Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ПРАВОСЛАВНЫЙ ОТВЕТ НА ЗАЯВЛЕНИЕ СОБРАНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ – ШАМБЕЗИ, ЯНВАРЬ 2016 ГОДА

 

OΡΘΟΔΟΞΗ ΑΠΑΝΤΗΣΗ ΠΕΡΙ ΤΗΝ ΑΝΑΚΟΙΝΩΣΗ ΤΗΣ ΔΙΑΣΚΕΨΕΩΣ ΤΩΝ ΠΡΟΚΑΘΗΜΕΝΩΝ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ – ΣΑΜΠΕΖΥ, ΙΑΝΟΥΑΡΙΟΣ 2016

 

ρχιμ. Κυρίλλου Κωστοπούλου

εροκήρυκος . Μ. Πατρν, Δρος Θεολογίας

 

Архимандрит Кирилл Костопулос

Проповедник Священной Митрополии Патрской, доктор богословия

В связи с провозглашением решений Собрания Предстоятелей Поместных Православных  Церквей в Шамбези (Женева, 21-28 января 2016 года), а также в связи с созывом так называемого Святого и Великого Собора в июне текущего года на Крите, как канонист, я хотел бы в особенности затронуть вопросы, касающиеся отношений Православной Церкви как Единой (Одной) Церкви с еретическими группировками, отсеченных от ее тела.

В большинстве пунктов вышеуказанного текста подчеркивается ответственность Православной Церкви за единство христиан и особенно христианских «церквей и конфессий». На это мы отвечаем следующее:

Церковь Христова едина (одна), поскольку Тело Христово - одно. «Христос разделился на части?» (1-е Коринфянам 1.13) Профессор и епископ Никодим Милаш пишет об этом: «Поскольку существует одна глава Церкви, то есть Иисус Христос, соответственно Церковь, его тело, является единой, одной» (Εκκλησιαστικόν Δίκαιον, σ. 294Церковное право, стр. 294)

Все другие конструкции, которые называют себя «Церквами», являются группировками, отсеченными от тела ЕДИНОЙ (ОДНОЙ), СВЯТОЙ, КАФОЛИЧЕСКОЙ (СОБОРНОЙ) И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ. Тот же, кто называет любую из этих конструкций «Церковь», автоматически помещается в пространство ереси.

95-й канон Пято-Шестого Вселенского Собора увещевает: «Присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю [...] когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь... (Σύνταγμα Θείων και Ιερών Κανόνων, τ. 2, σ. 529-530. Βλ. και 2ο κανόνα Β´ Οικουμ. Συνόδου, όπ. π. σ. 187Синтагма Божественных и Священных Канонов, т. 2, стр. 529-530. см. и 2-й канон Второго Вселенского Собора, там же, стр. 187).

Невозможно, чтобы кто-то удалял или добавлял к тому, к чему увещевает Церковь через Вселенские Соборы и Соборы Поместных Церквей, что получило силу вселенского авторитета со 2-м каноном Пято-Шестого Вселенского Собора, и при этом оставался «Церковью».

Кроме того, об этом заявили и участвовавшие в 7-м Вселенском Соборе Святые Отцы: «Со всякою точностью и тщательным рассмотрением, следуя истине, мы ничего не опускаем, ничего не добавляем, а всегда неустанно  сохраняем Предание Соборной Церкви; и во всем последуя Святым Вселенским шести Соборам [...] следуя богодухновенному учению святых отцов наших и преданию соборной Церкви, ибо знаем мы, что оно от Духа Святого, в ней пребывающего» (Mansi 13, 376).

Таким образом, Православная Церковь, как владеющая истиной, стремится не к отысканию «общих (с еретиками) элементов христианской веры», а к принятию ими всей Ангельской и Святоотеческой Истины. Апостол наций Павел в своем послании к Титу, при упоминании еретиков, увещевал: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». (Тит 3, 10.). И это потому, что, по словам Феодорита Кирского, это бесполезно – «бессмысленная боль» (PG 82, 869) - вести переговоры с уже извращенными ересью умами. Поэтому и святой Кирилл Александрийский говорит: «и, введши их в разнообразные пороки, сделал сеть своего лукавства неизбежною и нерасторжимою». (PG 70, 784).

Православная Церковь, по словам отца Георгия Флоровского, не является ни музеем мертвых накоплений, ни исследовательским обществом. Точно так же и Православная вера не является реликтом прошлого, а является «мечом Духа» ( Ефес. 6, 17. См. Γ. Φλωρόφσκυ, Αγ. Γραφή, Εκκλησία, Παράδοση, Θεσ/νίκη 1976, σ. 43 Г. Флоровский, Священное Писание, Церковь, Предание. Салоники, 1976, стр. 43).

Очевидно, что Православная Церковь намеревается бороться не за единство, а за возвращение в ее лоно отсеченных от нее еретиков и за их присоединение к ней. Это также доказывает и онтологическая любовь Православной Церкви к инославным. И это потому, что любовь, дабы по-настоящему быть любовью, должна находиться внутри истины, исключая любой дух себялюбия и мирского. Вне истины не может быть настоящей любви. Настоящая любовь не покидает еретика в его заблуждении, а вытаскивает его из пропасти погибели, протянув руку истины. Святой Ефрем Сирин определяет вышесказанное с точностью: «Если будем скрывать истину и подавать советы, угодные сластолюбию, не будет в нас ни малого различия с лжепророками, которые вводили в обман народ, говоря каждому, что ему приятно. Божии же пророки проповедовали истину, зато их ненавидели и умерщвляли» (Εις το πρόσεχε σεαυτώ, τ. 2, σ. 158 «На словавнемли себе», т. 2, стр. 158).

В другом абзаце текста Заявлния Предстоятелей Поместных Православных Церквей говорится о том, что целью предстоящего Собора является восстановление церковного общения. Термин «восстановление» предполагает переформулировку решений предыдущих Вселенских Соборов. Но 2-й канон Пято-Шестого Вселенского Собора подчеркивает: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия» (Ράλλη – Ποτλῆ, Σύνταγμα, τ. 2, σσ. 309-310.). Таким образом, вся борьба нашей Православной Церкви должна быть направлена на возвращение еретиков к святоотеческой истине и их присоединение к Телу Церкви.

Наконец, часто используемое в качестве аргумента в пользу экуменического сосуществования выражение «да будут все едино» (Ин. 17, 21) относится не к отсеченным еретикам, а к самим Православным Христианам и кающимся еретикам и иноверцам, которые через проповедь Апостолов и их преемников будут присоединяться к Матери-Церкви.

Святой Иустин Попович полностью согласен с Православной экклезиологической точкой зрения, заключающейся в том, что Тело единой Церкви не может быть разделено, и мы можем говорить лишь о возвращении отсеченных от него, а не о соединении его  отдельных частей. Он говорит, что «Церковь одна и единственная, потому что она - Тело одного и единственного Христа. Разделение Церкви онтологически по существу невозможно, поэтому никогда и не было разделения Церкви, а было лишь отделение от Церкви [...] От единственной неделимой Церкви Христовой в разное время отделялись и отпадали еретики и раскольники и тем самым переставали быть членами Церкви и сотелесниками ее Богочеловеческого тела. [...]. Таковыми являются католики, протестанты, униаты и весь остальной еретическо-раскольничий легион» (Православная Церковь и экуменизм, Салоники, 1974, стр. 82).

Точно таким же образом Вселенский – но не «Всеправославный» -  Собор должен рассмотреть вопросы, касающиеся сути веры и церковного учения, без внедрения инноваций. Его решения должны соответствовать сформированной действием Святого Духа кафолической вере Православной Церкви. Святые Отцы, участники Константинопольского Собора 879-880 годов, смело провозгласили, что любое вмешательство в решения предыдущих боговдохновенных Вселенских Соборов является ересью и оскорблением: «ничего не убавляя и не прибавляя к нему, и не изменяя и не повреждая его. Любое же убавление и прибавление является злыми уловками ереси, осуждением неосуждаемых и непростительно оскорбляет отцов. Осуждение же поощряет отмену условий отцов гораздо более предыдущего» (Μansi 17, 17, 373). В противном случае созываемый Собор провозглашается «хищным» Собором.

Православная Церковь является Одной (Единой), Святой, Кафолической (Соборной) и Апостольской Церковью. Является «образом Святой Троицы», по словам Лосского. Святые Отцы не перестают повторять, а священные каноны подтверждать это. Посему мы должны быть членами этого Тела Христова, нашей Святой Православной Церкви, чтобы наслаждаться этим единством посредством благодати Святого Духа и спастись. Так будет выполняться заповедь Иисуса: «да будут все едино». Святой Григорий отмечает: «Связующим звеном единства сего [...] является Святой Дух [...] И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Gregorii Nysseni opera, vol. 6”Григорий Нисский. На Песнь Песней, том 6-й, H.Langerbeck, Brill, Leiden, 1960, т. 6, стр. 467).

Другие вопросы, которые рассматривались Предсоборными Совещаниями, как, например, о таинстве брака или о посте, на наш взгляд, были разрешены предыдущими Вселенскими Соборами и Соборами Поместных Церквей, чьи решения получили силу вселенского авторитета.

Чрезвычайно важно в настоящий момент, чтобы Вселенский Патриарх и его окружение осознали свою великую ответственность перед Богом и членами Православной Церкви за то, чтобы Собор не стал разбойничьим и не вызвал раскол в нашей Православной Церкви.

 

©перевод выполнен интернет-содружеством Православный Апологет 2016

 

http://thriskeftika.blogspot.ru/2016/04/blog-post_77.html



Подписка на новости

Последние обновления

События