Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Сотириос Феологу


«Взыдем на Гору Господню»



Преображение Господне – это очень важный праздник для нашей Православной Церкви. Господь напоминает нам о Своей славе и показывает Своим ученикам Свою божественность. В то же время он напоминает каждому из нас о своей миссии: через наш духовный подвиг, борьбу мы должны стать причастниками Божества Христа.

shmasmet2

Чудо Преображения было предметом изучения и исследования со стороны многих отцов Церкви. Среди всех их можно, пожалуй, выделить святителя Григория Паламы, который говорит о Преображении, что между Востоком и Западом «установилась великая пропасть».

В течение своей земной жизни Христос совершал множество чудес. По Его слову дочь Иаира воскресла из мертвых, Господь исцелил хромых, дал зрение слепым, слух глухим, изгнал бесов из бесноватых и многое другое сверх того. Ко всему этому он добавил чудо своего Преображения на горе Фавор. Христос воссиял в Нетварном свете (по учению святителя Григория Паламы), а также явились и поклонились Богу два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия. Все это чудо произошло перед тремя избранными учениками Христа, Петром, Иоанном и Иаковом, которые были в ужасе от того, что видели их человеческие глаза. По причине немощности и слабости своей человеческой природы Петр предложил Христу: «Господи, хорошо нам быть здесь. Если хочешь, сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Мф. 17, 4). Затем облако покрыло гору Фавор, и был слышен голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Послушайте Его» (там же, 5). Увидев это захватывающее дух событие, трое учеников в страхе упали на землю. Христос подошел к ним и сказал: «Встаньте и не бойтесь» (там же, 7). Затем он велел им никому не рассказывать об увиденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (там же, 9).

Преображение Христово было событием, связавшим Ветхий и Новый Заветы. Как мы видели, два пророка из Ветхого Завета, Моисей и Илия, явились на горе Фавор и обратились к преображенному Господу. Итак, мы видим, что Христос исполняет Ветхий Завет и связывает его с Новым. Кроме того, событие Преображения это Богоявление, явление Бога, как это было при крещении Христа.

Присутствие двух пророков, оба из которых таинственным образом покинули мир (Моисей умер, но никто не видел его могилы; Илия вознесся на небо в огненной колеснице), показывает, что тело придет к концу и умрет, но что душе суждено жить вечно. Благодаря Воскресению Христа, во время Его Втором пришествия тела воскреснут и соединятся с душами.

Это конкретное событие показывает нам природу Христа (Бога и человека), а также цель Его воплощения: вернуть нас из нашего греховного состояния и даровать нам подобающее нам место, которого должны быть удостоены боги по благодати.

Святоотеческое предание о Преображении ясно дает понять, что преобразился не Христос, а ученики. Христос есть Бог и имеет две природы (божественную и человеческую), соединенные — неслитно, неизменно, неделимо и нераздельно — в единой ипостаси. До этого ученики видели только человеческую природу Христа, но в этот момент Он явил Свою божественную славу или столько своей божественной славы, сколько они могли созерцать с помощью Святого Духа (облака). В кондаке на праздник сказано: «На горе преобразился еси, Христе Боже наш, показавый учеником Твоим, славу Твоя, якоже можаху». Логично, что так и должно было быть, поскольку мы, люди, конечны — у нас есть начало и конец — тогда как Бог бесконечен и вневременен. Более того, мы не можем участвовать в сущности Бога, а только в его энергиях. По свидетельству святителя Григория Паламы, эти трое учеников впервые увидели «Нетварный свет» Христа.

Итак, давайте посмотрим, почему Христос выбрал именно этот момент времени, чтобы открыть Свою божественность трем ученикам. Ответ мы можем найти в кондаке праздника: «Да егда узрят тя распинаема, страдания убо уразумеют вольная,  мирови же проповедят, яко ты еси во-истину Отчее сияние». Преображение на горе Фавор произошло за несколько дней до Страстей Христовых: предательства, ареста, распятия и погребения. Христос хотел сделать так, чтобы его ученики поняли, что его Страдания были добровольны. Воля Божия была в том, чтобы Он вознес все грехи человечества на Крест и таким образом спас человеческий род. В тот период своей истории род человеческий находился в столь плачевном состоянии, что только Бог мог спасти его из того положения, в котором он оказался. Но этого нельзя было достичь только проповедью и учением Христа. В конце концов, Бог отдал свою жизнь ради нас. Это само по себе показывает его любовь к человечеству.

Когда ученики увидели Христа в тот момент [на Фаворе], они поняли, какое великое будущее им предназначено. Если мы следуем за Христом и исполняем Его заповеди, то и сегодня, через крещение и таинства Церкви, каждый из нас может приобщиться Нетварному свету Христову. Этот путь приводит каждого из нас к состоянию богов по благодати.

 

Давайте изменим образ нашей жизни. Как говорит нам святой Павел, апостол язычников, давайте свергнем прежнего тлеющего ветхого человека и облечемся в нового человека, которого сегодня приветствует Христос. Христос и наша святая Церковь приглашают нас взойти на гору Фавор для собственного преображения. В то же время, однако, мы не должны забывать, что это преображение требует и дальнейшего пути, на котором мы страждем своим прежним существом. Все это преображение начинается с вопроса, который мы должны задать себе: хотим ли мы измениться? Хотим ли мы этого изменения в нашей жизни? Хотим ли мы отказаться от материальных благ ради чего-то более высокого?

Мы можем задаться вопросом, достойны ли мы вообще взойти на гору Фавор. Пророк Давид дает ответ: «Кто взыдет на Гору Господню, или станет на месте святем Его? Неповинние рукама и чистии серьдцем, иже не вознесе душу свою суете и не клястся истинною противу брата своего. Сии примут благословение от Господа и милость от Бга и Спаса своего».

Песнописец призывает нас: «Придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего». Давайте примем приглашение и начнем этот подъем в нашей жизни.

https://pemptousia.com/2022/08/let-us-go-up-to-the-mountain-of-the-lord/

 



Подписка на новости

Последние обновления

События