Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О подлинном послушании и пагубности самонадеяния

Свящ. Петр Овчинников (расстрелян  в 1937 году)

 


«Сейчас многие снимают с себя ответственность и предаются мнимому послушанию, которое выставляется как величайшая добродетель. Но послушание есть и у разбойников, и демоны бывают послушны сатане. Потому истинным является только послушание Богу, заключающееся в исполнении заповедей, запечатленных в Евангелии и истолкованных в святоотеческих писаниях. 
Безумен, поручивший имение свое разбойнику, ибо таковой останется ни с чем, наипаче безумнее его тот, кто сокровище своего сердца поручит человеку, отступившему от Православной истины. Даже если это будет епископ или Патриарх. История Церкви свидетельствует о том, что и Несторий, основатель пагубнейшей ереси был Константинопольским Патриархом. Но все, кто остались верными ему, ныне пребывают вместе с ним в вечной погибели. 
В первом правиле Шестого Вселенского Собора святые отцы предали анафеме Кира, Патриарха Александрийского, Гонория, Патриарха Римского, Сергия, Пирра, Павла и Петра, бывших патриархами Константинопольскими, Макария, Патриарха Антиохийского. И все, последовавшие за этими патриархами, разделили с ними участь вечных адских мук.

Неужели нам такого примера не достаточно, чтобы понять, что Патриарх - это человек и видеть в нем безгрешного папу просто абсурдно. Потому тот, кто желает следовать истине, не должен слепо идти за человеком, кем бы он ни был. Хотя бы это был бы и старец святой жизни, всегда необходимо сопоставлять его слова и действия со Священным Писанием и святоотеческим учением Церкви. «Имеющий общение с еретиками, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым себя творит Владыке Христу»,, а апостол Павел говорит: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8).

Теперь о тех, кто считает, что надо надеяться только на Бога, и что именно в этом есть любовь и истинное послушание Господу. «Мы молимся, и с нас достаточно», - говорит тот, кто не горяч и не холоден. Такой не станет отстаивать истину, боясь прещений и делая вид, что он в стороне от всех церковных событий. Однако грех равнодушия является плодом неверия и бесовской прелести и оправдывать его мнимой надеждой на Бога никак нельзя. Сама Пречистая Дева Мария, имея на руках Младенца-Христа, бежала с Ним в Египет, спасаясь от жестокого Ирода. Прелестник же, надеющийся на свои молитвы, превозносится и над Богородицей. Она понимала, что Христос может духом уст Своих развеять пепел иродовых воинов по ветру, но смиренно удалилась от зла, а этот бездействует.

Чрезмерная надеянность на Господа - признак горделивого ума и сердца, а потому она является тяжким грехом. Апостол Павел, узнав о том, что иудеи поджидают его у ворот, желая убить, не полагался на свою молитву, но просил учеников под покровом ночи спустить его через окно в корзине. Но что скажете вы, бездействующие ныне? Неужто вы мудрее Павла? Осуждая и обвиняя в гордости горячих ревнителей, вы своим бездействием впали в диавольскую гордыню. Вы мните, что имеете любовь, и безстрашно нарушаете заповеди и церковные правила. Вы говорите, что лучше оставаться с Церковью, чем следовать канонам. Но разве Церковь может отступить от истины? Не обманывайтесь! Оправдывая свое шествие по широкому пути, вы надеетесь войти в Царствие Божие без особых усилий, забывая слова Спасителя о том, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Сегодня бездействие нередко оправдывают и словами свт. Игнатия Брянчанинова, писавшего, что во время воцарения антихриста «не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам; и этого с тебя достаточно». Святитель призывает устраниться от сатаны и не участвовать в его делах тьмы. Они же нелепо толкуют слова его как призыв склониться под ярмо всемирной религии и единого виртуального государства антихриста. В этом их любовь - любовь к своей тленной плоти, а не к Божественной Истине. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? - вопрошает апостол Иаков. Кто любит мир, тот ненавидит истину. Кто служит миру, тот перестает служить Богу. 
Свящ. Петр Овчинников

http://www.christian-spirit.ru/v9/9.(2).htm



Подписка на новости

Последние обновления

События