Αρχιμ. Συμεών Κούτσα
Архимандрит Симеон Куца
Рождественский пост
Η νηστεία των Χριστουγέννων
Второй длительный по времени пост после Великого поста – это Рождественский пост, также известный на языке нашего православного народа как сорокадневка(σαραντά(η)μερο). Он также включает в себя сорок дней, но в нем нет строгости Великого поста. Начинается 18-15 ноября и заканчивается 6-24 декабря(по гражданскому Григорианскому календарю это 28 ноября и 6 января) .
Рождественский пост
Праздник Рождения Господа нашего Иисуса Христа по плоти это второй великий Господский праздник христианского календаря. До середины IV века Церковь Востока праздновала Рождество и Крещение Христа под именем Богоявления в один и тот же день, 6 января. Рождество как отдельный праздник, отмечаемый 25 декабря, был введен на Восток с Запада примерно в конце IV века.
Святитель Иоанн Златоуст, впервые говорящий о празднике Рождества Христова, называет его «митрополией всех праздников» (μητρόπολιν πασῶν τῶν ἑορτῶν)[1] и сообщает нам в 386 г., что «Хотя нет еще и десяти лет, как этот праздник стал известен и знаком нам».[2] Кроме того, святитель Иоанн Златоуст указывает на то, что сам праздник пришел на Восток из Рима, где он бережно хранился как "древняя апостольская традиция", принесенная туда святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом
С разделением некогда единого праздника и установлением трех отдельных праздников Рождества 25 декабря, Обрезания 1 числа и Крещения 6 января образовался так называемый Додекаимерон (Δωδεκαήμερον), т.е. праздничный период в двенадцать дней с 25 декабря по 6 января. Так как-то сохранялось древнее единство двух великих праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
Большое значение, с течением времени, в сознании Церкви нового праздника Рождества и почитания его верующими и особенно монахов, стали и условия установления предрождественского поста. На это, безусловно, повлиял четырехдневный пост Великого поста, предшествовавший Пасхе.
Как и праздник, пост, как подготовка к встрече дня рождения Спасителя, впервые появился на Западе, где этот пост назывался Мартиновским постом, потому что он начался с праздника этого святого Западной Церкви. То же повторилось и у нас, где многие называют Рождественский пост святого Филиппа потому, что он начинается, на следующий день после памяти апостола.
Первые исторические свидетельства поста перед Рождеством, которые у нас есть, относятся к 5 веку на Западе и 6 веку на Востоке. Анастасий Синаит, патриарх Константинопольский Никифор Исповедник, преподобный Феодор Студит, а также патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон – это те авторы, которые сообщают об этом посте.
Сначала пост, как оказалось, было недолгим. Феодор Вальсамон, пишущий в 12 веке и, следовательно, информирующий нас о том, что было в его время, ясно называет его «семидневным» (ἐπταήμερον). Но под влиянием Великого поста и он был продлен до сорока дней, не приняв, однако, строгости первого.
Как мы должны поститься? На протяжении сорока дней мы не употребляем мясо, молочные продукты и яйца. Наоборот, нам разрешено вкушать рыбу каждый день - кроме, конечно, среды и пятницы - с начала до 17 декабря. Мы также подаем рыбу во время праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, вне зависимости от того, на какой день он приходится.
С 18 по 24 декабря, накануне праздника, разрешены только вино и елей, за исключением, конечно, промежуточных сред и пятниц, в течение которых мы соблюдаем пост без масла. Также с сухоядением следует поститься в первый день поста, 15 ноября, а также накануне праздника, если, конечно, он не приходится на субботу или воскресенье[1].
[1] Ομιλία εις τον μακάριον Φιλογόνιον 3, PG 48, 752.3, PG 48, 752.
[2] Ομιλία εις την γενέθλιον ημέραν του Σωτήρος,, PG 49, 351.
Источник: Αρχιμ. Συμεών Κούτσα, Η νηστεία της Εκκλησίας, εκδ. ΙΑ΄, Αποστολική Διακονία, Αθήνα, 2006
http://agiosthomas.gr/index.php/symeon-koytsas-nisteia-xristoygennon/
Более точные сведения согласно Типикону Великой Церкви относительно правила поста см /images/st/5310/img_5310_6cce3f1b1ab990de8b46f84f98bfcf74.pdf
῾Η Νηστεία τῶν Χριστουγέννων α) Κανονικὴ Τάξις β) Νηστειοδρόμιον