Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протопресвитер Петр Хирс, доктор богословских наук., преподаватель экклезиологии Свято-Троицкой семинарии, Джорданвилль, Нью-Йорк

ПЕРЕННИАЛИЗМ: КОНЕЦ ЭКУМЕНИЗМА И ТРАНСЕДЕТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО РЕЛИГИЙ

Perennialism: The End of Ecumenism & The Transcendent Unity of Religions

 

 

Введение: дихотомии дьявола и ее конец

 

Испытанная и постоянная тактика врага спасения человечества во Христе состоит в том, чтобы ограничить выбор человека двумя вариантами, которые кажутся противоположными, и заблокировать любую другую возможность или исключить ее как непрактичную или несостоятельную. Например, человек либо рационален, либо иррационален, сверхрациональный не является вариантом. Или нужно быть либо слепо послушным, либо своевольным и мятежным, отвергая истинное послушание. Или, в более широком масштабе, африканцам он преподносит ужасающую черную магию, а затем, чтобы спастись, «хорошую» белую магию. Или для обнищавших масс жадности капитализма противопоставляются и исправляются «равенство» и «братство» коммунизма. Или для тех, кто пострадал от авторитарного правления папского протестантизма, существует самоуправление и индивидуализм реформированного протестантизма. И можно было бы продолжить и перечислить множество других подобных ложных дихотомий, в которых оба варианта являются источником вдохновения для врага. Даже сегодня, с нашим нынешним «кризисом Covid», принятый нарратив гласит, что единственное решение смертельного вируса — это экспериментальная и потенциально более смертоносная «вакцина», а раннее лечение существующими лекарствами в значительной степени игнорируется.

Таким образом, враг успешно манипулировал западным человеком на протяжении многих поколений, со времен Великого раскола до сегодняшнего дня, удерживая его в постоянном ряду действий и реакций, подобно маятнику, который непрерывно качается из одного края в другой. Всякое духовное равновесие, божественная перспектива, различение духов и царственный путь отцов были утеряны. В этом хаотическом состоянии для тех, кто не имеет вечной перспективы или не видит A и Ω истории, невозможно определить, где мы находимся в потоке истории или куда нас ведут эти события. Но для того, кто может видеть, это есть процесс наступающего разложения, шаг за шагом приближающего человечество к совершению тайны беззакония, к извращению Спасения во Христе и замещению его Антихристом.

Это разрушение христианской традиции и единства на Западе и резюмирующая карикатура на Христа и Его Церковь в протестантизме, будь то папского или реформаторстского толка, составляют основу для рождения монстра современности. К концу XIX века более крепкие умы Запада, искавшие выход из тупика современного, секулярного Запада, обратились к традиции востока, но, увы, не православного Востока, а Дальнего. Восток. Эти традиционалисты думали спасти Запад от краха путем введения восточной «традиции» и «метафизики» как выражений «Вечной философии» или sophia perennis. Противопоставление соломенного чучела модернистского, номалистского «христианства», а-ля протестантизма традиционным культурам Востока — еще один пример длинного списка вражеских ложных дихотомий, которые служат удержанию человека от общения с Воплощенной Истиной. Тем не менее, в отличие от предыдущих крайностей маятника, которые служили для того, чтобы ограничивать и манипулировать Безголовым, фрагментированным Западом, перенниализм обещает положить конец крайностям и дать окончательный, «универсальный» ответ на проблему разделения, дав «единство», которое находится сразу и за пределами всех Откровений, и через них.

 

Что такое Перенниализм?

Обычно понимаемый и упоминаемый, перенниализм — это идея о том, что в основе всех великих религий лежит один и тот же мистический опыт Высшей Реальности. Вечная философия имеет свои исторические корни в синкретизме гуманистов эпохи Возрождения, таких как Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, которые предположили, что Платон, Иисус, Каббала и Гермес Трисмегист указывали на одну и ту же Божественную Реальность. Версии перенниализма также встречаются в трансцендентализме Эмерсона, Кольриджа и Торо. Свободное масонство, Теософское общество и книга Олдоса Хаксли 1945 года «Вечная философия» еще больше популяризировали универсалистскую версию перенниализма, и в 1960-х годах она стала краеугольным камнем идеи Нью Эйдж.

Однако особый интерес для нас представляет развитие перенниализма в 20-м веке, и, в частности, то, как он был представлен вдохновленной Ведантой традиционалистской школой, особенно Рене Геноном, который, скорее всего, познакомился с перенниализмом в годы своего пребывания в масонской ложе.

В то время как Хаксли и другие придерживались «мистического универсализма», традиционалистская школа, представленная Геноном, Анандой Кумарасвами, Фритьофом Шуоном, а затем Титусом Буркхардтом, Мартином Лингсом, Хьюстоном Смитом и другими, ориентируется на ортодоксальные традиции и отвергает современный синкретизм и универсализм. Именно эта школа будет упоминаться в данной статье по той причине, что труды этих людей явно привлекли больше внимания и поддержку среди некоторых православных академических богословов и духовенства.

Согласно традиционалистской школе, вечная философия — это «абсолютная Истина и бесконечное Присутствие».1

«Как Абсолютная Истина, это вечная мудрость (sophia perennis), которая является трансцендентным источником всех внутренне ортодоксальных религий человечества… Как Бесконечное Присутствие, это вечная религия (religio perennis), которая живет в сердце всех внутренне присущих ортодоксальных религий ... [Я] именно эту «единственную религию», которую Фритьоф Шуон назвал «основной религией» или «религией сердца» ( religio cordis ), которая является сердцем всей религии ... [и ], которая по своей сути сверхформальна, универсальна или духовна... Другими словами, «лежащая в основе религия» остается трансцендентной по отношению к религиям, даже будучи живительным присутствием внутри них»2.

Таким образом, для философа-перенниалиста «христианство», как пишет Клинтон Минаар, «явно отличается от ислама или буддизма по форме; но оно едино с ними как сущность (или как вечная философия)»3.

Сразу должно стать очевидным, какой потенциал таит в себе такое понимание религий для «единства» человечества, а также для тех, кто отвергнет это «единство» и будет настаивать на том, чтобы оставаться с неиспорченным, Воплощенным Христом. Но я забегаю вперед.

Очень важно, чтобы мы понимали многолетнее видение вещей, чтобы мы могли заметить его и понять, когда оно пропагандируется даже среди некоторых в Церкви. Возможно, это лучше понять через диаграмму:

Представьте себе образ круга с абсолютом в центре (эзотерическая область — мистицизм, гнозис, союз), несколькими радиусами, растекающимися вовне к окружности, причем радиусы его суть различные откровения Бога, с путями, также возвращающимися к Тому, в Котором они трансцендентно едины. Религии, хотя и едины в сердцевине, расположены по краю окружности (экзотерической области — формы, догмы, ритуала), каждая отдельная и далекая от другой.

Из этой диаграммы видно, что центральным в перенниалистской теории является вопрос об эзотеризме и экзотеризме в каждой религии. Доктрина перенниалистов учит, что каждая религия имеет формальный, институциональный аспект, который является экзотерическим аспектом соответствующей религии, где они различаются наиболее глубоко; и каждая религия имеет эзотерический аспект, который существует в духовных методах религий, где они, кажется, сближаются и даже могут достичь точки тождества. Мы рассмотрим эту идею далее, предварительно кратко представив другие аспекты перенниалистского мировоззрения.

Перенниалистский взгляд на религию опирается на аксиоматическое представление о множественности и разнообразности Откровений, «которые в разной степени «кристаллизуются» и «актуализируются» в зависимости от случая, ядра уверенности, которое... вечно пребывает в божественном Всеведении»4.

Но возникает вопрос: какова убедительная причина того, что Бог желает множественных откровений о Себе, которые явно расходятся и явно противоречат друг другу? Для Шуона причина в том, что этого требуют разделения человечества. Человечество «разделено на несколько отдельных ветвей, каждая со своими особыми чертами, психологическими и иными, которые определяют его восприимчивость к истине и формируют его понимание реальности». особенности каждой группы человечества:

«…что определяет различия между формами Истины, так это различие между человеческими вместилищами. Человечество уже в течение тысячелетий разделено на несколько принципиально различных ветвей, составляющих столько законченных гуманитарных наук, более или менее замкнутых в себе, существование духовных вместилищ, столь различных и столь своеобразных, требует дифференцированных преломлений единой Истины».6

Поэтому перенниалисты считают, что Бог отнес каждую из «великих мировых религий» к определенному сектору или расе человечества, и «каждая из них полностью истинна в том смысле, что она обеспечивает своих приверженцев всем, что им нужно для достижения наивысшего или наиболее полного человеческого государства»7. Ислам для арабов; индуизм, буддизм и даосизм для народов Дальнего Востока, христианство для народов Запада; Иудаизм для некоторых семитских народов и так далее.

Эта идея о том, что Бог распространяет откровения о Себе, специально предназначенные для отдельных частей человечества, столь важная для всего перенниалистского мировоззрения, вступает в противоречие с прямым свидетельством истории спасения, начиная с Дня Пятидесятницы, когда было ниспровергнуто Вавилонское проклятие. и единство всех человеческих рас осуществилось во Христе. Во Христе «разделяющая стена» была преодолена, и «многие люди» объединились, разделяя единую человеческую природу, в которую облекся Христос и теперь сидит одесную Отца, - как пишет о. Георгий Флоровский пишет:

Церковь есть сама полнота; это продолжение и осуществление богочеловеческого союза. Церковь преображает и возрождает человечество. Смысл этого возрождения и преображения в том, что в Церкви человечество становится одним единством, «в одном теле». Жизнь Церкви есть единство и союз. Тело «сплетается» и «возрастает» в единстве Духа, в единстве любви. Царство Церкви есть единство. И, конечно, это единство не внешнее, а внутреннее, интимное, органическое. Это единство живого тела, единство организма. Церковь есть единство не только в том смысле, что она едина и уникальна; это единство, прежде всего потому, что само его существо состоит в воссоединении разделенного и разрозненного человечества. Именно это единство и есть «соборность» или соборность Церкви. В Церкви человечество переходит в иную плоскость, начинает новый способ существования8.

 

Выдающиеся церковные лидеры, выражающие идеологию Перенниализма

 

«Респектабельность» и «приемлемость» Вечной Философии, от кафедр религиоведения до государственных и все чаще до кафедр богословия и иерархии, во многих отношениях сделали ее господствующей духовной философией нашего времени. Известные интеллектуалы либо находились под его сильным влиянием, либо влились в его ряды; все, от Кена Уилбера до Джона Тавенера и принца Чарльза, этого знаменитого паломника в Ватопед.

Мнение, что Бог желает множественных откровений, когда-то встречалось только среди ученых-поклонников перенниалистов; это теперь выражается и разделяется самыми высокопоставленными представителями христианства и ислама. В феврале 2019 года Папа Франциск и Великий имам Аль-Азхара Ахмед эль-Тайеб подписали Документ о человеческом братстве за мир во всем мире и жизнь вместе во время Глобальной конференции по этой теме в Абу-Даби. В этой общей декларации был сформулирован основной принцип многолетнего существования:

«Плюрализм и разнообразие религий, цвета кожи, пола, расы и языка желанны для Бога в Его мудрости»9.

Однако влияние перенниализма вовсе не ограничивается лидерами иноверцев. Православные иерархи высказывались одинаково, практически цитируя произведения Шуона и Кумарасвами. Процитируем известного архиепископа, Вселенского Патриархата, который недавно выступил перед межрелигиозным собранием:

«Когда вы ставите одну религию выше всех остальных, то вы как будто решаете, что есть только один путь, ведущий на вершину горы. Но правда в том, что вы просто не можете видеть мириады путей, ведущих к одному и тому же месту назначения, потому что вы окружены валунами предубеждений, которые затемняют ваш обзор».

Трудно представить себе утверждение, более соответствующее многолетнему духу времени и более безосновательное и противоречащее мышлению и сознанию святых Божиих, истинных посвященных в жизнь Святой Троицы. И равенство религий, и их эзотерическое единство, и их спасительные пути, ведущие от экзотерического к абсолюту, — признаки перенниализма — все здесь. Однако еще больший интерес для нас представляет отождествление верности Христу, как единственного Пути к Отцу, с фанатизмом и предубеждением. Здесь вспоминаются суждения двух известных православных апологетов: о. Иоанна Романидиса в своем ответе на Баламандское соглашение и о. Даниила Сысоева и его предсказание будущего православной миссии и гонений.

После того, как православные в Баламанде впали в заблуждение и распространили полное признание латинских таинств, о. Иоанн проницательно осознавал, что в будущем единственным правдоподобным объяснением продолжающегося отказа православных от совместного общения и сослужения будет фанатизм.

Еще более проницательны о. Заявления Даниэля. о. Даниил был великим миссионером, и его опыт проповеди и обучения вере многих иноверцев, в том числе более 80 обращенных мусульман благодаря его работе, позволил ему ясно увидеть природу приближающихся преследований. Грядущий вызов не будет заключаться в том, чтобы христиане прямо отрицали Божественность Христа. Требование будет состоять скорее в том, чтобы христиане приняли нехристианские религии как равно спасительные пути к Единому Богу. Христиане разделятся: те, кто примет это предложение, таким образом объединятся с религиями, а те, кто откажется, будут преследоваться как фанатики и опасные для общественного мира и безопасности.

 

Краткий православный анализ перенниалистского взгляда

 

Что можно сказать в отведенное нам ограниченное время о перенниалистском мировоззрении? Во-первых, в отношении вопроса о знании, гносеологии, можно заметить, что, хотя считается, что эзотерические прозрения должны быть получены апостериори, они предполагаются априори. То, что по существу является чистой, рациональной спекуляцией со стороны писателя, - поскольку он по определению не может иметь личного опыта каждой религии, - постулируется с исключительной, но неоправданной уверенностью (гордостью). Более того, религиозные взгляды, представленные апологетами-перенниалистами, почти исключительно нехристианские и особенно неправославные. Это не мешает им уверять своих читателей в том, что по сути, эзотерически, пути молитвы, очищения и общения действительно схожи, если не идентичны в религиозном ландшафте. Для перенниализма очень удобно, что «единство религий» лежит за пределами эзотерически-экзотерической разделительной линии и, таким образом, является реальностью, которая никогда не может быть подтверждена эмпирически, поскольку каждый адепт должен оставаться в рамках своей религиозной традиции. В конечном счете, это вопрос доверия к «господам»-перенниалистам, и можно заметить, что даже высокопоставленные новообращенные в Православие сохраняют высокий уровень доверия к ним, так что Православие рассматривается через призму перенниализма, а не наоборот. вокруг.

Тем не менее, мы должны спросить: является ли вообще правомерным резкое противопоставление экзотерического и эзотерического? Имеем ли мы какое-либо основание из православного святоотеческого Предания и опыта Бога, чтобы проводить такое резкое различие между формами и Духом? Православный реализм не позволяет нам отделить Плоть, облеченную Логосом, от Духа, посланного Логосом и нисходящего на формы хлеба и вина, чтобы претворить их в Тело и Кровь, восседающие ныне одесную Отца. Действительно, преображение этих экзотерических форм Духом в Жизнь Вечную происходит за эзотерически-экзотерической «разделяющей стеной», куда мы, еще во плоти, восходим. Именно эта «скандальная» особенность Воплощения и Вечного Тождества Логоса с Плотью, которую Он предполагал, является «камнем преткновения» для мировых религий и отделяет Тело Христово как Небо на земле, а не религию. вообще. В Личности Христа эзотерический Абсолют проявился в экзотерической форме, ибо «видевший Христа видел Отца» (Иоан. 14:9), и «через Него мы… одним Духом имеем доступ к Отец (Еф. 2:18).

У нас нет очевидцев Логоса, свидетельствующих о Его бытии в виде книги, не говоря уже о Коране, а о том, что Он, «будучи в образе Бога, не почел грабежом быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба и придя в подобии человека» (Флп. 2:6-7). Вопреки теориям перенниалистов, опыт религий, особенно ислама, не есть опыт кенотического Бога, Который, «будучи в облике человека, ... смирил Себя и стал послушным даже до смерти, даже смертью крестной» (Флп. 2:8). Точно так же, вопреки перенниалистской идее ограниченного домостроительства спасения во Христе одной частью человечества и ограничению Имени Воплощенного Логоса «экзотерической» сферой и даже лишь ее частью, мы проповедуем Распятого Христа, Которого «и Бог превознес» и дал «имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и чтобы всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь, в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11).

В Теле Христовом, в Церкви, мы имеем единство земли и небес, времени и вечности, начала Откровения и проявленной Истины, абсолютного и конечного.  Поскольку Логос стал плотью, а плоть облеклась во Христа, «экзотерический мир» перестал быть ограниченной реальностью. Логос, ставший плотью и восседающий одесную Бога, пришел и снова придет, чтобы судить всех людей, а не только часть человечества, не на основании эзотерического, мистического, сокровенного духовного закона, а на основании в основу которой лежат Его Заповеди, которые даны всем для жизни и в них, ибо они не сотворенные формы, а нетварные божественные энергии.

 

Почему рост перенниализма знаменует собой конец экуменизма?

 

К настоящему времени должно быть очевидно, что с перенниализмом у нас нет экуменизма в обычном, популярном смысле, ибо единство, о котором говорят эти философы, существует только на трансцендентном плане — в плане Бога, Который есть само Трансцендентное Единство. Следовательно, они не стремятся к явному единству в истине, как [якобы] современный экуменизм, по той простой причине, что они уже признают это единство существующим на эзотерическом, трансцендентном плане и не желают, не говоря уже о необходимости, для него на проявленном экзотерическом, имманентном плане.

Невозможная задача создания божественно прекрасной мозаики Тела Христова из множества осколков протестантизма вскоре, наконец, будет оставлена. Конец экуменизма, каким мы его знаем, близок. «Единство», к которому стремится мир, можно найти в трансцендентном единстве религий перенниализма.

И это единство будет переживаться как тяжкое искушение, которое посетит церковь по всему миру, ибо оно затемнит, чтобы отложить в сторону, Богочеловеческую Личность Иисуса Христа и Его Тело, Церковь. Это будет последним искушением истории. Это было предсказано Самим Христом в Книге Откровения. Он говорит: «Ты сохранил слово терпения Моего, и Я сохраню тебя от часа искушения, который придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). Как говорит нам великий старец Афанасий Митилианай, «так как это искушение коснется всего мира, то это будет великое фальсификация веры в Богочеловеческую Личность Христа».

Апокалиптические события не за горами. Подобно тому, как последнее поколение людей будет взывать к миру и безопасности именно потому, что им этого не хватает (и тогда упадет меч), ​​люди, которые теперь взывают к единству (даже всеобщему единству) — именно потому, что они их лишены, — будут взывать к миру и безопасности. найти его в многолетнем духе, который дает им это единство почти без усилий (без Креста и распятия ума). Подобно коммунизму, который не мог удовлетворить тоски людей в силу своей негативной, репрессивной направленности, синкретический экуменизм модернизма не удовлетворяет тоски людей по более глубокому, мистическому единству каждого человека и человечества в целом. Человечество потребует надежного, традиционного и общеприемлемого объяснения (привлекательного для жителей Востока) того, как религия не разделяет, а объединяет человечество. Перенниализм готов стать теоретическим оправданием для многих христиан (даже «ортодоксальных») существенного, хотя и трансцендентного и эзотерического, единства религий под властью Антихриста.

Наконец, маятник перестал качаться, ибо мы подходим к 12-му часу истории, к самому сердцу ночи этого мира, когда ученики спят, предатели предают, а Воплотившееся Слово Божие, Распятый Христос, оставляется в стороне ради того, кто называет себя «Спасителем» без креста.

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.

 

1 Lings, Martin; Minnaar, Clinton (2007), The Underlying Religion: An Introduction to the Perennial Philosophy, World Wisdom, p. xii.

2 Ibid.

3 Ibid, p. xv.

4 Oldmeadow, Harry (2010), Frithjof Schuon and the Perennial Philosophy, Word Wisdom, ISBN 978-1-935493-09-9, page vii.

5 Oldmeadow, Harry, Traditionalism: Religion in the light of the Perennial Philosophy, Sophia Perennis, San Rafael, CA., 2000, p. 69.

6 Schuon, Frithjof, Gnosis: Divine Wisdom, Perennial Books, London, 1979, p. 29.

7 Cutsinger, James, “Perennial Philosophy and Christianity”:https://www.cutsinger.net/pdf/perennial_philosophy...

8 Florovsky, Fr. Georges, “The Catholicity of the Church”:/images/st/4829/img_4829_49acf7a984019c1ca19bd1b9a7a9cc93.pdf, p. 3.

9 Source: https://www.vaticannews.va/en/pope/news/2019-02/po...

10 Source: https://www.goarch.org/-/irf-summit

Источник: https://orthodoxethos.com/post/perennialism-the-end-of-ecumenism-and-the-transcendent-unity-of-religions



Подписка на новости

Последние обновления

События