Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

«Свет во откровение языков».

 

 

 

Проповедь митрополита Касторийского Серафима (+)на Сретение Господне.

 

Праздник Сретения Господня (2/15 февраля), который одновременно является Господским и Богородичным праздником, наполняет нас священным волнением и трепетом, вызывая в нашей душе святые чувства любви и благодарности к Богу. Евангельский текст, читаемый во время богослужения в храме, невыразимо прекрасные песнопения праздника, а также высокое богословие Святых Отцов нашей Церкви вновь оживляют перед нашим мысленным взором это великое событие и прием, оказанный сорокадневному Богомладенцу Христу в Соломоновом храме.

«Разве вы не видите Младенца сего, питающегося млеком? Того, Кто почивает в материнских объятиях? Того, Кто до сих пор не ступал по земле? Сей Младенец есть Создатель Вселенной, основатель веков. Сей Младенец распростер землю и оградил море брегами. Сей Младенец создает ветры и отверзает потоки небесные… Один и Тот же — Младенец и Собезначальный Отцу. Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать. Один и Тот же лепечет как дитя и дарит премудрость и словам благодать. Как человек Он рождается от Девы и непостижим как Бог Своим существом… Видим очами телесными как человек и умопостигаем как Бог»1.

Исполненный восхищения, святитель Кирилл, патриарх Александрийский, добавляет: «Какое великое и дивное домостроительство! О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Тот, Кто находится в недрах Отца, восседающий с Ним и совечный Ему, Которым все приводится в бытие; Тот, Кому все совершают служение и прославляют вместе с Отцом, не только вочеловечился и стал младенцем, но и приносит положенную жертву в храме Божием»2.

 

 

Это «малое Дитя, грудного Младенца»3 с благоговением приемлет в объятия Симеон и, благословляя Бога, говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля»4.

Давайте рассмотрим теперь, следуя за Александрийским богословом, почему праведный Симеон называет Его «свет во откровение языков».

Ι. Нет ничего во всем сотворенном мире, что отображало бы славу Бога-Творца так же ярко, как свет. Он Сам называет Себя светом: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»5. Он называет светом и Своих учеников: «Вы — свет мира»6.

Во время Своего Преображения на горе Фавор Он являет в изумленных глазах учеников малое подобие Своего божественного величия в виде света, позволяющего им хотя бы смутно увидеть Его славу, насколько это было возможно («якоже можаху»7), пусть даже в бесконечно малой степени.

И если обычный наш свет сотворен, имеет начало и имеет конец, свет Божества отличается от него тем, что он нетварен, вечен и неизменен. Он является не сущностью Божией, которая неприступна для земнородных, а нетварной энергией-действованием, которым Бог снисходит к человеческому роду, чтобы «народ, сидящий во тьме… в стране и тени смертной»8, принял свет истинного богопознания.

Так же и наша Православная Церковь есть Церковь света, ее благословенные дети — это «чада светообразные церковные», да и все её праздники, начиная со дня Рождества и до светоносного дня Воскресения Христова, Вознесения Господня и Святой Пятидесятницы движутся друг за другом чередой, даруя свет.

Свет на Рождество, свет на Богоявление, свет на Преображение, свет в славный день Воскресения Христова, свет на Пятидесятницу и на любой другой праздник, свет в вечном Царствии Божием на Небесах.

 

 

 

«Каждое мгновение, — пишет старец Емилиан Симонопетрский, — каждый день, каждый литургический период представляют нам Христа или Самого по Себе, или через Его Святых, всегда Того же и всегда по-разному. На вечерне, когда солнце заходит за горизонт, мы возжигаем искусственный свет (это время в начале вечерни называется «светильничное») и прославляем нетварный Божественный свет, просвещающий нашу тьму: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога...».

Восстав от сна до рассвета, когда ещё темно, как святые Жены-мироносицы, желавшие обрести свет — Воскресшего Господа, мы читаем полунощницу. ... После умилительных псалмов, составляющих шестопсалмие, которое читается в темноте, мы возжигаем первую свечу в храме и поем: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли». ... Затем мы призываем весь сотворенный мир славить Бога и громко взываем к Нему, начиная Великое Славословие такими словами: «Слава Тебе показавшему нам свет...».

В конце первого часа говорится молитва: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих...».

И, наконец, когда мы причащаемся Небесного Хлеба и приобщаемся «Света от Света», соединяясь со Христом, «Светом трисолнечным, просвещающим мир», мы торжественно поем: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного...»9.

 

 

ΙI. «Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Этот свет, который есть Христос, явившийся в конце времён, будет описан святителем Кириллом, Патриархом Александрийским: «Он стал светом для находящихся во тьме, заблуждающихся и попавших под власть диавола»10. Об этом благотворном действии света Христова упоминает и святой псалмопевец Давид: «Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радуются весь день»11.

Об этом свете «во откровение языков» и «славу людей Твоих Израиля» упоминали ветхозаветные пророки, святые апостолы и новозаветные святые. Об этом свете ежедневно говорит и учит наша Святая Церковь всеми доступными нашему восприятию средствами, приглашая своих чад облечься в этот свет, которым является Сам Христос.

Этот праздник, наполненный светом, как и все остальные православные праздники, вызывает сегодня у нас целый ряд «неудобных» вопросов. Почему в наше время господствует тьма? Почему человеческая просьба «света, больше света!» повторяется сегодня с такой силой и жаром? Есть ли средство, способное дать усладу и радость душе человека, желающего освободиться от ужасающего призрака мрачной смерти? Кто может спасти души людей, если они не принимают этот свет, который освобождает, умиротворяет и придает особенную ценность человеческому существованию?

Ответ на все эти и многие другие вопросы таков:

Только Христос есть истинный свет.

Только благодаря Ему душа наша может быть в мире.

Только соединившись с Ним мы можем спастись от погибели и вечно царствовать в стране света, которая есть Царствие Божие.

Зависит только от нас, примем ли мы этот свет с искренностью и честностью, а главным образом — с верой, ожидая увидеть своими душевными очами Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы мы все, как праведный Симеон, просияли Божественным светом и как «порождения этого света»12 сподобились видеть Божественное сияние Христа.

Митрополит Касторийский Серафим

2.02.2019 

 


1. Св. Амфилохий Иконийский Слово на Сретение Господне // Άγιος Αμφιλόχιος Επίσκοπος Ικονίου, Λόγος Β΄, Εις τηνΥπαπαντήν του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού, και εις την Θεοτόκον, και εις την Άνναν, και εις τον Συμεώνα, κεφ. ΣΤ, PG 39,52-53
2. Св. Кирилла, архиепископа Александрийского, беседа на Сретение Господа нашего Иисуса Христа // ΆγιοςΚύριλλος Πατριάρχης Αλεξανδρείας, Ομιλία ΙΒ΄, Εις την υπαντήν του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού, PG 77,1044C
3. Там же 1045CD
4. Лк. 2,29-32
5. Ин. 8,12
6. Мф. 5,14
7. Тропарь празднику Преображения Господня.
8. Мф, 4,16
9. Архимандрит Емилиан. Опыт Преображения в жизни афонского монаха. // Αρχιμανδρίτης Αιμιλιανός, Η βίωσις τηςΜεταμορφώσεως στην ζωή του αγιορείτου μοναχού, Μεταμόρφωση, εκδ. Ακρίτας, Αθήνα 1984, σελ. 134-139
10. Св. Кирилла, архиепископа Александрийского, цит. произв. // Άγιος Κύριλλος Πατριάρχης Αλεξανδρείας, ο.π., 1045D
11. Пс. 88, 16–17.
12. Святитель Григорий (Палама). Беседа на Преображение Господне // Άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς, Εις την σεπτήνΜεταμόρφωσιν του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού, κεφ. 11, ΕΠΕ 10,370

 

Источник: https://www.pemptousia.gr/2022/02/fos-is-apokalipsin-ethnon/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.



Подписка на новости

Последние обновления

События