Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

протопр. Василиос  И. Каллиакманис,

профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля.

 

Святой Прокл Константинопольский: терпеливый епископ

Άγιος Πρόκλος Κωνσταντινουπόλεως: ο καρτερικός επίσκοπος

и Похвальное слово Пресвятой Богородице

 

 

 

а) Величайшим вкладом Церкви в мир являются святые. Когда Церковь воздвигает святых, она жива и процветает. Святые делают ощутимой тайну веры.

 

Своей святой жизнью они открывают путь спасения. Они могут отличаться друг от друга, но их объединяет благодать Божия. Святые, являют в конкретное время и в конкретном месте переживаемое, живое Евангелие Христа. И хотя они живут на земле, они жительствуют на небе, так как их вдохновителем, руководителем, опорой и помощником является Живоподатель Христос.

б) 20 ноября, вместе с другими святыми, Церковь чтит и святителя Прокла, бывшего патриархом Константинопольским. Этот святой неизвестен широкой публике, но его жизнь достойна восхищения. Хотя он способный и образованный, но он отличался безмерным смирением, так как был заинтересован не столько в собственном продвижении, сколько в благе и умирении Церкви. Четырехкратный кандидат на патриарший престол, он был избран патриархом только в четвертый раз.

 

AgiosProklosPatriarhis

 

в) В Синаксаре упоминается, что: « Иже во Святыхотец наш Прокл преуспевал при Феодосии Младшем, в 408 году. Будучи благочестивым и добродетельным, он был рукоположен во епископа Кизического святителем Сисинием, патриархом Константинопольским. Отправившись в Кизик, он не был принят клиром своей провинции, потому что они рукоположили другого, по имени Далмат. Оттуда он вернулся назад, в Константинополь, оставшись схоластиком для епархии».

 

г) Без сожаления вернулся в Константинополь, где, возможно, жил как «схоластик-ученый», но вклад его был велик, так как он красноречиво проповедовал православную веру. После смерти патриарха Сисиния патриархом был назначен Прокл. Хотя он и не был избран, он продолжал служить Церкви. Когда явилась ересь Нестория, добродетельный и миролюбивый епископ горячо защищал истинную веру. После осуждения Нестория и несмотря на то, что он провел много духовных битв, он был отстранен в третий раз, и на Константинопольский престол был избран Максимиан. Он со смирением и преданностью служил новому патриарху и после его смерти был окончательно избран патриархом.

д) Приверженность Прокла основам христианской жизни и его терпеливость к презрению и пренебрежительному к нему отношению способствовали его восхождению к величию. Продолжатель церковной традиции святителя Златоуста и сотрудник святого отца, он милосердно и благоразумно трудился над возвращением в Церковь как групп еретиков Нестория, так и рассеявшихся из-за изгнания святителя ИоаннаЗлатоуста . Незлобивый, кроткий и умеренный, он самым серьезным образом помог в формировании христологического учения, умиротворил Церковь и своими чудесными беседами о Деве Марии установил наименования «Богородица» (Θεοτόκος) и «приснодева» (αειπάρθενος).

 

е) Святой Прокл характеризует Деву Марию как «мастерскую соединения двух природ» (εργαστήριον ενώσεως των δύο φύσεων) воплотившегося Сына и Слова Божия. Как лампада не причина света, а его носитель, так и Дева Мария не Бог, а храм Божий. Святой Прокл поддерживает термин «приснодева»  для Девы Марии и термин «Богородица» в посещении Бога Слова. Божественное посещение, называемое «неизреченным входом и неизъяснимым выходом» (ανιστόρητη είσοδος και ανερμήνευτη έξοδος), делает Деву Марию Богоматерью.

 

ж) Кроме уточнений в учении о воплощении, святитель ввел в богослужение во время разрушительных землетрясений в Константинополе известную Трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Он также позаботился о возвращении мощей святителя Иоанна Златоуста, перенсении их из Коман в Константинополь и о помещении в храме Святых Апостолов, оставив за собой репутацию святого человека.

 

Источник: www.makthes.gr

https://www.pemptousia.gr/2014/11/agios-proklos-konstantinoupoleos-o-k/

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»

 

Свт. Проклъ Константинопольскій († 446 г.) 
Похвальное слово Пресвятой Богородицѣ
 [1].

Всѣ празднества въ честь святыхъ досточудны, и уподобляются блистанію звѣздъ. Какъ звѣзды, бывъ утверждены на небѣ въ извѣстномъ порядкѣ, на извѣстномъ разстояніи одна отъ другой, распознаются и освѣщаютъ весь земной шаръ; одна и та же звѣзда видна и у индійцевъ, не скрывается и отъ скиѳовъ, сіяетъ надъ землею и озаряетъ море, путеводствуя плавателей; и хотя всѣхъ ихъ, по причинѣ множества, именъ мы не знаемъ, однако удивляемся ихъ красотѣ и блеску: такъ и всякій святой. Хотя останки (святыхъ) заключены въ гробахъ; но сила ихъ не ограничивается поднебесною. И что сказанное справедливо, можно тебѣ удостовѣриться изъ самаго опыта. Палестина скрываетъ останки Авраама, а куща его споритъ съ раемъ: тамъ Богъ произнесъ приговоръ Адаму; здѣсь же гостепріимно принятъ былъ патріархомъ. Кости Іосифа вмѣщаются въ одинокомъ гробѣ; но брань его съ египтянкою изумляетъ концы вселенной. Гробъ Моисея неизвѣстенъ (Втор. 34, 6); но о немъ и по смерти возвѣщаетъ жезлъ, разсѣкшій Чермное море. Гдѣ погребенъ Исаія — не знаемъ; но вся Церковь провозглашаетъ его пророчество: се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына (Ис. 7, 14). Даніилъ погребенъ въ Вавилонѣ; но вѣщаніе его слышится по всей землѣ: се на облацѣхъ небесныхъ, яко Сынъ человѣчь идый бяше (Дан. 7, 13). Ананія и другіе (два) отрока скончались также въ Вавилонѣ; но вся вселенная каждодневно воспѣваетъ ихъ пѣснь: благословите вся дѣла Господня Господа (Дан. 3, 57). Іезекіиль преданъ землѣ у Персовъ; но онъ съ Херувимами вопіетъ: благословенна слава Господня отъ мѣста Его (Іез. 3, 12). Такимъ образомъ діаволъ не получилъ никакой пользы отъ того, что нанесъ смерть Адаму въ раю: такъ какъ чрезъ смерть Богъ отверзъ праведнымъ дверь упованія.

Всѣ памяти святыхъ достославны. Но ничто не равняется славою съ настоящимъ торжествомъ. Авель именитъ жертвою, Енохъ памятенъ благоугожденіемъ; Мельхиседекъ прославляется, какъ образъ Христовъ; Авраамъ возвеличивается за вѣру; Исаакъ восхваляется, какъ образъ; Іаковъ ублажается за борьбу; Іосифъ чтится за цѣломудріе; Іовъ заслужилъ удивленіе терпѣніемъ; Моисей знаменитъ, какъ законодатель; Іисусъ Навинъ памятенъ, какъ военачальникъ; Сампсонъ досточтимъ, какъ собесѣдникъ Божій; Илія достохваленъ, какъ ревнитель; Исаія достославенъ, какъ богословъ; Даніилъ достоублажаемъ, какъ прозорливецъ; Іезекіиль досточуденъ, какъ созерцатель неизреченнаго; Давидъ именуется отцомъ таинства по плоти; Соломонъ превозносится, какъ мудрый; но все это — ничто въ сравненіи съ Богородицею Маріею. Всѣ они видѣли (Христа) только въ гаданіяхъ, а Она во чревѣ носила Воплотившагося. И что могло бы воспрепятствовать неизреченному домостроительству Бога Слова? Грубость ли (плоти)? Но это — вещественная принадлежность, а Слово (само по Себѣ) чуждо такой грубости. Чрезвычайность ли такого уничиженія? Но Божество не ограниченно. Зачатіе ли? Но Сотворившій (Дѣву) не осквернился, такъ-же какъ и Воплотившійся и Родившійся отъ Нея; и даже человѣколюбіе приноситъ Царю тѣмъ большую славу. Рожденіе ли? Но оно не умалило Безначальнаго. Вочеловѣченіе ли? Но естество Божеское не потерпѣло измѣненія. Матерь ли по плоти? Но (Родившійся) не пересталъ быть по Божеству безъ матери. Ясли? Но (Сынъ) не оставилъ нѣдра Отчаго. Вертепъ ли? Но Троица никогда не оставляла престола. И такъ въ мірѣ нѣтъ ничего такого, что могло бы сравниться съ Богородицею Маріею. Человѣкъ! Прейди умомъ твоимъ всѣ творенія и смотри, можетъ ли что сравниться или превзойти святую Дѣву Богородицу? Пробѣги землю, осмотри море, изслѣдуй воздухъ, углубись мыслію въ небеса, испытай всѣ невидимыя силы, и скажи, есть ли другое подобное чудо во всѣхъ тваряхъ? Небеса повѣдаютъ славу Божію (Псал. 18, 2); Ангелы служатъ (Богу) со страхомъ, Архангелы покланяются съ трепетомъ; Херувимы, не могущіе (зрѣть славы), ужасаются; Серафимы, летая окрестъ, не приближаются, и трепеща взываютъ: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ: исполнены небеса и земля славы Его (Ис. 6, 3); воды не перенесли гласа (Лук. 8, 24); облака служили колесницею при трусѣ воскресенія; солнце, не стерпѣвъ поруганія (Творцу), вострепетало; адъ отъ страха изрыгнулъ мертвецовъ; вереи адовы отъ одного взора сокрушились; гора, принявшая сошествіе (Божіе), воздымилась (Исх. 19, 13); купина, не снося видѣнія, возгорѣлась; Іорданъ, устрашившись, обратился вспять; море, убоявшись жезла, раздѣлилось, повинуясь предзнаменованію Владычнему; жезлъ Аароновъ силою прообразованія расцвѣлъ, преступивъ законъ природы; огнь въ Вавилонѣ устыдился лика троичнаго: исчисли все чудесное, и дивись превосходству Дѣвы. Кого всякая тварь восхваляетъ со страхомъ и трепетомъ, Того Она неизъяснимо приняла въ чертогъ Свой.

Блаженны чрезъ Нее всѣ жены: родъ ихъ не подлежитъ болѣе клятвѣ, и даже превосходитъ славою Ангеловъ. Ева уврачевана; проходится молчаніемъ жена египетская; погребена Далида; забыта Іезавель; не вспоминается болѣе Иродіада. Теперь ликъ женъ возбуждаетъ удивленіе. Сарра прославляется, какъ нива, произрастившая народы; Ревекка почитается, какъ мудрая виновница благословенія; Лія величается, какъ матерь предка (Господня) по плоти; Деввора похваляется, какъ военачальница, вопреки немощи пола своего; Елисавета ублажается, какъ ощутившая въ себѣ играніе Предтечи и исполнившаяся благодати; (ублажается же) и Марія, какъ матерь, и раба, и облако, и чертогъ, и кивотъ Владыки; матерь: потому что родила Восхотѣвшаго родиться; раба: потому что въ Ней исповѣдуется природа и возвѣщается благодать; облако: потому что зачала отъ Духа Святаго безстрастно отъ Нея Родившагося; чертогъ: потому что Богъ Слово пребывалъ въ Ней, какъ въ чертогѣ брачномъ; кивотъ: потому что не законъ носила, но во чревѣ имѣла Законодателя. И такъ воззовемъ къ Ней: благословенна Ты въ женахъ; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цѣну искупленія міра; одна получила для сохраненія сокровище, драгоцѣннѣйшее жемчуга: одна пріяла во чревѣ безъ вожделѣнія и родила безъ болѣзни; одна родила Еммануила, какъ Онъ Самъ восхотѣлъ. Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего; — плодъ, но не сѣмя; цвѣтъ, но не страсть; сіяніе, но не тварь; сопрестольный, но не меньшій; солнце, а не прахъ; покланяемый, а не сотворенный; цѣна избавленія, а не долгъ. Благословенна Ты въ женахъ, и благословенъ плодъ чрева Твоего.

Но выше всѣхъ похвалъ гласъ Пророка: се Дѣва во чревѣ зачнетъ— сказалъ о чудѣ, но умолчалъ объ образѣ исполненія. И родитъ Сына: возвѣстилъ рожденіе (отъ Дѣвы), но не открылъ способа. И нарекутъ Ему имя Еммануилъ: прорекъ таинство и возгремѣлъ именемъ (Еммануила), еже есть сказаемо: съ нами Богъ (Ис. 7, 14; Матѳ. 1, 23); проповѣдалъ Бога раждающимся и заградилъ уста іудеямъ. Съ нами Богъ, — и заблужденіе уничтожено. Съ нами Богъ, — и обрѣзаніе упразднено. Съ нами Богъ, — и демоны бѣгутъ. Съ нами Богъ, — и діаволъ посрамленъ. Съ нами Богъ, — и купель не перестаетъ возраждать. Съ нами Богъ, — и цари благочествуютъ. Съ нами Богъ, — и церкви учащаются. Съ нами Богъ, — и смерть стала сномъ. Съ нами Богъ, — и мертвые, торжествуя свободу, вопіютъ: ни Ангелъ, ниже ходатай, но Самъ Богъ пришелъ и спасъ насъ (Ис. 63, 9): Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе: 
[1] Похвальное Слово Пресвятой Богородицѣ св. Прокла, архіепископа Константинопольскаго, помѣщено въ переводѣ въ «Христ. Чт.» 1839 г. ч. IV. стр. 17-35. Этотъ переводъ нами повѣренъ и исправленъ по греческому тексту. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. LXV. col. 171-175.

Печатается по изданію: Избранныя слова святыхъ отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. — Изданiе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографiи А. И. Траншеля, 1869. — С. 10-13.



Подписка на новости

Последние обновления

События