Христодулос Вассилиадис, богослов – музыковед
Χριστόδουλος Βασιλειάδης, Θεολόγος – Μουσικολόγος
Св. Иоанн Лествичник
Ο άγιος Ιωάννης της Κλίμακος [1ο Μέρος]
[Часть 1]
Наша святая Церковь в четвертое Воскресенье Великого поста празднует память святого Иоанна Лествичника . Цель этого празднования – укрепить тех, которые проходят этот период поста и помочь верующим благополучно и успешно его, этот этап добродетелей, как называют святую Четыредесятницу, завершить по благодати Божией. [1].
Основная память святого Иоанна Синайского празднуется 30 марта. Его родина нам неизвестна. Общепризнано, что прп. Иоанн Лествичник жил в конце VI века по Р. Х. и в начале 7 в. По Р.Х.. (579 г. н.э. - 649 г. н.э.) [2].
Его семья была богатой, и его родители дали ему возможность получить высшее энциклическое образование [3]. Мы знаем, что у него был брат, которого звали Георгий.
В возрасте 16 лет он возлюбил всем сердцем монашеское жительство и находился под духовным руководством аввы Мартирия. Когда скончался его Старец, он удалился в область Фола, в уединенную пещеру. Он там жил аскетической подвижнической жизнью в течение сорока лет. Однажды его ученик уснул в районе святых Бессребренников под камнем, который должен был упасть на него и убить его. Тогда Святой Иоанн Духом Святым узнал об этом, хотя он находился в своей каливе. Он явился своему ученику, который уснул и разбудил его, и спас его от неминуемой смерти.
В преклонном возрасте он стал игуменом Синайского монастыря, но позже вернулся к своему любимому безмолвию-исихии. Он скончался 30 марта (по Юлианскому календарю)в 649г, в возрасте 70 лет.
Преподобный Иоанн Синаит известен благодаря тому, что он написал известную книгу, которая называется Лествица (Райская Лествица - η Κλίμαξ του Παραδείσου). Идей о написании лествицы прп. Иоанн был вдохновлен видением Иакова, в то время как число ступеней определялось возрастом Христа, когда Он начал свое дело [4]. В этом творении автор систематически представляет в тридцати главах богословские мысли и опыт, который он пережил и приобрел в монашеской жизни. Цель Лествицы - это духовное возрастание в Господе нас самих и достижение нашего богоподобия по совершенному образцу, которым является Господь. Св. Иоанн показывает, как посредством лествицы добродетелей можно достичь совершенства [5]. Прп. Иоанн Синаит, в чем мы убеждаемся благодаря изучению Лествицы, проявил интерес к трудам предшествующих ему аскетических писателей , таких как Нил Подвижник, Евагрий Понтийский, Исидор и др [6].
«Небесная Лествица» - это книга, которую любили и читали как монахи, так и христиане, которые жили в миру. Доказательством этого является количество рукописей, украшенных прекрасными миниатюрами [7].
Когда вы внимательно читаете Лествицу, то вы замечаете, что многие из весьма достойных выводов ее по психологии, глубина ее была прекрасно известна святым Отцам пустыни.
Этот «шедевр восточного аскетизма», то есть Лествица, содержит некоторые элементы так называемой экзистенциальной философии или философии личности, появившейся в начале 20-го века и существующей по сей день. Однако эти антропоцентрические системы далеки от превосходных мыслей достигшего обожения прп. Иоанна Лествичника. Кроме того, Лествица по-прежнему имеет большое значение с точки зрения педагогики [9].
Сноски
1. См. Также стихиру в сырную неделю ««Το στάδιον των αρετών ηνέωκται, οι βουλόμενοι αθλήσαι εισέλθετε, αναζωσάμεοι το καλόν της νηστείας αγώνα· οι γαρ νομίμως αθλούντες, δικαίως στεφανούνται· και αναλαβόντες την πανοπλίαν του Σταυρού, τω εχθρώ αντιμαχησώμεθα, ως τείχος άρρηκτον κατέχοντες την Πίστιν, και ως θώρακα την προσευχήν, και περικεφαλαίαν την ελεημοσύνην· αντί μαχαίρας την νηστείαν, ήτις εκτέμνει από καρδίας πάσαν κακίαν. Ο ποιών ταύτα, τον αληθινόν κομίζεται στέφανον, παρά του Παμβασιλέως Χριστού εν τη ημέρα της Κρίσεως».
2.Βλ. Ιωάννου του Σιναΐτου, άπαντα τα έργα, 16, Κλίμαξ, κείμενο – μετάφραση – σχόλια: Ελευθέριος Μερετάκης, εκδ. «Το Βυζάντιον», Πατερικαί εκδόσεις Γρηγόριος ο Παλαμάς, Θεσσαλονίκη 1996, σσ. 5-6. Ο Δημήτριος Τσάμης αναφέρει ότι ο άγιος Ιωάννης γεννήθηκε το 525 και κοιμήθηκε το 595 μ.Χ. Βλ. Δημητρίου Γ. Τσάμη, Εκκλησιαστική γραμματολογία, εκδ. Π. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 2001, σ. 202. Ο καθηγητής Δημήτριος Μπαλάνος αναφέρει ότι ο άγιος Ιωάννης κοιμήθηκε περί το 615 μ.Χ. Βλ. Δημητρίου Σ. Μπαλάνου, Οι πατέρες και συγγραφείς της αρχαίας Εκκλησίας, εν Αθήναις 21961, σ. 63. Υπάρχει και η άποψη ότι ο άγιος Ιωάννης πέθανε στα μέσα του ενάτου αιώνα. Βλ. Γεωργίου Φλορόφσκυ, Οι βυζαντινοί ασκητικοί και πνευματικοί πατέρες (μτφρ. Παναγιώτου Πάλλη), εκδ. Π. Πουρναράς, Θεσσαλονίκη 1992, σ. 397.
3 прп. Иоанн Лествичник был образованным и «схоластиком», то есть он обладал глубоким логическим и философским образованием. Это мы видим исходя из изложения и формулирования его мыслей, а также из его замечаний. Βλ. Νικηφόρου Καλλίστου Ξανθοπούλου, Εξήγησις σύντομος εις την Κλίμακα του Ιωάννου, εκδ. Ιεράς Μητροπόλεως Νικοπόλεως, Πρέβεζα 2002, σ. 17.
- Βλ. Τσάμη, οπ.π., σ. 202.
- Βλ. Μπαλάνου, οπ.π., σ. 63.
- Βλ. Νικηφόρου Καλλίστου Ξανθοπούλου, Εξήγησις σύντομος εις την Κλίμακα του Ιωάννου, εκδ. Ιεράς Μητροπόλεως Νικοπόλεως, Πρέβεζα 2002, σ. 17.
- Βλ. Φλορόφσκυ, οπ.π., σ. 398.
- Βλ. Ιωάννου Σιναΐτου, Κλίμαξ, εκδ. Ιεράς Μονής Παρακλήτου, Ωρωπός Αττικής 81999, σ. 7.
- Βλ. όπ.π. «Λόγος έτερος εις τον Ποιμένα», σσ. 381-408.
http://www.pemptousia.gr/2014/04/o-agios-ioannis-tis-klimakos-1o-meros/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2018г.