Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Икона Богоматери "Достойно есть", "Милующая" и история происхождения хвалебного гимна Богоматери "Достойно есть"

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно Есть»-Протат, Афон.

Среди многочисленных древних молитв, богатых своей историей и написанных выдающимися византийскими гимнографами песнопений-гимнов, которые употребляются в нашей Восточной Православной Церкви, существует одна, в которой выражается вся полнота веры в величайшее достоинство Девы Марии, которое по своей высоте и близости к Троичному Богу превышает все ангельские чины: "Достойно есть яко во-истину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога рождшую, сущую Богородицу Тя величаем". Достоверное предание Церкви, записанное на Святой Горе, относит появление этого изумительного по своей красоте и необычайно глубокого по своему богословию песнопения-гимна к 980 году. Но в отличие от многих церковных песнопений этот гимн имеет не земное происхождение, а небесное. Его текст даровал афонскому послушнику вестник воли Божией, сам Архангел Гавриил.

икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») (греч. «Аксион Эстин») крестный ход с иконой Богоматери Достойно есть у Протатского храма Успения Богоматери Άξιον Εστί», η θαυματουργή εικόνα του Πρωτάτου Αγίου Όρους - Κιβωτός της  Ορθοδοξίας 

Ниже мы приводим описание чуда явления Архангела Гавриила афонскому послушнику, который жил со своим старцем в одной из келлий близ столицы Святой Горы Кариеса ниже русского скита святого Андрея Первозванного: "В ските Протата, расположенном в Кариесе Святой. Горы - на левом берегу ручья Ливадогенис, ниже русского скита Апостола Андрея - недалеко от монастыря И. Пантократора находится большая яма (овраг), в которой есть несколько келий. В одной из таких келий, посвященных Успению Пресвятой Богородицы, жил добродетельный старец иеромонах со своим послушником", как сообщает нам прп. Никодим Святогорец. Само событие произошло 11 июня 980 в царствование  императоров братьев Василия и Константина, именующихся Парфирогенитами, сыновей императора Романа Нового и при патриархе Николае Хрисоверге. (См. ΤΟ ΙΣΤΟΡΙΚΟ ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΕΙΚΟΝΑΣ - ΠΑΝΑΓΙΑ ΤΟ ΑΞΙΟΝ ΕΣΤΙ https://www.eikonia.gr/Eikonia.gr_blog/Panagia%20-%20Aksion%20Esti)  

Повесть об этом чуде была сохранена и записана в  1548 Протом Святой Горы иеромонахом Серафимом (Σεραφείμ τον Θυηπόλο) и сохранена прп. Никодимом Святогорцем.

 

Икона Божіей Матери «Достойно есть».

Чудотворная икона Божіей Матери «Достойно есть» находится въ алтарѣ Протатскаго собора на Кареѣ (св. Гора Аѳонъ).

Объ этой иконѣ между святогорскими иноками сохранилось такое преданіе. Одинъ старецъ жилъ отшельникомъ съ ученикомъ своимъ въ кельѣ въ разстояніи полуверсты отъ Кареи; рѣдко оставляли они свое уединеніе, и развѣ только по крайней нуждѣ. Случилось такъ, что старецъ однажды, пожелавъ выслушать бдѣніе подъ воскресенье въ Карейскомъ соборѣ, отлучился туда, а ученикъ его остался дома. Не совсѣмъ книжный, но благоговѣйный юноша совершенно не могъ, а, можетъ быть, и не хотѣлъ, въ разнообразіи пѣсней духовныхъ изливать предъ Богомъ чувства души своей; а потому, поручая себя особенному предстательству Богоматери, болѣе всего къ Ней прибѣгалъ и Ее величалъ въ простотѣ непорочнаго своего сердца. И въ настоящій разъ, оставшись въ кельѣ одинъ, онъ, по наступленіи вечера и ночи, немолчно пѣлъ предъ иконою Небесной Царицы вытверженную имъ пѣснь Церкви: «Честнѣйшую Херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія Серафимъ» и прочее, не прилагая болѣе никакихъ славословій, кромѣ вздоховъ умиленной души. Чѣмъ болѣе пѣлъ юный инокъ, тѣмъ отраднѣе, тѣмъ живѣе трепетало его сердце отъ чувствъ признательности къ Славнѣйшей горнихъ Силъ нашей Заступницѣ; смиренный голосъ его звучно отзывался въ убогихъ стѣнахъ кельи и, переливаясь изъ тона въ тонъ и изъ звука въ звукъ, непонятнымъ для него самого образомъ, проникалъ въ небо и доносился до славимой тамъ отъ Ангеловъ — Матери Божіей, съ материнской любовью назирающей пѣвцовъ своихъ. Тогда какъ распѣвалъ такимъ образомъ свои сердечныя чувства благоговѣйное чадо святогорской пустыни, внезапно является предъ нимъ прекрасный юноша. Между ними завязался разговоръ. «Что ты дѣлаешъ?» спрашиваетъ инока явившійся. — «Да вотъ, пою Честнѣйшую!» прстодушно отвѣчаетъ тота. «Ну-ка спой: я послушаю, какъ ты поешь», прибавилъ явившійся. Скромный инокъ, не измѣнивъ ни чувствъ, ни голоса, запѣлъ съ трогательнымъ умиленіемъ, заученную имъ пѣснь: «Честнѣйшую Херувимъ». — «Ты не такъ, братъ, поешь, и не по нашему», замѣтилъ явившійся, выслушавъ до конца пѣніе инока. «У насъ не такъ величаютъ Божію Матерь». — «Какъ же?» спросилъ удивленный инокъ. — «А вотъ какъ», проговорилъ тотъ и запѣлъ: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а послѣ этой пѣсни мы уже припѣваемъ и «Честнѣйшую...», прибавилъ прекрасный гость и замолчалъ. «Прости Бога ради», началъ тогда инокъ: «я такъ научился отъ своего старца пѣть, и до сей поры еще не слыхалъ такой пѣсни — «Достойно». Хорошо было бы, если бъ ты мнѣ написалъ: я бы ее вытвердилъ; а то я такой безпамятный, что наизусть, безъ записки, что́ ни выучу, черезъ часъ все и забуду». — «Изволь, братъ, дай бумагу и чернилъ: я тебѣ запишу, для памяти пѣснь нашу». Инокъ кинулся искать, и не нашелъ ни лоскута бумаги и ни капли чернилъ. Съ прискорбіемъ возвѣстилъ онъ своему гостю, что, занимаясь молитвою и рукодѣліемъ, рѣдко нуждаются они въ бумагѣ и чернилахъ, потому и не имѣютъ ихъ въ настоящее время. «Что́ же я теперь буду дѣлатъ?» сказалъ инокъ явившемуся, «выучить бы крайне хотѣлось, а ужъ, вѣрно, безъ записки — забуду». — «Когда такъ, то не безпокойся, братъ», отвѣчалъ тотъ, «я тебѣ напишу для памяти эту пѣснь вотъ на этомъ камнѣ, и ты, заучивъ ее, самъ такъ пой и скажи всѣмъ христіанамъ, чтобы такъ славословили Пресвятую Богородицу». Тутъ явившійся юноша подошелъ къ близлежавшей каменной плитѣ и перстомъ началъ писать на ней сію Богородичную пѣснь. Какъ воскъ умягчился камень подъ рукою таинственнаго посѣтителя; пишущій перстъ его глубоко врѣзывался и слова четко и ясно отпечатывались на камнѣ. «Не забудь же сказать, чтобъ отселѣ всѣ такъ славословили Божію Матерь», повторилъ еще явившійся иноку и какъ молнія исчезъ отъ изумленныхъ его взоровъ. Радостный трепетъ объялъ скромнаго инока при видѣ исписанной доски; онъ недовѣрчиво ощупывалъ нѣсколько разъ и, перечитывая, вытверживалъ чудесныя слова удивительнаго юноши. Къ разсвѣту пѣснь Божественная торжественно звучала уже въ устахъ бдительнаго отшельника; онъ всю ночь провелъ безъ сна въ признательности Господу и Его Пречистой Матери, и старецъ, возвратясь съ Кареи, засталъ его поющимъ чудную пѣснь. Новизна ученической пѣсни поразила старца.

 

 

паломники из чиста высших политчиеских деятелей Греции становятся свидетелями чуда - благоухания, исходящего от иконы Богоматери

«Гдѣ ты выучился пѣть такъ?» спросилъ старецъ ученика своего, и тотъ разсказалъ ему случившееся и указалъ на чудный камень, исписанный рукою незнакомаго посѣтителя. Долго стоялъ надъ камнемъ изумленный старецъ; нѣсколько разъ перечитывалъ онъ Божественную пѣснь и, разсматривая письмена неземного перста, не постигалъ свершившагося чуда. «Что́ жъ ты не спросилъ явившагося тебѣ юношу, кто онъ и какъ его имя»? сказалъ, наконецъ, по долгомъ раздумьи старецъ ученику своему. «Прости, отче», отвѣчалъ онъ, «я и забылъ про то. Помнится только, что онъ назвалъ себя Гавріиломъ». — «Такъ ты и не понялъ, какой Гавріилъ былъ у тебя въ кельѣ?» прибавилъ старецъ съ улыбкой и, ставъ предъ иконою Богоматери на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ пѣлъ «Достойно есть» явившійся юноша, въ слезахъ сердечнаго умиленія и признательности, онъ запѣлъ славословіе Богоневѣстной Матери. Ученикъ его присоединился къ нему; и кто можетъ выразить вполнѣ ихъ отшельническія чувства въ эти мгновенія? Того же дня старецъ явился къ проту, разсказалъ обстоятельно про все случившееся въ его отсутствіе съ его ученикомъ, представилъ даже и самый камень предъ соборъ святогорскихъ старцевъ, которые едиными устами и единымъ сердцемъ прославили Господа и воспѣли новую пѣснь: «Достойно», рождшей Его Преблагословенной Дѣвѣ Маріи. Вслѣдъ за тѣмъ было донесено святѣйшему патріарху и царю о чудесномъ явленіи св. Архангела Гавріила святогорскому иноку. Въ подтвержденіе истины представленъ былъ при донесеніи къ нимъ и самый камень, чудесною рукою исписанный. Съ той поры начала звучать и звучитъ въ устахъ Церкви Христовой радостная пѣснь «Достойно» достойной славы и божественнаго величія Приснодѣвственной Маріи, Матери Бога нашего [1].

Земная жизнь Пресвятой Богородицы».) 
 

Примѣчаніе: 
[1] По древнему преданію это чудо произошло 11 іюня 980 года. Икона, именовавшаяся «Милующей», передъ которой впервые была воспѣта эта пѣснь, была перенесена въ Карейскій Протатскій соборъ и получила нынѣшнее наименованіе «Достойно есть». Повторно празднуется также 13 іюля въ день памяти св. Архангела Гавріила. (см.: «Н. Тальбергъ. Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ и краткія свѣдѣнія о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери. Jordanville,1951., с. 80») 
 

Источникъ: Прот. Александръ КиселевъЧудотворныя иконы Божіей Матери въ русской исторіи. — Издано Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — New York., 1976. — С. 85-87. 



Подписка на новости

Последние обновления

События