Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Григорий Константину, доктор богословия,

проповедник священной Митрополии Кассадрийской

Церковный Новый год. Индиктион

Η Εκκλησιαστική Πρωτοχρονιά. Η Ινδικτιών

 

 

Церковный год, начинающийся 1 сентября[1], является началом Индикта. Индикт представлял собой особую форму измерения –отсчета времени каждые пятнадцать лет, начиная с Рождества Христова, примерно с 3-го года до Р. Х. Первоначально существовал Императорский Индиктион (η Αυτοκρατορική Ίνδικτος), или Индикт Цезаря (ή Καισαρική Ινδικτιών), который, вероятно, был введен Константином Великим и посему он именовался Константиновский (Κωνσταντινική), или Константинопольский (Κωνσταντινουπόλεως), или Эллинский (Ελληνική). В то же время отметим, что существовал и Папский Индиктион Римско-католической церкви.

 

Возвращаясь к «Агиологию» Софрония Эфстратиадиса по этому случаю, мы читаем следующее: «это определение латинского слова (indictio), означающее, когда налоги римским императорам выплачивались в течение пятнадцатилетнего периода». Однако, по церковному преданию, в начале индиктиона Август Цезарь (1-14) установил указом всеобщую перепись и сбор налогов с жителей Римского государства, т. е. 1 сентября. Затем, во времена Константина Великого (313 г.) и после него, было официально установлено использование Индиктиона в качестве хронологии. Константинопольская Церковь с тех пор и по сегодняшний день празднует 1 сентября как начало церковного года. «Индикт, мы благословляем новый год, которой стар, и через людей нов».

Как начало церковного года 1 сентября было установлено следующим образом: В Восточном регионе в большинстве календарей Новым годом было 24 сентября, день осеннего равноденствия. Но так как 23 сентября оказалось днем рождения римского императора Октавиана Августа, то новый год был перенесен на 23 сентября, которое было установлено как начало Индикта, то есть, попросту говоря, периода действия Римского декрета о сборе налогов  в течение пятнадцати лет. Таким образом, Индикт позже стал означать год, а начало Индикта  — Новый год. Этот Новый год Церковь приняла и придала ему христианское содержание, поскольку поместила в него празднование Зачатия Иоанна Предтечи, которое также является начальным событием евангельской истории. Позже, в 462 году нашей эры, по практическим соображениям и для того, чтобы совместить первое число года с первым числом месяца, Церковный Новый год был перенесен на 1 сентября. При этом необходимо уточнить, что Новый год 1 января имеет римское происхождение, посему он был установлен в Православной Церкви в последние годы. Богослужение, совершаемое 1 сентября  благословения Нового церковного года, представляет собой службу несравненной красоты по гимнографическому материалу.

 

Христианская Церковь празднует каждое 1 сентября начало Indiction – от латинского слова «indictio», что означает определение – то есть начало церковного года. Термин произошел от привычки римских императоров определять законом и сроком на пятнадцать лет сумму ежегодного налога, который они собирали в то время на содержание армии. Впоследствии эти пятнадцатилетние циклы во времена Цезаря Августа были расширены и стали называться индиктами, то есть за три года до Рождества Христова.

 

Поэтому, поскольку сентябрь — время сбора плодов и подготовки к новому циклу вегетации, христианам было уместно праздновать начало сельскохозяйственного сезона, воздавая глубокую благодарность Богу за Его благосклонность к материальному творению. Нечто подобное уже делали евреи по заповедям Моисеева закона, то есть в первый день седьмого еврейского месяца. Так, в начале сентября они праздновали праздник Нумении, или Труб, во время которого освобождались от всякой работы, чтобы приносить всесожжения «в благоухание благоприятное для Господа» (Лев. 23,18). 

 

 

Христос, Сын и Слово Божие, как Владыка времени, как безначальный Царь веков, ставший плотью, чтобы привести все к Себе и собрать евреев и язычников в одну Церковь, стремился воссоздать в Себе чувственный мир и писаный Закон. Посему день, когда природа готовится пробежать новый цикл времен года, мы, христиане, празднуем событие, когда Христос вошел в синагогу и, открыв книгу пророка Исайи, прочитал отрывок, в котором Пророк говорит от имени Спасителя «Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем… Проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4,18).

Так все христианские Церкви, собравшиеся «на месте сем» (επί το αυτό)[2], возносят 1 сентября хвалу единому Триипостасному Богу, пребывающему в вечном блаженстве, поддерживающему жизнь во всем, посылающего каждый сезон свои обильные благословения на свои творения. Сам Христос отверзает двери Нового года, приглашая нас следовать за Ним, стать причастниками Его вечной жизни.

 

О дне Индикта святой Никодим пишет в своем Синаксаре: «Надо знать, братия, что святая Церковь Божия празднует сегодня Индиктион по трем причинам. Во-первых, потому что это тоже начало времени. По этой причине и среди древних римлян он пользовался большим уважением с древнейших времен. А для указаний по римскому, то есть латинскому языку, он хочет сказать определение. А во-вторых, Церковь празднует это, потому что и в этот день Господь наш Иисус Христос вошел в синагогу иудейскую, и была дана Ему Книга пророка Исаии, как пишет евангелист Лука (Лк. 4). Открывая Книгу Господь, о чудо! немедленно найдите то место, где написаны эти слова: «Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем… Проповедати лето Господне приятно». Прочитав эти слова, Христос закрыл Книгу и отдал ее слуге. «Тогда начат глаголати к ним: чко сбыстся Писание сие во ущию вашею». Народ, слушая благодатные слова Христа, дивился, как рассказывает нам евангелист Лука.

 

Продолжая, святой Никодим указывает на следующее:  Есть и третья причина, по которой Церковь Христова напоминает нам об Индикте, празднуя начало Нового года, то есть через песнопения и моления, которыми мы приносим Богу во время этого праздника, совершается милость для всех нас, подается радость, благословляющая Новый год, даруется нам всем счастье и полнота всех материальных благ. Дабы просветить ум наш, проводя все время в чистоте и с доброй совестью, угождая Богу, соблюдая Его заповеди, чтобы нам были уготованы вечные блага на Небесах.

 

Примечательно, что несколько лет назад по инициативе покойного Вселенского Патриарха Димитрия в 1989 году наша Церковь объявила 1 сентября днем, посвященным окружающей среде. Это послужило толчком для того, чтобы наш нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей стал активным во всем мире в отношении современных экологических проблем, представляя позицию Православия, представляя аскетическое и мистическое отношение к проблеме. Но для всех тех, кто действительно видит тесную связь между Церковью и Экологией как первое действие, уверенность и защиту, это не устаревшее богословское видение, а живой опыт, поскольку освящение включает в себя все творение, а не только человека. Этот агиологический и аскетический опыт нашей Церкви превосходит всякое индивидуалистическое и антропоцентрическое усилие, призывая человека к покаянию, т. е. к изменению мышления и в отношении самой природы.

 

Христианский подход к проблеме требует покаяния в злоупотреблениях, воздержания и аскетического нрава, которые являются противоядием от чрезмерного потребления, и в то же время воспитания в человеке сознания того, что он «управитель, созидатель» (οικονόμος), а не собственник творения. Следует подчеркнуть, что будущие поколения также имеют право на природные блага, доверенные нам Творцом. По этой причине Православная Церковь активно участвует в различных международных экологических мероприятиях. Она назначила 1 сентября днем молитвы за защиту окружающей среды».

Так что этот Новый год для Церкви как День молитвы об охране окружающей среды уже давно начал приобретать вселенское измерение, посему то он был принят другими церквами и конфессиями как День молитвы об окружающей среде. Это, конечно, показывает, что чувствительность Православия к современным экологическим проблемам плодотворна во всем мире. Это спасительное соединение человека и творения, Бога и экологии проявляется через жития Святых, живших в гармонии с природой. Типичный пример – празднование 1 сентября святому Симеону Столпнику и не только. Аминь.

Источник https://www.pemptousia.gr/2023/09/i-ekklisiastiki-protochronia-i-indiktion/

©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2023г.

 


[1] В России вплоть до начала 18 столетия праздновалось Новолетие 1 сентября не как только Церковный новый год, но и как гражданский Новый год. Эта древняя традиция была разрушения императором Петром I, в душу которого был влит яд немцами и голладцами ненависти к Византии и ее императорам.

[2] Древнехристианское наименование приходской, местной церкви, собрания в ней



Подписка на новости

Последние обновления

События