Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Крест, символ спасения, но и свободы

Σταυρός, σύμβολο σωτηρίας αλλά και λευθερίας

свт. Филофей Коккин, патриарх Константинопольский1

Άγιος Φιλόθεος Κόκκινος, ο Οικουμενικός Πατριάρχης

 

ς΄.Причины, а именно, нашего осуждения на тление были жена, древо и смерть. Поскольку Ева оказалась обманутой змием-дьяволом . Дерево было древом, от которого и Ева и Адам вкусили незаконно. Смерть же была наказанием за это незаконное вкушение. Но, тем не менее, необходимо было, чтобы вновь были Дева, и Древо и Смерть! А те, кто были тогда причиной осуждения нашего, теперь же являются виновниками нашей победы и духовной свободы. Вместо Евы - Преблагословенная и Приснодева Мария, вместо дерева, которое было в раю - Древо Креста; вместо смерти Адама - смерть Христа. Поскольку тем, кого победил дьявол, теми же вновь свершилось упразднение.
Этим древом дьявол одержал победу над Адамом, Крестом же Христос сокрушил врага. И это то древо в Раю стало причиной смерти и нас привело в ад. Но Древо Креста и тех, которые оказались подле него, привело к свободе. Древо Рая соделало Адама пленником и нагим, и вынудило скрыться. Однако же Древо Креста Христа, с высоты указало всем на Христа победителя, Который был на нем. Он одержал полную победу, как некий родовитый атлет, над вражескими силами лукавого. И в то время как смерть Адама и его потомков осужденных подвергала осуждению и смерти, то смерть Христа, напротив, — и тех, кто был прежде Него, павших и умерших, воскресила, и оживотворила, и всех людей одарила путем спасения.
ζ’ "Христос искупил нас от клятвы закона, став за нас клятвою". Давайте же, братья мои, будем более внимательны к самим себе, возможно мы опять пали в осуждение, упуская из виду страх Божий и спасательные заповеди Христа. Христос омыл нас Своим Святым Крещением "возрождения и обновления, которые подает Святой Дух", давайте же вновь не возвращаться "к своей собственной блевотине". Христос нас соделал сообразными и сотелесными в Нем Самом Себе, так что давайте не будем «делать члены Христа членами блудницы», весьма пороча тело, помрачая царский образ. Христос нас освятил, и Он нас очищает от наших грехов Своей честной и пречистой Кровью, дабы мы бы более «не имели бы ни скерны ни пятна порока», ничего из того, что творит уродство или вызывает отвращение...
Давайте не будем отказываться от добродетели, чтобы последовать греху, и не любить зловоние страстей, и нечистоту удовольствий, которые от них происходят. Нас наполнил Христос светлейшим и чистым светом, да не предпочтем вновь мрак греха. Бог соделал нас согражданами святым ангелам, и соделал нас достойными стать наследниками вечных благ; да не станем вновь избирать бесславие, тление и осуждение, так что да будем твердо пребывать в духовной свободе, которую нам даровал Христос, освященными Его славой. Давайте жить, мои братья, во всяком трезвении и внимательности, дабы нам быть твердыми в нашей вере и спасении, к которым нас призвал Бог, и которой (верой) мы получаем оправдание и спасаемся. Потому что, если мы не пребудем в этой твердости, а будем вращаться в ветхом, то мы получим суровое наказание тогда, когда придет наш Господь, чтобы судить землю.

Чтобы этого не произошло, давайте жить в благоговении и покаянии, словно мы любим Бога, ведя борьбу за то, чтобы обрести чистоту в жизни, добродетель слез, угнетая и порабощая наше тело, оживотворяя и напояя нашу душу духовными словами и делами, совершая дела Божии без лености, и без сонливости и небрежения.

 

η΄.Если же мы будем лениться и проявлять небрежение, по причине болезненности нашего естества и легкого к поползновению, то мы да принесем покаяние , сожаление и да исповедуем наши грехи.что наша природа слаба и легко скользит, снова давайте покаяться, и да взываем и исповедуем грехи наши. Да будут наши сердца сокрушенными в покаянии и трезвении, а таким образом да возвратимся мы в прежнее наше доброе состояние, [...] Я Отец ваш,, я корень. Я основание, Я пища, Я дом, Я одежда, все чтобы вы не захотели, Я для вас. Вы ни в чем не нуждались бы, довольствуясь лишь тем, что пребываете подле Меня. Для Меня вы все: друзья, члены и наследники достаточно только вам следовать Моим, заповедям, хранить и применять заповеди Мои; вам необходимо проявлять всякого рода заботу и попечение и милосердие к бедным из Моих людей.
 

θ’ В ваших суждениях не совершайте ничего нечестивого, не обращайтесь против бедного и не попирайте его. Да не оказывайте лицеприятия в начальственным лицам, да не имейте никаких отношений со взяточниками. И будьте ровными в ваших суждениях и к смиренным и к неприметным лицам, и к начальникам и официальным лицам, и да лобзайте руки невинного, которого бесчестят. Не желайте слушать слова лукавые и напрасные. Поскольку есть некоторые, которые не ведут себя прилично, а посему не имеют личных добродетелей, благодаря которым они могли быть удостоены чести, изменяя себя самих, отвращаясь от злого окружения. Не утверждайте ваши надежды на богатстве и на нечестии. Не возгорайтесь от страсти богатства, которая происходит от человеческой алчности.

Высказывайте справедливые суждения, дабы вам быть покрытыми во время страшного дня Моего Суда. Всякая вдову и никого из сирот не порицайте. Если же вы их порицаете и они взывают ко Мне из-за вас, Я услышу их глас и явлю Свой гнев и обращу на вас, чтобы вас поразить, и тем самым ваши жены станут вдовами, а дети ваши станут сиротами, точно также как и те, которых вы бесчестили. Да устрашимся и да вострепещем, братья мои, слушая это%; а те, которые пребывают во зле, нечестии, грабеже, алчности и неверии, да обратятся и да покаются.

Σταυροθήκη με τεμάχιο Τιμίου Ξύλου και άλλα λείψανα. Αποθησαυρίζεται στην Ιερά Μονή Βατοπεδίου Αγίου Όρους. http://leipsanothiki.blogspot.be/ Σταυροθήκη με τεμάχιο Τιμίου Ξύλου και άλλα λείψανα.Честной Крест с мощами, Ватопедский монаствырь

Те же, которые не пребывают в добродетели, праведности, истине и вере, не ленитесь, и не отступайте, дабы и Честной Крест, достойный поклонения и благоговения, сила вселенной, твердая крепость Христовой Церкви, непобедимое оружие православных царей, неразрушимая крепостная стена, да укрепит нас своей неодолимой силой, и да удостоит нам пройти оставшуюся нашу жизнь в освященном и богоугодном жительстве... В будущем веке да будем мы удостоены наслаждения неописуемой радостью и веселия праведных, этого да удостоимся все мы Христом, Богом нашим, Которому принадлежит слава, сила вместе со безначальным Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно, и в бесконечные веки. Аминь..

 


Перевод выполнен интернет-содружеством

«Православный Апологет», 2014

 

Источник:Τίμιος και ζωοποιός Σταυρός, εκδ. Ι. Μ. Σταυρονικήτα, Άγιον Όρος, σ. 89-107,

1Святитель Филофей, патриарх Вселенский (1300-1379), архиепископ Нового Рима. Ближайший ученик и сподвижник свт. Григория Паламы, архиепископа Константинопольского, составитель жития свт. Григория Паламы. Он патриаршествовал на патриаршем Вселенском престоле дважды: 1353-1354 и 1364-76, написал много богословских догматических и защитительных слов. В особенности это касается защиты исихазма и антилатинской полемики. Он известен как выдающийся церковный гимнограф и составитель житий святых. См. Монах Моисей Агиорит.Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский, Άγιος Φιλόθεος Κόκκινος, ο Οικουμενικός Πατριάρχης, Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007

 



Подписка на новости

Последние обновления

События