Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ИЗ РЕЧИ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ СОБРАНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ШАМБЕЗИ

Во время открытия Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези со специальным всупительным словом выступил Вселенский Патриарх Варфоломей (ΕΙΣΗΓΗΣΙΣ ΤΗΣ Α. Θ. ΠΑΝΑΓΙΟΤΗΤΟΣ, ΤΟΥ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΟΥ ΠΑΤΡΙΑΡΧΟΥ κ. κ. ΒΑΡΘΟΛΟΜΑΙΟΥ, ΠΡΟΣ ΤΗΝ ΣΥΝΑΞΙΝ TΩΝ ΠΡΟΚΑΘΗΜΕΝΩΝ ΤΩΝ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΕΚΚΛΗΣΙΩΝ (Γενεύη, 22 ανουαρίου 2016))  в котором дал обстоятельный обзор подготовки к проведению Святого и Великого Собора. Как известно недавно было принято решение под давление Вселенского патриарха Варфоломея о проведении Собора на о. Крит, а не в Константинополе.  (Στην Κρήτη η Αγία και Μεγάλη Σύνοδος της Ορθοδόξου Εκκλησίας http://thriskeftika.blogspot.ru/2016/01/blog-post_94.html)На это решение в первую очередь повлияло осложнение дипломатических отношений между Россией и Турцией, что отразилось и на отношении и к Русской Церкви и, не исключено, на Константинопольской Церкви, которая в Турции находятся в весьма непростом положении. Мы не станем приводить полный текст доклада патриарха Варфоломея, хотя он имеет большое значение, поскольку в нем отражены главные направляющие в подготовке и проведении Святого и Великого Собора. Мы остановимся на некоторых, на наиболее ключевых, на наш взгляд, положениях из речи Вселенского патриарха. Некоторые из них наглядно свидетельствуют о том, что Его Святешейство Вселенский Патриарх с одной  стороны - резко критикует «часть верующих», которые подвергают вполне оправданной критике созыв этого Собора, игнорируя любые здравые замечания и проявления недовольства, а, с другой стороны – доказывают с какой неистовостью и напористостью проводится идея поспешного созыва и проведения Собора, которому, кроме всего прочего, придается характер абсолютного авторитета для всей полноты Православной Церкви. Одиозно звучат слова патриарха Варфоломея о том, что Собор необходимо рассматривать исключительно и только как богоугодное деяние, совершаемое по действию Святого Духа. Однако исторические предпосылки и обстоятельства созыва Всеправославного Собора, а также преследуемые цели, которые направлены исключительно на реформацию Церкви. ее секуляризацию и ослабление, говорят о другом - о небогоугодности Собора.

 

А) вопрос  о приглашении на Святой и Великий Собор наблюдателей

Данный вопрос касается  о принятии  нашим нынешним Собранием-Синаксисом решении  двоякого характера, то есть о приглашении наблюдателей как духовенства, монахов и мирян из Православной Церкви, так и иных христианских Церквей и конфессий, в особенности это касается тех, с которыми мы находимся в богословском диалоге. Согласно нашему мнению, эти обе категории должны быть призваны на Соборе в качестве присутствующих во время его работы. Конечно же, без права на слово или голосование, свидетельствуя о том, что Свято и Великий Собор проявляет непосредственный и живой интерес как православным мирянам, духовенству и монахам, так и к иному христианскому миру. Необходимо отметить, что во время работы  II Ватиканского собора наша Церковь приняла решение послать наблюдателей и их послала

Б) Вопрос об авторитетности Собора также будет занимать  нас собравшихся на нынешнее Собрание. Святой и Великий Собор должен быть проведен в то время, когда многие институты главным образом переживают кризис авторитетности, подвергаясь расшатыванию современными людьми, эта тенденция, к сожалению, оказала влияние и на Церковь. Соборные решения, к которым со стороны духовенства и народа должно проявлять уважение как к голосу Божиюизволися Духу Святому и нам» Деян. 15, 28), сегодня подвергаются сомнению частью верующих, прежде нежели еще приняты решения и заявления. Известно, что принятое решение о созыве Святого и Великого Собора оспариваются некоторыми «борцами Православия», называется ими прежде  еще его созыва «разбойничьим». Каким же каноническим авторитетом будут обладать решения Святого и Великого Собора и каковы будут канонические последствия вследствие проявления непослушания им? Считаем, что это следует обсудить нами во избежание смущения в народе Божием и иных неприятных последствий в церковном теле…

Г) Второй вопрос  возник во время недавней заседания Специальной Комиссии, которая проходила в Афинах по вопросу о составления плана работы Собора. Во время этой встречи со стороны некоторых представителей настойчиво предлагался вопрос на обсуждение  как смотреть с точки зрения каноничности собора, если произойдет такой случай, когда одна Церковь по како-либо причине удалится от работы Собора, и тогда Председательствующий на Соборе должен обеспечить присутствие это делегации, поскольку в ином случае Собор не сможет продолжить свою работу  по причине отсутствия единогласия. По сути в таком случае мы приходим, если мы станем рассматривать единогласие как нечто что применимо не только к настоящему, но и к несуществующему.

Мы хотим прямо заявить, что касается нашей Святейшей Церкви и нас лично, то мы не можем понимать и воспринимать работу Собора, который будет проводиться под неким домокловым мечом роспуска. Если одна  или многие Церкви примут решение удалиться от него. Такого рода Собор, который ведет свою работу при угрозе роспуска, предпочтительно не проводить вообще.

Традиция Церкви знает о применении принципа соборности достаточно многое, когда некоторые например Соборы, и даже Вселенские, на которых не присутствовали во время работы Собора некоторые Церкви, однако некоторые невольно, а некоторые добровольно, однако это никак не повлияло на дальнейшую работу Соборов. Решения многих Соборов признавались впоследствии и не участвовавшими на них. Зависимость единогласия от физического присутствия на Соборе, насколько нам известно, не имело исторического прецедента

© Перевод выполнен «Православным Апологетом» 2016г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События