Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Крест как средство освящения и преображения мира

 

о. Димитрий Станелоае, профессор догматического богословия, Румыния

 

Крестом Христос освятил Свое тело, которое является связующим звеном с миром. Он отразил посланные Ему миром искушения, направленные на то, чтобы Он вкусил удовольствия, наслаждения, в переизбытке удовлетворяя Своим нуждам, тем самым избегая боль и смерть. Если, таким же образом, мы будем отражать греховные искушения и терпеливо переносить страдания смерти, то святость может передаваться от Его тела во все тела и всему миру.

Православная Церковь не говорит, что через Крест Христос покинул творение, но, что Он возвращает творение в рай — рай добродетели, тех, кто из любви к Нему приемлют Его Крест, силу для тех, кто из любви к Нему, принял Его Крест.
Поэтому Крест это сила Христова, которая, если мы ее приемлем, может привести мир в рай. С этой целью Христос и пребывает с нами вплоть до скончания веков. Без сомнения, во всей полноте рай будет явлен только после всемирного воскресения.
Создание же Божие превратилось в поле битвы между людьми по причине жадности и, главным образом, по причине эгоистических страстей. Но оно может быть восстановлено в своем райском состоянии через Крест. Православная Церковь на праздник Воздвижения Святого Креста 14 сентября, поет: "
В раи мя прежде древо обнажи, о вкушении враг принося умервщление, Креста же древо живота одеяние человеком нося, водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости "( седален по полиеи, глас 8). Таким образом Крестом был снова открыт рай, потому что "вращающийся меч" (Быт 3,24), который препятствовал входу в него, по причине алчности человека, уже более не мог его держать закрытым. Поскольку ныне Христос вошел в рай, то Он его открыл, неся как человек древо креста, которым Он победил алчность и предпочел отвергнуть Самого Себя. И в рай войдут все те, которые будут совершать тоже самое.
Безусловно, существует рай, в который входят души верных после их смерти. Но может существовать и здесь на земле рай, который необходимо развить, состояние изначального рая. Его можно развить с помощью Креста, который воздвигается посреди земли, и который люди воспринимают, как правило, в их жизни. Рай существует после смерти душ верующих, но благодать уже существует в их земной жизни, когда люди следуют духу Креста. В конце концов, раскрытый еще на земле рай после воскресения тел, в самом конце, станет вечным раем.
Но, не прилагая стараний соделать землю в некоторой степени раем, мы не сможем попасть в рай за его пределами.
Для этой то цели Христос и пребывает вместе с нами как завершение, конец мира.

Уже на земле мы обретаем некое предвкушение эсхатологического рая. Православная Церковь в другом песнопении поет: «О преславнаго чудесе! Живоносный саде, Крест Пресвятый на высоту возносимь является днесь. Славословят вси концы земнии, устрашаются демонские полки. О каковый дар земным даровася...» ( стихира на хвалитех утрени) .
Во всех песнопениях Православной Церкви показана роль Креста в освящении и преобразования мира. Как Тело Христово освятилось Крестом, точно также и освящаются им и наши тела, и наши отношения с миром, и сам мир. Мы получаем освящением силою Христа., с помощью которого Крест хранит Его присутствие и он является силой для распространения Его разумного, терпеливого присутствия, Его непогрешительного отношения к миру, и становится славословием Отца, приношением Ему всех связей с миром.,
Поэтому в Православной Церкви все личности и все вещи Крестом приносятся в жертву. Христиане, осеняя себя крестным знамением, ищут у Креста силы для того, чтобы жить в мире в чистоте и нести ее в мир. Они даже этому выражают свою волю, свое желание, дабы стать вознесенными своими стараниями для встречи с этой силой ; дабы во всех своих деяниях в этом мире прославлять Бога и даже в самих страданиях, и даже до их смерти; дабы им жить и умереть за Бога, дабы свидетельствовать любым образом о том, что они приносят себя в жертву Ему. Церковь через Крест освящает все: воду, которой окропляют верующих, продукты питания, дома, сады и поля, свои растения вместе с их плодами, дары, которые приносятся Богу. Крест освящает все, очищает все до самой глубины, что только освящается, что делает эти вещи абсолютно открытыми для Бога, Господа своего.
Крест полагается между остальными вещами для того, чтобы иметь связь с Богом. Все приносится Богу как дар. Все богослужебные последования начинаются и завершаются знамением креста. Все основные жесты во время богослужения сопровождаются знамением креста, потому что та же сила Христова низводится крестным знамением в той степени, в какой его совершают, в какой мере мы призываем Господа. С помощью этого знамения верующие встречаются с силой Христа, обещая при этом принести Богу чистую жертву, дабы в чистоте нести каждое свое деяние, совершаемое в мире. Таким образом, знак креста, всегда сопровождается призыванием Святой Троицы. Посему Святая Троица совершает спасение людей и от Нее исходит божественная сила, которая действует в мире для того, чтобы освящать его и его преображать.. Это совершается в мире посредством Креста.
Сила креста очищает не только верующих и их отношения с миром, но и сам мир. Через крест изгоняются из воды, вина, плодов, из человеческих личностей демоны, которые причиняют зло, приносят искушения.
Верующие верят, что осеняя себя крестным знамением, во всех своих действиях и всех путях своей жизни, в каждом контакте с природой и людьми, что они получают своего защитника и заступника — Святого Духа. Существует особая связь между Крестом и Святым Духом, потому что Крест является человеческим стремлением к очищению, в то время как Святой Дух есть Божественная освящающая божественная сила. Оба должны содействовать друг другу.
Крест является очищающей силой Вселенной. И когда мы совершаем крестное знамение с верой и волеизъявлением, ради провождении в чистоте нашей жизни в миру, то является сила Духа Христова, которая в чистоте присутствует и существует в мире, и оно освящает тело силой Святого Духа. И этой силой мы избегаем греха и смерти. Крест дает нам эту силу Христову, потому что, имея Его в нашей памяти, мы желаем подражать Его примеру и явить себя миру без эгоистических страстей, в духе целомудрия, мира и согласия с другими.

"
Крест есть оружие на дьявола,", - поет Православная Церковь. Это оружие против всех искушений и методов дьявола, против страстей, которые ведут нас к спорам и ссорам, против абсолютизма. Крест является оружием против дьявола в той степени, в какой у нас укрепляется дух жертвенности, общения с Богом и между собой.
Только Крест может укротить наши эгоистические страсти, ослабить нашу чрезмерную привязанность к миру, которая считается в качестве единственной реальности, может установить прочный мир между людьми и народами.
Святые Отцы исповедуют, что видеть Бога в мире, или не видеть Бога в мире, зависит от степени очищения от наших страстей. Эта идея была теоретически развита особым образом преподобным Максимом Исповедником. По его словам, когда мы видим вещи чистыми от страстей очами, то вы восстанавливаем подлинный их смысл, то есть им понимание.
Он говорит: "Страстное умственное представление есть помысел, возникающий из сочетания страсти и мысли. Если мы отделим страсть от мысли, то останется простой помысел. А отделяем мы ее, если хотим, посредством духовной любви и воздержания " (Максим Исповедник. Главы о любви III, 43, PG 90, 1029). Однако это не означает, что происходит разрушение мира, но происходит открытие (снова) истинных смыслов, которые не искажены страстями, и исчезновением их божественного содержания.
Когда мы принимаем на себя крест, то мы силою креста Христова становимся «
новой тварью» (II Кор. 5,16 до 17), как говорит апостол Павел. В этой ситуации мы видим, что "все от Бога" (II Кор. 5,18), как говорит сам Апостол несколько далее. Таким образом мы готовим творение к тому, чтобы оно достигло состояния свободы, которой достигаем и мы как дети Божии, а не как рабы мира и страстей. Почему люди и не довольны состоянием отпадения, в котором мы, умирая, втягиваем в это состояние и весь мир, и мы становимся его рабами вместо того, чтобы быть его господами Состояние свободы, которую мы достигаем, соответствует состоянию славы, который мы можем соделать причастной и мир (Рим. 8,31).
Творение пребывает еще в состоянии мук рождения, это что касается этого истинного и нового состояния ее существования. Это боли креста, которые претерпевает безгрешность. Крест исполняется и осуществляется только как средство через которое мир восприял некую новую форму своего бытия, где Бог становится видимым как Сый всего во всем. Это единственный путь для того, чтобы нам достигнуть пресветлой трапезы, там, где в изобилии пребывает познание Бога Слова, где создание делает Его явным во всей Его полноте, и оно вступает в непосредственную и чистую беседу с Ним. Так, весь мир будет раскрываться в Нем, и в нас, как общее содержание диалога, как всесветлое явление, в результате чего Он будет нам известен во всей своей данности и во всем своем богатстве . (Прп. Максим Исповедник, Αμφιλεγόμενα, PG 91,1373).
Но все это совершиться благодаря Кресту Христову. Если мы его воспримем как наш собственный крест. Только во свете и в силе Креста, который явится на небе, знамение Сына Человеческого во время славного Его пришествия(Мф, 24,30), мир же в конце станет "
новое небо и новая земля" {Откровение . 21.1).

 

Источник: Протоиерей Димтирий Станилоае «/К свету Креста и Воскресения». (Πρωτ. Δημητρίου Στανιλοάε, «Στο φως του Σταυρού και της Αναστάσεως», εκδ. Ι .Μ. Μεταμορφώσεως του Σωτήρος –Κύμη, σ. 27-35)

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год



Подписка на новости

Последние обновления

События