Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

Православно-церковное мышление[1]

Ὀρθόδοξο κλησιαστικό φρόνημα

00040

 Временами говорят о том, что нам необходимо отличаться православно-церковным мышлением. Естественно, что это и необходимо и является основой, потому что оно является тем, что делает кого-то действительным и настоящим христианином. Вопрос состоит в том, что мы в духовной жизни делаем некоторые деления, но и делаем различия между христианами. Подлинное церковное мышление мы отождествляем с некоторой категорией людей и лишаемся чего-то иного.

Например, мы знаем, что если мы становимся клириками или монахами, то мы автоматически приобретаем церковное мышление, мы знаем, что являемся церковными людьми, а других считаем нецерковными. На самом деле, все далеко не так. И мы не можем столь важный вопрос таким образом упрощать.

Благодаря тем взглядам, которые мы, впоследствии, изложим, мы сможем увидеть данный вопрос в его истинно и действительном измерении. Мы увидим, что значит сказать православно-церковное мышление, а в дальнейшем и каковы его признаки.

 

1.Анализ термина Православно-церковное  мышление

νάλυση τοῦ ὅρου Ὀρθόδοξο ἐκλησιαστικό φρόνημα

 

 

Прежде всего, нам следует проделать достаточно обширный анализ этих слов, потому что они нам окажут помощь в уяснении вопроса, который нас занимает.

Слово мышление (φρόνυμα) означает мысль, размышление, стремление, знание, идеология и т.д. В библейской и святоотеческой традиции, однако же, сознание имеет несколько более глубокий смысл. Оно не исчерпывается поверхностными взглядами, но оно вводит вглубь. Оно указывает на всю атмосферу, которая отличает человека, в особенности его образ жизни, и даже более, на его позицию, которую он занимает по различным  вопросам.

Из тех текстов, которые имеются в Священном Писании и в которых говорится о мышлении, я упомяну один из послания апостола Павла  к Римлянам: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления[2] плотския суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8, 5-7).

Эту цитату следует прочитывать в контексте всего библейского и святоотеческого предания, согласно которому плотские и духовные это не просто тело и душа, но что-то более глубокое. Человек же в действительности состоит из тела, души и духа. С помощью духа проявляется действие божественной благодати. Когда говорится о теле, душе и духе, то под эти не подразумевается трехсоставность. Человек состоит из тела и души, то есть он двусоставен. Но, как душа является жизнью для тела, так и божественная благодать, Дух, является духом души. Следовательно, согласно святоотеческому учению, настоящим человеком является такой, у которого умная энергия даруется божественной благодатью, и обращается к Богу. В этом смысле духовный человек это тот, который имеет в себе  дух Божий, Божественную благодать. Он является сыном Божиим по благодати, и так по благодати переживает всыновление.

Апостол Павел, в том же послании и в той же главе, где он раскрывает этот вопрос, пишет: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8, 14). Те, которые в себе имеют Духа Божия, что означает, что умная энергия движется физиологически и движется сообразно природе, он имеет умную молитву и является по благодати Божий сыном. Благодаря Духу мы достигаем усыновления, а об этом пишет Апостол: «Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим. 8, 15) Это взывание не является чем-то иным, как умной молитвой, которая совершается внутри сердца. Такие люди принадлежат Христу, они являются членами Тела Христова и, конечно же, энергичными членами Церкви. Таковым характерным является и слово апостола Павла: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9).

Следовательно, духовный человек этот тот, который внутри себя имеет святого Духа, не абстрактно и рассудочно, не сострадательно, но реально благодаря умной молитве. Человек, который не имеет Святого Духа, пусть, даже если он и крещен, пусть даже он и добродетелен, он является плотским. Плотяность, согласно учению апостола Павла, не имеет отношение к какой-то категории грехов, так называемых плотских, но она связана со всей жизнью человека, который не имеет вдохновения от Святого Духа.

Итак, мышление духовное это вся атмосфера, весь образ жизни, которое вдохновляется Святым Духом. Мышление плотское это весь образ жизни человека, который не вдохновляется святым Духом. Согласно истолкованию бл. Феофилакта Болгарского, апостол Павел плотское мышление называет «ожиревший ум человека», а мышление Духа называет: «разум и ум мыслящие по Духу». Первое является смертью души, а второе являются жизнью и миром.

Плотское мышление связано со всеми страстями., то есть теми энергиями души, которые движутся противоприродно. Свт. Василий Великий характерным образом бы сказал, что страсти  прорастают «от плотского мышления». Свт Иоанн Златоуст, толкуя отрывок из послания к Римлянам апостола Павла, пишет: «Плотское мышление же так называется по причине земного помысла, утучненности, охваченное  житейскими и лукавыми деяниями». Свт. Иоанн даже замечает: «плотское мышление сладострастное и предающееся роскоши. Плотское мышление корыстное и исполненное всякого греха».

В связи со всем этим оказывается, что слово мышление в святоотеческой и библейской традиции свидетельствует о всем образе мышлении, ментальности, которая доминирует в человеке благодаря его образу жизни, и исходя из той связи, которая у него есть с Богом. И, в прямом смысле слова, если ум помраченный, то и все мышление плотское. Но, если ум просвещенный, что означает, что он имеет в себе святого Духа, тогда и все мышление это духовное мышление и, естественно, церковное мышление.

Поскольку мы смогли увидеть, что означает мышление, то в дальнейшем мы посмотрим, что значит православное мышление.

Когда мы говорим о православном мышлении, то мы преимущественно подразумеваем то, что наш ум это ум Христов, как говорит апостол Павел. Или же по крайней мере, что мы принимаем опыт святых и имеем с ними связь. Это переживание православной традиции и переживание жизни Христовой. Православное мышление выражается догматами Церкви, поскольку догматы, с одной стороны выражают жизнь, которая есть в Церкви и то божественное откровение, которое восприняли святые, а с другой стороны, они ведут  страждущих людей и младенцев во Христе к единению и общению с Богом.

Богословие Церкви аскетично, то есть оно определяет способы лечения, для того чтобы человек достиг обожения. Догматическое богословие «полемично», а означает, что оно было создано преимущественно для того, чтобы дать отпор еретикам, которые явились и исказили богословие Церкви, имея соответствующие последствия для спасения человека. Слова сущность, ипостась, природа и т.д. были созданы для того, чтобы дать ответ еретикам. Так, догматы выражают божественное откровение и жизнь Церкви, и даже лечат человека и ведут к обожению. Это духовные руководства. В этом смысле мы можем говорить, что догматы спасают человека и освящают. Это происходит поскольку они лечат и верно ориентируют путь человека к Богу.

Христос в Своей Первосвященнической молитве  говорит между прочим: «Освяти их истиной Твоей; слово твое есть истина» (Ин.17, 17). Свт. Иоанн Златоуст, комментируя этот отрывок, говорит: «Сделай святыми преподанием Св. Духа и правых догматов… А исповедание правых догматов о Боге, действительно, освящает душу».[3]

Естественно, когда мы говорим о догматах, то мы подразумеваем все решения Поместных и Вселенских Соборов, которые касаются догматических вопросов, как единосущия Христа Отцу, божественности Святого Духа, приснодевства Богородицы, соединения двух природ во Христе и т.д. Однако, в общем смысле догматы это все духовные законы, которые выражают подлинную во Христе жизнь и ведут человека к достижению этой жизни. И нам следовало бы вспомнить свт. Василия Великого, что все заповеди Христа являются спасительными предписаниями.

Характерным является то, что еретиками называются не только те, которые отвергают какой-то догматический термин Вселенских Соборов, но и те, которые отвергают богооткровенные слова ведущие человека ко спасению. Прп. Симеон Новый Богослов нам подает прекрасный пример.

В его время были люди, которые отвергали некоторые учения Христа, как учение о духовной нищите – «блаженнни нищие духом»,- и даже не верили в существование святых людей, которые достигли боговидения и имели ту же благодать, что и Апостолы и святые. Прп. Симеон Новый Богослов пишет: «Я тех называю еретиками, которые говорят, что в наше время и среди нас невозможно хранить евангельские заповеди и рождаться святым отцам». Эти люди «не какую-то ересь, но все». Которые утверждают нечто такое, что «ниспровергает все Священное Писание». А поскольку Христос заповедями отверзает небо, то отвергающие заповеди Христа «закрывают небо». Те, которые утверждают, что невозможно кому-то плакать сегодня, а, следовательно невозможно применять заповедь Христа о духовном плаче, те отличаются крайним бесчувствием и возводят «святотатственный голос на Бога Всевышего, а Христово стадо  делая зверским, за которое Он Сам, Единородный Сын Божий пролил кровь».

Следовательно, оказывается, что православное мышление это принятие всех заповедей Христовых и их переживание, поскольку заповеди и догматы  освящают человека, то есть его лечат. Они являются лекарствами, которые ему оказывают помощь избавиться от духовной слепоты, помрачения ума.

Но православное мышление это «церковное» мышление. Это означает, что Православие не мыслимо без Церкви, а Церковь не мыслима без Православия. Церковь это реальное и освященное Тело Христова. Православие  это учение Церкви, а Божественная Евхаристия является истинное действо Церкви. Так, Православие, Церковь и Евхаристия связаны между собой.

Все православное учение, все божественное откровение переживается в Церкви. Поэтому  православное мышление связано с церковным и является одним. То есть мы не можем делать разделение между учением, нравственностью, жизнью и порядком. Кто-то выражает церковное мышление не потому, что у него есть послушание епископу, но благодаря послушанию всей традиции Церкви. Как рассуждал св. Николай Кавасила, епископ самым тесным образом связан с Престолом и Святыми. Священный Храм освящается и посвящается епископом, который полагает святые мощи в Престол. Следовательно, центрами и осями духовной жизни являются три: епископ, Престол и Святые. Отказ от одного из них, и принятие лишь других не является церковным сознанием. Хотя, как Церковь не мыслима без епископа, так и епископ не мыслим без Церкви, вне всего предания Церкви.

Кто-то может утверждать, что церковное сознание имеет тот, кто принимает епископов и ими наставляется, и, одновременно принимает традицию Церкви. Если же кто-то принимает традицию Церкви, но при этом отвергает канонического епископа, или если кто-то принимает епископа, отвергая все предание Церкви, то для церковного  мышления таковые ни чем не отличаются.

Далее мы проанализируем действительные признаки церковного православного мышления. Это будет своего рода духовное зеркало, в которое нас следует чаще смотреться для того, чтобы поняли, имеем ли мы истинное  православное и  церковное сознание. А если его у нас нет, то мы будем подвизаться за то, чтобы его обрести.

продолжение следует...

перевод интернет-содружества "Православный Апологет" 2017год

[1] Глава из новой книги митрополита Иерофея: «Ἐκκλησία καί ἐ΄κκλησιαστικό φρόνημα»- Γ΄ Ἔκδοση. Ἱερά Μονή Γενεθλίου τῆς Θεοτόκου ( Πελαγίας). 2017.

[2] Το φρόνυμα  в славянском переводе дается как  мудрование, в русском как помышления

[3] Беседа на Евангелие от Иоанна Богослова 82.



Подписка на новости

Последние обновления

События