Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово на Рождество Богородицы

ΕΙΣ ΤΟ ΓΕΝΕΣΙΟΝ ΤΗΣ ΚΥΡΙΑΣ ΘΕΟΤΟΚΟΥ

Архимандрита Георгия (+2015) ,

 проигумена священной обители прп. Григория,

 Святая Гора Афон

Γέροντας Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου († 2014)

Сегодня наша Церковь празднует всемирную радость Рождения Госпожи Богородицы. И где-то в одном из прекрасных тропарей  праздника, Ее называют «корнем рода нашего»(ρίζα τοῦ γένους μν)[1]. По сути своей наша Пресвятая Дева является  новым корнем, который в  некоем  бесплодном мире, в некоем лишенном всякого плода мире, в некоем духовно мертвом мире смог нам принести цвет жизни, Христа Спасителя. Без этого нового корня человечество не смогло бы иметь сладчайший плод, Христа Спасителя. Поэтому то Ее Рождество, как начало пересоздания человеческого рода, является причиной всемирной радости.

Для того, чтобы явилась эта радость, необходимо было бы, и, полагаю, мы не ошибемся в этом, чтобы возсияли  две простые и смиренные души. Святой Иоаким и святая Анна.   Они таинственно в своем сердце служили Богу. Они возложили свою боль, порожденну. их безчадием, со всем доверием и молитвой, на Бога. Из этого служения Богу, из этого питания доверия Богу, вручения своей жизни Богу, чистоты их сердца, их простоты и их смирения, свершилось великое таинство.  Из прежде бесплодных родителей должно было явиться разрешение человеческого бесплодия. «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин». Ни философы, ни политики, ни иные видные и знаменитые личности человеческого рода не могли разрешить бесплодия человеческой природы.

Две сцены благовестия Иоакиму и Анне

И кто-либо размыслит: какие-же великие дела могут происходить с простыми и смиренными людьми. Мир их не оценил, поскольку он не обладает такими критериями, чтобы оценивать такие виды духовных подвигов. Очень часто он их игнорирует или же презирает. Однако тогда только, когда души вручают себя Богу, когда они освящаются, когда они очищаются, молятся и живут ради Бога, только тогда Бог может благодаря этим простым и смиренным душам свершать нечто великое  для всего мира, как это случилось и с Иоакимом и Анной.  Святой Иоаким и святая Анна не знали, каков будет плод их смирения,  их святого супружества, их непорочного брака, их послушания Богу, их стремления и их веры в Бога. Однако же в таких случаях Бог творит великие деяния, как я сказал, для всего мира.     

Сегодня мы ублажаем святого Иоакима и святую Анну и приносим им свою признательность, поскольку их благочестный брак, их брак в молитве и в непорочности и святости,  стал причиной пришествия в мир цвета девства, Госпожи Богородицы, матери Искупителя.

И мы таинственно, сердечно, молитвенно, свершая служение, становимся соучастниками в этой всемирной радости.  Мы поклоняемся, как говорят писания нашей Церкви, пеленам которыми была повита во время своего рождения Госпожа Богородица. Ее благодарим, поскольку Она в своей материнской утробе даровала жизнь Богу. И посему Она с младенческих и ранних лет жизни Себя всецело принесла Богу. И тем самым Она стала продолжением святости святого Иоакима и святой Анны, Ее богодухновенных и боговещанных родителей, и Она стала тем «богопрозябенным плодом»(θεόβλαστος καρπός)[2]девства, Материю Искупителя. 

И сегодня, в день Ее святого Рождества, мы Ее умоляем, как Ту, Которая разрешила бесчадие[3] человеческого рода, дабы Она оказала помощь и нам в том, чтобы нам преодолеть бесчадие греха. Поскольку по своей сути человечество было бесчадно. Оно произвело множество детей по природе, но только одно дитя, которое необходимо было породить людям, человечество не могло его родить. Бога никто не мог родить. А посему, пусть даже мир породил множество детей, они были духовно бесплодны, наша  Пресвятая Дева разрешила бесчадие человеческого рода и родила Сына Божия. Итак, поскольку Она родила Сына Божия, точно также и Ее молитва и благословение удостаивает нас чести, тех, которые следуют по Ее стопам и по стопам Ее Единородного Сына, дабы нам преодолеть бесчадие греха,  бесплодие человеческой природы вне Святого Духа. И дабы Она соделала нашу природу плодоносимой по благодати Святого Духа, способной порождать святые добродетели и дабы наше естество было бы плодносимым и духовным.  И да удостоится наше естество той славы, какую ей даровал Бог при творении. Поскольку Бог не сотворил человека для того, чтобы он был смертным и бесплодным и бездетным, но создал его живым и плодоносным и способным творить. Дабы он творил святость и родил  себя самого для Христа. Каждый человек является Христоносцем, как и Госпожа Богородица, Которая стала первым Христоносным человеком, когда Он явился на земле.

Итак, молитвами Ее и нашим собственным подвигом да последуем стопам Ее, и да будет Она нашей надеждой в том, если мы ведем жизнь в подвиге, чтобы не оставаться нам бесплодными и бездетными.

 

Источник:   Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους,  Α΄έκδοσις 2015, σελ. 165-169

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.



Подписка на новости

Последние обновления

События