопа Newall, Стар. Пандели, 21.9.2013 ]

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания Пемптусия”.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События