Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Папа предложил совершать общее празднование Пасхи с православными и протестантами 

и

 комментарий Православного Апологета 


Κοινό εορτασμό του Πάσχα με ορθόδοξους & προτεστάντες προτείνει ο Πάπας


О готовности Римо-Католической церкви установить фиксированную дату празднования Пасхи для совместного празднования Пасхи всеми христианами, было сказано папой Франциском во время его выступления в базилике Святого Иоанна Латеранского. Это выступление было приурочено к Международной встрече католического духовенства.

"Римско-католическая церковь готова установить фиксированную дату для Пасхи, которую будут отмечать в один и тот же день все христиане - католики, православные, протестанты", - подчеркнул папа Франциск. 

Понтифик отметил, что "Католическая церковь готова к тому, чтобы прекратить следовать не фиксированной до сих пор дате, которая соответствует первой полной луне после весеннего равноденствия."

Как уже говорилось ранее, итальянские комментаторы расценили это предложение папы как важный шаг в экуменическом диалоге, в контексте с решением Аргентинского папы, чтобы во время церемонии его интронизации,  он имел бы только титул епископа Рима.

Как сообщается, папа Франциск на следующей неделе планирует совершить новые шаги в направления укрепления духа диалога и братства с православными.

http://ypogeia-drasi.blogspot.ru/2015/06/blog-post_87.html

перевод статьи интернет-содружества "Православный Апологет".2015г

От Православного Апологета: Однако данный шаг папы Франциска было бы совершенно неверно расценивать как шаг для сближения с православными и новым жестом любви. И вот почему. Как известно, Римская Церковь в 1582 году приняла Григорианский солнечный календарь и новую Пасхалию, отказавшись от принятой на I Вселенском соборе  Александрийской Пасхалии. В 1583 году состоялся Всеправославный Собор в Константинополе, который в своем решении определил отлучать от Церкви и предавать анафеме тех, кто принимает новую Пасхалию и Новый Календарь.  (См. прекрасное историко-каноническое исследование: Α.Δ. Δελήμπαση. Πάσχα Κυρίου. Δημιουργία-ανακαινισις και αποστασία. Αθήναι 1985, σελ. 571-576.3 Συνοδικαί κατακρίσεις της καινοτομίας.)

Поэтому вся Православная Церковь связана этим Соборным решением. Кроме того Православная Церковь ограждена именно Пасхальным Оросом I  Вселенского собора, которым, хотя он и не до шел до нас, определяются принципы Александрийской Пасхалии. Александрийская Пасхалия кроме названных папой Франциском условий для празднования Пасхи имеет и еще одно принципиально важное - совершать Пасху Христову только после иудейской Пасхи. В своем соборном послании Отцы Первого Вселенского собора об этом пишут так: "Извещаем вас, что нашими молитвами решено дело и о согласном праздновании Пасхи, так что все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят ее по нашему", (Сократ Схоластик. Церковная история. М. 1996, кн.1, гл91.9 Ἐπιστολὴ τῆς συνόδου͵ περὶ ὧν ὥρισεν ἡ σύνοδος· καὶ ὡς καθῃρέθη Ἄρειος͵ καὶ οἱ ὁμοφρονοῦντες αὐτῷ. ". Εὐαγγελιζόμεθα δὲ ὑμῖν͵ περὶ τῆς συμφωνίας τοῦ ἁγιωτάτου Πάσχα͵ ὅτι ὑμετέραις εὐχαῖς κατωρθώθη καὶ τοῦτο τὸ μέρος· ὥς τε πάντας τοὺς ἐν τῇ ἑῴᾳ ἀδελφοὺς͵ τοὺς μετὰ τῶν Ἰουδαίων τὸ πρότερον ποιοῦντας͵ συμφώνως Ρωμαίοις καὶ ἡμῖν͵ καὶ πᾶσιν ὑμῖν τοῖς ἐξ ἀρχαίου μεθ΄ ἡμῶν φυλάττουσι τὸ Πάσχα͵ ἐκ τοῦ δεῦρο ἄγειν."). О важности такого решения Собора сообщает в своем письме и св. император Константин Великий: "Да, кажется здравый смысл требует, чтобы мы не имели никакого общения с клятвопреступниками иудеями. Короче говоря: по общему суду всех, постановлено святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день". (Сократ Схоластик. Церковная история., с. 30 · λογιζομένη ὡς οὐ μόνον πλείων ἐστὶν ὁ τῶν κατὰ τοὺς προειρημένους τόπους ἐκκλησιῶν ἀριθμός͵ ἀλλὰ καὶ ὡς τοῦτο μάλιστα κοινῇ πάντας ὁσιώτατόν ἐστι βούλεσθαι͵ ὅπερ καὶ ὁ ἀκριβὴς ἀπαιτεῖν δοκεῖ λόγος͵ καὶ οὐδεμίαν μετὰ τῆς Ἰουδαίων ἐπιορκίας ἔχειν κοινωνίαν. Ἵνα δὲ τὸ κεφαλαιωδέστατον συντόμως εἴπω͵ κοινῇ πάντων ἤρεσε κρίσει͵ τὴν ἁγιωτάτην τοῦ Πάσχα ἑορτὴν μιᾷ καὶ τῇ αὐτῇ ἡμέρᾳ συντελεῖσθαι.). Принятый на Соборе порядок определения дня Пасхи император называет "одним порядком", "благоприличным"(τάξις εὐπρεπὴς). Однако здесь же следует упомянуть и 1 правило Антиохийского собора, которое не только упоминает о Пасхальном Оросе, но и определяет наказания тем, кто нарушает Александрийскую Пасхалию: "Все дерзающие нарушать определение святаго и великаго собора, в Никее бывшаго, в присутствии благочестивейшагои Боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике спасительныя пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после его определения...таковаго святый Собор, отныне уже осуждает были чуждым Церкви.."

Важно также и то, что осуждение на празднование Пасхи совместно с идеями произносит уже 7 правило святых Апостолов: "Аще кто епископ, или пресвитер, или дьякон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с Иудеями праздновати будет: да будет извержен из священного чина". Зонара, комментируя данное правило, поясняет, что речь в данном правиле идет на самом деле не столько о дне весеннего равноденствия (εαρινής ισημερίας), сколько о том, что "христианам праздновать Пасху не с иудеями, т.е. не в один и тот же день с ними; ибо их не праздничный день должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен". (Правила святых Апостол, святых соборов и святых отец с толкованиями. М. 1876, с. 24)  В том же контексте дает свой комментарий и выдающийся канонист Православной Церкви Вальсамон: "Но мы празднуем пасху не тогда, когда совершается иуейская пасха, а после нея, т.е. после того, как бывает весеннее равноденствие и после 14-го дня первого месяца или первой луны марта месяца в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдания и воскресение Христа". В качестве авторитетного источника для своих выкладок Вальсамон ссылается на 8-е слово свт. Иоанна Златоуста на Пасху.

Канон, или соборный Oрос о праздновании дня праздника святой Пасхи (   о данной проблеме достаточно подробно пишет Α.Δ. Δελήμπαση. Πάσχα Κυρίου. Δημιουργία-ανακαινισις και αποστασία. Αθήναι 1985, σελ.407-412.  Ο Όρος του Χριστιανικού Πάσχα) является таким постановлением Вселенской Церкви, которое относится к категории не подлежащей никакому пересмотру, поскольку является "ВСЕЛЕНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ". И если сегодня Вселенский патриарх г-н Варфоломей считает, что предложение Римского папы может быть предложено на обсуждение во время Всеправославного собора, то он глубоко ошибается. Видимо Его Всесвятейшество либо не знает, либо намеренно умалчивает о том, что решения Вселенских соборов не подлежат пересмотру никакой судебной инстанцией в Православной Церкви. Это табу на пересмотр распространяется и на Всеправославный собор.



Подписка на новости

Последние обновления

События