Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Хранение догмата в Церкви

СВЯЩЕННАЯ ПАТРСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

ХРАМ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Г. ПАТРЫ

 

               Рег. №:  12                                                      г. Патры, 03.02.2020 г.

 

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос

 

Святой Марк Ефесский: его эпоха и наша эпоха

ΟΜΙΛΙΑ π. Ἀναστασίου Γκοτσοπούλου

κατὰ τὴν κοπή Αγιοβασιλόπιτας στην ἐνορία Ἁγ. Νικολάου Πατρῶν

με θέμα: «Ο Άγ. Μάρκος Ευγενικός: η εποχή του και η εποχή μας»

 

В Синаксаре праздника святого Марка есть двустишие:

Держит Атлант небосвод на плечах в древних мифах,

Держит и Марк Православную веру — не в мифах, а в жизни.

То, что говорит церковный песнописец о святом Марке Ефесском — не просто одна из поэтических фигур речи. Он действительно по силе своего духа может быть назван «атлантом Православия», который удержал на своих плечах все богатство святой Православной веры. Св. Марк был послан Самим Богом, Который никогда не оставляет Церковный корабль без управления, хотя иногда и кажется, что он брошен на волю стихии и подвергается смертельной опасности; что его вот-вот поглотят накатывающие одна за другой волны, вздымаемые из бездны врагом рода человеческого. Несмотря на все это, св. Марк Ефесский оставался «единоборцем», как называет его святой Никодим Святогорец; он боролся с западным папизмом и победил его. Он прославил Православный Восток и способствовал тому, чтобы воссияла истина — в ту эпоху, когда императоры и патриархи опасно заигрывали с волчищами Запада и готовы были предать им на растерзание паству многострадальной Восточной Церкви.

Прежде чем перейти к житию этого замечательного святого, необходимо хотя бы вкратце описать политическую и церковную обстановку того времени. Святой Марк Ефесский жил в первой половине XV века, за несколько лет до падения Константинополя. А именно в период псевдовселенского Собора, проходившего сначала в Ферраре, а затем во Флоренции, показной целью которого было «объединение православных и папистов» или так называемая «уния» (1438–1439), а глубинной целью — порабощение Православия Папой.

Давайте кратко рассмотрим церковную историю того времени.

В те времена Византийская империя, занимавшая господствующее положение в мире в течение целых 1100 лет, находилась под натиском турок-османов. На помощь Константинополю, над которым нависла опасность попасть в руки варваров-османов, поспешили христиане Запада во главе с Папой Римским, их религиозным лидером. Папа Римский выразил большой интерес и решительное желание оказать военную помощь Византийской империи в борьбе против турок.

Однако взамен он кое-что попросил: полное подчинение Православной Церкви папской власти, т. е. чтобы православные признали Папу единственным и верховным главой во всей Церкви. Чтобы только он один принимал решения за всю Церковь, устанавливал догматы веры, вершил суд и оправдывал невиновных, а именно — обладал абсолютной властью, т. е. действовал в Церкви только по своему усмотрению, не считаясь ни с кем и не подвергаясь ничьему контролю.

Папа Римский готов был помочь Константинополю только при условии полного подчинения Православия его власти.

Византийская империя переживала тревожные времена. Аристократы разделились во мнениях. Одни говорили, что нужно принять унию, чтобы вместе с католиками противостоять варварам с Востока, пусть даже ценой предательства святоотеческого учения и подчинения Папе. При этом они забывали, что всего лишь двести лет назад папские крестоносцы разорили Константинополь и разделили Византийскую империю.

А другие, хорошо зная, какие опасности таила в себе уния, решили противостоять, пусть даже и до смерти, этому нечестивому объединению с папистами, которое требовало отступления от догматов Православной веры, и считали политическую зависимость (если таковая будет неизбежной) более предпочтительной, нежели церковное ярмо Папы.

Они полагали, что если народ сохранит веру, то сможет своими силами сбросить любое ярмо (как и произошло впоследствии). А если бы греческий православный народ охладел к вере и осквернил чистое и непорочное святоотеческое учение, то каким образом он смог бы найти в себе силы для борьбы за освобождение?

Однако церковные вожди Византии не оставались в стороне от политики и уже были готовы начать обсуждения и так называемые «диалоги» с латинянами по вопросу унии. В это бурное время, полное беспокойства о политическом и религиозном подчинении Православия папистам, было мало тех, кто стоял в истине и был действительно готов выступить на защиту Православия; раздавалось немного православных голосов, ратующих за истину и чистоту веры (речь идет о высшем духовенстве, потому что простой народ никогда не был на стороне униатов, видя, что уния будет заключена в ущерб Православию).

Этот народ не сильно разбирался в глубине догматических различий между православными и папистами, но устами православнейшего монаха и подвижника благочестия Иосифа Вриенния он говорил так: в случае объединения «наши догматы не должны потерпеть никакого ущерба». Своим просвещенным взором Иосиф Вриенний ясно предвидел, что скрывалось за новой попыткой унии, и точно так же, как и в предыдущие разы он не боялся говорить об этом открыто: «Никто из нас да не увлекается пустыми надеждами, что в скором или долгом времени к нам придет армия союзников из Италии. Ибо они никогда не подчинятся нашей вере, они поработили Константинополь и всегда уничтожали оружием нашу родину, наш народ и нашу веру». Действительно, слова Иосифа были пророческими, ибо Запад радовался тому, что православные жители Константинополя находятся в опасности. И позволял захватчику уничтожать его или брался за оружие, якобы собираясь помочь, но на самом деле — с целью «поработить Константинополь», «уничтожить нашу родину», пытаясь убрать со своего пути раз и навсегда «наш народ и нашу веру».

Так обстояли дела, когда после смерти Вриенния православное духовенство и народ стали упорно искать на горизонте нового хранителя Православного учения, дабы возложить на его плечи всечестной Ковчег своих священных традиций. И этот хранитель нашелся в лице скромного и ведущего аскетическую жизнь монаха из Манганского монастыря, в миру Мануила Евгеника, в церкви же нареченного Марком исполненного святости и мудрости («внутренней и внешней»), обращенного к идеалам монашества и живущего ими.

Святой Марк Евгеник родился в 1392 году от Р. Х. в семье благочестивых и верующих родителей: Георгия, старшего судьи, сакеллария и диакона при храме Святой Софии, и Марии, дочери благочестивого врача Луки. Он был из аристократической семьи, от чего происходит и его фамилия — Евгеник (от греческого слова ευγενικός благородный). Благодаря своим многочисленным дарованиям он получил блестящее богословское и философское образование и учился у самых знаменитых учителей своей эпохи, одним из которых был математик и философ Георгий Гемист Плифон.

Сам св. Марк был превосходным учителем риторики, и среди его учеников был Георгий (а в монашеском постриге Геннадий) Схоларий, первый патриарх после падения Константинополя. В возрасте 25 лет он принял монашеский постриг в обители на острове Антигони. Позднее был рукоположен во диакона и во иерея, а в 1436 году во епископа.

Все восхищались святой жизнью Марка Ефесского и его блестящим образованием, а также тем, что он исповедовал неповреждённое догматическое учение. Показателем уважения, которым пользовался св. Марк, было не только то, что его избрали одним из членов Византийской делегации, направленной на Феррарский собор, но и то, что он участвовал в нем от имени сразу трех патриархатов: Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Святость и мудрость св. Марка были признаны всеми, равно как и его адамантовая твердость в вере и православный образ мыслей!

Прежде чем перейти к Феррарскому собору, стоит упомянуть, что в ту историческую эпоху папский престол переживал тяжелейший кризис (мы не будем останавливаться на этом подробно). Отметим только, что с конца XIV по начало XV века у власти одновременно находилось два, а то и три папы, которые низвергали друг друга (схизма 1378-1417 гг., когда один папский престол был в Риме, а другой в Авиньоне). В таком болезненном климате на Западе были созваны два собора: Пизанский (1409) и Констанцский (1414-1418), с целью объединить папский престол. Однако они не добились своей цели, но напротив, этот кризис способствовал еще более активному развитию «консилиаризма» богословского движения, которое отрицало концепцию абсолютной власти папы в Церкви и отдавало приоритет Вселенским соборам, подчеркивая верховенство собора над папой, а не папы над соборной системой.

На Базельском великом соборе (1434-1439) был низвергнут и анафематствован Папа Евгений IV.

Итак, византийцы оказались между двух огней: они приняли приглашение и от папы Евгения на собор, который тот созывал в Ферраре, и на собор в Базеле. Очевидно, что престиж собора с участием православных был очень велик. Поэтому в Константинополь прибыли две делегации с заманчивыми для византийцев предложениями. Однако отношения между разными группировками латинян были настолько враждебными, что, если бы им не помешали византийцы, то их корабли вступили бы в военное противостояние.

К сожалению, Константинополь выбрал приглашение папы Евгения. Возможно, что развитие Западной Церкви и в целом христианства Европы было бы совершенно иным, если бы наши византийские предки заняли сторону реформаторского собора в Базеле...

Итак, византийская делегация имела следующий состав: император, патриарх Иосиф, бывший тогда уже старцем и отличавшийся слабым здоровьем, 25 архиереев и многочисленные ученые, среди которых были Плифон Гемист и Георгий Схоларий который станет первым патриархом после захвата Константинополя, а также великий экклесиарх храма св. Софии Константинопольской Сильвестр Сиропул, написавший воспоминания об этом соборе. 27 ноября 1437 года они отправились в Италию из Константинополя и, путешествуя по морю, 3 декабря 1438 года добрались до Венеции, а оттуда в начале марта 1438 года прибыли в Феррару.

Византийской делегации передали требование Папы, которое она встретила с нескрываемым удивлением: он желал, чтобы на первой встрече с ним в Феррарском соборном храме Византийский император, Патриарх Константинопольский и все православные пали перед ним ниц и всенародно поцеловали туфлю Папы. Настойчивость папистов была столь сильной, что византийцы подняли вопрос об отмене собора и немедленном возвращении в Константинополь. В конце концов, паписты побоялись, что их планы нарушатся, и уступили, но при этом была отменена и торжественная встреча православной делегации в кафедральном соборе в присутствии простого народа. Она прошла в доме, где жил папа, в очень узком кругу.

 

Торжественное открытие собора состоялось 9 апреля 1438 года в Феррарском храме св. Георгия, где было принято решение об обсуждении богословских расхождений [между православными и католиками] в специально назначенных для этого комиссиях.

После многочисленных задержек и переносов собор был собран в полном составе 6 октября 1438 года. Святой Марк потребовал, чтобы перед обсуждением были зачитаны Оросы решения Вселенских соборов и чтобы обсуждения проводились на их основании. «Латиняне всячески боролись за то, чтобы не читать решения Вселенских соборов или чтобы прочитать лишь немногие из них, причем на приватной встрече. Византийская делегация подняла шум и сказала, что нельзя продолжать собор, если прежде не будут зачитаны Оросы во всеуслышание. В конце концов, латиняне «соблаговолили прочитать Оросы соборно». Святой Марк хотел, чтобы объединение западных и восточных христиан опиралось на незыблемую евангельскую и апостольскую веру, в том виде, как она была выражена святыми отцами Вселенских соборов.

Давайте теперь вкратце рассмотрим, что последовало за прочтением Оросов Вселенских соборов, как передает нам Сиропул, записавший это в своих мемуарах: «Те из известных латинян и добродетельных монахов, которые услышали решения Вселенских соборов и сказанное после этого Марком Ефесским, отвечали: «Мы такого не видывали и не слыхивали, и наши учителя не учили нас этому. Теперь-то мы видим, что греки мыслят правильнее, нежели мы». И все восхищались митрополитом Ефесским»!

Чтение решений Вселенских соборов показало, что прибавление к Символу Веры слов «и от Сына» (filioque) было запрещено, и святой Марк потребовал от латинян удалить эту вставку. Латиняне отказали в этом исправлении. Постепенно византийцы начали понимать, что латиняне уступать не собираются, и поэтому нет никакого смысла оставаться на соборе. Некоторые выразили желание вернуться в Константинополь, но император своим приказом запретил членам византийской делегации выезжать из города!

 

7 февраля 1439 года при содействии императора и патриарха собор был перенесен во Флоренцию. Преждевременный отъезд с собора до его завершения был участникам запрещен.

Поскольку богословские дискуссии затягивались, император и Папа оказывали давление, желая ускорить подписание унии каждая сторона стремилась к этому по своим причинам. При этом использовались угрозы, политический шантаж, денежный подкуп и всяческие обещания.

Весьма примечательно, что Папа нарочно задерживал выдачу обещанного провианта византийской делегации до такой степени, что византийским клирикам приходилось буквально голодать, и они вынуждены были продавать свое облачение, чтобы покупать еду.

Тем же, кто жаловался великому протосингелу Григорию (человеку императора и позднее патриарху), он отвечал: «Все претензии к Марку Ефесскому. Это он не дает свершиться унии». Иногда он и сам обращался к членам делегации: «Чего вы хотите? Задарма проедаете деньги Папы и нисколько не печётесь об объединении церквей»!

 

Чтобы понять климат, в котором вел борьбу св. Марк, приведу два инцидента в том виде, в котором Сиропул сохранил их для нас:

Патриарх призвал к себе несогласных и сказал им: «Требуется, чтобы и вы разделили наше мнение». И так он увещевал и уговаривал их, и привлекал их на свою сторону. Затем Патриарх беседовал с Марком Ефесским и обращался к нему со многими просьбами и мольбами, чтобы ради молитв святых на небесах и ради души покойного отца он склонился на унию и, как говорит пословица «ни одного камня не оставил не сдвинутым» и не упустил ни одного ухищрения, чтобы убедить сего адамантового мужа. Но он ничего не добился!».

В другой раз патриарх сказал тем, кто был не согласен с унией, следующее: «Я говорю с вами, как друг и как отец. Поверьте мне, что это благое начинание. Если об этом узнает собор, то нас не оставят на произвол судьбы, но окажут должную помощь. Мы должны дать ответ. Мы готовы подчиниться всему, что определит собор». И Патриарх обратился напрямую к св. Марку Ефесскому: «И собор, и все архиереи удовольствовались тем, что сказали святые, и только ты не хочешь за ними последовать? … Ты должен согласиться с собором». И он продолжил: «Если у тебя есть возражения, обсуди их с кем-то в личной беседе, но только так, чтобы об этом никто не узнал». И далее: «Когда мы приедем в Константинополь, там мы это изучим. Сейчас же последуй за своей Церковью и ответь мне после стольких увещеваний». На это св. Марк снова сказал: «Когда мне докажут, что эта уния не противоречит реченному святыми... только тогда я соглашусь»!

 

Стоит послушать и диалог св. Марка с латиномудрствующими:

― Некоторые же другие сказали: «Невелика разница между нами и латинянами, и, если бы наши пожелали, то с легкостью бы упразднили её».

Св. Марк Ефесский ответил: «Разница между нами великая».

― Ему сказали: «Латинство не есть ересь, и ты не можешь называть его ересью. И никто из ученых и святых мужей не называл латинство ересью».

― Святитель на это возразил: «Нет, это ересь, и именно так относились к латинству наши предшественники… таковой ее считали и до нас… А в доказательство того, что они считали их еретиками, я могу, если пожелаете, представить вам письменные свидетельства».

― Митрополиты Митилинский и Лакедемонийский преисполнились гнева и сказали: «Что ты за человек, что называешь латинян еретиками?». Они встали перед Патриархом, возле митрополита Ефесского, и вдвоем, без стыда и страха, осыпали его насмешками и упреками: «До каких пор мы будем терпеть то, что ты говоришь?», ― возмущались они и всячески угрызали его своими дерзкими и колкими словами. Наконец, они сказали: «Мы сообщим Папе, что ты называл его еретиком, и тебе придется давать ответ».

Митрополит Никейский резко перебил Марка Ефесского и после долгих споров поднялся. Он сказал: «Излишне говорить и спорить с бесноватым [так он назвал святого Марка!], он одержимый, и я не хочу пререкаться с ним», и вышел в гневе.

 

Святой Марк не поддавался ни насмешкам, ни угрозам. Однако другие согласились подписать унию и без каких-либо угроз. Латиномудрствующий митрополит Митилинский, подвергавший св. Марка запугиваниям, с остальными вел себя очень «благородно». В своих воспоминаниях Сиропул пишет:  

«Но митрополит Митилинский, который открыто выступал за унию, сказал: «Пусть Папа, если хочет, даст мне своих монет, чтобы я передал их знакомым мне лицам в качестве папского благодеяния, и я легко устрою, чтобы они поддержали подписание Ороса собора и унии. Об этом узнал Папа и дал ему монет (не знаю, сколько, кто-то сказал — двести), и он передал их младшим архиереям. Он передавал их, не таясь… часть передал до заключения унии, а основное ― после».

 

В конце концов, 5 июля 1439 года был подписан Орос этого собора. Из всех архиереев только святой Марк до конца удерживал православные позиции и, несмотря на давление и угрозы, причем даже угрозы для жизни, он не подписал документ о заключении унии. Когда об этом узнал Папа Евгений, то с величайшей досадой сказал: «Марк не подписал, мы ничего не добились!».

Император вместе с архиереями оказывал давление, чтобы документ подписали все члены делегации. Через своего представителя он передал им:

«Это решение было принято всем собором, и вы обязаны выполнять только решение собора и никакое другое». На их возражения он отвечал: «Только вы одни будете против всех? И наши мудрецы, и ученейшие мужи, и те, кто просиял в добродетели, все говорили, что решение хорошее... Удивляюсь, почему это решение вам не по душе. Настоятельно прошу вас и обращаюсь к вам, как друг... действуйте с благоразумием и снисхождением. Смеете идти против царя? Подумайте, какие могут быть последствия!». Тогда они, опечалившись, прекратили спорить и, не ища более своего, согласились поступить так. Как от них и требовалось»!!!

 

После предательского Ферраро-Флорентийского союза византийцы покинули Италию и вернулись в Константинополь 1 февраля 1440 года.

Можно сказать, во Флоренции повторилось то, что описывает один из известнейших богословов ХХ века о. Георгий Флоровский:

«Очень часто мерой истины является свидетельство меньшинства. Может случиться, что соборная Церковь окажется лишь «малым стадом» [Лук. 12, 32]. Может быть, инославных больше, чем православно мыслящих. Может случиться и так, что еретики распространятся повсюду, везде (ubique), а Церковь окажется загнанной на задний план истории, что она уйдет в пустыню. В истории так случалось не раз, и очень возможно, что еще не раз повторится. (...) Обязанность послушания отпадает, когда епископ отклоняется от соборной нормы, и народ имеет право обвинить и даже сместить его».

И действительно: когда делегаты вернулись в Константинополь, жители встретили их враждебно и осуждали тех, кто подписал унию, подчиняющую их Папе. А святого Марка они приветствовали и оказывали ему почести, как сообщает его противник, греко-латинский епископ Иосиф Метонийский: «Марку Ефесскому было отдано много почестей, как не подписавшему [унию], и поклоняются ему так же, как Моисею и Аарону, и восхваляют его и называют святым» (Греческая патрология, 159, 992).

В то время как народ осудил союз с Папой, новый патриарх, который был приверженцем унии и филокатоликом, объединившись с императорским дворцом, ополчился против святого Марка, так что ему пришлось бежать из столицы, потому что его жизнь была в опасности, и уехать в Эфес. Однако, когда корабль ненадолго остановился на Лемносе, святого узнали и немедленно арестовали по приказу императора, после чего заключили в тюрьму на два года. За время своего заключения он перенес много страданий, но, как он писал иеромонаху Феофану из Эвбеи, «Слово Божие и сила Истины не могут быть связаны, но еще сильнее текут и процветают, и многие из братий, исполнившись дерзновения после моего изгнания, поражают порицаниями беззаконников и попирателей Православной веры...».

На Лемносе святой Марк издал свое знаменитое окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора. В нем он строго порицает тех православных, которые приняли унию, и безошибочными аргументами доказывает, что латиняне еретики: «Отвращайтесь их, как еретиков, и отделитесь от них по этой причине». Святой просит верующих избегать латиномудрствующего Константинопольского Патриарха и тех, кто имеет с ним общение, поскольку они «суть лжеапостолы и делатели лукавые».

«Надо бежать от них, как бегут от змеи, как от тех самых (т. е. латинян), или, быть может, и гораздо худших, чем они, — как от христопродавцев и христокупцев».

«Я совершенно уверен, что чем дальше я отстою от него и подобных ему, тем больше я приближаюсь к Богу и всем святым; и насколько отделяю себя от тех, настолько бываю в единении с Истиной и со святыми отцами, богословами Церкви».

И последний его завет перед смертью: «Будем избегать любым способом общения с ним [с патриархом] и не будем ни сослужить с ним, ни вообще поминать его, ни считать его архиереем, но волком и наемником».

Чтобы показать всю пагубность общения с папистами, святой Марк запрещает им присутствовать даже на своих похоронах: «Скажу же о Патриархе … не хочу и не принимаю общения с ним или иже с ним, ни в этой моей жизни, ни после смерти…. Как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от общения и единения с ними, и клятвенно заповедую, чтобы никто (из них) не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей… и пусть не смеют присоединиться и сослужить с нашими (иереями)»!

 

После освобождения святой Марк не смог удалиться на Афон из-за болезни и вернулся в Константинополь, где был принят с почестями как святой и исповедник. Из Манганского монастыря св. Георгия этот новый исповедник Православной веры вел борьбу с приверженцами унии, писал письма монахам и духовенству, призывая их сохранять Православную веру и не сотрудничать с униатами.

Гонения, непосильные труды и непрекращающиеся нападки усугубили состояние здоровья святого Марка, и 23 июня 1444 года от Р. Х., призвав своих духовных чад к себе и поручив Георгию Схоларию возглавить борьбу против унии, он упокоился о Господе. Ему было всего 52 года.

Сразу же после своего успения Марк был прославлен как святой и исповедник веры. Об этом с болью свидетельствует его современник и непримиримый враг, униатский епископ Иосиф Мефонийский, который сказал: «Точно так же, как и многих других, [Григория], называемого Паламой, и Марка Ефесского, людей, совершенно лишенных здравомыслия и мнящих себя мудрецами, не имеющих и тени добродетели и святости, вы прославляете и воспеваете только потому, что они устно и письменно выступали против латинян; пишете их иконы и устраиваете их праздники, признаете их святыми и поклоняетесь им» (Греческая патрология, 159, 1357).

Изначально память св. Марка Ефесского праздновалась 23 июня, но Патриарх Геннадий Схоларий в 1456 году от Р. Х. издал синодальный акт и постановил праздновать память святого 19 января, на следующий день после праздника великих Отцов и защитников веры св. Афанасия Великого и св. Кирилла Александрийского.

Борьба св. Марка и его ученика Геннадия получила признание великого Константинопольского собора 1484 года, который внес имена этих святых отцов в Синодик Православия.

 

Возлюбленные,

К сожалению, времена св. Марка очень похожи на нынешнюю действительность в нашей Церкви:

1. К величайшему прискорбию, сегодняшние вожди Православия в значительной степени повторяют ошибку византийского руководства ХV века, поскольку они в официальных документах предоставляют статус Церкви папизму, несостоятельному в плане экклезиологии и духовности. Более того: если наша Православная Церковь станет Церковью Папы, она понесет на себе груз всех беззаконий и ошибок папизма.

2. Как тогда, так и сегодня, политическая власть хочет вмешиваться в дела Церкви и управлять действиями церковных лидеров. Посмотрите, что происходит на Украине, где церковную повестку дня определяет внешняя политика США. Их малейшему слову подчиняются и наши архиереи.

3. А с другой стороны, многие из руководителей нашей Церкви отказываются от заветов святого Марка и ведут себя как самые настоящие франко-латиняне, признаваясь в любви к Папе и к другим еретическим группировкам, осужденным нашей Церковью. То, что те говорили святому, предлагая ему пойти на компромисс в делах веры и действовать «с благоразумием и снисхождением», повторяется и сегодня: Истина считается относительной, и поэтому может легко стать предметом компромисса и взаимных уступок.

4. Современные латиномудрствующие знают, что не могут оправдать свои антихристовы решения с помощью богословия, используя в качестве основания святоотеческое и церковное Предание, поэтому они запугивают противника и используют любые методы для сдерживания несогласных. Те же речи, что слышал св. Марк, дословно повторяются и сегодня: «Это решение было принято всем собором, и вы обязаны выполнять только решение собора и никакое другое»; «Только вы одни будете против всех?»; «И мудрецы, и ученые, и просиявшие в добродетели все говорили, что решение хорошее… удивляюсь, почему это решение вам не по душе»; «Настоятельно прошу вас и обращаюсь к вам, как друг...»; «Действуйте с благоразумием и снисхождением»; «Смеете идти против царя? Подумайте, какие могут быть последствия!»; «Говорю тебе, как друг, с искренней заботой и любовью: будь осторожен, батюшка, навлечешь неприятности на свою голову. Ну зачем ты занимаешься этим?».

И когда «неблагоразумные» и «фанатики», подобно св. Марку, настаивают на своих взглядах, не подчиняются и продолжают оказывать сопротивление, в ход идет ирония, насмешки, издевательства, угрозы, словесные оскорбления со стороны тех, кто не согласен с их действиями и взглядами.

Чтобы вам было понятно, куда движется наша Церковь, позвольте мне зачитать несколько строк из письма Блаженнейшего архиепископа Албанского Анастасия на эту тему. Пожалуйста, подумайте, до чего дошли дела в Православии, если архиепископ, да еще и являющийся предстоятелем Албанской Поместной Церкви, вынужден опубликовать такое обращение по украинской проблеме и по тем методам, с помощью которых ведется полемика — с ним самим, и со всеми теми, кто не согласен с действиями Вселенского Патриарха в вопросе предоставления автокефалии:

«Жаль, что для решения такой важной проблемы были мобилизованы безответственные люди, целью которых является издевательство над теми, кто придерживается иного мнения, и в то же самое время лесть своим покровителям. Очевидно, что все это сознательно запланированная операция. Некоторые используют социальные сети. Главным их «рупором» является один клирик Критской митрополии (под руководством и защитой вышестоящих лиц) вместе с другими конкретными лицами, составляющими «ударную группу», которые, выполняя свою задачу, злобно иронизируют, запугивают и, насколько им позволяет воображение, наказывают посредством оскорблений, угроз, недалеких измышлений и даже ненормативной лексики тех, кто предлагает иные варианты для выхода из кризиса.

Другие издают «серьёзные» публикации, в которых ссылаются на церковные и университетские источники... и приводят авторитетные мнения — даже предстоятелей Поместных Церквей и Архиерейских соборов.

Те, кто вовлечен в этот план, в открытой или в скрытой форме, без колебаний навешивают на других националистические ярлыки, такие, как «славянофилы», «русофилы» и тому подобное. В результате, в этот критический для Православия момент еще больше усугубляется конфронтация в Церкви, что имеет самые пагубные последствия для межправославного диалога».

Пожалуйста, обратите внимание на фразу Блаженнейшего Архиепископа Анастасия: «Главным их «рупором» является один клирик Критской митрополии (под руководством и защитой вышестоящих лиц) вместе с другими конкретными лицами, составляющими “ударную группу”». Только представьте себе, как далеко зашли дела, если Архиепископ Албанский совершенно открыто использует такие выражения… Подумайте только, куда могут завести нашу Церковь те, кто «руководит и защищает сверху» такую мораль, такой тон и эту «конкретную ударную группу».

5. Однако нынешние времена отличаются от эпохи св. Марка по одному очень важному признаку. Тогда верующие участвовали в церковной жизни сознательно. Люди были воцерковленными и приходили в Церковь не просто для того, чтобы заказать требы. Они интересовались чистотой веры и соблюдением церковного порядка, и хорошо знали, что это такое. Они не терпели искажения истинной веры, искажения Евангелия. В то время церковное руководство, обслуживающее интересы определенных кругов, пошло на компромисс и согласилось на некоторые уступки. Однако же верующий народ, почитающий отеческую веру, отказался повиноваться приказам своих лже-пастырей.

Так было всегда в нашей Православной Церкви. Напомню, что именно простые верующие первыми оказали сопротивление Константинопольскому Патриарху Несторию: возвысили свой голос во время Божественной литургии, выразили несогласие и, наконец, вышли из храма, как только услышали, что Патриарх проповедует ересь.

Теперь происходит то же, что и тогда: сначала тех, кто подписал унию, осудили верующие. Они отказались участвовать в литургии, где поминали Папу и тех, кто имел с ним общение. А уже потом прошел Собор (в 1443 году, в Иерусалиме), созванный Патриархом Иерусалимским, на который были приглашены патриархи Александрийский и Антиохийский, а также митрополит Кесарийский. Иерусалимский собор осудил латиномудрствующего Патриарха Константинопольского Митрофана и Ферраро-Флорентийский собор.

Вот почему Патриархи Востока в своем знаменитом ответе Папе 1848 года написали, что «хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ»: вы и мы все мы вместе.

Сегодня, увы, обмирщение затронуло даже внутреннее ядро церковной жизни: саму веру. Наблюдается её постепенное вытеснение из нашей жизни, проводимое системно, очень скрытным и коварным образом. С верой не воюют открыто, но она либо считается величиной «относительной», либо принижается и не воспринимается больше как основной критерий церковной жизни.

В чем это проявляется?

1. Термином «Церковь» называют даже еретические сообщества, осужденные Вселенскими соборами! Для экуменистов папизм, монофизиты, несториане, протестанты, которые не имеют правой веры и проповедуют целый ряд еретических учений, осужденных многими Вселенскими соборами, представляют собой каноническую «Церковь» и имеют действительные таинства, якобы обладающие спасительной благодатью. Ужасно, что Критский собор, который некоторые хотели бы объявить «Святым и Великим», провозглашает, что «Православная Церковь положительно оценивает тексты ВСЦ»! Такой Собор не является православным, он — злославный и в высшей степени еретический. Это ли не релятивизация и деградация веры?

2. Избитая фраза «церковное мышление» может иметь множество значений (и в первую очередь означает полнейшее послушание и выполнение всех указаний церковного руководства, даже греховных и ошибочных), но не имеет связи с акривией и строгостью веры, без уклонения одесную или ошуюю. Таким образом Церковь легко может быть преобразована в «социальную службу», которая существует для того, чтобы с другими, ей подобными, помогать страждущим и нуждающимся. Она преобразуется в некую организацию, которая, как и другие образования, поддерживает национально-народную традицию, причем её фольклорную версию. Она превращается в мирскую структуру, призванную поддерживать социальную, национальную или любую другую сплоченность. В конце концов она становится самым верным прислужником политики и помогает политическим деятелям, отечественным или зарубежным.

Но подобная организация не может называться Церковью Христовой.

Потому что главное служение Церкви это свидетельство об Истине, то есть свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе. Церковь у нас Христова, когда Она продолжает дело Господне. И когда Она тоже, подобно Спасителю, становится «знамением пререкаемым» — причиной множества разногласий и споров, между познавшими и не познавшими Его.

То же самое касается и пастырей, начиная с Патриарха и заканчивая последним батюшкой. Когда мы забываем, что наша цель — угодить Богу, и буквально лезем из шкуры вон, что угодить людям, показаться им приятными, особенно тем, кто стоит у власти, то тогда прежде всего страдает Православная вера.

Как вы думаете, почему экуменизм продвигается вперёд большими шагами? Неужели такое влияние на умы имеет их болтовня о любви, так называемая «агапология»? В этом «заслуга» не только экуменистов. Они лишь стараются выполнять приказы сверху. Самая большая ответственность лежит на тех, которые внешне являются традиционалистами и, хотя видят, куда нас ведут, и осознают предательство веры, но при этом молчат… и под знаменем преступной «терпимости» становятся соучастниками в унижении веры. И все это — для того, чтобы угодить власть имущим, владыкам, патриархам, политикам и т. д.

Несколько дней назад я беседовал с одним достопочтенным клириком на тему украинских раскольников, не имеющих канонического рукоположения и апостольского преемства, и подробно разбирал этот вопрос. Вы не представляете себе, как я расстроился, когда мой собеседник, не имея каких-либо других аргументов, сказал: «Эх! И ты туда же! Ну ты и прицепился со своим апостольским преемством, ты просто помешался на нем!». Если бы это сказал мне какой-то протестант или экуменист, я бы не расстроился (как говорится в пословице: куда ворона летит, туда и глядит). Но когда это говорит православный священник, считающий себя традиционалистом, и когда он называет «помешательством» разговоры о том, что архиерейское рукоположение должно быть каноничным — это кажется совершенно немыслимым. И все это с какой целью? Чтобы оправдать то, что сотворили на Украине — беззаконие, не подлежащее оправданию… И угодить таким образом людям…

Вот что такое обмирщение это настоящее унижение веры.

 

Святой Марк своими сочинениями и самой своей жизнью — исповеданием веры и борьбой за чистоту Православия — показывает нам замечательный пример того, что «дела веры не допускают икономии». Он учит, что Православная вера — это ценнейшее наследие, переданное нам святыми отцами, и мы должны сохранить её без изменений, не отступая от веры ни при каких обстоятельствах.

 

Святой Марк Ефесский и все наше святоотеческое Предание возлагают на нас величайшую ответственность: «бороться за переданную нам веру». Каждый из нас — в соответствии со своим положением и обязанностями, в соответствии со своими способностями и возможностями — должен отстаивать Православную веру, с полным осознанием того, что мы всего лишь выполняем свой долг, а результат находится в деснице Божией. Не мы спасаем Церковь (это утверждение было бы богохульством!). Мы должны сделать все, что в наших силах, и, может быть, так спасем душу свою… и только её. Все остальное — дело Божие. Только Он есть Спаситель нашей Церкви, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

 

 

Источник:

http://aktines.blogspot.com/2020/01/blog-post_62.html

https://myrophoros.blogspot.com/2020/05/blog-post_57.html

Протопресвитер Феодор Зисис,

Почётный профессор богословского факультета

Фессалоникийского университета им. Аристотеля

 

Γράφει ο Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης

Ὁμότιμος Καθηγητὴς Θεολογικῆς Σχολῆς Α.Π.Θ.

 

Святой Антоний Великий о ересях и расколах

Ο Μέγας Αντώνιος για τις αιρέσεις και τα σχίσματα

 

 

 

1. Смешение несмешиваемого

С величайшей мудростью Церковь через богопросвещенных Святых Отцов определила, чтобы каждый год повторялись праздники одних и тех же святых, дабы приобщаясь их жизни и учению, мы исполнялись таким же благочестием и добродетелями, как и они, укреплялись в православных догматах и подражали их святой жизни.

В связи с недавним празднованием памяти преподобного Антония Великого, в Фессалоникийском храме которого мы служили в течение четверти века (1993-2017) и из которого были изгнаны, потому что стремились на практике применить учение преподобного Антония о еретиках, прошлых и нынешних, мы подумали, что было бы весьма полезно снова обратиться к его учению, а также вспомнить его позицию по отношению к величайшей ереси — арианству и мелитианскому расколу.

Сейчас это более, чем необходимо, поскольку Церковь страдает и подвергается расколу не только под влиянием всеереси экуменизма, еще более страшной, чем арианство, но и по причине украинского раскола, который, словно по велению волшебной палочки, утвердил и легализовал Вселенский Патриарх Варфоломей. Действуя подобно монарху и тирану, как Восточный Папа, он предоставил автокефалию раскольникам, которые не только далеки от покаяния и смирения, но многие из них вообще не имеют священства: они являются нерукоположенными или саморукоположенными. Кроме того, он совершил антиканоническое вторжение в юрисдикцию другой Поместной Церкви, а именно Русской.

На Критском лжесоборе (2016) никто не осмелился говорить об опасности ересей, как это всегда делали Святые Отцы на действительно святых соборах, а особенно — о великой и крайне опасной ереси экуменизма, которая словно ржавчина разъедает мышление богословов и священнослужителей, и подобно заразной болезни распространяется через них среди верующих.

В соборных документах понятие «ересь» отсутствует по той причине, что оно отсутствует и в истлевшей вере тех, кто на протяжении целого столетия пытается воссоединить разделенные христианские сообщества, которые, по их мнению, составляют Церковь.

Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви. Еретики и раскольники отсекаются от Церковного тела, как больные, прогнившие члены; при этом целостность Церкви не нарушается, подобно тому, как остается живым, зеленеющим и продолжает плодоносить дерево, с которого обрезают сухие ветви.

Согласно новоявленной концепции экуменизма, представляющего собой экклезиологическую ересь, ни одно отдельно взятое христианское сообщество не является Церковью (включая и православных). Для экуменистов Церковью является лишь совокупность всех таких сообществ.

Именно по этой причине на Критском соборе не поднимался вопрос о ересях: наоборот, его участники согласились с тем, что еретические сообщества также являются «Церквами», и произошло то, о чем говорил святой Марк Ефесский, а именно «смешение несмешиваемого» — совмещение того, что является несовместимым: истины с ложью, Православия с заблуждением и ересью. Св. Марк говорил эти слова о злосчастной «унии» между папизмом и Православной Церковью, которая была заключена на Ферраро-Флорентийском лжесоборе (1438-1439).

 

2. Никакого общения с еретиками и раскольниками. Вред и погибель для души.

Давайте рассмотрим, как святой Афанасий Великий, который был учеником преподобного Антония, излагает его взгляды и отношение к величайшей ереси — арианству, терзавшему Церковь на протяжении десятилетий, а также к мелитианскому расколу, из-за которого Александрийскую Церковь лихорадило на протяжении долгих лет.

Мелитианские раскольники получили свое название по имени епископа Мелития Ликопольского, который воспользовался отсутствием Патриарха Александрийского и других епископов из-за гонений и тюремных заключений в период правления Диоклетиана и совершил вторжение в их епархии, находившиеся за пределами его юрисдикции, где незаконно рукоположил епископов. Помимо таких раскольнических действий Мелитий проявлял непомерную строгость к отпавшим от Церкви и налагал на них жесточайшие епитимьи (как это происходило и у донатистов), в то время как Православная Церковь была к ним более снисходительной.

Св. Афанасий Великий сообщает нам о том, что преподобный Антоний был достоин восхищения не только по причине многочисленных аскетических подвигов и борьбы против демонов, но и по причине его непоколебимой веры и благочестия: «Великая вера его и благочестие заслуживали восхищения».

Он никогда не имел общения с раскольниками-мелитианами, зная их давнее лукавство и отступничество от веры, не беседовал дружески с манихеями или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию. Он считал, что общение и дружба с ними разрушительны и пагубны для души: «И сам так думал, и другим внушал, что дружба и беседа с еретиками — вред и погибель для души».

Преподобный Антоний отвращался от ереси арианства и настоятельно просил всех даже не приближаться к еретикам, чтобы не заразиться их заблуждениями: «Гнушался также и арианской ересью, и всякому давал заповедь не сближаться с арианами и не иметь их зловерия». Однажды, когда его посетили некие ариане, упорствовавшие в своём заблуждении, он после беседы с ними, убедившись в их нечестии, прогнал их с горы, на которой подвизался, «говоря, что речи их хуже змеиного яда».

Поскольку ариане бессовестным образом распространяли слухи, что святой разделяет их взгляды, он вознегодовал против них и по просьбе епископов и верующих спустился с горы; затем он направился в Александрию, где разоблачил ариан и назвал их учение «чудовищной ересью и провозвестником антихриста».

Что касается ереси арианства, то однажды преподобному Антонию было страшное видение, после которого его видели горько стенающим и проливающим слезы. По словам самого святого, это видение означало, что в Церкви настанут ужасные времена, когда Она будет в руках у людей, подобных неразумным животным: «Гнев постигнет Церковь, и будет Она предана людям, которые подобны неразумным скотам».

Святой Антоний видел, как Святой Престол в храме окружили мулы, которые яростно пинали и лягали его своими копытами: «Видел я алтарь храма Господня и в нем множество мулов, которые, окружив Святой Престол, яростно ниспровергают все, что стоит на нем, и, рассыпав по полу, топчут ногами». В это время он услышал с небес глас Божий, который говорил, что жертвенник будет предан осквернению: «Осквернен будет жертвенник Мой!». Через несколько дней страшное видение подтвердилось, потому что произошло вторжение ариан в православные храмы, захват, осквернение священных сосудов и другие кощунственные действия.

После того, как преподобному Антонию было это видение, он сказал слова, весьма утешительные для всех, кто переживал из-за господства ереси арианства, а также и для всех нас, кто испытывает беспокойство из-за распространения всеереси экуменизма в нынешнее время:

«Не унывайте, дети: как разгневался Господь, так и умилосердится Он потом. Церкви опять будет возвращена Её лучезарная красота и сила, и сохранившие непоколебимо среди гонений веру Христову будут сиять светом благодати. Змеи возвратятся в свои норы, и благочестие еще более умножится. Наблюдайте лишь за собой, чтобы не иметь гибельного общения с арианами, потому что учение их — не апостольское, но диавольское и отца их сатаны; по этой именно причине они и были обозначены в видении под образом неразумных животных».

У ариан на тот момент было довольно много соратников и приверженцев, политиков и военных, так же как происходит и сегодня в случае с экуменизмом, имеющим поддержку со стороны масонов. Среди приверженцев арианства был один военачальник по имени Валакий, который преследовал православных. Он был настолько жесток, что на площади обнажал и бил даже юных дев и иноков.

Преподобный Антоний послал письмо, в котором просил его остановить жестокие гонения и говорил, что видит грядущий на него гнев Божий.

Когда Валакий получил это письмо, то надменно рассмеялся, бросил его на землю, оплевал и растоптал, а тех, кто его доставил, обругал последними словами. Он велел им передать святому Антонию следующее: «Поскольку ты защищаешь и отстаиваешь монахов, теперь я буду преследовать и тебя». Но не прошло и пяти дней, как на него обрушился гнев Божий.

Вместе с правителем Египта Несторием он отправился посетить некоторые монастыри. Они выехали верхом на конях Валакия, которые были самыми спокойными в его конюшне.

Но не успели они добраться до цели, как тот конь, на котором сидел Несторий, внезапно схватил зубами Валакия, сбросил его на землю и начал грызть мягкие части его тела. Валакия срочно отвезли в город, но на третий день он скончался. Все удивились, как скоро исполнилось предсказание святого Антония.

Некоторые епископы сейчас злоупотребляют своими полномочиями и скачут на своих епископских жезлах, словно на конях Валакия; они вызывают в церковный суд и изгоняют из храмов тех, кто борется против старых и новых ересей.

Пусть все они ради своего же блага запомнят этот случай и не направляют угрозы в наш адрес. У Бога уготована плеть, чтобы усмирить всех еретиков и их приверженцев, всех раскольников и их соратников, а страждущих православных бич гнева Божия не коснется.

В последние дни своего жизненного пути преподобный Антоний дал много духовных советов и наставлений монашеской братии. При этом он не переставал предупреждать монахов, чтобы они следовали примерам святых и не сближались с раскольниками и еретиками; чтобы они держались как можно дальше от раскольников-мелитиан, намерения которых губительны и лукавы, и не имели общения с арианами, нечестие которых очевидно для всех.

Не стоит переживать даже в том случае, если еретиков и раскольников поддерживают судьи, потому что и власть, и надменность судебных чиновников временны и имеют преходящий характер. Главное сохранить нашу Церковь от ересей и расколов, следовать преданию Святых Отцов и их благочестивой вере в Господа нашего Иисуса Христа, которой они научились из Священного Писания, а также наставлениям преподобного Антония Великого.

Незадолго до того, как закрылись его святые очи и он узрел невечерний свет Царствия Божия и приложился святым отцам, преподобный Антоний еще раз повторил двум иноками, своим ученикам, которые за ним ухаживали, а через них и всем верующим на все времена:

«Избегайте всякого общения с раскольниками, еретиками и арианами; вам известно, что я ни разу дружески не беседовал с ними по причине их дурных замыслов и христоборческой ереси. Больше же всего старайтесь исполнять заповеди Господни и следовать учению святых, чтобы святые приняли вас после вашей смерти в вечные обители как сродников и друзей».

 

Эпилог в современных условиях

Тринадцать лет назад, в 2007 году, мы изложили взгляды святого Антония Великого в статье под названием «Антоний Великий и современный экуменизм». Статья была опубликована в журнале «Теодромия», издаваемом «Ассоциацией православных исследований».

Затем мы переиздали эту статью в качестве приложения к нашей новой книге «Святой Антоний Великий. Житие и учение. Двенадцать проповедей в Фессалоникийском храме св. Антония».

Следует сказать, что на тот момент еще не произошло двух величайших экклесиологических отклонений от веры: еретического лжесобора в Колимбари на Крите (2016) и предоставления лжеавтокефалии еретикам и раскольникам из ПЦУ. Оба эти события были порождены Константинополем, который взял курс на учения еретиков и создание расколов.

Все, что было тогда написано нами в заключении, мы повторим сейчас снова, так как эти слова стали теперь даже еще более актуальными:

Вот уже многие десятилетия гнев Божий бичует Церковь. Папизм и экуменизм торжествуют.

В те времена Афанасий Великий и другие Отцы осознали опасность, на которую указывало видение преподобного Антония.

А ныне на наших глазах оскверняются храмы и алтари совместными молитвами и литургиями с еретиками, которых прообразовали в видении «неразумные животные». Поддерживая и одобряя это кощунство, мы тоже попираем святыню вместе с ними, находясь во Святая Святых.

Происходящее во время совместных экуменических сослужений и совместных молений то, что творилось, например, в Канберре на Ассамблее Всемирного Совета «Церквей», или сослужение со «священниками»-гомосексуалистами, дерзающими брать в руки священные сосуды, с женщинами-«епископами» и «священницами», и прочая подобная мерзость — всё сие являет собой зрелище ещё более ужасное, чем то, которое предстало некогда духовным очам Антония Великого.

Церковь сможет обрести свою былую красоту только в одном случае — если будет неукоснительно следовать завету преподобного Антония: «Только не оскверняйте себя с арианами».

Только в том случае, если мы не замараем себя церковным общением с папизмом и экуменизмом, с филокатоликами и «православными» экуменистами.

Из-за того, что мы до сих пор не проявляли должной самоотверженности и решительности, Бог продолжает изливать на нас Свой гнев — продолжается пленение православных всеересью экуменизма.

До каких пор все мы, епископы, иереи, монахи и миряне, будем позволять неразумным животным, т. е. еретикам, попирать и осквернять православные святыни?

Пока мы бездействуем и находим себе оправдания, мерзость запустения будет пребывать на месте святом.

 

 

Источник:

https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/35168-o-megas-antonios-gia-tis-aireseis-kai-ta-sxismata

 

Тайна церкви и феномен ересей

The Mystery of the Church and the Phenomenon of Heresies

Protopresbyter Vasileios Georgopoulos, Assistant Professor, Faculty of Theology, Aristotle University of Thessaloniki

профессор Василий Георгопулос, Фесссалоникский университет

burning-ship

 

Феномен ереси имел место с первых шагов Церкви, которая должна проповедовать Евангелие миру. Этот феномен еще с апостольского периода рассматривался как выражение тайны беззакония (II Фес. 2, 7).

 

В Новом Завете и в трудах святых отцов Церкви описаны основные параметры, а также серьезные сотериологические последствия этого феномена (1 Тим. 1, 9; II Петр, 2. 1). В дальнейшем мы попытаемся отметить некоторые из характеристик этого феномена, которые проявились во множестве ересей с течением времени.

 

а) Хорошо известно, что Церковь, как тело Христово, является тайной, которая над и вне времени. С другой стороны, каждая ересь принадлежит определенному времени и месту с точки зрения ее формирования, выбора и создания во взаимном историческом пространстве.

 

б) Для православной веры истина - это не абстрактное понятие или понятие разума. Истина  это персона, личность. Это святая личность Богочеловека (Ин 14, 6). Церковь - это Его тело, она проповедует Христа и Его Евангелие, передает Христа, доставляет Христа, живет Христом не как идеология, а как эмпирическое событие, которое она переживала (Ин. 1, 1-4) и «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова ". (Луки 1, 2).

 

С другой стороны, ересь, отнимающая, отвергающая, добавляющая или отнимающая от полноты божественного Откровения во Христе Иисусе, искажает истину. то есть искажает Христа. Как метко замечает святой Григорий Палама: «Ибо те, кто в истине, принадлежат к Церкви Христовой, а те, кто не в истине, не принадлежат и к Церкви Христовой» (опровержение письма Игнатия, 3).

 

в) В своем описании сотериологических последствий вступления христианина в еретическую группу святой Амфилохий Иконийский, исходя из результатов литургической практики и сакраментальной жизни Церкви, а также в исключительно реалистичной манере, среди прочего, отмечается: те, кто во время крещения были облечены во Христа и, таким образом, вышли из Церкви, на самом деле лишились одеяния Христова» (Против Апотактитов [Отреченных] или Гемеллитов, 7). Выход из Церкви по сути означает совлечение одеяния Христа. Есть ли что-нибудь более болезненное для христианина? Мы думаем нет.

 

г) Довольно часто в истории мы наблюдаем разделение на разделение между различными еретическими движениями. Это открывает еще один очаг духовной болезни. Это подробно описано Св. Иоанном Златоустом, когда он отмечает, что дерево ереси «в действительности было насаждено злыми мыслями, безвременным любопытством, но поливалось чрезмерным высокомерием и дополнялось любовью к амбициям» (PG 48, 719 ).

 

Нет малых и великих ересей, нет незначительных или заметных отклонений от учения Церкви. Правда никогда не зависит от количества. Наша православная вера, церковный дух и богослужение Церкви - это одно и то же целое число или ценность, и их нельзя подразделить. Святой Иоанн Златоуст отмечает: «Как и в случае с царской монетой, если кто-то удаляет от нее малую часть, то тем самым он делает фальшивой всю монету, то же самое происходит со здоровой верой: если только самая малая часть с самого начала (или принципа) уничтожена,  то испорченным становится все( PG. 61, 622).

 

6) Каждая ересь, с точки зрения ее начального момента появления, является повторением того же самого первоначального провокационного искушения. Это другая вера, другое отношение к жизни, которую, как говорит святой Ириней Лионский, «не несли пророки, которой Господь не учил, а апостолы не передавали» (Опровержение ложного знания 8, 1). Это образ жизни, который находится за пределами руководящих принципов Церкви. Это путь, по которому каждый еретик идет по собственному усмотрению или без надлежащей информации, потому что он или она были убеждены обещанием бесчувственного и фальшивого спасения.

 

7) В заключение этих нескольких замечаний мы хотели бы добавить еще одно. Как тело Христово, Церковь остается единственным местом обращения человечества к основе святости. В лицах святых видно, что предложение о предположении и преобразовании мира - не утопия, а реальный опыт, единственный безопасный путь для каждого человека стать новым творением во Христе (II Кор. 5 17).

 

С другой стороны, в каждой ереси как системе обмана не хватает именно той трактовки человечества, которую открыл Христос и которую мы видим в борьбе в Духе Святом и в подражании Христу в жизни наших святых. Поскольку каждая ересь игнорирует этот процесс преображения и его фундаментальные и обязательные условия для прославления людей во Христе, то она заменяет ее своими собственными конструкциями, вводящими в заблуждение самодовольным, мгновенным спасением, выражающимся в личной, практике пиетизма.

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2020г.

http://www.pemptousia.com/?post_type=author&p=24536

26.01.2018

 

Его Блаженство архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан,

предстоятель автономной Синайской Православной Церкви,

игумен монастыря святой великомученицы Екатерины

 

ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ ПРОТИВ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ

ΣΕΒΑΣΜΙΩΤΑΤΟΣ ΑΡΧΙΕΠΙΚΟΠΟΣ ΣΙΝΑ, ΦΑΡΑΝ ΚΑΙ ΡΑ'Ι'ΘΩ κ. ΔΑΜΙΑΝΟΣ: ΟΡΘΟΔΟΞΗ ΟΜΟΛΟΓΙΑ ΠΙΣΤΕΩΣ ΕΝΑΝΤΙΟΝ ΟΛΩΝ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Все мы, получившие Крещение в Православной Церкви и верующие православно, принадлежим Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (которой является только Православная Церковь), а именно — Телу Христову, глава которого есть Сам Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Через Таинство святого Миропомазания мы получили печать дара Святого Духа, а посредством Божественного Причащения Честного Тела и Крови Христовых мы соединяемся со Христом и становимся членами Его Тела.

Как члены Церкви Христовой, которой является исключительно Православная Церковь единственная, в которой мы соединяемся с Богом Истинным и в которой человек может наследовать спасение, мы отказываемся и привселюдно отвергаем многочисленные ереси, которыми заражены многие члены Церкви. Ересь наносит вред не только тому, кто в нее верит, поскольку те, кто еретически мыслит, проповедуют ересь и другим членам Церкви словами и делами, таким образом распространяя микробы ереси по всему Телу Церкви. Ересь, проповедуемая епископом или священником, наносит вред и верующим. Между тем, епископы и священники должны заботиться о том, чтобы их паства не научалась ереси. Если нравственные грехи отделяют человека от Бога, то тем паче ересь. Обязанность епископа — право учить Слову Истины, а святость органически связана с Истиной («Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» [Ин. 17, 17]). Христос есть путь, истина и жизнь. Ересь есть ложь и хула на Слово Воплощенное, на Богочеловека Иисуса Христа. Она рождается как духовное прельщение и становится идеологией, противоречащей Истине, отсекающей возможность освящения и спасения.

Подобно тому, как болезнь поражает не только больной орган, но и весь организм, так и ересь, отравляя одних членов Церкви, вызывает боль во всем Ее Теле, поражая его. Поэтому всякий раз, когда появлялась ересь и угрожала Телу Церкви, созывались Вселенские и Поместные Соборы, которые предавали анафеме ересь и еретиков, поддерживавших ее, то есть отсекали от Тела Церкви еретическое учение и тех, кто его продвигал.

Святой Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены, по данной нам благодати, имеем различные дарования» [Рим. 12, 4-6]. А в первом Послании к Коринфянам он говорит: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» [12, 21–22], показывая далее, что, если «славится один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены» [1 Кор. 12, 27].

Принимая во внимание, что до сих пор не собирались никакие Поместные соборы, чтобы осудить тех, кто в течение примерно столетия нарушал как Апостольские правила, так и решения Вселенских и Поместных соборов, будучи живыми членами Тела Христова, мы отвергаем все практики, осужденные Церковью, и отмежевываемся от них, а именно:

- совместные молитвы с еретиками и так называемую «неделю молитвы о единстве христиан», «вечерни за единство христиан» и прочие подобные акции, проводимые в православных церквах в ходе «недели молитвы о единстве христиан», на которых еретиков приглашают проповедовать с амвона, перед священным и страшным престолом в православном храме, где приносится в жертву Христос Бог;

- участие в синкретических межрелигиозных и межхристианских встречах, на которых совершаются синкретические символические действия и совместные молитвы с еретиками.

Мы осуждаем как ересь и отвергаем экуменизм во всех его формах:

1) присутствие православных Церквей в так называемом «Всемирном Совете Церквей»;

2) ересь, согласно которой Православная Церковь якобы является лишь частью Церкви;

3) ересь, согласно которой все христианские конфессии якобы являются ветвями Единой Церкви;

4) ересь, согласно которой Православная Церковь якобы является одной в ряду многих других «семейств Церквей», вместе составляющих Единую Церковь.

5) ересь, согласно которой единство Церкви якобы было утрачено; согласно православному учению. Церковь является Единой и Единственной, поскольку Главой Ее является Единый Господь Иисус Христос, а единство Церкви выражается через единство веры и повиновение верующих Ее иерархии, покуда иерархия сохраняет единство веры;

6) ересь, согласно которой Церковь якобы «разделена на христианские конфессии» и мы должны «восстановить Ее единство» посредством «догматического минимализма», то есть посредством принятия минимальной веры в качестве фундамента для единения православных с прочими конфессиями (деноминациями), то есть веры во Святую Троицу и в Иисуса Христа как Бога Воплощенного и Спасителя, не обращая внимания на все остальные догматы Церкви, в том числе на сакраментальное священство, святые иконы, нетварную благодать, почитание святых и т.д.

7) ересь, согласно которой якобы существует «невидимое единство» Церкви в силу общей веры в Святую Троицу и в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, а далее последует и осуществление «видимого единства» через единение конфессий (единство в разнообразии догматов и традиций);

8) ересь, согласно которой якобы достаточно веровать во Святую Троицу и в Господа Иисуса как Бога и Спасителя, чтобы быть частью Церкви (Церковь рассматривается как собрание всех христианских «конфессий»);

9) ересь, согласно которой Православная Церковь и римо-католическое собрание якобы являются «Церквами-сестрами» или «двумя легкими единой Церкви»;

10) ересь, согласно которой между Православной Церковью и римо-католицизмом якобы не существует никаких догматических различий и утверждается, что единственным различием является первенство Папы;

11) неправославные соглашения, подписанные представителями Православных Церквей в рамках межхристианского диалога. В этом пункте мы хотели бы подчеркнуть, что мы не против диалога, при условии, что он совершается на православных основаниях, с тем чтобы вернуть еретиков в Православную Церковь через катехизацию, отказ от ересей и святые таинства Крещения, Миропомазания и Божественной Евхаристии;

12) Баламандское соглашение, на основании которого представители Поместных Православных Церквей приняли новый тип унии и признали псевдо-таинства римо-католиков. Данное соглашение было отвергнуто представителями Поместных Православных Церквей, собравшимися в Балтиморе в 2000 году.

13) ересь, согласно которой Филиокве (исхождение Духа Святого «и от Сына») якобы является лишь простым терминологическим недоразумением, а не искажением догмата Святой Троицы — догмата, который открыл нам Сам Бог через Сына Своего Иисуса Христа Воплощенного (Ин. 15, 26).

14) так называемое «снятие анафем» с римо-католиков и еретиков-монофизитов, монофелитов и моноэнергистов — анафем, наложенных Вселенскими Соборами. Согласно православному учению, догматическая анафема не может быть снята магическим образом без того, чтобы причины анафематствания были устранены.

15) ересь, согласно которой якобы существует спасающая благодать и вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также что якобы существует действительное крещение и действующая благодать священства и вне ее (простое историческое наличие преемства от Апостолов и простое произнесение формулы Святой Троицы не делают действительными «таинства» еретиков).

16) ересь, согласно которой Святые Отцы сегодня уже не могут быть актуальными. Эта ересь отрицает присутствие Духа Святого у святых и богоносных Отцов Вселенских Соборов, а, следовательно, и саму непрерывность существования Церкви как Божественно-человеческого института.

17) ересь, утверждающая, будто мы не можем знать, каковы границы Церкви, и ересь, согласно которой всё человечество якобы входит в «невидимую Церковь». Согласно православному учению, Церковь является Церковью исторической, видимой, имеющей апостольское преемство, сохранившей Правую Веру (догматы, сформулированные на Вселенских Соборах, и анафемы, ограждающие догматическую Истину от еретической лжи) и несущей ее далее до скончания веков, а именно Церковью Православной.

18) ересь, согласно которой якобы и еретики каким-то образом входят в Церковь.

19) превращение икономии в догмат или правило. Согласно православному учению, икономия является отступлением от правила веры ради человеческих немощей в исключительных обстоятельствах, которое имеет целью приведение людей к правой вере, невзирая на объективные препятствия. Икономия применяется только в форс-мажорных случаях, для достижения благой цели в неблагоприятных обстоятельствах. Однако, при отсутствии исключительных обстоятельств, продолжение применения икономии является не мудрым тактическим приспособлением, а нарушением и презрением священных установлений, ведущим к пренебрежению Православной верой.

20) так называемые «смешанные браки» между православными и неправославными, поскольку нельзя сочетать несочетаемого, ведь главное условие для совершения Таинства Брака — это православная вера собирающихся вступить в брак, которые должны быть крещеными и т.п. Таинство Брака является таинством любви и единения в правой вере. Это таинство нельзя преподать только одному члену будущей супружеской пары, православному. Поэтому смешанный брак является недействительным, и в то же время представляет собой совместную молитву с инославными.

21) еретические документы так называемого «Святого и Великого Собора Православной Церкви», состоявшегося на Крите в 2016 году, которые одобряют ведение диалога между Православной Церковью и еретическими сообществами на протестантской платформе, а не исповедании Православной веры; так называемое «восстановление единства христиан» и применение термина Церковь в качестве «исторического наименования» для еретических сообществ; устав протестантского «Всемирного Совета Церквей», а точнее, ересей, и концепцию догматического минимализма в качестве основания для ведения диалога Православной Церкви с еретическими сообществами. Мы отвергаем Торонтскую декларацию 1950 г., согласно которой: i) можно быть членом Церкви и за Ее пределами; ii) существует Церковь вне границ Православной Церкви; iii) Церковь Христова превосходит и включает в себя каждую конфессию, являющуюся членом так называемого «Всемирного Совета Церквей» в отдельности.

Православная Церковь является Соборной, а не экуменической, и поэтому мы ожидаем от ее членов, что они будут исповедовать Православную веру всему творению, приводя многих людей в Ковчег спасения, которым является наша Православная Церковь — Единая и единственная, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, как мы исповедуем в Никео-Цареградском Символе веры. Поэтому мы отмежевываемся от позиции всех тех, кто проповедует вышеназванные ереси, будь то «всеправославные» или поместные соборы, патриархи, иерархи, священники, диаконы, иподиаконы, чтецы, монахи, монахини или миряне.

Мы осуждаем тех, кто не прилагает стараний для исправления своих братьев, которые впали в ересь экуменизма, и заняли пассивную, выжидательную и молчаливую позицию, которую святой Григорий Палама называет «третьим видом неверия», после атеизма и ереси.

Да поможет вам Бог, в Троице прославляемый и покланяемый! Аминь.

 

 

 

Источник:

https://www.katanixis.gr/2018/01/blog-post_718.html?m=1

https://myrophoros.blogspot.com/2020/04/blog-post_30.html

 

Первое воскресенье Великого поста – Торжество Православия

Α’ Κυριακή των Νηστειών - Ο θρίαμβος της Εκκλησίας

 

Протопресвитер Георгий Металлинос,

почетный профессор Афинского Национального Университета (+2019г.)

Metallhnos1

Πρωτ. Γεώργιος Μεταλληνός

 

ПРАВОСЛАВИЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВО И ЖЕРТВА

Η ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ, ΜΑΡΤΥΡΙΑ ΚΑΙ ΘΥΣΙΑ

В первое воскресенье Великого поста наша Церковь торжествует. Православие празднует свою победу. Живые и уже отошедшие ко Господу, Церковь Небесная, торжествующая и Церковь Земная, воинствующая — все Тело Христово исполнено духовным ликованием. Эта победа описана в «Синодике Православия», который читается во время литании с изнесением святых и священных икон. Именно там нашему духовному взору открывается, что такое Православие. Это не идеология и не какая-то «социальная система» или философия, не политика міра сего, которая одержала победу и отмечает разгром своих противников. Нет! Православие — это новый образ жизни и существования, это ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ, которая вошла в историю благодаря Воплощению Вечного Слова Божия.

В этот день прославляются святые и верующие, жившие во все исторические эпохи ведь они передали нам Истину о бытии во Христе, о том единственном образе жизни, который ведет к обожению, к спасению. А то, что сегодня анафематствуют всех еретиков и тех, кого Божественное Откровение называет «прелюбодеями» — это совсем не проявление ненависти, а просто защита человечества от всего, что искажает подлинность христианства и препятствует нашему обожению, спасению.

Ветхозаветные святые оставались верными Истине, которую открывал им Бог, являвшийся им различными способами. Одним из ведущих лиц Ветхого Завета, готовых на многие жертвы ради истины, был святой пророк и Боговидец Моисей. Тот же пусть свидетельства о Боге, что и святые Ветхого Завета, продолжили новозаветные святые, обратив свою жизнь к воплотившемуся Божественному Слову, Иисусу Христу. Мученики и мученицы, преподобные отцы и матери во Христе, подвижники и подвижницы, как тогда, так и теперь непрестанно благовествуют о Вере. Чтобы сохранить Истину в том міре, где существует только одно спасительное общество — ОБЩЕСТВО СВЯТЫХ, Тело Христово.

Согласно св. апостолу Павлу, в Православии не может быть такого, чтобы человек заботился только о спасении своей собственной души и был безразличен к окружающим его людям, потому что никто не спасается сам по себе, но только в Теле Христовом, в общении со своими братьями.

Это подтверждается свидетельством апостола Павла, который говорит о себе так: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих...» (Рим. 9, 3). Или: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). То же самое будет проповедовать и святой Косма Этолийский, новый Апостол Павел ромейской нации: «Близко был я к другим, по слову Христа, Который говорит, что христианину, будь то мужчина или женщина, не подобает заботиться только лишь о себе и о спасении своем, но следует заботиться также и о своих братиях (ср. 1 Кор. 10, 24: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого»). А те, кто заботятся только о себе, но не о своих братьях, попадут в ад… Это сладчайшее слово Христа, услышанное мною, где Он призывает заботиться и о нашей братии, проникло до самой глубины сердца моего и не давало мне покоя, буквально снедало меня, словно червь, который точит древо...».

Миссионерская деятельность Церкви

Это плод духа жертвенности и жертвы, приносимой за правду и ради своих братьев. Деяния святого апостола Павла и всех апостолов, а также св. Космы Этолийского, который был новым апостолом наших дней, очень убедительно это подтверждают. Вот почему миссионерская деятельность находится в центре Православия и является выражением Евангельской проповеди. Задача Православия в каждый исторический период состоит в том, чтобы сохранить в чистоте и без искажений «жизнь Христову» (тот образ бытия, который Христос принес в мир) и передать ее в каждый уголок земли. Чтобы мир был спасен! Поэтому воскресение Торжества Православия — это не просто праздник, а напоминание всем православным, всем нам, что наш мір, наше общество все еще ждут Христа. Или потому, что они ещё с Ним не знакомы, или потому, что они знают о Нем, но в искаженном или измененном до неузнаваемости виде, как изображают его различные еретические сообщества и всяческие секты.

 

«Евангелие и апостольские известия»

(сборник проповедей из газеты

«ГЛАС ГОСПОДЕНЬ» за 1980 и 1983 гг.)

ПРОТОПРЕСВИТЕР ГЕОРГИЙ МЕТАЛЛИНОС

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ОРТОДОКСОС КИПСЕЛИ»

 

“ΕΥΑΓΓΕΛΙΚΑ ΚΑΙ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΑ ΜΗΝΥΜΑΤΑ”
(Απάνθισμα κηρυγμάτων από την
«ΦΩΝΗ ΚΥΡΙΟΥ» των ετών 1980 και 1983)
ΠΡΩΤΟΠΡ. ΓΕΩΡΓΙΟΥ ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΥ

ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΥΨΕΛΗ»

 

@ Перевод выполнен интернет-содружеством Православный Апологет, 2020 г.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События