Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Существует ли «метапатристическое» богословие?

Преосвященнейший Иерофей, митрополит Навпактский

Υπάρχει «μεταπατερική» θεολογία;

Tου Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου

 

Богословие Православной Церкви это пророческое, апостольское и святоотческое богословие, а поэтому ему не могут даваться иные определения и наименования, такие как - метаапостольское, метаапостольское и метапатристическое, и, конечно же, не может даваться ему определения матаправославное (постправославное). Обыкновенно, но в течениях гуманистической направленности принимаются такого рода определения и терминология, как новейшая и пост новейшая эпоха.

Отцы Церкви в богословии и в делании являются преемниками Апостолов, они являются причастными тому же боговдохновенному опыту. Конечно же, Отцы Церкви для того, чтобы сохранить им богооткровенный опыт от искажений еретиков и чтобы совершать пастырское водительство христиан, использовали терминологию их эпохи с тем, чтобы им выразить само предание, которым они обладали, но без каких либо искажений... Так догматическая терминология была установлена Вселенскими Соборами и стала величайшим средством для выражения предания. Посему никто из «новых Отцов» не может ее пересматривать или ее избегать. Поэтому невозможно говорить о метапатристическом богословии. Отдельным является вопрос о том, когда мы сталкиваемся с современными течениями внутри православного богословия, которое не может быть названо «метапатристическим» и не относится к изменения догматов.

Так называемое метапатристическое богословие связано со взглядами русского мыслителя Алексея Хомякова (1804-1860гг.), который в свое время сыграл значительную роль в русском богословском образовании. У меня нет сейчас возможности раскрыть все его взгляды, но я лишь только замечу, что, согласно воззрениям А. Хомякова, Святые Отцы первого тысячелетия говорили в их эпоху, и имели соответственное достоинство и уважение, но схоластическое богословие (9-13 вв.) превзошло святоотеческое богословие, как в принципе и последующее русское богословие превзошло два предшествующим ему типа богословия (святоотеческое и схоластическое). Ошибка А. Хомякова состояла в том, что он тесным образом связал Православие с культурой. Но православное богословие образует и порождает культуру, а не культура богословие.

Во всяком случае, теория Алексея Хомякова оказала в разной степени определенное влияние, на русских богословов русского зарубежья в Париже и поэтому сегодня ведется разговор о «метапатристическом» богословии. Русский философ-мыслитель Киреевский и его друг Хомяков говорили: «Невозможно обновить философию Святых Отцов в том виде, который они имели в их эпоху. Оно отвечало на вопросы эпохи и культуры, в рамках которой оно и развивалось». О. Иоанн Романидис пишет, что «Хомяков соглашается с наблюдениями его друга в том, что необходимо развить некую русскую-христианскую философию, которая бы отвечала на социальные и религиозные вызовы современного общества».

О. Георгий Флоровский, имея в виду это богословие, говорил о «возвращении к Отцам», то есть «возвращении к святоотеческим истокам и святоотеческим основам», и в этой перспективе он говорил о так называемых греческих категориях во взглядах, которые мы не можем превзойти. Он писал: «Удаление от христианского эллинизма не является в целом прогрессом, но отступлением назад, возвращением к тупику и затруднениям другого эллинизма, того, который не был преображен и из которого не существовало какого-либо выхода, а только как с помощью святоотеческого совершенствования». Если же мы не станем смотреть на воззрения о. Георгий Флоровского в этой же перспективе, то есть что он не соглашался с мнениями русской эмиграции, то мы ему нанесем оскорбление.

Это признает и Вселенский патриарх г-н Варфоломей, поэтому в своем приветственном слове известной конференции, походившей в Богословской Академии в Волосе, поскольку он касался вопроса о том, что богословие Церкви не может игнорировать современную культуру, он пишет: «Будущее принадлежит авторитетному «святоотеческому» богословию, которое выше неопатристического и метапатристического, в едином богословии Церкви, которое воскрешается, оживляется силой между «уже» и «еще нет» царства Божия».

Православное богословие церковное, то есть голос Церкви, и Святые Отцы говорили и говорят этим языком. Поэтому не может существовать термин «неопатристическое» и «метапатристическое» богословие, поскольку православное богословие является пророческим, апостольским и святоотеческим и как бы то ни было церковным.

 

© Перевод «Православного Апологета». 2011г. Источник ( πηγή) : «Εκκλησιαστική Παρέμβαση» Απρίλιος 2011

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События