Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Св. Мефодий Патарский
(Олимпийский)

[Methodius of Olympus]


«Св. Мефодий уже при жизни был авторитетнейшим богословом. В последующие века его многократно цитировали не только единомышленники, но и противники… Судьба духовного наследства св. Мефодия в последующих веках весьма своеобразна; в течение ряда столетий с его именем связывались сочинения, вовсе ему не принадлежащие. В то же время подлинные его творения или постепенно отодвигались на второй план, или пребывали в неизвестности»
архиеп. Михаил (Чуб)


 Исследователи и патрологи отмечали, что свт. Мефодий не упоминается  у такового видного церковного история как Евсевий Кесарийский по причине того, что свт. Мефодий первым резко выступил протии учения Оригена, вернее его заблуждений: совечности материи Богу, предсуществовании душ и т.д. Поэтому самое раннее упоминание в сохранившихся письменных источниках по истории древней Церкви о свт. Мефодии мы лишь находим у бл. Иеронима Стридонского в его знаменитом труде «De viris illustribus, chapter 83»

 

 


Иероним Стридонский.
О знаменитых мужах
.
Глава 83. МЕФОДИЙ
 
Мефодий, епископ Олимпа в Ликии, а затем Тира, логичным изысканным стилем написал книги против Порфирия, а также «Пир десяти дев», превосходную работу «О воскресении», «Против Оригена», «О прорицаниях», «О свободе воли» и снова «Против Оригена». Он написал комментарии к книге Бытия и к Песни Песней и множество других книг, известных широкому кругу читателей. В конце последнего гонения или, как утверждают другие, в годы правления Деция и Валериана он получил венец мученичества в Халкиде, в Греции.

 Тропарь Мефодию, еп. Патарскому
Кровь твоя, мудре, тайно вопиет от земли, / якоже Авелева к Богу, / Богомудре святителю Мефодие, / ясно проповедавый Божие вочеловечение. / Темже и посрамил еси Оригенову лесть, / и преставился еси в Небесный чертог./ Моли Христа Бога,/ да спасет души наша

 


Синаксарь
Святой Мефодий жил в конце 3 начале 4 столетия после Рождества Христова. Редкостная добродетельность и необычайная образованность которыми он отличался, стали причиной его возведения на епископскую кафедру города Патары. Как епископ, стремится выполнять свои обязанности безупречно. Его исполненные света слова, сопровождавшиеся примером святой его жизни, приводили души людей в его паству. Он был неусыпный страж православного учения и посвящает всю свою жизнь "хранению догматов определенных апостолами". То есть ему необходимо было сохранить решения и определения, которые были определены как единственно верное самими Апостолами. Вот почему после он и начал вести систематическую и успешную борьбу  за обуздания в его епархии сторонников ошибочных учений Оригена. Тем не менее, те немногие, кто остался, чтобы отомстить свт. Мефодию добились того, чтобы поставить близ свт. Мефодия своего слугу. И в один прекрасный день, когда епископ заболел, тот убил его ножом. Но в то время когда убийцы заносил над ним свой нож, свт. Мефодий как тот говорил: «так убивают оригенисты». Затем он спокойно улыбнулся и с благодарностью подставил свою голову, предавая свой дух ко Господу. Она была радость, потому что он стал жертвой своей обязанности сохранять правильную веру Церкви. Но С. Ефстрадиадис в своей Агиологии, имеет другое мнение о биографии этого святого и представляет ее в следующем варианте: «Он жил в конце 3  и в начале 4 столетия, согласно Иерониму (De Nirill 83. ) и историку Sokratin (Еккл. Hist. 6.13), и был не епископ Патары, но Олимпа в Ликии, а затем в Тире (Финикия), а согласно другому мнению, епископом Филипп в Македонии. Заблуждение это, что он называется Патарским произошло из-за того, что диалоги о воскресении происходят в Патарах. Мефодий был выдающимся архиереем и философом-платоником, резкий противник  оригенистов и признанный поэт, как это становится видно из его творения "Диалог десяти дев или о целомудрии". Во времена гонений Диоклетиана пострадал мученической смертью в Халкида (Сирия).

Ὁ Ἅγιος Μεθόδιος ὁ Ἱερομάρτυρας ἐπίσκοπος Πατάρων
Ὁ Ἅγιος Μεθόδιος ἔζησε κατὰ τὸν 3ο αἰῶνα μετὰ Χριστόν. Ἡ σπάνια ἀρετή του καὶ ἡ μεγάλη μόρφωση ποὺ τὸν διέκρινε τὸν ἀνέβασαν στὸν ἐπισκοπικὸ θρόνο τῶν Πατάρων. Σὰν ἐπίσκοπος, ἐπεδίωκε νὰ ἐπιτελεῖ τέλεια τὰ καθήκοντά του. Ὁ φωτιστικὸς λόγος του, σὲ συνδυασμὸ μὲ τὸ ἅγιο παράδειγμά του, ἔτρεφε τὶς ψυχὲς τῶν ἀνθρώπων τοῦ ποιμνίου του. Ἦταν ἀκοίμητος φρουρὸς τοῦ ὀρθοδόξου δόγματος καὶ ἀποφασισμένος σὲ ὅλη του τὴν ζωὴ «φυλάσσειν τὰ δόγματα τὰ κεκριμένα ὑπὸ τῶν ἀποστόλων». Νὰ φυλάττει, δηλαδή, τὶς ἀποφάσεις, ποὺ εἶχαν ὁριστικὰ κριθεῖ σὰν μόνες ὀρθὲς ἀπὸ τοὺς Ἀποστόλους. Γι᾿ αὐτὸ καὶ πέτυχε μετὰ ἀπὸ συστηματικὸ ἀγῶνα νὰ περιορίσει σημαντικὰ στὴν ἐπαρχία του τοὺς ὀπαδοὺς τῶν λανθασμένων δοξασιῶν τοῦ Ὠριγένη. Ὅμως, αὐτοὶ οἱ λίγοι ποὺ ἔμειναν, γιὰ νὰ ἐκδικηθοῦν, κατάφεραν νὰ βάλουν δικό τους ὑπηρέτη κοντὰ στὸ Μεθόδιο. Καὶ κάποια μέρα ποὺ ὁ ἐπίσκοπος ἀῤῥώστησε, τὸν σκότωσε μὲ μαχαίρι. Ἀλλὰ ἐνῷ τὸν μαχαίρωνε, ὁ Μεθόδιος ἄκουσε τὸ δολοφόνο νὰ λέει: «ἔτσι σκοτώνουν οἱ Ὠριγενιστές». Τότε μειδίασε ἐλαφρὰ καὶ ἔγειρε τὸ κεφάλι του εὐχαριστημένος, παραδίδοντας τὸ πνεῦμα του στὸν Κύριο. Ἦταν ἡ χαρά, διότι ἔπεφτε θῦμα τοῦ καθήκοντός του νὰ διαφυλάττει τὰ ὀρθὰ δόγματα τῆς Ἐκκλησίας. Ὁ Σ. Εὐστρατιάδης ὅμως, στὸ Ἁγιολόγιό του, ἔχει ἄλλη γνώμη περὶ τῶν βιογραφικῶν στοιχείων τοῦ Ἁγίου αὐτοῦ καὶ τὴν παραθέτουμε ὡς ἔχει: «Ἤκμασε περὶ τὰ τέλη τοῦ γ´ καὶ τὰς ἀρχὰς τοῦ δ´ αἰῶνος· κατὰ τὸν Ἱερώνυμον (De Νirill. 83) καὶ τὸν ἱστορικὸν Σωκράτην (Ἐκκλ. Ἱστ. 6,13) ἦν οὐχὶ Πατάρων ἐπίσκοπος, ἀλλὰ Ὀλύμπου τοῦ ἐν Λυκίᾳ καὶ εἶτα ἐπίσκοπος Τύρου (τῆς Φοινίκης), κατ᾿ ἄλλην δὲ γνώμην, ἐπίσκοπος Φιλίππων τῆς Μακεδονίας. Ἡ τοιαύτη πλάνη, τοῦ νὰ λέγεται Πατάρων ἐπίσκοπος, προῆλθεν ἐκ τοῦ ὅτι ὁ περὶ ἀναστάσεως διάλογος αὐτοῦ ἐκτυλίσσεται εἰς τὰ Πάταρα. Ὁ Μεθόδιος ἦν διαπρεπὴς ἀρχιερεὺς καὶ πλατωνικὸς φιλόσοφος, ἀντίπαλος σφοδρὸς τῶν Ὠριγενιστῶν καὶ ποιητὴς δόκιμος, ὡς φαίνεται ἐκ τοῦ περισωθέντος ἔργου αὐτοῦ «Συμπόσιον τῶν δέκα παρθένων ἢ περὶ ἁγνείας». Κατὰ τὸν ἐπὶ Διοκλητιανοῦ διωγμὸν ὑπέστη τὸν μαρτυρικὸν θάνατον ἐν Χαλκίδι (τῆς Συρίας). (http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/agiologion/06/20.htm)

Catholic Encyclopedia (1913)/St. Methodius of Olympus

Bishop and ecclesiastical author, date of birth unknown; died a martyr, probably in 311. Concerning the life of this first scientific opponent of Origen very few reports have been handed down; and even these short accounts present many difficulties. Eusebius has not mentioned him in his "Church History", probably because he opposed various theories of Origen. We are indebted to St. Jerome for the earliest accounts of him (De viris illustribus, lxxxiii). According to him, Methodius was Bishop of Olympus in Lycia and afterwards Bishop of Tyre. But the latter statement is not reliable; no later Greek author knows anything of his being Bishop of Tyre; and according to Eusebius (Hist. Eccl., VIII, xiii), Tyrannio was Bishop of Tyre during the Diocletian persecution and died a martyr; after the persecution Paulinus was elected bishop of the city. Jerome further states that Methodius suffered martyrdom at the end of the last persecution, i.e., under Maximinus Daja (311). Although he then adds, "that some assert", that this may have happened under Decius and Valerian at Chalcis, this statement (ut alii affirmant), adduced even by him as uncertain, is not to be accepted. Various attempts have been made to clear up the error concerning the mention of Tyre as a subsequent bishopric of Methodius; it is possible that he was transported to Tyre during the persecution and died there.
Methodius had a very comprehensive philosophical education, and was an important theologian as well as a prolific and polished author. Chronologically, his works can only be assigned in a general way to the end of the third and the beginning of the fourth century. He became of special importance in the history of theological literature, in that he successfully combated various erroneous views of the great Alexandrian, Origen. He particularly attacked his doctrine that man's body at the resurrection is not the same body as he had in life; also his idea of the world's eternity and the erroneous notions it involved. Nevertheless he recognized the great services of Origen in ecclesiastical theology. Like him, he is strongly influenced by Plato's philosophy, and uses to a great extent the allegorical explanation of Scripture. Of his numerous works only one has come down to us complete in a Greek text, viz., the dialogue on virginity, under the title: "Symposium, or on Virginity" (Συμπόσιον ἢ περὶ ἁγνείας) in P.G., XVIII, 27-220. In the dialogue, composed with reference to Plato's "Banquet", he depicts a festive meal of ten virgins in the garden of Arete (virtue), at which each of the participators extols Christian virginity and its sublime excellence. It concludes with a hymn on Christ as the Bridegroom of the Church. Larger fragments are preserved of several other writings in Greek; we know of other works from old versions in Slavonian, though some are abbreviated.
The following works are in the form of dialogue: (1) "On Free Will" (περὶ τοῦ αὐτεξουσίου), an important treatise attacking the Gnostic view of the origin of evil and in proof of the freedom of the human will; (2) "On the Resurrection" (Ἀγλασφῶν ἢ περὶ τῆς ἀναστάσεως), in which the doctrine that the same body that man has in life will be awakened to incorruptibility at the resurrection is specially put forward in opposition to Origen. While large portions of the original Greek text of both these writings are preserved, we have only Slavonian versions of the four following shorter treatises: (3) "De vita", on life and rational action, which exhorts in particular to contentedness in this life and to the hope of the life to come; (4) "De cibis", on the discrimination of foods (among Jews), and on the young cow, which is mentioned in Leviticus, with allegorical explanation of the Old Testament food-legislation and the red cow (Num., xix); (5) "De lepra", on Leprosy, to Sistelius, a dialogue between Eubulius (Methodius) and Sistelius on the mystic sense of the Old Testament references to lepers (Lev., xiii); (6) "De sanguisuga", on the leech in Proverbs (Prov., xxx, 15 sq.) and on the text, "the heavens show forth the glory of God" (Ps. xviii, 2). Of other writings, no longer extant, Jerome mentions (loc. cit.) a voluminous work against Porphyrius, the Neoplatonist who had published a book against Christianity; a treatise on the "Pythonissa" directed against Origen, commentaries on Genesis and the Canticle of Canticles. By other later authors a work "On the Martyrs", and a dialogue "Xenon" are attributed to Methodius; in the latter he opposes the doctrine of Origen on the eternity of the world. New editions of his works are: P.G., XVIII; Jahn, "S. Methodii opera et S. Methodius platonizans" (Halle, 1865); Bonwetsch, "Methodius von Olympus: I, Schriften" (Leipzig, 1891).
PANKOW, Methodius, Bischof von Olympus in the Katholik (1887; issued in book form, Mainz, 1888); BONWETSCH, Die Theologie des Methodius von Olympus (Berlin, 1903); FRITSCHEL, Methodius von Olympus und seine Philosophie (Leipzig, 1879); FENDT, S=81nde und Busse in den Schriften des Methodius von Olympus in the Katholik, I (1905), 24 sqq.; ATZBERGER, Geschichte der christl. Eschatologie (Freiburg i. B., 1896), 469 sqq.; HARNACK, Geschichte der altchristl. Literatur, I, 468 sqq.; II, 147 sqq.; BARDENHEWER, Patrology, tr. SHAHAN (Freiburg and St. Louis, 1908), 175-8; KIHN, Patrologie, I (Paderborn, 1904), 341-351.
J.P. KIRSCH (http://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_%281913%29/St._Methodius_of_Olympus)


Деяния:

Сведения о его жизни не сохранились.
Даже о месте его кафедры нет точных данных. Его называли епископом Олимпским в Ликии, Патарским, даже Тирским.
Исследователь его сочинений архиеп. Михаил (Чуб) полагал, что св. Мефодий был епископом в г. Филиппах в Македонии.
 
Кончина

Наиболее вероятной датой его мученической кончины является
312-ый год.
Память — 20 июня.
 
 
Т В О Р Е Н И Я
 
Сохранились
на греческом языке    в древне-славянском переводе
•    «Пир десяти дев»
отрывки из сочинений:
•    «О свободе воли — против валентиниан»
•    «О воскресении (против Оригена)»
•    «О сотворенном (против Оригена)»
•    небольшие отрывки из других сочинений     сборник сочинений св. Мефодия:
•    «Пир десяти дев»
•    весь текст «О свободе воли»
•    большая часть трактата «О воскресении»
•    нек. сочинения считавшиеся утерянными
•    сочинения, признанные подложными
Переводы на русский с этих языков
Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание его творений // Пер. под ред. Е.Ловягина. - СПб, 1877.
То же: 2-е изд. - СПб, 1905.    Некоторые опубликовал архиеп. Михаил (Чуб) в сборнике
«Богословские труды» (№№. 2, 3, 10, 11)
 
 
• • •
Подлинные сочинения св. Мефодия, сохранившиеся на греческом языке
 
«Пир десяти дев или о девстве»

По форме является подражанием известному диалогу Платона («Пир»).
Каждая из десяти дев произносит речь в похвалу девства, рассматривая его с разных сторон. Диалог кончается гимном Спасителю.
Помимо основной темы здесь имеются глубокие высказывания о Церкви, ее тесном единстве со своим Главой — Христом.
 
«О свободе воли — против валентиниан»
(сохранился отрывок на греч.)

В сочинении опровергается гностическое учение о зле, отвергается дуализм гностиков, рассматривается понятие свободы человека.
(См. Богословские труды. № 3, 1964. – С. 187-204).
 
«О воскресении»
(против Оригена)
(сохранился отрывок на греч.)

В сочинении отвергается понимание Оригеном воскресения и даются возражения против умаления Оригеном значения тела:
•    тело не темница души, а часть человека, без которой человек был бы неполным.
•    Смерть тела есть следствие греха, но чрез смерть само тело очищается.
•    Падение произошло не в состоянии чистой духовности, а вместе с телом, поэтому в теле живет грех.
Сочинение заканчивается молитвой.
Известна только в славянском тексте
Употребленные в ней формулировки и выражения характерны для доникейской эпохи.
Отрывок:
«Потому благословляют Тебя (смиренные) люди, ибо Ты послал с неба Помощника для каждой смиренной души — научающее нас истине Слово Твое, Которое, будучи непричастным страданиям, восприняло по Твоей воле это подверженное многим страданиям тело…, чтобы угасить смерть умерщвлением Бессмертного, сделавшись смертию для смерти. Таким образом, ради Твоего милосердия, смертное изменилось в бессмертное и подверженное страданиям в то, что не подвержено страданиям. Ибо решительно никто не воспротивился Твоему повелению. Ты сотворил существующее из несуществующего, и ничто из него не лишено Твоего искусства и украшения. Ибо нет Бога, кроме Тебя, Владыки жизни и смерти, но Ты Господь и Владыка всего»
(См. Богословские труды. № 2, 1961. – С. 152-158).
 
«О сотворенном»
(против Оригена)
(сохранился отрывок на греч.)
Сочинение направлено против оригенистов, утверждавших, что мир не имеет начала и совечен Богу.
 
 
• • •
Творения, сохранившихся только в переводе на славянский
 
«О жизни и разумной деятельности»
Основная мысль трактата — увещание довольствоваться тем, что Бог даровал в земной жизни, терпеливо переносить искушения и ждать непроходящих благ будущего.
Цитаты:
«Человек становится более сильным и крепким телесно посредством многих трудов, получая (при этом) от трудов и от житейских скорбей и более здоровую душу», — читаем в указанном трактате.
«О, человек! — творение Божие, Божий образ, не печалься, (оказываясь) руководимым, не считай тягостным повеление, не смей ослушаться, будучи вразумляем, ведь (Он) вразумляет тебя с любовью. Иных (Он вразумляет), как уже согрешивших, а других — чтобы не согрешили».
«Знай также, человек, если тебе кажется (что ты) чего?нибудь лишаешься, то (это) не вечное, а временное, и было (оно у тебя) для употребления, а не собственностью».
(См. Богословские труды. № 2, 1961. – С. 154-159).
 
«О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники»

Цель — истолковать в христианском смысле иудейские обрядовые предписания.
Цитаты:
«Истинная телица — это плоть Христова, которую Он воспринял для очищения мира; рыжей (= красной) она называется ради страданий, не имеющей порока — ради невинности, не носящей ярма — как чистая от всякого греха, не приученной к упряжи — как бесстрастная. Она закалывается вне стана, вне Иерусалима, на чистом месте, без смешения с чем бы то ни было. Ее кровью освящается Церковь. Ее пеплом очищаются люди, а Ее смертью все язычники (т.е. страны) искуплены от смерти».
«Нынешние люди больше любят клевету и мерзость, обвинения и обманы (по отношению) к благодетелям, охотнее слушая о ближних худое, нежели доброе»
 
«О проказе»

Цель — истолковать в христианском смысле иудейские обрядовые предписания.
Цитаты:
«Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы — самые немощные — имели поддержку в сильнейших».
«О горе! Чем превосходим других людей мы, получившие предписание иметь праведность, превосходящую (праведность) книжников и фарисеев… Ведь если и океан потечет серебром и вся земля золотом, то мы не насытимся».
«Склонившись к земле, как животные, мы не можем воззреть на Отца всех и Творца».
См. Богословские труды. №. 2, 1961. – С. 160-183
 
• • •
Сочинения, дошедших до нас только в кратких отрывках
(«Краткие отрывки из разных сочинений св. Мефодия» см.:
Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание его творений // Пер. под ред. Е.Ловягина. — СПб, 1877. С. 252–259).
 
«Против Порфирия»

По свидетельству бл. Иеронима, состояло из нескольких книг.
Порфирий — ученый, современник св. Мефодия, написал 15 книг против христианства.
 
«О мучениках».
Поддержка страдающим за веру.
 
 
• • •
Творения, приписываемые св. Мефодию
(?)
(включенны в число творений св. Мефодия в переводе Е. Ловягина)
 
«Слово в неделю Ваий»

«Слово в день Сретения Господня»
 
Мефодию Патарскому приписывают «Слово о царствии язык в последния времена и сказание от перваго человека до скончания» или, сокращенно, «Откровение».
«Откровение» было хорошо известно на Руси (начиная с Нестора-летописца).
Свидетельства:

Церковный писатель VII века (ум. ок. 624 г.) Леонтий Византийский, исчисляя знаменитых учителей и Отцов Церкви, живших до Императора Константина Великого:
«Игнатий Богоносец, Ириней, Иустин Философ и мученик, Климент и Ипполит Римские, Дионисий Ареопагит, Мефодий, епископ Патарский, Григорий Чудотворец, Петр Александрийский, епископ и мученик» ... «всех их принимают и бывшие после них ереси»
(Леонт. Визант. De sectis. Act. III. § 1)
Андрей, епископ Кесарийский (IV век), Иоанн, епископ Фессалоникийский (VII век) и патриарх Фотий (ум. 886 г.) называют его великим…
Св. Епифаний Кипрский (ум. ок. 403 г.) представляет св. Мефодия Патарского «мужем ученым и крепко подвизавшимся за истину» и называет его: «наш прекраснейший старец и блаженный муж Мефодий» (Haeres. 64, С. 63)
Св. Анастасий Синаит (ум. ок. 599 г.) называет св. Мефодия «богатым мудростию» (Hexaemer. L. II. Р. 920 Bibl. patr. T. IX.).
В греческом синаксаре говорится: «Этот поистине божественный священник Божий и мученик оставил нам творения, исполненные всякого ведения и пользы».
Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 83.
 



Подписка на новости

Последние обновления

События