Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Феодорос Зиакас

Почему христианство победило? (1)

Theodoros Ziakas

Why did Christianity Triumph? (1)

Вопрос «Почему победило христианство?» является таким же, как и другой вопрос - «Почему греки стали христианами?». Постановка этих двух вопросов таким образом не является произвольным выбором. Если бы греки не стали христианами, то и римляне тоже не стали бы христианами. Учитывая неприятие евреев и равнодушие коллективистских народов Востока, христианства просто бы не появилось. Эта органическая связь и порождает вопрос «Почему победило христианство?», как вопрос непосредственно относящийся к фундаментальной проблеме греческой идентичности.

 

1. Современность вопроса

В течение христианских веков люди обычно не видели ничего необычного в победе христианства: греки стали христианами, потому что старая языческая религия была ложной, а христианство было единственной истинной религией. «Крещение» эллинизма стало проблемой только в более поздние времена, когда для просвещенных людей христианство считалось основой ненавистного средневекового деспотизма: «Как мог такой культурный дух, как дух греков, стать объектом христианского мракобесия?»

Если мы отождествим «средневековое мракобесие» с христианством, то представятся три возможных ответа. Первый состоит в том, что греки стали христианами благодаря некоторой форме принуждения или применения силы. Второе - это провести некую дифференциацию в отношении того, что мы понимаем под «христианством», то есть сказать, что в начале оно было хорошо, но потом пошло что-то не так. Третий - дифференцировать то, что мы подразумеваем под эллинизмом, сказать, что хороший эллинизм пришел в упадок, а в трудное для него время плохое христианство застало его врасплох.

Следствием второго взгляда является христианский фундаментализм: мы должны «очистить» христианство от более поздних дополнений и изменений. В частности, мы должны избавиться от греческих переделок и вернуться к христианству древней Церкви. Эта фундаменталистская де-эллинизация и де-ромификация Церкви лежала в основе протестантизма. Весьма вероятно, что успех модернистского выбора, который в хронологическом отношении сменил протестантский, связан с неспособностью Реформации полностью избежать узких рамок коллективного деспотизма. Однако различие, которое достигло протестантизм путем введения личных / личных отношений между нами и Богом, позволило продвинуть разлад со средневековым коллективизмом с гораздо более радикальных позиций (именно здесь мы находим основы теории Макса Вебера о корнях капитализма в духе протестантизма).

Следствием третьего предположения, что, якобы христианство застало греков в плохое время, является языческим фундаментализмом. Однако, как и в приведенном выше случае протестантизма, речь шла не о возвращении - к «хорошему» христианству или «хорошему» эллинизму, в зависимости от обстоятельств. Результатом стали современность, новая культура, новая историческая форма мирового порядка. Фокус современности на природе может показаться похожим на язычество, но на самом деле это не так. В отличие от веры древних греков, не космос является высшей ценностью / моделью. Это, скорее, история, в центре которой находится человеческий фактор. Отвергнув средневековье, модернисты подорвали авторитет Бога, и космоса. Они перешли от древнего внимания к космосу и средневековья к Богу, к себе, человеческой личности.

 

Таким образом, ответы, тесно связанные с нашей темой, - первый и третий. Оба признают, что христианство настолько повлияло на греков и их преобразило, что, по сути, они вообще перестали быть греками. Вывод обоих этих подходов один и тот же: христианского эллинизма никогда не было. Это воображаемая конструкция, изобретение современного греческого национализма.

https://pemptousia.com/2019/12/why-did-christianity-triumph-1/

 

(Продолжение следует)



Подписка на новости

Последние обновления

События