Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Ошибочное представление о Церкви

λανθασμένη ντίληψη γιά τήν κκλησία

- Преосвященнейший Митрополит Манийский г-н Хризостом III, Элладская Православная Церковь

 

В наше время сложилось ложное или неправильное понимание, представление о смысле, цели и вообще роли Церкви. В то же время наблюдается и установка дискредитации и теоретизирования, которая иногда доходит даже до насмешек.

 

Зачастую Церковь рассматривается как Собрание, как Ассоциация по статье 78 Гражданского Кодекса, как Сообщество любого религиозного типа. О Церкви говорят или пишут неуместные фразы и недопустимые слова, так как недостаточно знаний церковной терминологии. Представлено некое полузнание или полное незнание о ее святых Таинствах. Что совершается и для чего совершается Святое Таинство – вопросы неясные и неизвестные. Часто преобладает совершенно путаное и ошибочное представление и мнение вообще о богослужении в пространстве Церкви.

 

С другой стороны, Церковь принимается в совершенно утилитарном смысле. Другими словами, хороша ли Церковь как организация, которая активно занимается вопросами социальной солидарности, социального обеспечения, ухода за пожилыми людьми, или это вообще место для проведения эмоциональных мероприятий, музыкальных фестивалей, народных танцев и других мероприятий.

Мы тоже хотим, чтобы Церковь была закрыта в так называемых «ее внутренних, домашних делах». То есть внутри храма должно совершаться то, что совершается и, конечно же ее не должно интересовать то относится к общественной жизни. Таким образом, она не должна говорить о начале и конце человеческой жизни, смерти и том, что следует за ней, о браке, семье, школе, воспитании детей, истории, греческом языке, культуре, национальных вопросах, Европе, мире. Они хотят, чтобы она держала рот на замке. Чтобы она не вмешивалась в жизненно важные и главные вопросы человеческой жизни и не давать советов в том случае, если  при совершении людьми нелепостей.

Но такое положение Церкви имеет ошибочное основание. И это потому, что незнание велико и решающе. И как этого не может быть, когда нет ни воспитания, ни образования в отношении Церкви, ни созидаемой совести, ни опыта другой реальности, которой является Церковь.

Поэтому нам нужно быть очень осторожными. Нелегко говорить о Церкви, вести статистику или сравнивать ее с другими сферами и областями жизни, идеологиями или ситуациями светского или политического типа. Церковь избегает всего этого. Это нечто другое. Мы не можем измерить ее достижения обычной арифметикой или ограничить ее критериями социальных сетей.

 

*

Таким образом, с учетом приведенных данных весьма характерно, что мы не можем определить, что такое Церковь. Мы не можем дать определение, как и другим предметам или объектам религиозного мира. Вот почему и в Священном Писании, и в святоотеческих писаниях для обозначения Церкви преимущественно употребляются описательные образы. Как, например стадо, виноградная лоза, земледелание, лампада, дом, здание, скиния, башня, царство, новый Иерусалим, мать, но и такие выражения, как народ Божий, общение святых, тело Христово. Следовательно, существует неспособность человека проникнуть и понять, что такое Церковь. Оно остается тайной не потому, что есть нечто скрытое и таинственное, а тайной в духовном смысле этого слова, именно потому, что она заключена в Боге. Тогда, если мы только углубимся в изображение апостола Павла Церкви как «тела Христова», где Христос — Глава, а члены тела — верующие, то этого достаточно, потому что ничего другого мы не можем сделать, кроме как стоять в священном трепете и нравственном смирении, подчиняясь божественной воле Богооснованной Церкви. Святой Дамаскин напишет в этом случае, что «Церковь это столп мира; она есть также великая тайна и тайна благочестия и, мы исповедуя это, не вопрошаем. Несомненно, это так» (PG 95, 1008).

Ведь Церковь не единственная. Мы все мы. «Где двое или трое собраны в одно имя, там Я посреди них» (Мф. 18:20), скажет нам Христос. В конце концов, это собрание верующих во Христа. Поэтому, чтобы понять Церковь, нужно сначала понять и пережить Христа. Точно так же тот, кто подвергает сомнению это, выступает против этого, говорит, что не хочет этого, борется с этим, не зная, почему он это делает, находится в Церкви, но, конечно, «неосознанно». Тогда утверждение: «Я или ты и Церковь» неверно. Церковь не противоположность, это не другой его монах. Я, ты и другой — Церковь. Все вместе мы — Церковь. Это подлинная семья Божия, дома Божьи, потому что мы дети одного отца. Церковь есть, как сказано в древнем тексте, «плантация Божья» (Апост. Постановления).

И надо знать, в данном случае, что Церковь Едина, потому что Глава ее, Христос, един, а, следовательно, тогда и вера одна, и крещение одно, и оно тоже Свято, потому что Христос Свят и Безгрешен и имеет Своей целью освящения своих членов и обладает полнотой истины, поэтому Церковь имеет свойство кафоличности - универсальности и простирается во все века и по всему миру, но также и свойство апостольское, потому что она была основана Первоапостолом Христом, который затем послал Своих учеников Апостолов проповедовать Евангелие. Таким образом, Христос является «краеугольным камнем», оставляя епископов для продолжения порядка апостольской преемственности.

Поэтому слово Церкви не является ложным словом, образным, но истинным и единственно достоверным, согласно заявлению Христа: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Иоанна 14:6). Слово Церкви не антинаучно, а утвердительно в отношении прогресса науки на благо человечества, потому что в «трудитесь и храните», которые Бог сказал человеку, скрыто благословение науки, но и в этой фразе Премудрости сына Сирахова «Бог дал науку» (гл. 38,1 и след.). Слово Церкви не является расистским именно потому, что Евангелие дает нам повеление «идите… научите все народы» (Матфея 28:9) и «будите Мне свидетелями до края земли» (Деяния 1: 8). Она охватывает всех людей без исключения, куда бы она ни пошла. Слово Церкви не является нетерпимым, с выражениям риторической ненависти. Это слово любви, сочувствия, слово мольбы, утешение, потому что она знает, что Господь сказал: «Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

 

Слову Церкви не противоречиво, не является беспощадным к правам человека, потому что Церковь была первой, кто заговорил, поддержал и запечатлел права человека: «где нет ни еврея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины. Все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Затем, гораздо позже, появились правовые положения и заявления. Слово Церкви не затемняет, но оно весь свет, потому что «вы свет миру», и Христос провозгласил: «Я свет миру» (Ин. 8:12) и куда бы ни шло Евангелие Церкви, там была создана и утвердилась настоящая цивилизация народа.

 

И прежде всего, слово Церкви не временно, не мимолетно, не несовершенно. Это вечное слово, так как написано, что Господь «имеет слова жизни вечной» (Ин. 6:68) и слово Его есть также «исполнение закона» и самое страшное из того, что сказал Христос, что «небеса и земля прейдут, и слова Мои не прейдут» (Мф. 24,35).

Вот почему Церковь имеет своей целью и только спасение человека. И когда мы говорим спасение, мы имеем в виду избавление от зла, греха. Она любит грешника и публично осуждает грех. Вот почему Церковь приходит и принимает на себя греховную человеческую природу, чтобы переделать ее и ее обожить. Когда человек сбился с пути Божия, Церковь помогает ему обрести спасительную истину, чтобы покаяться, вернуться в божественный дом.

 

Церковь не ненавидит грешника. Она отворачивается от греха. Она не ненавидит «падшего», и не прогоняет его. Она находит его, быть может, за столбом, прижимающим грудь, и говорящего: «Боже, милостив будет мне, грешному». И она приводит его перед Христа. И с этого момента Христос приемлет человека. Он приносит обстоятельства, события, которые никто не может предсказать. Духовная работа теперь принадлежит Богу.

Таким образом, Церковь знает и всегда находит подходящее лекарство, мы бы сказали, для каждого случая: «для всех и делался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Она недалеко от трудностей и испытаний мира. Она склоняется над ранами, как еще один добрый самаритянин, она повязывает «лентием», она предлагает бескорыстную и нелицемерную любовь, прежде всего она говорит нам правду. Она учит истине. Она внушает людям истину. Она не проповедует пустой модернизм или сухой историзм. Она не консерватор и не либерал. Это традиционно и духовно. Церковь не занимается политикой и не создает партий. Над ними — формы этого мира. А Церковь существует для того, чтобы служить человеку. Если Христос, Глава Церкви, «пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28), то тем более Церковь! Ее роль – применение ко всем слов св. Григория Богослова о том, что «улетай душой своей, захвати мир и отдай его Богу».

Таким образом, Церковь днем и ночью остается близка к человеку. Она ночует, как еще одна лечебница, гостиница милосердия и благодати. На вопрос: Чем занимается Церковь? ответ таков: Он исцеляет психически больного человека. Она внимательно прислушивается к боли. Она ожидает «труждающихся и обремененных». Ведь Святые Евангелия относятся не только к ученикам. Там мы находим сотника, Хананеяку, наложницу, грешницу, блудного сына, Закхея, разбойника и этого предателя Иуду. Человеколюбивый и Всеблагий Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:4). Но Церковь уже на протяжении веков знает, как преображать людей, обогащать народы, совершать доброе изменение душ. В этом заключается необыкновенная тайна Церкви.

Такова роль Церкви в современном мире. Спасение души и возвращение в Эдемский сад, в Царство Небесное. Ведь, как пишется в письме Диогниту, все мы на этой земле «как переселенцые».

Но как понять Церковь «непосвященным»? Они не могут понять ее, и это происходит потому, что у них нет других глаз, очей Духа, внутренних очей души, чтобы они смогли бы видеть, что такое Церковь и что она делает. Как истолковать Божественное учение, как понять великого Апостола народов Павла, как войти «внутрь» буквы Священного Писания или как проникнуть в мудрость святых богоносных Отцов Церкви. При этом таковые продолжают считать нравственность Церкви, этику, догматическое учение, догматизм и грех несуществующими, а проповеди о них - разжиганием ненависти.

 

Кто-то скажет странные вещи. Да потому, что Церковь не исчерпывается внешним, видимым. Она за пределами видимого, где незримо присутствует Христос и Святой Дух, душа Церкви, которая все активизирует.

Более того, ошибочным являются мнения о том, что:

 

а) «Я верю во Христа, но не принимаю Церковь». Однако без Церкви нет Христа, потому что «Христос состраждет Церкви венцом», скажет Климент Александрийский.

б) Говорят, что Церковь торгует виной людей и страхом Божиим. Но сразу возникают вопросы: Почему в человеке есть вина и тогда не должно быть у нас страха Божия, ведь «начало премудрости — страх Господень»? Ведь тот, кто боится, потому что чувствует себя виноватым, очевидно, что он не стал совершенен в своей любви к Богу.

 

в) Существует также теория, согласно которой догмы и библейская идеология являются сильными факторами, тормозящими прогресс общества. Но что такое прогресс? И для того, чтобы общество действительно и существенно прогрессировало, разве ему не нужен прочный фундамент в его строительстве? Священное Писание и вытекающие из нее догматы веры – это именно основа. Если только мы не хотим атеистического общества. Но тогда мы также примем и последствия.

г) Когда к тому же в обществе возникает трудный вопрос, сразу же, без каких-либо глубоких раздумий, произносится ныне стандартная фраза: «Да будет разделение между Церковью и Государствоа». Но в данном случае имеет место большая неряшливость и незнание этих двух величин. Что следует разделить? Мать Нации надвое? А у нас есть онтологическая особенность – это замес греческого с православием, и Церковь по своей природе имеет свойство соединять людей, а не разъединять их. В конце концов, Церковь существует ранее государства и именно она в конечном итоге защищает нашу греческую православную совесть. Вот кто мы есть.

И д) Некоторые думают, что некоторые вопросы, касающиеся нравственного существования человека, окончательно закрыты юридическими положениями. Однако это закрытие является мнимым, поскольку с момента публикации закона и его реализации, жизненный опыт показал, что с этого момента начинаются существенные человеческие проблемы или психические травмы, потому что эти вопросы решаются не искусственным человеческим законом, а духовным законом. Этот закон, который содержит «является законом Церкви».

Но нам следует знать и другое: что самая страшная горечь и трагедия для человеческой жизни рождается там, где отсутствует храм и смолк звон колокола. И это потому, что человек создан для Бога. Он связан с Ним, и его душа ищет Его вечно.

Самая большая проблема для общества – не ставить Церковь в угол. Однако если она и будет туда поставлена, то Церковь ничего не потеряет. Общество будет страдать, а человек поддастся ничего не подозревающему об истинности красоты Церкви, непослушанию божественной воле и ненасытности материалистического мышления. Тогда будет справедлив псалмопевец: «И человек в чести сый не разуме, , приложися ското несмысленным, и уподобися им» (Пс. 48,13). Несмотря на это, в секуляризованном мире имеется корень веры. Светильник Церкви не был перенесен. Может быть завтра. Но сейчас давайте рассмотрим три Голгофских Креста. Один символизирует отрицание. Другое — покаяние. И Христово спасение. Такие ситуации существуют и побуждают нас к более глубокой мысли.

Следовательно, он указывает, что совершенно необходимо положить конец неверным теориям о Церкви. Понимание тайны Церкви – это духовное завоевание. Ведь, как говорит святитель Киприан, «никто не может сказать, что имеет Бога Отцом, кто не имеет Церкви своей Матерью». И потом, «никто не мудрее Церкви» и, конечно, она умеет ждать, терпеть, молиться, исправлять и восстанавливать благодать. Итак, усвоим ли мы увещевание святителя Златоуста: «Оставайтесь в Церкви». Приглашение постоянное.

http://aktines.blogspot.com/2024/02/blog-post_77.html#more

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2023



Подписка на новости

Последние обновления

События