Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

АНАФЕМЫ: СОХРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО

САМОСОЗНАНИЯ И ИСТИНЫ

 

ΑΝΑΘΕΜΑΤΑ˙ ΔΙΑΣΦΑΛΙΣΗ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΑΥΤΟΣΥΝΕΙΔΗΣΙΑΣ ΚΑΙ ΑΛΗΘΕΙΑΣ

протопресвитер о. Ангелос Ангелопуло

ο πρωτοπρεσβ. π. Άγγελος Αγγελακόπουλος

 

 

 

 

Что такое анафема?

Святой Никодим Святогорец говорит, что анафемы произносятся на того, кто отделяется от Бога и Христианской Церкви, и предается во власть дьявола. Никто из людей не может дерзать обращаться и общаться с таким человеком, который был отлучен от Бога и Церкви и предан через анафему дьяволу. Но даже и все верные отделены от такого человека[1].
В доказательство этой выше указанной позиции прп. Никодим Святогорец приводит свидетельство свт. Иоанна Златоуста [2], который касаясь вопроса анафемы, говорит: "Итак, что значит слово: анафема? Оно говорится и о каком-либо добром деле, означая посвящение Богу. А изрекаемое тобою "анафема" не то ли значит, чтобы такой-то был предан диаволу, не имел участия во спасении, был отвержен от Христа? ". Анафема полностью отделяет человека от Христа и отрывает от Него. Комментируя также текст из Деяний святых Апостолов, 23 главу, а более конкретно то место, где говориться, что сорок из иудеев решили предать себя клятве, заклялись (ἀνεθεμάτισαν ), если не убьют апостола Павле, замечает следующее: «Что значит закляша себе? Иначе сказать: они оставят веру в Бога, если не исполнят своего намерения в отношении к Павлу».

Для подтверждения своей позиции рп. Никодим заручается словами свт. Тарасия, патриарха Константинопольского, который в своей апологетический речи на VII Вселенском соборе говорит следующее: «Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из царства небесного, увлекает во тьму кромешнюю» . [4]
Апостол Павел говорит: «всякий, кто не любит Господа нашего Иисуса Христа да будет анафема» [5]. Все те, которые пребывают вне апостольского учения и предания божественного Павла, те не любят Господа в истине. И все те, которые не любят во истине Господа те находятся под анафемой, то есть являются отлученными от Господа. И бл. Феодорит говорит: «Да будет отлученным от от общего тела Церкви тот христианин, который не имеет горячей любви ко Господу Христу»[6].
Термин "анафема", приводимый апостолом Павлом в послании к Галатам относится к тем, которые проповедуют не сообразно преданию: «Но если даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». [7].
Как весьма точно говорит защитник и исповедник веры митрополита Пирейский г-н Серафим, "анафемы в Церкви не является выражением гнева или проклятия или высокомерия, а торжественным провозглашением того, что конкретные лица не принадлежат к телу Церкви и народ Божия призван увеличить внимание к такому человеку, и не искать пользы или выгоды от общения с тем, кто предан анафеме, чтобы не утратить здравое учение, вне которого не существует спасения. Следовательно, анафемы особенно в наше время унификации и синкретизма, являются превосходным защитным механизмом и педагогической мерой для сохранения Православного самосознания и истины... "[8]. Согласно мнению почетного профессора патрологии Фессалоникского университета им. Аристотеля протопресвитера Феодора Зисиса, анафемы является пастырской мерой любви[9]. Святые Отцы, когда они на заседаниях Соборов анафематствовали еретиков, делали это не из ненависти к ним, а с великой болью в душе отсекали их «как неисцельно заболевших», от тела Церкви, точно также как и хирург отсекает отмеченную и мертвую часть тела для того, чтобы заражение не передавалось остальной части тела.
Таким образом, анафему мы произносим только тогда, когда имеет место ересь. Однако некоторые считают, что анафемы являются какими-то простыми словами. Это не так. Предание анафеме является отлучением, отсечением при неприятных высказываниях, от Церковного тела. Потому что ересь представляет собой разрыв этого богочеловеческого общества внутри Тела Церкви и поэтому, по совершенно справедливой причине, она осуждается и анафематствуется Вселенскими соборами.
Много раз, когда об этих вещах говорится, но и когда читаются, если только читаются, анафем в день Торжества Православия, некоторые своевольные люди приходят в шок и говорят: "Ну, теперь в какие времена мы живем? Разве в Средние века? Стоит ли говорить об анафематствуемых и отлученных? Это не те вещи, которые свойственны Церкви". Такой образ мышления оказал большое влияние на многих. То есть они считают, что Церковь постоянно должна давать только сиропы, лукумы и сладости. Однако такие люди не обладают вкусом. Он не поняли, что такое Православие. Не поняли, что это Тело пропитанное любовью. Если нет этой любви к Богу «излитой в наших сердцах» [10], то отсутствие любви означает отчужденность. Почему, когда кто-то кого-то очень любит, то он вступает в с другим человеком в дружеские отношения, исполненные люби. Когда, однако, кто-то отступает, и не только из-за какой-то случайности, но институционально, то тогда Церковь заверяет его, на законном основании, о том, что он умер. Когда же Церковь кому-то говорит «анафема», то по существу она его заверяет, заносит его в некий акт о гражданском его состоянии, свидетельствует ему о том факте, который имел место быть. Это, однако, в настоящее время становится непонятным, и даже на самом высоком уровне. И не понимают, потому что они это не испытывают, не переживают Не испытывают, потому что не существует никаких условий для чистоты, которую многие просто позабыли и оставили. Церковь - это живая реальность. Когда верующий человек обладает чистотой, тогда он обладает связью с Церковью, ощущает любовь Божию и ее выражает. Из-за отсутствия этого личного опыта, мы заходим так далеко, что начинаем говорить, что "анафемы и отлучения не имеют сегодня силы, мы их изменим. Мы живем в другое время". Человек, однако, всегда остается самим собой и горе, если это было бы не так. Христос однажды совершил великую тайну благочестия ради всех людей и на все времена. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же" [11]. Итак, создается впечатление, что, когда нарушаются отношения любви, то тогда имеет место отлучение, с помощью которого Церковь ратифицирует, закрепляет уже существующее положение.
Все это, которые сегодня, как часто приходится слышать, называют признаками фундаментализма, для верующих в Церкви это является знаками, которые содержат любовь. Они таковы, что с помощью них определяют и отмечают именно то, что отношения в духе любви в Церкви не являются чем-то вторичным и третичным, но они являются существенным Это то и выразила Церковь и с такой силой, и именно тогда, когда он захотела указать на прекращение общения и отлучение от Церкви, с помощью которого она фиксирует факт, что кто-то стал мертвым для любви. Тело, к которому мы принадлежим и в котором мы богословствуем, является мистическим, пронизанным любовью. Если же не существует таких отношений в любви и этой ревности о любви, которая выражается и в деятельности, то тогда мы тем сами себя же и обманываем.

 


Синодик Православия


Цель введения празднование Недели Торжества Православия епископами исповедниками и монахами той эпохи, как нам об этом говорит Синаксарий праздника [12], состоит в том, чтобы поименно назвать и восхвалить благочестивых и православных, и, в то же время, напротив, нечестивых и злочестивых осудить и поименно предать анафеме. И делается это вовсе не по злобе, по страсти и ненависти по отношению к еретикам, а из педагогических и пастырских соображений и из любви, дабы еретики смогли бы свободно покаяться и отвергнуть заблуждение. Отцы и Святые обладали подлинной и искренней любовью, но не лживым миром и лжелюбовью современных лицемеров, которых раздражают анафемы и они себя представляют лучшими нежели святые Апостолы и Святые Отцы, которые из любви порицают и наставляют. [13].
Синодик Православия впервые был написан в 843 году Святыми Отцов VII Вселенского Собора и по завершении второй фазы иконоборчества и он содержал анафемы на всех еретиков, начиная от Ария и до иконоборцев. С 9 столетия и после появились и другие еретики и в первую очередь папизма, посему Церковь приняла решение в 14 столетии дополнить Синодик Православия новыми анафемами. И в него были внесены новые анафемы, среди которых были добавлены «Главы против Варлаама и Акиндина», в которых анафематствуются личности Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина, ересь Папизма. Таким образом мы убеждаемся в том, что Синодик Православия вновь обновляется и что добавление новых ересей было и является обычным явлением для Церкви. Следовательно мы не можем осуждать Святы отцов за то, что они, якобы, стоят над Церковью, не имеют послушания, поскольку внесли новые анафемы.
Таким образом, это обычная практика Церкви может быть вполне продолжена и анафемы увеличены, то есть когда в день Торжества Православия произносятся анафемы не только на древние, но и новые анафемы против Сионизма, мусульманства, иудаизма, протестантизма,англиканства, лютеро-кальвинизма, папизма, ересиарха Римского папы, неоварлаамизма, свидетелей Иеговы, хилиастов, пятидесятников, ереси метапатристики, неопатристики и эклектики, межхристианского и межрелигиозного синкретизма, как это явным образом было недавно сделано во время Торжества Православия 2012г борцом и исповедником Преосвященнейшим Митрополитом Пирейским г-ном Серафимом. Или мы Неужели будет игнорироваться тот факт, что все выше перечисленные ереси были известны соборам и Святым Отцам? [14] Кроме того, тот же Синодик Православия делает важное замечание: «И всем остальным еретикам, анафема!» [15] Анафема для всех еретиков, и древних, и новых, современных, тех, которые были, есть и будут до скончания веков. Выше упомянутая тактика не является ни оригинальной, ни нововведением, ни эгоистическим предвосхищением Соборов Церкви, но лишь простым смиренным следованием обычной церковной тактике, и хранением строя, чина литургической книги Триоди, которая безусловно имеет свою силу и до сего времени. Пастырская цель и задача произнесения анафем двойная: с одной — покаяние анафематствуемых, а с другой — охранение паствы от ересей, старых и новых, которые лишают людей спасения. Так что не спешат обрушивать упреки и осуждения почти что не нераскаянные экуменисты, когда, по божественной благодати и сообразно человеческим силам, проявляется ими бдительность и неустанный интерес к пастве, а волки не перестают пожирать и расщеплять стадо словесных овец.
Напротив того, почти что нераскаянные экуменисты должны быть осуждены, поскольку они оставляют паству, которые становятся добычей в пасти волков [16], различных еретиков, и они несет на своих плечах анафемы за межхристианский и межрелигиозный экуменизм. Их собственные же анафемы недействительны, потому что не согласны с волей Божией. Пастырская и педагогическая целесообразность мер, применяемых Церковью, кажется, что экуменисты не переносят силы анафем, не переносят, избранные, антиеретического и критического учения ССвятых Отцов, не переносят даже одного понятие ересь. Поэтому то они и упразднили чтение анафем из Синодика с 2005 года, потому что ощущают себя под анафемами. Поэтому то они отодвигают в сторону Святых Отцов с помощью метапатристической, неопатристической и эклектической ереси, которые сообщают поименно еретиков и вскрывают их имена. Поэтому то удалено и понятие ересь, принимая вместо этого наименование «равных, равноценных, и церквей-сестер» для современных еретических парасинагог Папизма и Протестантизма, но также и для давней, древней ереси Монофизитства [17].


Снятие анафем


Со стороны почти что не раскаявшихся экуменистов много говорит о снятии анафем «Соборным решением в 1965 году» в Иерусалиме Вселенским патриархом Афинагором и Римским папой Павлом VI. Однако необходимо им заметить, тот факт, что анафемы были сняты соборным определением поместного собора Вселенской Патриархии, а не Всеправославным собором, т. е. анафемы были сняты в одностороннем порядке, т. е. это снятие не было выражением воли всей Патриархий и автокефальных Церквей. Более того со стороны иерархов поместных Соборов Патриархий и автокефальных Церквей не было высказано волеизъявление, что безусловно следовало бы сделать при столь важном событии. Но даже эта воля иерархии поместных соборов не должно быть проявлением самоуправства. Епископату Церкви следовало бы, прежде принятия такого решения, рассмотреть, исследовать исчезла ли причина, которая вела на протяжении девяти столетий, с 11 по 20 вв., к наложению анафем. Потому только тогда отменяются анафемы, когда исчезла причина для их принятия, т. е. когда еретики отвергают свои еретические учения и возвращаются к Православной вере. Кто дал власть Вселенскому Патриарху г-ну Афинагору снимать анафемы в 1965году в Иерусалиме? Какой Всеправославный собор принял решение снять анафемы? Конечно же, никакой. Следовательно, анафемы были сняты незаконно.[18] И это и удивительно, но это также достойно пролития слез, что не раскаявшиеся экуменисты полагаются на снятие анафем, чтобы оправдать не имеющее никакого оправдания.

 

Источники:
 

 

[1] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Πηδάλιον, σσ. 396-398.

[2] ΑΓΙΟΣ ΙΩΑΝΝΗΣ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΣ, Λόγος «Ὅτι δέν πρέπει νά ἀναθεματίζη τινάς κανένα ζωντανόν ἡ ἀποθανόντα»τ. 5. Слово о проклятии.

[3] Τοῦ ἰδίου, τ. 4, σ. 880.3.

[4] Β΄ Τόμος Συνοδικῶν, σ. 724. В русском переводе см. Деяния Вселенских соборов. Спб. 1996, т. 6, с. 336

[5] Α΄ Κορ. 16, 22.

[6] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Ἑρμηνεία εἰς τάς ΙΔ΄ ἐπιστολάς τοῦ Ἀποστόλου Παύλου, τ. Α΄, ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1989,

  σ. 697.

[7] Γαл. 1, 8. ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Ἑρμηνεία εἰς τάς ΙΔ΄ ἐπιστολάς τοῦ Ἀποστόλου Παύλου, τ. Β΄, ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1990, σσ. 248-249.

[8] http://www.impantokratoros.gr/64EFF01C.el.aspx

[9] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στον Πειραιά γιορτάσθηκε αυθεντικά η Κυριακή της Ορθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ιανουάριος-Μάρτιος  

   2012) 3-6.

[10] Ρωμ. 5, 5.

[11] Εβρ. 13, 8.

[12] Τριώδιον, εκδ. «Φως Χ.Ε.Ε.Ν.», Αθήνα  2010, σ. 618.

[13] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στον Πειραιά γιορτάσθηκε αυθεντικά η Κυριακή της Ορθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ιανουάριος-

  Μάρτιος 2012) 3-4.

[14] ΠΑΝΑΓΙΩΤΗΣ ΣΗΜΑΤΗΣ, «Είναι αἵρεση ὁ Παπισμός; Τι λένε Οἰκουμενικές Σύνοδοι και Πατέρες», Θεοδρομία Θ(Ἀπρίλιος-Ἰούνιος 2007) 233-

  284.

[15] Τριώδιον, εκδ. «Φως Χ.Ε.Ε.Ν.», Αθήνα 2010, σ. 628.

[16] Деян. 20, 29.

[17] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στον Πειραιά γιορτάσθηκε αυθεντικά η Κυριακή της Ορθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ιανουάριος-

   Μάρτιος 2012) 5.

[18]ΑΡΧΙΜ. ΙΩΑΣΑΦ  ΜΑΚΡΗΣ, «Ἱστορική ἀναδρομή τῆς προσεγγίσεως Ὀρθοδόξων καί Ρωμαιοκαθολικῶν κατά τόν 20ό αἰώνα», Ἐν Συνειδήσει˙ Οἰκουμενισμός˙ ἱστορική καί κριτική προσέγγιση, ἔκδ. Ι. Μ. Μεγ. Μετεώρου, Ἅγια Μετέωρα, Ἰούνιος 2009, σσ. 55-64.

 

© перевод «Православного Апологета» 2013г.

http://thriskeftika.blogspot.ru/search/label/ΑΝΤΙ-ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΙΚΑ



Подписка на новости

Последние обновления

События