Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


ΚΑΡΥΑΙ ΤΗι 17/30.12. 2006

 

ΑΡΙΘ. ΠΡΩΤ. Φ.2/7/2311

 

 

ΑΝΑΚΟΙΝΩΣΙΣ

ΙΕΡΑΣ ΚΟΙΝΟΤΗΤΟΣ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ ΑΘΩ

(διὰ τὸν ἡμερήσιον τύπον καὶ τὰ Μ.Μ.Ε.)

 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

СВЯЩЕННОГО КИНОТА СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН

в связи с визитом папы Римского Бенедикта XVI в Константинополь 3.10.2006г. и визитом Блаженнейшего Архиепископа Афинского Христодулоса в Ватикан 14.12. 2006

(для ежедневной прессы и СМИ)

 

Как монахи-святогорцы мы воздаем подобающее уважение Вселенской патриархии и с благоговением относимся к Святейшему Вселенскому нашему патриарху господину Варфоломею. Мы рады тому, с каким боголюбивым настроением он несет большие труды во благо Церкви. Мы также чтим Святейшую Элладскую Церковь и с благоговением относимся к ее Предстоятелю Блаженнейшему Архиепископу.

Однако недавний визит папы Бенедикта XVI во Вселенскую Патриархию и затем визит Блаженнейшего Архиепископа Афинского г-на Христодулоса в Ватикан у нас вызвали глубочайшую скорбь. Возможно, эти визиты и принесли некую пользу мирского характера, однако во время этих встреч были проведены мероприятия, которые не согласны с установлениями Православной экклесиологии. Прием папы проводился так, словно он является законно-каноническим епископом Рима. Кроме того, его присутствие за Божественной литургией в омофоре, чтение вслух молитвы «Отче наш», литургическое целование с Патриархом; все эти действия которые выходят за рамки простых совместных молитв, которые запрещены священными канонами. И все это происходит в то время, когда сам папа не отказался от своих еретических учений и своей политики.

Пользуясь возможностью, мы полностью опровергаем информацию, которая была широко распространена через печать и СМИ, что во время приема Папы в Фанаре были спеты тропари, которые петь не дозволяется, составленные неким святогорцем или же святогорским монахом.

Также поездка Блаженнейшего Архиепископа Афинского к Папе ради совместной с папой защиты христианских корней Европы, одновременно может показаться безболезненным явлением и даже положительным, поскольку в основу положено стремление к созиданию мирных человеческих отношений. Однако параллельно возникает вполне естественная проблема. Западная Европа несет ответственность за введение целого ряда антихристианских законов, которые являются следствием богословских отклонений Рима от Православия. Очень важно, чтобы Православие не набирало чужих грехов и, более того, оно не должно производить на дехристианизированных западноевропейцев, которые сопротивляются искажениям западного христианства, впечатление, что Восточное Православие является тем же самым, что и Западная церковь. Этим самым Православная Церковь сделает невозможным свидетельствовать о себе как о единственной истинной вере во Христа и надежде народов Европы.

Ватикан в своей линии не ориентирован на то, чтобы отвергнуть свои еретические учения, но стремиться к их перетолковыванию, то есть к их сокрытию. Римо-католическая экклезиология «церквей-сестер» противна самосознанию православной Церкви, как Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Учение о Filioque теперь представляется как некое иное другое вполне допустимое (законное) выражение Православного вероучения об исхождении Святого Духа. Учение о примате папы Римский первосвященник удерживает как непоколебимую привилегию, как это видно, например, из недавнего упразднения из своего титула имени патриарха Запада и из его слов в патриаршем храме о вселенском служении апостола Петра и его преемников. Согласно с несомненными свидетельствами Уния неоднократно и различным образом применялась в качестве средства для укрепления и утверждения власти Ватикана. В области межрелигиозных совместных молитв Ватикан пошел еще дальше, и это стало проявляться в некоем всерелигиозном главенстве Римского папы.

При таких условиях подобного рода дружественные заявления Предстоятелей создают лишь ложное впечатление единства. Они собой лишь отдаляют инославный мир от того, чтобы он смог увидеть в Православии истинную Церковь. Они притупляют догматическое чувство многих православных христиан и к тому же подталкивают к образованию новых расколов.

Мы, святогорцы, всей нашей жизнью стремимся к сохранению предания наших Святых Отцов и за это ведем нашу борьбу. Как зеницу ока мы храним наше догматическое сознание. Мы страшимся того, чтобы молчать тогда, когда встают вопросы, относящиеся к преданию Святых Отцов. Мы чувствуем свою огромную ответственность по отношению к верующему народу Церкви Христовой, который смотрит на афонское монашество как на непререкаемого хранителя Священного Предания. Именно по этой причине, мы с болью всех извещаем о том, что Святая Гора против проведения совместных молитв, совместного участия в литургических и богослужебных собраниях, которые создают впечатления, что Православная Церковь приемлет римо-католиков как настоящую Церковь и Папу как законного канонического епископа Рима. Святая Гора отвергает прошедшие в Константинополе события, и по благодати Божией пребывает верной в Вере Святых Апостолов и Святых Отцов, по любви к самим инославным христианам для того, чтобы они смогли обрести этот единственный истинный путь надежды и спасения.

 

Все присутствовавшие на общем Собрании представители наместники двадцати святых обителей Святой Горы Афон.

Кариес 17/30.12. 2006

 

 

Перевод с греческого осуществлён интернет-содружеством «Православный Апологет». 
Оригинал: 
www.agioros.com/papismos/aikl.htm

 

ΑΝΑΚΟΙΝΩΣΙΣ

 

ΙΕΡΑΣ ΚΟΙΝΟΤΗΤΟΣ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ ΑΘΩ    (διά τον εκκλησιαστικόν τύπον)

 

ΚΑΡΥΑΙ  30.12.2006

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

СВЯЩЕННОГО КИНОТА СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН

в связи с визитом папы Римского Бенедикта XVI в Константинополь 3.10.2006г. и визитом Блаженнейшего Архиепископа Афинского Христодулоса в Ватикан 14.12. 2006

(для церковной прессы)

Недавний визит Папы Бенедикта XVI к Вселенскому Патриарху во время престольного праздника святого апостола Андрея (30 ноября 2006) и последующий затем визит Блаженнейшего Архиепископа Афинского г-на Христодулоса в Ватикан (14 декабря 2006г.) вызвал бурную реакцию, множество оценок и возражений. Мы обходим молчанием то, что явилось ценным, положительным или же отрицательным с точки зрения мирской прессы для того, чтобы обратить внимание на то, что касается нашего спасения, ради которого мы оставили мир и поселились в пустыне Святой Горы.

Как святогорские монахи мы с большим почтением относимся к Вселенской Патриархии, в юрисдикции которой мы находимся. Мы чтим и с благоговением относимся к Святейшему нашему Вселенскому Патриарху господину Варфоломею и выражаем нашу радость всему тому, что он боголюбиво и великими трудами совершает во благо Церкви. В особенности мы помним о твердой и непоколебимой защите незыблемых прав Вселенской Патриархии в условиях крайне неблагоприятных, обстоятельную поддержку поместных Православных церквей по всему миру. Мы савятогорское монашество также воздаем должное почтение и Святейшей Элладской Церкви, из которой вышла большая часть нашего монашества, и мы с благоговением относимся к ее блаженнейшему Предстоятелю.

Поэтому все то, что произошло во время визита папы в Фанар и Блажененнейшего Архиепископа в Ватикан в наших сердцах вызвало лишь глубочайшую скорбь.

Всей нашей жизнью мы стремимся к тому и боремся за то, чтобы сохранить предание Святых Отцов, которое нам в качестве наследства передали святые ктиторы наших святых обителей и наши почившие предшественники. Насколько в наших силах, мы переживаем таинство Церкви и храним непорочную Православную веру в согласии с тем, чему мы научаемся каждый день в наших священных службах, священных церковных чтениях, и в целом от учения Святых Отцов, которое изложено в их творениях и в вероопределениях Вселенских Соборов. Как зеницу ока мы храним наше догматическое сознание, которое созидает углубление в боголюбивые подвиги и стремлением к борьбе с разнообразными ересями согласно Святым Отцам Исповедникам веры, в особенности восхваляемого иже во святых отца нашего Свт. Григория Паламы, Отцов Святогорцев исповедников и преподобномученика Косьмы Протатского, святые мощи которого мы лобызаем и святую память его празднуем. Мы боимся молчать тогда, когда встают вопросы, относящиеся к преданию Святых Отцов. Мы осознаем свою огромную ответственность перед нашими благочестивыми отцами и братьями Святогорского братства и перед благочестивым церковным народом, который взирает на афонское монашество как на безукоризненного хранителя священного Предания.

Визиты Папы в Фанар и Архиепископа Афинского в Ватикан возможно и принесли некую пользу в мирском плане, однако во время этих визитов проходили мероприятия, которые в корне противоречат основам Православной экклезиологии. Там же были достигнуты взаимные соглашения, которые не принесут никакой пользы ни Православной Церкви, ни инославным христианам.

Во-первых, прием папы был проведен так, словно он является канонически-законным епископом Рима. Во время церемонии Папа носил омофор, Вселенский Патриарх к нему обращался со словами «благословен грядый во имя Господне», как будто речь шла о Господе Иисусе. Папа благословил верующих в храме и ему пропели «многая лета» как святейшему и блаженнейшему епископу Рима. Кроме того, присутствие Папы за божественной Литургией на стасидии для певчих и чтение молитвы «Отче наш», литургическое лобзание с Патриархом, являются теми действиями, которые переходят за границы простых совместных молитв. И все это несмотря на то, что папский закон совершенно не отверг свои еретические учения и своей политики. К тому же папа на самом деле, и это доказано, всячески старается насадить Унию и ее утвердить, как и догматы о папском примате и непогрешимости. Папа еще в большей мере стремиться к проведению межрелигиозных совместных молитв, и к проявлению всерелигиозного главенства Римского папы.

Что касается приема папы в Фанаре, то нас в особенности огорчает то, что СМИ повторяли ошибочную информацию о том, что пропетые на встрече папы тропари, были составлены святогорцем или же святогорским монахом. Пользуясь случаем, мы делаем официальное сообщение всем благочестивым христианам, что составитель этих тропарей не является ни святогорцем и не святогорским монахом.

Далее, намерение Блаженнейшего Архиепископа Афинского наладить отношения с Ватиканом в области общественных, политических вопросов и в вопросах жизни и морали, а также стремление к совместной защите христианских корней Европы (эти положения встречаются и в Совместном Заявлении папы и патриарха, подписанном в Фанаре), на первый взгляд могут показаться безболезненными или даже положительными, поскольку они направлены на созидание мирных человеческих отношений. Тем не менее, очень важно, чтобы эти отношения одновременно не создавали впечатления, что сегодня Западная церковь и Православие опираются на один и тот же фундамент и что они не приведут к забвению о том отступлении Западной церкви, которое отделяет Православное Предание от того, что обычно выдается за «европейский дух». На Западной Европе лежит ответственность за целый ряд антихристианских законов и действий, таких как крестовые походы, Священная Инквизиция, работорговля, колониализм. Она обременена трагическим расколом Протестантской схизмой, пагубными мировыми войнами, антропоцентричным гуманизмом и атеизмом. Все это является последствием богословских отклонений Рима от Православия. Одна за другой папская и протестантская ереси отдаляли запанный мир от смиренного Христа Православия и не Его месте поставили гордого человека. Святитель Николай Охридский и Жичский писал из Дахау: «Итак, что такое Европа? Папа и Лютер… Это и есть Европа в ее сути, онтологии и истории».

А святой Старец Иустин Попович дополняет: «Второй Ватиканский собор представляет собой возрождение всего европейского гуманизма…, поскольку собор настойчиво придерживался догмата о папской непогрешимости». И делает следующий вывод: «Несомненно, основы и силы Западно-еропейской культуры и образ жизни являются христоборческими». Поэтому очень важно, чтобы являлся смиренный дух Православия и чтобы укреплялись действительно христианские корни Объединенной Европы, те, которые она имела в первые христианские века, эпоху катакомб и семи Вселенских Соборов. Необходимо, чтобы Православие не набирало чужих грехов и чтобы не создавалось впечатление для тех, кто сопротивляется искажениям западного христианства, расхристианизированным европейцам, что Православие и Западное христианство это одно и то же. Тем самым Православие лишалось бы возможности свидетельствовать о себе как о единственной подлинной вере во Христа и надежде народов Европы.

Достаточно ясно видно бессилие римо-католиков отказаться от решений их последующих (в их понимании Вселенских) соборов, которые утвердили Filoque, примат папы, непогрешимость папы, мирскую власть Римского понтифика, учение о тварности благодати, учение о непорочном зачатии Богоматери, Унию. Несмотря на все это мы Православные продолжаем так называемые традиционные визиты этикета, воздавая почести папе как Православному епископу и тем самым, нарушая целый ряд священных канонов, которые запрещают любые совместные молитвы. В это же время богословский диалог постоянно терпит неудачу и как постоянно поднимаемый со дна корабль он тонет вновь.

Все указанные свидетельства приводят к выводу, что Ватикан не стремится к тому, чтобы отвергнуть свои еретические учения, но наоборот, стремиться их перетолковывать.

Римо-католическая экклезиология изменяется одной энцикликой за другой, так называемая открытая экклезиология энциклики Ut Unum Sint на экклезиологическую замкнутость энциклики Dominus Jesus. Очень важно заметить, что оба этих римо-католических взгляда являются в отношении Православной экклезиологии совершенно неприемлемыми. Самосознание святой Православной Церкви как единственной Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви таково, что оно не признает инославные церкви и исповедания за «церкви-сестры». Церкви-сестры это только единославные Православные Поместные Церкви. И никакое подобное наименование церкви-сестры не может быть богословски оправдано по отношению к кому-либо, но только в отношении Православных церквей.

Filioque со стороны римо-католиков представляется как некое иное вполне допустимое (законное) выражение учения об исхождении Святого Духа, богословски равноценное Православному учению об «исхождении только от Отца». Это мнение к глубокому сожалению отстаивают и некоторые наши богословы.

Впрочем, Папский примат Римский понтифик удерживает как непоколебимую привилегию, как это видно из недавнего шага нынешнего папы БенедиктаXVI: упразднения титула Патриарха Запада, а также из его слов о вселенском служении апостола Петра и его преемников. Эта речь им была произнесена в патриаршем храме Константинополя. Это видно также и из его недавней речи, в которой говорится следующее: «находясь в общении с преемником Апостолов, являя видимое единство, которое гарантировано преемником апостола Петра, Украинская католическая община (униатская) смогла сохранить живое Священное Предание в ее целостности» (газета Καθολική стр. 3046/18-4-2006).

Несмотря на все заверения папы противоположного характера, Уния многократно и различными способами получает его поддержку. Эта неискренняя позиция видна помимо этого и в других случаях, и из возмутительного вмешательства предыдущего папы Иоанна Павла II, которое привело к тупику Православно-Католический диалог в Балтиморе. Это видно и из послания нынешнего папы к кардиналу Любомиру Хузар, униатскому архиепископу Украины. В этом послании (22/2/2006) с особенной выразительностью замечается: «Нам необходимо обезопасить двух великих носителей единой традиции (литинской и восточной)…Двойной является миссия, которая возложена на Греко-католическую церковь, которая находится в полном общении с Преемником апостола Петра: с одной стороны – это внешнее, видимое сохранение в Католической церкви Православной традиции, с другой стороны – создание благоприятных условий для совмещения двух традиций, свидетельствуя тем самым, что они не только сочетаются между собой, но и составляют глубокое единство в своем разнообразии» (Там же).

В контексте таких желанных мероприятий, как эти посещения папой Фанара и визит Архиепископа Афинского в Ватикан, при отсутствии единства в вере, приводят к тому, что, что они, с одной стороны, создают ложное впечатление единства и лишают инославный мир возможности смотреть на Православие как на истинную Церковь, и, с другой стороны, они притупляют догматическое чувство многих православных. Кроме того, эти действия подталкивают некоторых верующих людей из благочестивых православных христиан, которые беспокоятся за то, что происходит прежде времени и вопреки священным канонам, к отделению от церковного тела и к созданию новых расколов.

Поэтому из любви к нашему Православию, с болью о единстве Церкви и с желанием сохранить без нововведений Православную Веру, мы возвещаем всем то, что было провозглашено 9/22 апреля 1980г. Чрезвычайным Двойным Собранием нашего Священного Кинота Святой Горы:

«Мы веруем, что наша Святая Православная Церковь является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Христа, обладающая полнотой благодати и истины через непрерывность апостольского преемства.

Напротив Западные «церкви» и «исповедания», которые во многом извратили евангельскую веру, веру Апостолов и Святых Отцов, лишены освящающей благодати, истинных таинств и апостольского преемства…

Что же касается диалога с инославными, то они не осуждаются в том случае, если они имеют своей целью сообщить неправославным христианам сведения о Православной вере для того, чтобы они, когда станут способными воспринять божественное просвещение и у них откроются глаза, они бы восприняли Православную веру.

Богословский диалог не должен сопровождаться и не скрепляться совместными молитвами, совместным участием в литургических и богослужебных собраниях обеих сторон. Не должно быть каких-то иных действий, которые могут создать впечатление, что наша Православная Церковь признает римо-католиков в качестве полноценной Церкви и папу как законно-канонического епископа Рима. Эти действия лишь вводят в заблуждение Православную полноту и римо-католиков, производя на них ложное впечатление о том, как мы Православные о них думаем…

По благодати Божией Святая Гора остается верной, как и православный народ Божий, вере Святых Апостолов и святых Отцов, и по любви к инославным, которые только тогда получают существенную помощь, когда Православные через последовательное стояние в Православии им раскрывают величину их духовной болезни и указывают на способ ее исцеления.

Неудачные попытки к объединению в прошлом нас учат тому, что для настоящего и по воле Божией объединения в церковной истине необходимы различные предварительные подготовительные меры и следование по пути тех, которые шли по этому пути в прошлом и по всей вероятности должны были бы следовать и сегодня».

 

Ответ общего Собрания представителей и наместников двадцати священных обителей Святой Горы Афон.

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События