Архимандрит Кирилл Коцопулос, Божественное Причащение и Коронавирус
Ἀρχιμ. Κύριλλος Κωστόπουλος, Θεία Κοινωνία και Κορωνοϊός
Божественное Причащение и Короновирус
Θεία Κοινωνία και Κορωνοϊός
Архимандрит Кирилл Коцопулос, проповедник Священной Митрополии Патрской, доктор богословия
Του Αρχιμ. Κυρίλλου Κωστοπούλου, Ιεροκήρυκος Ι. Μ. Πατρών,Δρος Θεολογίας,
К богоустановленным Таинствам, через которые человек действительно становится членом нашей Православной Церкви и достигает своего спасения, относится и таинство Таинств, Божественное Причащение. Сам Господь Богочеловек сказал Своим ученикам, незадолго до спасительных Своих Страданий, во время Тайной Вечери: «Приимите ядите, сие есть тело мое (…) Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя» (Мф.26, 26-28). Этими словами Иисусу Христос передал Таинство Божественной Евхаристии и уверил, что во святой Чаше есть Тело и Кровь Его, а не просто хлеб и вино. Ранее Он возвестил, что «ядущий Мое тело и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (…), во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6, 54)
Прп. Иоанн Дамаскин разъясняет, что «хлеб и вино это не образ тела и крови Христа, - да не будет – а это тело Господа предлагаемое» (PG 94, 1148A). В то время как свт. Кирилл Иерусалимский учит, что причащаясь Тела и Крови Христа, мы становимся сотелесными и скровными Ему, но и Христоносцами (См. PG 33, 1100A). Так наши тела становятся «членами Христа» (1 Кор. 6, 15)
Дары, которые, согласно Евангельскому преданию, делают верным членом Церкви, служащие для совершения Таинства Божественной Евхаристии, это хлеб и вино. Через них Господь приносит всю Свою жизнь, культуру, труд, свое душевно-телесное существо. Следовательно, Господь Богочеловек предлагает Самого Себя, Его Тело и Кровь, «одновременно преисполняющий весь во всех, и в каждом всецело, весь и неизменный»(Μάξ. Ομ. PG 91, 1285D). . Досифей, Патриарх Иерусалимский исповедует: «В божественной Евхаристии, мы верим, пребывает Господь наш Иисус Христос, не формально, ни образно, ни благодатно превосходящий, как в других Таинствах…Но истинно и действительно, так что после освящения хлеба и вина они прелагаются (…): хлеб же в это истинное Тело Господне (…), вино же преворяется (…) и пресуществляется в эту истинную кровь Господню».(Ομολογία, όρος 17, Ι. Καρμίρη, Δογμ. Συμβ., τ. 2, σ. 761
Из всего этого вытекает, что через освящение епископа или пресвитера Честных Даров, и через призывание Святого Духа они прелагаются Божественной силою и действием, хлеб и вино, истинно и действительно в Тело и Кровь Господа Богочеловека, А если , по божественному смотрению и уступке, ради нашей человеческой немощи – кажутся, что в целом они являются хлебом и вином, то только по внешнему виду и вкусу.
Чаша общая, потому что в ней верующие христиане соединяются в Едином Теле Христа. Прп. Иоанн Дамаскин с достаточной ясностью учит, «Причащение» так называется и таковым является по своей сути, поскольку совершается передача Тела и Крови Христа. Посему через это, с одной стороны, мы причащаемся и делаемся общниками Его «плоти и божества». С другой стороны, оно так называется, потому что мы, причащающиеся, Ему соединяемся и общаемся между собой. И прп. Иоанн делает разъяснение: «Ибо так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым и единою Кровью, и членами друг другу, будучи составляющими одно тело со Христом». (Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. 13. PG 94, 1153A)
Исходя из этого, как это возможно верующему христианину мыслить, что он может подхватить вирус, когда ему преподавали Причастие? Здесь Сам Христос, Который через Божественное Причащение входит в тебя, и разве может быть какой-то случай, при котором можно найти коронавирус или иной какой-то вирус? Как это возможно, чтобы «Чаша жизни» приносила бы смерть?
Следует заметить, что все выше сказанное не имеет силы там, где преобладает ересь, например Папизм, Протестантизм и другие. И по очень простой причине – так как так называемые таинства еретиков недействительны, лишены Божественной благодати.
Согласно свмч. Игнатию Богоносцу Божественная евхаристия это «лекарство бессмертия, противотивоядие для того, чтобы не умирать, но жить во Иисусе Христе всегда» (См. SC10, επ. 1, 19–21). Подобным образом и прп. Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Тело и Кровь Христа для всех достойно причащающихся и с верою приемлется «во оставление грехов и в жизнь вечную и в охранение как души, так и тела» (Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.13 PG 94, 1148A). Точно также и свт. Иоанн Златоуст отмечает: «Его называю хлебом жизни, потому что составляет для нас жизнь и здесь и в будущем». (Ομ. 46, PG 59, 258)
Конечно, есть и некоторые представители как высшего так и низшего духовенства и богословы, которые оспаривают эту истину и тем самым вносят соблазн в народ Божий. Но пусть они прояснят нам, верят ли они, что Святое Причастие - это действительно Тело и Кровь Христа. Умирает ли коронавирус и любая другая болезнь, которая приводит к смерти, в Богочеловеческом Теле и Крови? Могут ли жизнь и смерть сосуществовать? Источник жизни - «Аз есмь живот (жизнь)» (Иоан 11:25) – Господь Богочеловек, Который предлагает Себя через Божественное Причастие, способен ли преподносить, передавать что-то чуждое и противоречащее его собственной природе?
Согласно нашим Святым Отцам, причащающийся верующий человек сьановится сотелесным и скровным Христу. Подобно тому, как в Теле Христовом обитает «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 8), подобным образом и сотелесном верующем человеке обитает Святая Троица. Как это возможно, что вирус или любое другое заболевание было бы передано этому человеку либо от святой Чаши, либо от святой лжицы для Причащения? Если бы и было бы что-то такое – да не будет такого богохульства - тогда первыми, кто пострадал бы от болезней, были бы священники, которые потребляют Святую Чашу, после того, как они уже причастили сотни верующих.
Однако мы должны подчеркнуть, что тот, кто недостойно приходит причащаться ( то есть не верит по сути правильно, причащению не предшествовало таинство исповеди), тогда не будет действовать несозданная Божественная благодать через Причащение, и может произойти все что угодно. Апостол Павел подтверждает это: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1 Кор. 11: 29-30). Вот почему св. Василий настоятельно подчеркивает, что «не столь страшно, когда он в запачканном теле, то, когда он с недостойной душой подходит ко святым (дарам), приходя же к ним, он становится виновным телу и крови Господни» (PG 31, 1577A).
Сегодняшние соблазнительные дебаты о невообразимой передачи болезней через Божественное Причащение по своей сути стремятся к тому, чтобы ослабить память о Крестной Жертве Богочеловека Господа, принесенной ради спасения человечества. Сам Он оставил заповедь: «Сие (т.е. таинство Божественной Евхаристии)творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19). С верой и соответствующей подготовкой ко Причащению в Таинстве Божественной Евхаристии мы исповедуем Воскресение Христово, это является гарантией победы Богочеловека над смертью, является подтверждением вечной жизни. Это исполнение Святым Духом, это изменение падшего человека Создателем Богом.
Мы должны понимать, что момент Божественной Евхаристии - Святого Причастия, где «мы совершаем в память за ны умершаго и восставшаго за нас» (PG 31, 1576B), является моментом нашей личной встречи и по благодати соединением с Богочеловеком Господом и мы должны быть освобождены от душетленных наших мыслей.
http://aktines.blogspot.com/2020/03/blog-post_36.html
© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2020год