Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Выводы богословского семинара на тему «15 правило Двукратного собора и прекращение церковного общения

 

Πορίσματα ημερίδας με θέμα "15ος Κανών της Πρωτοδευτέρας Συνόδου και διακοπή της εκκλησιαστικής κοινωνίας"

Священная Митрополия Пирея

Отдел по Ересям и Парарелигиозным течениямΓΡΑΦΕΙΟΝ ΕΠΙ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ ΚΑΙ ΤΩΝ ΠΑΡΑΘΡΗΣΚΕΙΩΝ

Богословский семинар по теме «15 правило Двукратного собора и прекращение церковного общения»

ΘΕΟΛΟΓΙΚΗ ΗΜΕΡΙΔΑ ΜΕ ΘΕΜΑ : «15ος ΚΑΝΩΝ ΤΗΣ ΠΡΩΤΟΔΕΥΤΕΡΑΣ ΣΥΝΟΔΟΥ ΚΑΙ ΔΙΑΚΟΠΗ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΗΣ ΚΟΙΝΩΝΙΑΣ»

Конференц-зал «ΠΕΙΡΑΪΚΟΥ ΣΥΝΔΕΣΜΟΥ»Пирей, Четверг 27 ноября 2014

 

ΙΕΡΑ  ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΣ  ΠΕΙΡΑΙΩΣ

ΓΡΑΦΕΙΟΝ  ΕΠΙ  ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ  ΚΑΙ  ΤΩΝ ΠΑΡΑΘΡΗΣΚΕΙΩΝ 

ΘΕΟΛΟΓΙΚΗ ΗΜΕΡΙΔΑ ΜΕ    ΘΕΜΑ : «15ος ΚΑΝΩΝ ΤΗΣ ΠΡΩΤΟΔΕΥΤΕΡΑΣ ΣΥΝΟΔΟΥ ΚΑΙ ΔΙΑΚΟΠΗ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΗΣ ΚΟΙΝΩΝΙΑΣ»

 ΑΙΘΟΥΣΑ  «ΠΕΙΡΑΪΚΟΥ ΣΥΝΔΕΣΜΟΥ»  ΠΕΙΡΑΙΩΣ

 ΠΕΜΠΤΗ 27 ΝΟΕΜΒΡΙΟΥ 2014

 

 Священная Митрополия Пирея по благословению нашего митрополита г-на  Серафима, при содействии Отдела по Ересям и Парарелигиозным течениям организовала и провела в четверг, 27 Ноябре 2014 в 4 вечера  в конференц зале «"ΠΕΙΡΑΪΚΟΥ ΣΥΝΔΕΣΜΟΥ»  богословскую конференцию на тему «15  правило Двукратного собора и прекращение церковного общения», в котором приняли участие многочисленные клирики и верующий народ Пирейской Церкви.

Во время открытия работы семинара со словом выступил наш Преосвященнейший Митрополит г-н. Серафим. Далее эта тема была глубоко раскрыта тремя избранными докладчиками:

а) Преосвященнейшим Митрополитом Пирейским Серафим, который раскрыл тему: «Отложение (от епископа) в свете жизни и борьбы прп. Феодора Студита», б) архимандритом Василием Пападакисом, кафигумен священной обители святой Анастасии Римлянины в Рефимии, который раскрыл тему: «Прекращение церковного общения согласно православному богословию и Преданию Церкви» и в) протопресвитером Иоанном Фотопулосом , юрист и богослов, который раскрыл вопрос «Не причащение и ограждение согласно учению и жизни Святых Отцов».

 Конференция по завершении прочтения докладов и после длительного обсуждения этих докладов, пришла к следующим выводам

 

ΠΟΡΙΣΜΑΤΑ ВЫВОДЫ

 1. В Православии важным является поминовение епископа каждой местной церкви в качестве гаранта и хранителя Православной веры, но и как выразителя единства церковного тела, которое (единство) реализуется и сохраняется в  Евхаристии. Когда через ереси нарушается вера, тогда Церковь, через святых и богоносных  Отцов ее она указывает на уклонение еретических учений, а в дальнейшем, следуя многовековому Канонической и Соборной Традиции, Церковь подводит к осуждению еретиков как нераскаянных упорствующих личностей в  еретических учениях, еретиков посредством созыва Православных Соборов на местном или же на вселенском уровне.

2.Молниеносное распространение всеереси Экуменизма в течение всего 20 столетия вплоть и до наших дней породило необходимость у разных групп клириков и мирян необходимость в поиске поддержки у святых канонов и у Святых Отцов Церкви, например для того, чтобы упрочить в них желание избегать всякого общения с ересью, разрывая всякое церковное общение с еретичествующими епископами. Так, в очередной раз, в данный момент здесь и на протяжении нескольких лет, на авансцену церковной актуальности выходит 15-е правило Двукратного Константинопольского собора, созванного во времена свт. Фотия в 861 году.

3. Это священное правило, (а точнее вторая часть его, или параграф,) позволяет прекращать поминовение епископа, (ограждаться) клирику от своего предстоятеля даже еще до соборного суждения о нем, только под тем условием, что тот публично проповедует ересь « Святыми Соборами или Святыми Отцами осужденной».  Это условие очень важно, потому что это заставляет нас идти «последуя Святым Отцам» и опираться на те определения, которыми ими сделаны в отношении ереси, силой и просвещением Святого Духа, последуя, но  не предвосхищая Святых Отцов и впадая прежде времени в некое истовое осуждение относительно ереси. А это так, поскольку  такое осуждение не является для каждого члена Церкви подходящим методом для того, чтобы давать ставить некий диагноз  с должной безопасностью ереси, потому что она не имеет аналогичных духовных предпосылок. В соответствии с фразой «осуждённой Святыми Соборами или Отцами», составители священного правила стремятся также  подчеркнуть подобающее уважение как к соборному устройству Церкви, так и к авторитету Святых Отцов.

 4. Этот священный канон следует истолковывать в духе и в непосредственной связи с двумя предыдущими правилами, 13 и 14, с помощью которых устанавливается единство тематического плана.

То есть, как и два прежних правила (13 и 14), точно также и первая часть 15-го правила, определяют необходимость соборного суждения и исследования нравственных преступлений или иных нечестивых поступков епископа прежде еще прекращения его поминовения. То есть и в большинстве случаев происходящих теперь, то есть когда речь идет о самом серьезном преступлении – впадении в некое еретическое учение, считается необходимым иметь соборное суждение и расследование дел еретического епископа. То есть  правило требует ставить его в связь с двумя предыдущими священными канонами, но и со всей Соборной Традицией нашей Церкви.  Единственным отличием  15 правила  по сравнению с предыдущими двумя священными правилами состоит в том, что когда причина ограждения состоит во впадении в «осужденную» ересь, тогда необходимо ограждение от епископа даже и до вынесения соборного осуждения павшего еретического епископа. Отделение от тела Церкви не происходит неким невидимым образом и автоматически, из-за только того  лишь, что еретик впал в ересь, но при конкретном вынесении осудительного соборного решения. Если же отделение еретика происходило бы автоматически, только из-за ереси, то тогда излишним было бы его соборное осуждение.

5. Отцы составители 15-священного правила не установили обязательности для ограждения от еретичествующего епископа. Это правило не  определяет закон об обязательности, но просто дает право. В то же время оно восхваляет тех, которые ограждают себя от еретического епископа «до соборного определения» о нем. Однако же, оно не накладывает наказание на тех, которые, ​​не принимая его учения, по-прежнему продолжают его поминать, хотя параллельно тщательно контролируют его злочестивые взгляды и добиваются вмешательства и вынесения безопасного соборного суждения о нем и осуждения его надлежащим соборным органом. Если бы священное правило имело бы характер обязательности, то тогда было во всяком случае и  соответствующее сему изложение (формулировка)текста правила для всех тех, которые следуют по пути сохранения церковного общения с еретическим епископом еще до его соборного осуждения. А а в этой редакции предполагалось бы наличие возможного наказания, поскольку, конечно же, речь идет о столь важном вопросе, каким является ересь. Кроме того, если бы  Церковь считала обязательным для клирика немедленно отгородиться от епископа впавшего в ересь, то она бы установила специальные правила в отношении этого фундаментального вопроса и, конечно же, весьма строгие.  Было бы недостаточно говорить по данному вопросу  как поставленному в скобки, то есть было бы недостаточно просто вставлять в священные каноны некое исключение, поскольку каноны установлены для препятствия появления расколов и для их наказания.

6. При противодействии ересям решающее и определяющее значение имеет вклад Святых Отуцов, как это видно из Деяний Соборов, житий святых, церковной письменности и священных канонов. Святые Отцы не импровизируют, но, как богопросвещеные и богодвижимые, опровергают ересь своим богословским словом и ведут народ Божий на путь к Богу и против еретиков, как это явлено в жизни и борьбе прп. Феодора Студита.,

7. Безопасные руководители церковного тела в отношении современной всеереси Экуменизма это просвещенные Преподобные Отцы последних времен, такие как прп. Иустин Попович, святой Старец Паисий Святогорец, святой Старей Филофей  Зервакос, преподобный Старец и великий русский Святогорец подвижник, основатель священной обители Честного Предтечи в графстве Эссекс в Англии Софроний Сахаров, и другие, которые делали замечания относительно Экуменизма, однако не ограждались от местных епископов, отмечая  в то же время необходимость соборного осуждения этой ереси, как и тех, кто ее продвигает. То что мы отдаем наши предпочтения нашим импровизациям в отношении злочестивых учений нежели богопросвещенной позиции современных Святых Отцов, утверждениям, что бесполезным и излишним является божественное просвещение и соборное осуждение ереси в связи с вопросом ограждения, нас только отдаляют от духа Святых Отцов. В то же время многочисленные виды оскорблений в отношении  современных Святых со стороны ограждющихся не только ограждают их от еретических епископов, но и их отделяют от Православной Церкви.

 8. Факт, что современной всеереси Экуменизма присущи элементы древнейших ересей, которые соборно осуждаются Церковью, не отвергает неоходимости соборного ее осуждения в наше время, в соответствии с духом и предложением прп. Иустина Поповича. Для этого необходимо, чтобы духовенство и верующий народ Божий обратили свои подвижнические стремления и  их задействовали  в единую сильную антиеретическую борьбу вплоть до того, чтобы наша иерархия, вынуждаемая духовенством и народом, занялось этой ересью, осудило бы ее соборно,, назвав ее сторонников и призвала бы их к покаянию. В том случае же, когда они станут упорствовать в своих заблуждениях, тогда отсечь их от Церкви.

 

 9. Богословие Святых и Богоносных отцов и их богопросвещенное служение является онтологическим основанием Церкви как тела живого Господа Иисуса Христа. Его цель состоит в том, чтобы сохранить единство церковного тела, целостность веры, опыт Церкви, но и в существенном приведении в действие и применении истинных предупреждений Божественного Закона и священных канонов, посредством которых   происходит и осуществляется охристосывание человеческой личности и обожение его по благодати.

 

 © Перевод выполнен интернет-содружеством

 «Православный Апологет» 2014 год, ноябрь-декабрь

Источник: http://thriskeftika.blogspot.ru/2014/11/15_28.html



Подписка на новости

Последние обновления

События