Акафист Богоматери - Литургическая память о чудесной помощи Богоматери
Ὁ Ἀκάθιστος ὕμνος ὡς ἡ λειτουγική μνήμη τῆς Ἐκκλησίας γιά τῆς Παναγίας θάυματη βοήθεια
Песньми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу
Если мы обратим внимания на литургический строй жизни Православной Церкви, то от нашего внимания не может сокрыться столь важная его особенность как историческая память о реальных событиях имевших место в жизни православных народов. Поскольку на протяжении почти что тысячелетней истории Восточно-Римская империя, часто получавшая название Византийской империи, являлась центром православной апостольской веры. Тем более таким центром являлась столица империи – Новый Рим, Константинополь. Этому городу, патриаршей Константинопольской кафедре и Церкви обязаны многим многочисленные народы Европейского центра, востока и севера. И прежде всего это относится к области христианского просвещения и окультуривания этих народов Новым Римом.
Константинополь еще свт. Григорий богослов в 4 столетии именует «оком вселенной». Этот город привлекал к себе многие народы своим богатством: культурой, архитектурой, живописью, монументальным искусством, образованностью и многим другим. Свт. Фотий Великий, выдающийся церковный писатель, ученый муж, видный и дальновидный дипломат и политик писал о Константинополе как центре и источнике живительной христианской веры, которые наполняли всю вселенную. Этот город как и Рим в античные времена единственный носил почетное наименование Город, Πόλης, Urbis. Однако многие окружавшие народы, питаемые страстью алчности и наживы, стремились завоевать этот город, разграбить его и уничтожить. Этот Новый Рим и Новый Иерусалим словно обличал многих святостью.
Нынешний субботний день, когда мы не раз поем хвалебный гимн Богоматери «Взбранной воеводе победительная... благодаственная восписует Град Твой Богородице» является воспоминанием тех исторических фактов, которые непосредственно касаются спасения Константинополя от его врагов и разрушителей.
Еще блаженной памяти св. Андрей Христа ради Юродивый, имевший от Бога многие откровения о будущем, о Константинополе в 6 веке с уверенностью говорил: «Этот город никто не вырвет из рук Богоматери». да, это действительно было так на протяжении почти что тысячи лет существования Нового Рима с момента его основания св. императором Константином Великим в 321г. н.э. как столицы христианской Римской империи. Св. император Константин, основатель города, посвящает его именно Богоматери. Об этом явным образом говорит сохранившаяся до нас мозаика при входе в храм святой Софии из правого нартекса.
По правую сторону от Богоматери на троне, держащую в руках Богомладенца Христа, стоит св. император Константин с Городом и преподносит его Богоматери. А по правую руку Богоматери стоит св. император Юстиниан, который в руках держит храм святой Софии и его преподносит в дар Богоматери. То есть Константинополь в глазах его жителей был даром земных василевсов Богоматери.
В 443г. на Константинополь двинулся с своими войсками Атилла, которого в летописях именуют «бичом Божиим». Однако город был каким-то образом спасен. незадолго разрушенные землетрясением стены города были восстановлены и создана мощная новая системы фортификационных сооружений.
В 626г. к Константинополю внезапно подошли к стенам города несметные полки персидского хана Шахрбараза. Большую его часть войска составляли авары, славяни и персы. Император Ираклий отсутствовал в столице. Он вел военные походы в Колхиде и Лазике против персов. По словам современника событий Феодора Синкелла, хан, после отъезда императора Ираклия, «наполнил море и сушу дикими племенами, для которых жизнь – война».[1]
В это время, как сообщают византийские хроники, патриарх Сергий совершал вместе с народом всенародные моления и ночные бдения. «На всех воротах сухопутных стен, по его приказанию, был написан образ Богоматери с предвечным Младенцем на руках».[2]
29 июля началась многодневная осада Константинополя. Патрарх Сергий старался ободрить жителей столицы и внушить им глубокую веру в помощь Божию. «Он совершал крестный ход вдоль стены и иконами богоматери и Нерукотворного Спаса в сопутствии огромного числа клира и монахов. Такие же крестные ходы он продолжал а в следующие дни, когда началась осада».[3]
Но 7 августа флот славян и аваров, нахлынувший в пролив Золотой Рог для штурма Константинополя был полностью уничтожен. Хан с персидскими войсками вынужден был снять осаду столицы и покинуть Халкидон. Современник событий в составленной им пасхальной хронике писал, что хан аваров еще во время осады Константинополя видел, «как какая-то женщина в великолепном одеянии ходила одна по стене города».[4]
В память о спасении Константинополя от аваров, славян и персов была составлена «Краткая история о нашествии персов и авров», которая читалась за богослужением 8 августа.
В правление императора Константина IV Погоната Константинополь вновь подвергся серьезному и мощному нападению со стороны арабов. В 670г. арабская конница подошла к Халкидону, предместью Константинополя на Малоазийском берегу Босфора, а флот – к Золотому Рогу.
В 674, выстроившийся многочисленный арабский флот вокруг морских стен Константинополя, начал яростные атаки на город. Почти что четырёхлетняя непрерывная осада Константинополя, однако же для арабов закончилась полным разгромом их флота и армии в 677г. Авторитетный византийский хронист Феофан свидетельствует об уничтожении арабского флота в таких словах: «посрамленные помощью Бога и Богоматери, потеряв огромное число люди и испытав множество потерь, обратили тыл с большой печалью».[5] В Памфилии, близ мыса Силлея, арабский флот был смятен сильной бурей, а сухопутное войско было наголову разбито имперскими войсками в Ликии. В память об освобождении восточно-римской столицы от арабов было установлено церковное празднование 25 июня: «В тот же день празднуется память помощи, дарованная нам сверх вероятия и всякого чаяния от Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, молитвами безсеменно зачавшей Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, против безбожных сарацинов, окруживших с суши и с моря наш царствующий град».[6]
Это событие имело огромное значение для всего христианского мира, поскольку данная победа над арабскими войсками навсегда остановила дальнейшие намерения арабо-мусульманских правителей захватить Европу и христианский мир с востока.
Новую осаду Константинополь пережил в 717г. при императоре Льве Исавре. Перейдя пролив Гелесспонт в начале лета 717г., войска сарацин 15 августа осадили Константинополь. В Пропонтиду зашел громадный арабский флот (1800 кораблей), который с моря окружил Константинополь. С суши город оказался совершенно неприступным. Начавшаяся зима оказалось невероятно холодной и затяжной, выпал снег и лежал в течение почти что трех месяцев.[7] Арабская армия потерпела серьезный урон, а морской флот был постепенно уничтожен знаменитым «греческим огнем» с византийских кораблей. Остатки флота были уничтожена начавшейся бурей в Эгейском море. 15 августа (т.е. 28 августа) 718г., в день Успения Богоматери осада Константинополя была снята. В 740г. у местечка Акроинон в малой Азии войска императора Льва III наголову разбила мусульманские войска.
Другое историческое событие непосредственно касается взаимоотношений наших дальних предков, росов и ромеев. По общеисторическому признанию в 860г. восьмитысячное войско славян попыталось напасть на Константинополь. Но видя нереальность своего намерения по причине неприступности стен Константинополя, росы стали грабить и несчадно сжигать его предместья. Положение города было непростым потому, что император отсутствовал, он находился с войсками на восточных границах империи. Из столицы были даже уведены некоторые воины столичного гарнизона. Так что с точки зрения боевой защиты Константинополь был ослаблен. Σύνοψις χρονική , хранящаяся в Брюсселе дает точную дату нашествия росов на Константинополь: « Михаил, сын Феофила, со своей матерью Феодорой (царствовал) года 4 и сам один лет 10 и с Василием год 1 и 4 месяца. В его царствование, 10-го июня месяца, индикта 8-го, 6368 года (=860г.), в 5-ом году его власти наступили русь (ἦλθον῾Ρὼς) на двух стах ладьях; но они молитвами всехвальной Богородицы были завоеваны христианами и окончательно побеждены и исчезли».[8]
Повесть временных лет хранит память о разгроме русских у стен Константинополя, которое произошо благодаря чуду – бури в Золотом Роге, которая поднялась после того, как свт. Фотий Константинопольский опустил ризу Богоматери в море. Это чудо привело к тому, что многие росы приняли крещение.
О свершившемся от Ризы богоматери чуде существуют упоминания как самого свт. Фотия патриарха Константинопольского, так и других писателей.
Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери
(фреска из церкви Ризоположения в Московском кремле, 1644 год
Свт. Фотий во второй своей беседе в связи с нашествием росов говорит: «Когда мы, оставшись без всякой защиты и не имея помощь от людей, воодушевлялись надеждой на матерь Слова и Бога нашего, ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи (наши), Ея дерзновение призывали во спасение, к Ея покрову прибегали, как к стене нерушимой, умоляя Ее сокрушить дерзость варваров, смирить гордость (их), защитить отчаявшийся народ, поборать за собственную Ея паству. Ея одеяние для отражения осаждающих и ограждения осаждаемых носил со мною весь народ, и усердно мы возносили моления и совершали литии; от того по неизреченному человеколюбию, при матернем дерзновенном ходатайстве, и Бог преклонился, и гнев (Его) отступил, и помиловал Господь достояние Свое. Поистине эта пречестная риза есть одеяние Матери Бога; она кругом обтекала стены и неприятели необъяснимым образом показывали тыл; она ограждала Город, и ограда неприятеля разрушилась как бы по данному знаку; она облекала его, и неприятели обнажались от той надежды, которою окрылялись. Ибо как только эта девственная риза была обнесена по стене, варвары принялись снимать осаду города, а мы избавились от ожидаемого плена и сподобились неожиданного спасения».[9]
Хроника псевдо-Симеона дает некоторую детализацию просшедшего при свт. Фотие: «Они тогда обложили Город. Сейчас же после того как с трудом успел перебраться император, приходят (население) с пастриархом Фотием в храм Богородицы во Влахернах и спеснопениями вынесшие ризу Богоматери дотронулись краем до воды в море; тогда, хотя была тишь, сразу подули ветры и поднялась сильная буря; и корабли безбожных Руси были разбиты (καὶ τὰ τῶν ἀθέων Ρὼς πλοῖα κατεάγησαν) и немногие из них избегли опасности».[10]
Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.
Об этом чуде, как достоверном явлении сообщает императору Алексею Комнину патриарх Антиохийский Иоанн: «разве ты не слыхал о чудесах, которые совершила богоматерь в различные времена и при различных опасностях, ради спасения этого Царьграда, когда осаждали его враги...Разве ты не знаешь, что в дни царя Михаила, сына Фофила, тавроскифы, толпою напавшие и обложившие Город, окружили его, как будто в сетях, царь же с архиереем и всем населением Города поспешив во Влахерны и потом погрузивши краем в море святую Ризу Богоматери (обычно называемую мафорион), увидели странное и поразительное явление? Море, до того времени тихое, сразу взбушевав, поглотило все лодьи врагов. Уцелело же их очен немного и столько, сколько было достаточно оповестить своих о страшной катастрофе».[11]
«Немного времени спустя посольство их прибыло в Царьград с просьбою сделать их (Русь) участниками в святом крещении, что и было исполнено».[12]
Об этом же радостном событии сохранилось и свидетельство у свт. Фотия. Он пишет: «Но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скерноубийстве всех оставляющие за собою, так называемые русь..., подняли руки и против державы Ромеев, - в настоящее время даже и они променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине послушников и друзей наших... И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и исполняют обычаи христиан с великим усердием и ревностью».[13]
То есть чудесное спасение Константинополя от варваров с севера, народу рос, послужило поводом к серьезному событию мирового масштаба – первому крещению части русского народа.
Собственно именно в это время и по этому случаю и было составлено акафистное пение Богоматери. В XIIIв. известный своей ученостью император Феодор Ласкарис упоминает об этом событии как общеизвестном факте, который поличил широкое церковно-литурическое празднование в котором воздается песненное восхваление и благодарение Богоматери: «Сегодня веселье на небеса и им сорадуются все силы природы... Ибо все разнообразие мироздания увидело чудеса Богородицы; моментально потоплены Рос, которые потоком нахлынули некогда на Византию, возложив свои надежды на морское сражение; благочестивые же спасены в свей слабости сильною рукою Божиею, потому что их хранительница сама Богоматерь».[14]
Гибель русского флота под Царьградом. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839.
Тем не менее история нам свидетельствует о том, что несмотря на столь ясное пророчество св. блаженного Андрея о сохранении Богоматерью Константинополя на века, оно не сбылось В 1453г. город пал под ударами турок. Это трагическое событие оплакивалось всем христианским миром. Однако для этого столь необычайного и прискорбного завершения истории величайшего в мире города были свои реальные причины: принятие унии с Римской церковью в 1437-38гг., то есть вероотступничество, а также серьезный упадок благочестия и христианского милосердия у жителей византийской столицы. Да и перечисленные нами исторические факты нападения на Константинополя не были случайными, как не бывает случайного ничего в нашей жизни. Если тщательно проанализировать и сопоставить события гражданской и церковной истории Восточно-Римской империи, то мы увидим между ними существующую самую что ни на есть прямую связь. Всякая попытка императоров идти на религиозные компромиссы, издание т.н. примирительных «Типосов» или «Экфесисов», гонения на православное духовенство, потакание ереси неизбежно приводило к серьёзным внутренними и внешним смутам. Неслучайно именно в VII столетии империя теряет свои многочисленные провинции: Египет, Сирия, Иерусалим, Северная Африка. Это был период активной защиты императоров промонофизитских настроений.
Но обращаясь сегодня к событиям из жизни Константинополя нам важно понять и осознать, что все события и явления, те причинно-следственные отношения, которые мы наблюдаем в истории этого города, их важно накладывать и на нашу историю и жизнь.
Мы живём в эпоху серьёзного исторического перелома, даже слома и уничтожения человеческой истории и культуры. Эти процессы глобальной ломки касаются и нас, России. И нам, зная о той великой помощи и заступлении, которые неоднократно являла Богоматерь и в нашей российской истории, необходимо молитвенно прибегать к Богоматери, в особенности к Ее иконам Державной, Владимирской. Именно через эти иконы Богоматерь не раз являла свое матернее попечение о нашем православном народе. сегодня из наших сердец должна истекать к этим образам Богоматери не просто тепла, но пламенная молитва с просьбой сохранить для спасения наши бессмертные души в этот наитруднейший и завершительный период в истории человечества.
© «Православный Апологет» 2011г.
[1] Цит. по Ю. А. Кулаковский. История Византии, Спб,Алитейя 1996, 602-717г., с. 75
[2] Там же, с. 76
[3] Там же, с. 78
[4] Там же, с. 82. Cronicon Pashale. Migne PG. 92, p. 725
[5] Theoph. 354, 5
[6] См. Византийский временник. X, 372-373
[7] С. Б. Дашков. Императоры Византии. М. 1996, с. 128
[8] ВВ 10, ч. 2, 1903, с. 379. А. Пападопуло-Керамевс. Акафист Божией Матери, Русь и патриарх Фотий
[9] ВВ, 10, ч. 2, с.392
[10] ВВ. Там же, с. 380
[11] ВВ. Там же, с. 381
[12] Там же, с. 379
[13] Там же, с. 393
[14] ВВ, с. 394