Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Георгий (Капсанис), проигумен монастыря прп. Григория,

святая Гора Афон

Слово

на

Сретение Господне

ΕΙΣ ΤΗΝ ΥΠΑΠΑΝΤΗΝ ΤΟΥ ΚΥΡΙΟΥ

 

Закон Моисеев, который предписывал на сороковой день после рождения приносить каждого перворожденного младенца мужского пола в Храм Соломонов, обращал свои взоры на приготовление Израильского народа, как впрочем и иные установления Закона, к явлению Мессии. Это относится и к этому единственному перворожденному Сыну Девы, который был всецело посвящен Богу, то есть был Мессией.[1] То есть это заповедь имела мессианский характер. А подобными заповедями и установлениями в Израильском народе сохранялось сознание недостаточности Закона для спасения людей и ожидание грядущего Мессии, который исполнил бы Закон и принес  бы людям полноту спасения и вечную жизнь.

Итак, это установление закона коснулось и Христа, а Господь, на Которого распространялась эта заповедь, не нуждался в том, чтобы Его приносили в Храм. Это потому, что Он Сам был Храмом Божества. Однако же Сам Создатель Закона, для того чтобы его исполнить, поставляет Себя под Закон. И как раб, Он приносится в Храм Матерью Своей и Его приемным отцом и совершаются жертвоприношения предписанные Законом. Приносятся в жертву пара горлиц или двое голубей.

Тем самым, как и во время совершения Обрезания, и во время Его Крещения во Иордане и его иными действиями, Он поставил себя под Закон для того, чтобы явить послушание Закону и чтобы людям через это подчинение Себя Закону даровать истинную свободу. Он не был тем, кто нуждался в избрании и предпочтении свободы, подчиняясь Закону, потому что Он Сам является подателем свободы, подлинной по сути Свободой. Но ради того, чтобы нам даровать свободу, он поставил себя под Закон. Одновременно этим дается пример и нам, ибо если мы хотим обрести подлинную свободу, нам следует добровольно войти под Закон Христов. Конечно же, теперь войти не под Закон буквы Ветхого Завета, но под Закон Благодати Нового Завета.

В этом состоит и цель монаха. Монах добровольно поставляет себя под закон послушания ради того, чтобы достичь истинной свободы. И насколько лучшим образом несется послушание, настолько монах становиться свободным. Свобода от страстей, свобода от эгоизма, свобода от всякой работы, свобода в конечном итоге от смерти.

Помните ли вы блаженной памяти отца Авксентия, который достиг высочайшей меры добродетели? Когда ему говорили, что он очень старый и не стоит ему ходить в церковь, поскольку его ноги не держат, он отвечал: «это не по Богу, в церкви я ощущаю свободу». Эту свободу ощущает монах, когда он совершает послушания без рассуждения, как того хочет Бог. Если мы страдаем от помыслов или неустойчивых духовных состояний, то это происходит потому, что мы не совершаем свое послушание как должно. И вы сами знаете из опыта, что насколько вы совершаете свое послушание как этого хочет Бог, настолько тогда вы ощущаете и свободу. Итак, давайте же обратим наше особое внимание на это сегодня, по причине того послушания, которое совершил Господь, - и Который вовсе не нуждался его совершать для Самого Себя, но он его совершил ради нас – Закону Ветхого Завета. Это Он сделал для того, чтобы и мы через  послушание с верой последовали истинной свободе чад Божиих, которую нам даровал Господь.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.

Источник: ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ ΚΑΘΗΓΟΥΜΕΝΟΥ ΤΗΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΟΣΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ. Ομιλίες σε ακίνήτες Δεαποτικές και Θεομητορικές εορτές (τών ετών 1989-1991). ¨Εκδοσις ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣΟΣΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ 2015, σελ. 108-111

                                                                                                                                       

 

[1] См. 3 тропарь 1-й песни канона на Утрени праздника Сретения Господня «Христо́съ, Ма́терію Дѣ́вою Бо́гу Отцу́ прино́сится Младе́нецъ, Иже пре́жде всѣ́хъ, сла́вно бо просла́вися». 2-. Стихиру на Литии этого праздника: «Ны́нѣ Чи́стый Бо́гъ я́ко Отроча́ Свя́то, ложесна́ разве́рзъ Чи́стыя, Себѣ́ Самому́ я́ко Бо́гъ прино́сится». Также смотрите свт. Григорий Нисский (ἁγ. Γρηγορίου Νύσσης, Λόγος εἰς τήν Ὑπαπαντήν τοῦ Κυρίου, καί εἰς την Θεοτόκον, καί εἰς τόν δίκαιον Συμεῶνα, ΕΠΕ, Θεσ/νίκη 1991, τομ.11, σελ.74, & 7



Подписка на новости

Последние обновления

События