ПОБЕЖДАЮТСЯ ЕСТЕСТВА УСТАВЫ В ТЕБЕ ДЕВА ЧИСТАЯ
Приближаясь к тайне Богоматери
«ΝΕΝΙΚΗΝΤΑΙ ΤΗΣ ΦΥΣΕΩΣ ΟΙ ΟΡΟΙ ΕΝ ΣΥ ΠΑΡΘΕΝΕ ΑΧΡΑΝΤΕ»
(Προσέγγιση του μυστηρίου της Θεομήτορος)
Лаброс Скотзу, богослов - профессор
ΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου – Καθηγητού
Великий Богородичный праздник Успения Пресвятой Богородицы является (должен быть) поводом для нас, верующих, поразмыслить о бездне тайны, которая покрывает всечестный лик нашей Девы Марии, но и о Ее наивысшем благодеянии, совершенном для человеческого рода. Нам необходимо донести до нашего ума запредельные истины, даже если мы их не понимаем, чтобы прославить Бога любви, Который искупил нас (и) через наивысший вклад Богородицы. Давайте поразмыслим над ее собственной ролью в деле Божественного домостроительства и должным образом почтим Ее.
Не существует никакой другой человеческой личности, кроме личности Пресвятой Богородицы, в которой естественные законы были приостановлены и побеждены до предела. И это потому, что она стала самой святой скинией- селением, в которой согласился поселиться бесконечный Бог. Она стала селением, которое вместило «никем не вместимого», Она стала единственным человеческим существом, которое оказало гостеприимство безременному Богу, как «седалище-престол для царя». Она стала «точкой», в которой время соединилось с вечностью, невместимое с вместимым, нетварное с тварным. Она стало драгоценнейшим средством, с помощью которого свершилось спасение мира посредством вочеловечения Бога Слова. Прп. Иоанн Дамаскин справедливо характеризует Деву Марию как «священную голубицу, с чистейшей и непорочной душой и освященной Духом Божиим» (Дам. III, 2), «дщерь священнейшую» (А'7), чтобы показать, что Дева Мария – это уникальная и неповторимая человеческая личность, вершина человеческой истории, величайший благодетель человечества после Бога.
В Ее собственном всесвятом теле совершилась величайшая тайна всех времен, совершилась встреча и соединение Бога с человеком, событие совершенно непостижимое для конечного человеческого разума и «последней частицы» для человеческого разума. Через нее Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом, по Афанасию Великому. Не было иного пути спасения рода человеческого, кроме воплощения Бога, т. е. усыновления человечества Божеством. Если бы наше спасение не было динамичным историческим событием, самым динамичным и чудесным в истории человечества, такая как воплощение Бога, то она ограничивалась бы теоретической схемой, иллюзией спасения, аналогичной «спасениям», провозглашенным и провозглашаемым человеческими религиями. Для священного гимнографа это «непостижимое чудо», о том, «како (Дева Мария) млеком питает Владыку».
Дева Мария является, согласно святому Иринею Лионскому († 199), Новой Евой, новой родоначальницей нового человеческого рода. Первая Ева была прародительницей старого, падшего человеческого рода, но также и причиной нашего падения, тления и смерти. Вторая Ева является причиной нашего искупления, ибо она зачала воссоздателя человеческого естества, Сына и Слова Божия. Подобно тому, как человеческий род тайно связан с прародительницей Евой, так как ее естественными потомками являются все люди, так он также тайно связан с новой духовной родительницей, нашей Девой Марией. Святой отец подчеркивает, что "...Ева (должна была) восстановиться в Марии, чтобы дева могла стать заступницей за другую деву и искоренить непослушание первой девственным послушанием" (Ириней. Лионский Апост. Проповедь 32). , 33). Дева Мария была призвана исправить ошибку Евы. Через ее «семя» (Быт. 3:17) должна была быть сокрушена голова змея, дьявола.
Воплощение Слова Божия произошло благодаря Деве Марии, смиренной и безвестной Дочери из Назарета, призванной «от чрева матери» на служение божественному замыслу спасения. Богу благоволил прийти в мир к Той, которой была дана возможность, благодаря нравственной чистоте, стать Матерью Божией. Он был чудесным образом зачат в священном лоне матери святой старицы Анны. Естественные законы бесплодия и старости были побеждены, чтобы «сверхсвятая Девица» могла прийти в мир, чтобы стать, как девственница, Матерью Божией.
Ниспровержение законов природы также имело место в ее детстве. Чтобы сохранить ее чистоту, Бог благословил, чтобы Она провела свое детство в Храме Божием, во Святая Святых, где она испытала неизреченный опыт приобщения к божественной славе. Отцы нашей Церкви говорят, что ее пребывание в этом совершенно темном и негостеприимном месте было ранним приобщением к божественной славе, которая осеняла густую тьму и нейтрализовала одиночество священного и необитаемого пространства. Наша Дева Мария была удостоена пережить обожение с младенчества.
Радостное известие о воплощении Бога во чреве ее, Евангелие Евангелий, было в высшей степени чудесным. Святой Дух без естественного посредничества человека сотворил в Ее пренепорочной утробе человеческое существо, с которым Бог-Слово немедленно соединился, «с самого зачатия» (Софроний Иерусалимский). «обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Матфей 1:19). На вполне оправданный ее вопрос, как это случится «идеже мужа не знаю» (Лк. 1:34), ангел Божий ответил на ее вопрос: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий» (Лук.1,35), великий архангел уверял ее, что «яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лук.1,37). Так чудесным образом и непостижимо Спаситель наш Христос «во чреве Девы обитал в мире»..
Чудесным было и Рождество Ее Чада, с присутствием хвалящих ангелов и таинственной звезды. Автор священных песнопений Рождества Христова называет его «Таинством странным», поскольку ее девственные объятия были возведены к херувимскому престолу! Ее раждаемое Чадо был не простой смертный, а «Эммануил», что означает «с нами Бог» (Мф. 1:18), смешение Бога с человеком, Богочеловек. Он пришел через Нее, чтобы «спасти Свой народ от грехов их» (Матфея 1:21). По этой причине наша Церковь дала Ей наивысшее наименование - Богородица: «исповедуем святую Деву Богородицу чрез которую Бог Слово воплощается и вочеловечивается и от сего зачатия соединятся в нем самом храм сокрывавший Его». (3-й Вселенский Собор). «Истинную Богородицу, Тя Госпожа исповедую, еюже держава смерти исчезе», — воспеваем мы в Малом умилительном каноне. Поскольку через нее «Бог человекам пользу принесе телосно, и чрево (Ея) соделалось ширшее небес»
Ее последующая земная жизнь тоже была чудесной. Она оставалась приснодевой, как в сое время изрек пророчество в Ветхом завете пророк Изекииль, так как таинственные врата Храма, обращенные «на восток», которые он видел в видении, навсегда останутся закрытыми, потому что через них прошел Бог (Иез. 40,22). Эти таинственные врата есть не что иное, как чрево Богоматери, которая оставалась девой, до рождения и при рождении и после рождения дитя. Сама же она, хотя и действовала, по причине смирения, в рамках рассуждения в течение всей совершения Христом его дела на земле, но тем не менее она понудила своего Сына и Бога на совершение чуда, чуда в Кане Галилейской.
Очевидно, что из всех больших чудесных событий, которые Ей пережить было чудо вокресения Ее Сына, которое Она была удостоена увидеть первой.. То же и с Его вознесением. Всю оставшуюся жизнь на земле она оставалась скромной и невидимой, но избранной, особым членом Церкви. Она была великой матерью подвергшихся великим испытаниям первым христианам, вдохновительницей и утешительницей святых апостолов и верующих, как об этом сообщает благочестивое предание.
повѣствованія о немъ.
Светилен на Утрени праздника Успения Богоматери "Апостоли от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты Сыне и Боже, приими дух Мой" в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением архим. Матфея (Мормыль)
Чудным, наконец, было ее успение, ее переселение из мира сего, в небесные обители, чтобы стать царицей-матерью, у престола величия Сына и Бога, как предсказал пророк Давид: «предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преипещрена» (Пс. 44:10). Она не испытала истления в своем чистом и всесвятом теле, зачавшем и вскормившем Бога. Оно не могло сгнить в могиле и стать пищей для червей. Она не могла дождаться всеобщего воскресения, чтобы прославиться с ее душей. Ее не нужно было судить на грядущем всеобщем Суде, потому что Она была самым чистым и святым человеческим существом. Вот почему Бог тотчас же после ее торжественного успения воскресил ее честное тело и, соединив его с ее душой, перенес на небесные чертоги, дабы . удостоить Ее подходящее Ей место в бескрайнем царстве Сына Ея, будучи сама «огненным престолом Господа».
Другим чудесным фактом является постоянное, вечное чествование, воздаваемая Ее священнейшей особе, о чем Она пророчески изрекла в Своей песни ко Господу, предсказав: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лук. 1:48). Ее пророчество оказалось абсолютно верным. Миллионы человеческих душ на протяжении двадцати веков воздавали Ей заслуженную честь. Десятки тысяч уст постоянно воспевают всечестное Ее имя и взывают к Ней о помощи. Ни одна другая человеческая личность не прославляется и не почитается так, как Она. Наша святая Церковь, Православная, единственная и истинная Церковь Христова, Ее почитает как сделует. В самом деле, Она была вынуждена, по вине каких-то злобных еретиков, определить соборно (3-й Вселенский Собор) и Ее положение в Церкви, дабы Ее почитать не просто как особенную даже великую женщину, но как Богородицу, как Матерь нашего воплощенного Бога. К ней относятся тысячи чудесных гимнов и множество священных обрядов. Нет священного богослужения, которое не обращалось бы к всечестной ее личности. . Нет личной молитвы, в которой бы Она не призывалась.
К сожалению, есть и такие, которые либо плохо чтят ее, либо не чтят совсем. Это современные еретики вне Церкви, которые, к сожалению, продолжают подрывать Церковь как и древние еретики. К первой категории принадлежат паписты-еретики, которые, соблазнившись нехристианскими языческими влияниями, переоценивают Ее значение, низводя до божества. Они отождествляли ее с одной из «богинь» римского дохристианского пантеона и воздают Ей поклонение, аналогичное поклонению Богу. Стоит только взглянуть на невероятное почитание Девы Марии в Латинской Америке, где оно больше напоминает языческие ритуалы. Это десятки связанных заблуждений, происходящих из основного заблуждения поклонения Марии. В отличие от выраженного Церковью учения о Деве Марии, они добавили новые учения, такие как учение о «Непорочном зачатии» (1854 г.), согласно которому Дева Мария имела непорочное зачатие, поэтому имела иную природу, чем другие люди, следовательно Христос не принял человеческую природу, но какую-то другую природу, естество Богородицы и потому Он не особо спас нас! Напротив, св. Епифаний Кипрский подчеркивает: «не иначе рождается (Святая Дева), вопреки человеческой природе, но как все от семени мужского и чрева женского» (PG42,748), а великий Афанасий указывает: « Мария наша сестра, поскольку все мы суть от Адама» (PG26,1061B). Очередное нечестивое учение папства, имеющая огромные сотериологические последствия и углубляющая разрыв с Церковью Христовой!
Также еретики протестанты, в качестве реакции на антихристианское заблуждение мариолатрии папистов, отказывают в какой-либо чести Деве Марии, пренебрегая определениями 3-го и 7-го Вселенских Соборов, предписывающих почита тельное поклонение (τιμητική προσκύνηση) Богородицы. Они отрицают Ее приснодевство и возможность помощи тем, кто Ее призывает. Они Ее низводят до простой женщины, которая жила, как и все, имела других детей! И паписты, и протестанты зверски оскорбили таинство Богородицы и серьезно отступили от веры Церкви!
Есть также и такие, которые не только отказываются почитать ее, но и доходят до того, что оскорбляют ее вульгарно. Ее умаляют и поносят наши современные неоязычники, называя Ее «безграмотной иудейкой», потому что Сын Ее рассеял мрак древнего язычества и принес человечеству истинный свет, ибо «Свет рождшая Богородица, отгна потемневшую ночь грехов». Если бы не было Его, Христос не пришел бы в мир, чтобы изгнать духовный кошмар идолопоклонства, и поэтому они Ее ненавидят. Они сравнивают ее с какими-то мифическими женщинами древней Греции, якобы великими, чтобы унизить Ее.
Ее до сих пор оскорбляют закоренелые богохульники, без нужды в каждом предложении, слетающем с их уст. Мы, «православные» греки, имеем «привилегию», одну из многих, хулить божественных и святых лиц нашей веры и, прежде всего, нашу Деву Марию. Ее, которой мы всем обязаны!
Что же Она делает, видя наше нечестие? Она гневается? Наказывает? Ничего подобного! Как луна не может быть запятнана грязью, которую дети бросают, играя, так и Дева Мария остается незатронутой нашей собственной злобой и убожеством, которые не могут коснуться Ее. Она не только не отвечает злобой на нашу злобу, но Она всегда связана с нами на века, чтобы воздавать нам и для нас благодеяниями, как добрая мать приносит благодеяния своему ребенку, даже если ребенок этого не заслуживает. Стоит только прочесть чудесные Молебные каноны, которые поются в Ее честь в дни Успенского поста, чтобы понять, что Ее сердце бьется любовью и состраданием ко всякому человеку, как излияние Ее участия в тщетной люби Божества. Как в ее душе нет места гневу, ненависти и мести, но Она преисполнена любовью и милосердием к каждому человеку, даже к своим обидчикам!
Величайшее и непреходящее чудо во святейшем лице нашей Девы Марии есть постоянное осенение Ее благодатью Божией, дабы Она могла навеки оказывала благодеяния роду человеческому, как надежное «прибежище мира». Ее положение как Богородицы рядом с престолом величия Сына дает Ей возможность непрестанно заботиться и молиться о нас. Мы имеем великую привилегию и высшее благо иметь «теплую покровительницу и помощницу» на небесах. Она, наша Великая Мать, в сердце которой всем нам есть место, всем, благочестивым и нечестивым. Ее «обьятия милосердия» преисполняются тоской и любовью к каждой страдающей и страждущей душе как «надежда и опора» и крепкая стена спасения». Это постоянная «радость скорбящих». Верующие знают это, воспевая: «Во успении твоем мир не оставляеши, Богородице» исповедуя нашу блаженную и упоительную веру в то, что мы не одиноки на своем суровом и трудном земном пути. Что мы связаны с нашей Девой Марией тайной органической связью, нашим причастием к Церкви Христовой, чтобы, как органические клетки Его святого Тела, мы также причащались с Ней. Мы члены того же тела, и поэтому Она за нас болеет, как за членов ее собственного тела. Только так мы можем понять Ее постоянную заботу о нас и ее теплые молитвы к Сыну за нас.
Нужно в те трудные и апокалиптические времена, в которые мы живем, отложить в сторону от нашей жизни земное и эфемерное и созерцать небесное и вечное. Оставим тривиальное и предпочтем нетленное. Отрешимся от нашего убогого и мелочного рационалистического образа мыслей и создадим в душе «пространство» для принятия истин превышающих разум и логику, «даже если мы и не можем их представить», по словам святого Феодора Студита. Пусть они действуют тайно, а потому искупительно, в нашем внутреннем мире. Необходимо принять тайну нашего спасения, частью которой является тайна Богородицы, как высший дар любви Божией к нам, заблудшим и бежавшим от нашего «отеческого крова». Осознать, что мы были сбиты с пути «последним врагом» (1 Кор. 15,26) и идем к нашей погибели и уничтожению. Госпожа Богородица, наша Великая общая Мать, Матерь всего мира, ждет нас вместе с нашим Небесным Отцом (и Ее Отцом), чтобы принять великое решение исправить нашу отчаяние и понурость и повернуть наши шаги на правильный, небесный путь , курс нашей жизни!
Тайна Богоматери, как часть тайны Божественного домостроительства, точно выражена святым песнописцем Великого умилительного канона: «Несть исчи́слити возмо́жно вели́чия Твоя́ Богоневе́сто, и глубину́ неиспыта́тельну изрещи́, па́че ума́ чуде́с Твои́х, соверше́нных вы́ну, любо́вию Тя чту́щим и ве́рою покланя́ющимся, я́ко вои́стинну Бо́га ро́ждшей.»![1]
О Святая Богородице, спаси нас!
http://aktines.blogspot.com/2022/08/blog-post_19.html
©перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2022г.
[1] Песнь 9-я Великого молебного канона Богоматери «Ουκ έστιν αριθμήσασθαι δυνατόν, μεγαλεία τα σα Θεονύμφευτε, και τον βυθόν, τον ανεξερεύνητον εξειπείν, των υπέρ νουν θαυμάτων σου, των τετελεσμένων διηνεκώς, τοις πόθω σε τιμώσι, και πίστει προσκυνούσιν, ως αληθή Θεού λοχεύτριαν».