Иоанн Фундулис, почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля
του Ιωάννου Μ. Φουντούλη, ομότιμου καθηγιτού Πανεπιστιμίου Θεσσαλονίκης
Богоявление
Θεοφάνεια
Крещение Господня, византийская миниатюра из Императорского минологиона (cod. Walters 521), XI в
6 января (по Юлианскому календарю или 19 по гражданскому) наша Церковь праздновала великий Господский праздник «Богоявления», или «Явления», или «Святых Светов». Приготовление к нему началось сразу после нового года, со 2 января. В этот подготовительный период обычно приходилась «Неделя (воскресенье) перед Святыми Светами»[1]. И оно включается в период предпраздничной литургической подготовки. В чтениях Божественной литургии в это воскресенье мы слышим «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего» из пролога к Евангелию от Марка, который повествует о явлении Иоанна Предтечи в Иорданской пустыне, его проповедь и пророчество о Христе. Иоанн Предтеча крестил «в воде», но «сильнейший» его, который придет «за ним», будет крестить народ «Духом Святым» [2].
В четырехдневный предпраздничный период, со 2 по 5 января, читаются каноны, трипеснцы и другие предпраздничные священные песни. В данном случае мы имеем «Страстную Седмицу» Светов, точно также как и на Рождество Христово, с той разницей, что время подготовки здесь короче из-за продления периода попразднства Рождества Христова до 31 декабря и праздника Обрезания Христа, совершаемого 1 января. И снова видно очевидное влияние богослужебных последований Страстной Недели именно из-за стремления провести параллель между праздником Богоявления и Пасхой. И подготовка завершается также совершением прекрасного и светлого последования Великих (Царских) часов и праздничной великой вечерни.
Впрочем, период попразднства продлевается на восемь дней, особенно выделяя три дня, день после Богоявления с праздником Собора Предтечи и Крестителя Христова, 7 января, «Воскресение после Света» и последний день праздника, его отдание 14 января, во время которого вновь поется все богослужебное последование праздника.
В этом исключительном литургическом контексте сияет великий Господский праздник Богоявления, совершаемый 6 января (19 по гражданскому календарю). Его начало аналогично празднованию Рождества Христова. 6 января по старому календарю, язычники Египта и Аравии праздновали зимнее солнцестояние. В начале века еретики-последователи Василида впервые попытались заменить этот языческий праздник праздником Крещения Христа. Вскоре после этого Церковь Востока установила 6 января совершать праздник Богоявления. Апостол Павел говорит о «явлении славы великаго Бога».[3] Сам он также ведет беседу о Боге, Который «явился во плоти».[4] Под этими выражениями апостола народов узнаются так хорошо известные в народе термины «явление» (επιφάνεια) и «богоявление» (θεοφάνεια), что означало явление среди людей божества или бога-императора, взошедшего на престол или вступившего победоносно в какой-то город. Ложным богам и императорам христианская Церковь противопоставила истинного Бога и Царя Христа, истинное Богоявление. И вновь служение солнцу, которое преодолевает тьму ночи во время зимнего солнцестояния, она противопоставляет служение истинному солнцу, Христу, который, согласно пророку Исайе, восстал в темном и призрачном мире ˙ «Страно Завулоня и земле Неффалимля, и прочиии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея язык. Люди хдящии во тме видеша свет велий; живущии во стране и сени смертней, свет возсия на вы»[5]. С другой стороны, евангелист Матфей использует именно это пророчество в начале описания общественного служения Христа, Его явления посреди Его народа.
Крещение Господня, Константинополь, монастырь Хора, кафоликон. 1316–1321 гг.
Но это представление о Богоявлении или явлении Христа не было связано с одним лишь историческим событием Его жизни. Мы видели, что Василид и его последователи праздновали крещение в Иордане 6 января, во время которого, согласно их еретическому учению, божество воплотилось во Христа. Но также согласно православному учению, Крещение - это самое начало, первое общественное появление Иисуса как Мессии и Спасителя. В качестве такового Он был и признан представителем Ветхого Завета, пророком Иоанном Предтечей, который видел Святого Духа, «нисходящего и пребывающего на Нем»[6], и который слышал голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»,[7] уверение в сыновстве. Во время крещения явился Сын-Бог, но также был явлен Бог-Троица, как обычно поет творец праздничного тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение». Сын крестился, голос Отца был услышан, и Святой Дух явился в виде голубя. «Тоицы явление на Иордане бысть», как снова воспевает священный Косма в третьем тропаре 5-й песни первого канона праздника.
Но также с рождением Христа в мире явился Бог. И отпраздновали его совместно с крещением в день праздника 6 января. Снова пришли новые расчеты, чтобы оправдать рождение Христа 6 января, но также и его празднование в тот же день, что и крещение. Христос, совершенный Бог и совершенный человек, должен был иметь совершенным и завершенным все, что касалось Его жизни на земле. Поэтому годы Его земной жизни должны были быть совершенными, а не неполными. По их оценкам, он умер на кресте 6 апреля. Согласно приведенным выше рассуждениям, это должен был быть день Его зачатия от Девы Марии, Благовещения. Следовательно, Его рождение через 9 полных месяцев должно совпасть с 6 января. Согласно евангелисту Луке[8], он был крещен «лет тридцати»[9], то есть снова 6 января, поскольку для совершенства потребовалось бы полное количество лет от Его рождения в день Его начала общественного служения.
С рождением Христа, благодаря которому явилось Божество Христа, были связаны поклонение пастухов и приношение даров волхвами. Первые были представителями еврейского народа, а вторые - первыми из язычников, которые первыми признали и поклонялись явившемуся Сыну Божьему. И празднование этих двух событий обогатило тему праздника Крещения. Знаменитых событий уже четыре.
Но существует также есть пятое событие Богоявления, которое происходит в начале общественного служения Господа. Его первое чудо произошедшее в Кане Галилейской, где на свадьбе Он превратил воду в вино. И евангелист Иоанн, который рассказывает об этом случае, отмечает: «Сие сотвори начаток знамением Иисус Кане Галилейстей, и яви славу Свою, и вероваше в Него ученицы Его»[10]. Итак, явление божественный славы Христа Его ученикам, начало Его знамений, чудо свадьбы Каны, было добавлено к четырем другим праздничным темам.
Однако, наиболее распространенными стали две первые тематики – рождество и крещение Христа, совместное празднование которых 6 января сохранялось долгое время на Востоке, а до сего дня эта традиция продолжает сохраняться в Армянской церкви. Когда же в 4 столетии на Восток из Рима было привнесено празднование Рождества Христова 25 декабря и он стал преобладать, то по сей причине содержание праздника Богоявления распалось. Во время Рождества Христова праздновалось рождение, а во время Богоявления крещение Христа на Иордане. Но это как раз и тема нынешнего праздника Богоявления.
Это рассредоточение, устранение нагромождения не повредило, а наоборот пошло на пользу великому празднику. Сокращение его внешней части позволило ему углубиться. Крещение Господне, Богоявление соответственно, прообразы из Ветхого Завета, его распространение и его значение в жизни Церкви, подали творцам и создателям молитв и праздничных песнопений, священных похвальных слов чудесные и богатые тематики и гимнов праздника. Особый блеск придает богослужению чин Великого освящения, которое сегодня для верных совершается дважды, накануне и после литургии праздника. Это красочное обрисовывание, изображение Крещения Господа. Во-первых, начаток нового народа и его глава, Христос крестится и освящает водное естество, дабы через него пересоздать новый мир, новое здание, новых людей, Христоносцев и верных Богоносцев. После всенощной службы на Богоявление, после освящения воды, причащения ей и окропления верных святой водой, оглашенные крестились в ней. Это был праздник «Святов» (των Φώτων), «просвещения», крещения Христа и христиан.
Несравненной красоты гимнография праздника Крещения. В него вошли произведения известных древних гимнографов – это изумительная гимнография нашей Церкви. Из последовательности утрени праздника мы составляем антологию ирмосов первого канона, творение Космы, епископа Маюмского, 2-го гласа, который поется и как катавасия в конце песней. В них неким чудесным образом оказываются связанными тематики каждой песни с тематикой праздника: переход через Чермное (Красное) море и спасение людей через воду ˙ поддержка всемогущим Богом смиренной Анны и крушение дракона в воде крещения, пророческий глас Аввакума и голос вопля в пустыне Крестителя мирная проповедь Исайи и спасение Адама – дело примирения Христа на Иордане, плач «в печали» Ионы и проповедь покаяния Предтечи, роса в печи Вавилонской, нематериальный огонь, полученный водах Иордана, и гимн Матери Крещаемого. Все это, Ветхий и Новый Завет, прообразы и истины, которые переплетаются в сверхъестественном браке.
Песнь 1-я
Глубины́ откры́лъ е́сть дно́ и су́шею Своя́ влече́тъ, въ не́й покры́въ проти́вныя, крѣ́пкій во бранѣ́хъ Госпо́дь, я́ко просла́вися.
Песнь 3-я
Крѣ́пость дая́й царе́мъ на́шимъ Госпо́дь, и ро́гъ пома́занныхъ Свои́хъ вознося́й, отъ Дѣ́вы ражда́ется, гряде́тъ же ко Креще́нію. Тому́, вѣ́рніи, возопіе́мъ: нѣ́сть свя́тъ, я́ко Бо́гъ на́шъ.
Песнь 4-я
Услы́шахъ, Го́споди, гла́съ Тво́й, его́же ре́клъ еси́, гла́съ вопію́щаго въ пусты́ни, я́ко возгремѣ́лъ еси́ надъ вода́ми мно́гими, Твоему́ свидѣ́тельствуяй Сы́ну, ве́сь бы́въ соше́дшаго Ду́ха, возопи́: Ты́ еси́ Христо́съ, Бо́жія му́дрость и си́ла.
Песнь 5-я
Іису́съ, живота́ Нача́льникъ, разрѣши́ти осужде́ніе гряде́тъ Ада́ма первозда́ннаго, очище́ній же я́ко Бо́гъ не тре́буя, па́дшаго очища́етъ во Іорда́нѣ, въ не́мже вражду́ уби́въ, преиму́щъ вся́къ у́мъ ми́ръ да́руетъ.
Песнь 6-я
Гла́съ Словесе́, свѣти́льникъ Свѣ́та, денни́ца Со́лнца, Предте́ча въ пусты́ни, — пока́йтеся, — всѣ́мъ вопіе́тъ лю́демъ, — и предочи́ститеся: се́ бо предстои́тъ Христо́съ, отъ тли́ мíръ избавля́яй.
Песнь 7-я
Юноши благочести́выя, пе́щи о́гненнѣй приобщи́вшіяся, шумя́щъ ду́хъ ро́сный невреди́мы сохрани́ и Бо́жія а́нгела снизхожде́ніе. Тѣ́мже, въ пла́мени ороша́еми, благода́рственно воспѣва́ху: препѣ́тый оте́цъ Го́споди и Бо́же, благослове́нъ еси́.
Песнь 8-я
Та́йну пресла́вную вавило́нская показа́ пе́щь, источи́вшая ро́су, я́ко струя́ми имя́ше невеще́ственный Огнь воспрія́ти Іорда́нъ и объя́ти пло́тію креща́ема Зижди́теля, Его́же благословя́тъ лю́діе и превозно́сятъ во вся́ вѣ́ки.
Песнь 9-я
Свобо́дна у́бо тва́рь познава́ется и сы́нове Свѣ́та, пре́жде омраче́нніи, еди́нъ стене́тъ тмы́ предста́тель. Ны́нѣ да благослови́тъ усе́рдно Вино́внаго пре́жде окая́нное язы́ковъ всенаслѣ́діе.
Наибольшими по своему богословскому содержанию являются хвалитные стихиры, самогласны 1-го гласа, творение свт. Германа I, патриарха Константинопольского Из них мы порассуждаем над первой и четвертой. Первая стихира сообщает нам о явлении Христа, истинного Бога и о свете, который воссиял в мире благодаря Его пришествию. В другой стихире явление истинного Света поставляется в связь с крещением Христа, освящением воды, с богословским смыслом крещения христиан, а завершается славословным апострофом Богу за Его чудесные дела.
Свѣ́тъ отъ Свѣ́та, возсія́ мíрови Христо́съ,
Спа́съ на́шъ, явле́йся Бо́гъ. Сему́, лю́діе, поклони́мся.
Истинный Свѣ́тъ яви́ся и всѣ́мъ просвѣще́ніе да́руетъ, креща́ется Христо́съ съ на́ми, Иже вся́кія вы́шши чистоты́, влага́етъ свяще́ніе водѣ́, и душа́мъ сіе́ очище́ніе быва́етъ, земно́е явля́емое и вы́ше небе́съ разумѣва́емое. Ба́нею — спасе́ніе, водо́ю же — Ду́хъ, погруже́нія ра́ди, и́же къ Бо́гу, на́шъ восхо́дъ быва́етъ. Чуде́сна дѣла́ Твоя́, Го́споди, сла́ва Тебѣ́.
И завершается праздничное богослужение достаточно хорошо известным торжественным тропарем Богоявления 1-го гласа. Явление Троичного Бога, Богоявление, свершилось во время крещения являемого Христа и освящающего мир. Сын крестился во Иордане, глас Отца нес свидетельство, называя Христа «Сыном Божиим», Дух Святой в виде голубя запечатлел непреложность слова. И три названия великого праздника - Явление -«Επιφάνεια», Богоявление - «Θεοφάνεια», «Светы»- «Φώτα»-указываются в праздничном тропаре.
Во Іорда́нѣ креща́ющуся Тебѣ́, Го́споди, Тро́ическое яви́ся поклоне́ніе: Роди́телевъ бо гла́съ свидѣ́тельствоваше Тебѣ́, возлю́бленнаго Тя́ Сы́на имѣну́я, и Ду́хъ въ ви́дѣ голуби́нѣ извѣ́ствоваше словесе́ утвержде́ніе. Явле́йся Христе́ Бо́же и мíръ просвѣще́й, сла́ва Тебѣ́.
Источник: Ιωάννης Μ. Φουντούλη, από το βιβλίο του «Λογική Λατρεία»,εκδ. Πατερικό Ίδρυμα Πατερικών Μελετών, Θεσ/νίκη 1971, σ. 354-361-απόσμασμα
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021г.
Разрешается свободное копирование и распространения статьи при обязательной ссылке на Православный Апологет.
[1] η «Κυριακή προ των Φώτων»
[2] Марк 1, 1-8
[3] Тит 2, 11
[4] 1 Тим. 3, 16
[5] Ис. 9, 1-2
[6] Иоанн 1, 32-34
[8] Лук.3, 23
[9] И той бе Иисус яко лет тридесять, начиная, сый…
[10] Ин. 2, 11