Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Иерофей, Преосвященнейший Митрополит Навпактский и св. Власия

«Определение» Церкви и ее свойства[1]

«ρισμός» ΄καί διότητες τς κκλησίας

(окончание)


00039
  1. Свойства Церкви Οἱ ἰδιότιτες τῆς Ἐκκλησίας

 

Б) Святая

Αγία

Поскольку Церковь это Тело Христово, то поэтомуона является святой. Она освящена и очищена Христом, которую Он воспринял и сделал Своим Телом.

Апостол Павел, касаясь святости Церкви, говорит: «Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 25-27).

Церковь в Ветхом завете была подобна блуднице, а Христос ее освятил, соделал ее девой. Свят. Иоанн Златоуст раскрывает эту истину образно: «Происходит же чудо от жениха, что Он принял блудницу и соделал ее девой». А далее он пишет, что хотя брак уничтожает в человеке девство, однако же «брак по Богу воскрешает девство». Обстоятельно анализируя это великое таинство, свт. Иоанн Златоуст говорит:Бог «возжелал блудницу…да блудницу; говорю о нашей природе».Бог желает блудницу «дабы блудница соделалась  девой». И, конечно же, Он не посылает какого-то ангела, Херувима, Серафима или кого-то из Своих слуг, но «Он Сам оказывает помощь, Который сильно  любит». А поскольку блудница не захотела подняться на высоту, но Он Сам нисходит долу. Он приходит в ее хижину. Он видит ее опьяненной, он видит ее уязвленной ранами,ожесточенной, подверженной влиянию демонов. Он к ней приближается, а она убегает. Он ее зовет, говоря, Я врач. Он подражает ей в манерах. Далее «Он принимает ее, приноравливается к ней», то есть обручается с ней, дает ей кольцо, то есть Святого Духа.

В дальнейшем свт. Иоанн Златоуст представляет диалог между Христом и прежней блудницей. Христос ей говорит: «Поскольку ты была насаждена в Раю, то как ты отпала оттуда?» И та отвечает, что дьявол изгнал ее из Рая. И Христос продолжает речь: «Ты была насаждена в Раю и изгнана вне его; вот Я пересаживаю тебя в Себя Самого, Я тебя несу». Теперь она становится Его Телом, и ей не следует бояться дьявола. Блудница отвечает: «Да, но я грешна и нечиста». И Христос говорит: «Не ты, а Я врач и проявляю заботу». Я знаю мой собственный сосуд, знаю, что он был глиняный и был разбит. «Я его воссозидаю для бани возрождения и передавать  в нем огонь».

Я представляю это слово свт. Иоанна Златоуста, чтобы показать, что такое Церковь, и что Церковь освящена Христом. Это слово даже показывает, что Церковь является святой не из-за ее членов, но потому что у нее святая Глава, Христос. Святость христиан проистекает от святости Христа, которая действительно является причастностью освящающей благодати Христа. Так что святые это не хорошие люди, но те, которые причастны боготворящей божественной энергии.

Итак, поскольку Церковь свята, поэтому ее дело свято. Целью Церкви является то, чтобы освящать ее членов, чтобы их приводить к просвещению и обожению. Освящающее дело Церкви совершается с помощью Таинств и аскетической жизни, то есть всем образом врачевания, которым она обладает. Естественно, духовной болезнью, недугом является отсутствие причастности просвящающей и боготворящей божественной энергии. Речьидет не о психологическом состоянии, но о духовном факторе. Так, поскольку мы являемся больными, то мы используем реальный метод терапии, и мы причащаемся очищающей божественной энергии. И этим способом мы освящаемся, и мыявляемся действительными членами Тела Христова.Мы прекращаем быть мертвыми членами и становимся живыми членами.

 

В) Кафолическая (Соборная)

  •  

Термин кафолический-καθολικόςсвое происхождением обязан Аристотелю, и он заявляет в цел , в общем, всецело, «общее имя в противовес слову каждый». Мы даже можем сказать, что термин кафолический отождествляетсясо словом Православный и связан с ним.

Когда мы говорим, что Церковь является кафолической, то мы здесь имеем в виду три стороны. Первая, что она существует по всему миру, второе – что она обладает всей истиной о Боге, человекеи спасением человека, третье – та жизнь, которая есть в Церкви , она является общей для всех христиан, для всех ее членов.

Говоря изначально кафолическая, потому что она существует во всей вселенной. Нет такой страны, где не существовала бы Православная Церковь. Свт. Кирилл Иерусалимский этому такое тает разъяснение: «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее…для соединения повсюду рассеянных Церквей, которые все связуются Святым духом, составляя единую и кафолическую».

Затем, она называется кафолической, потому что обладает всецелой истиной, так как она была открыта в день Пятидесятницы. Здесь также следует отметить, что схоластическое богословие Запада учит, что на протяжении веков у нас происходит все большее углубление в догматы веры, которые все больше развиваются. Однако, это учение не является учением православным. Мы верим, что в день Пятидесятницы Апостолы достигли состояния обожения, пережили божественное откровение и тем самым обрели всю истину. Им была открыта вся истина. Те же, кто на протяжении веков достигали обожения, они становились причастными этому же опыту божественного откровения. Однако же эта истина формулировалась и излагалась в каждую историческую эпоху сообразно появлявшимся ересям. Так, у нас нет развития догматов и углубления в веру, нос одной стороны, мы благодаря подвигу мы достигаем переживания веры, а с другой стороны благодаря выражению веры в соборных определениях она сохраняется от нечестия и искажения.

Свмч. Ириней Лионский пишет: «Церковь унаследовала эту проповедь и эту веру, хотя она рассеяна по всему миру, она ее бережно сохраняет, как единый живущий дом4 и мы подобным образом верует в них как имеющая это одно сердце».

В этом смысле кафоличность связывается с Православием. Православие хранит всю истину, как божественное откровение и догматику, так и опыт, в то время как ересь раскалывает истину, поскольку она принимает одну сторону истины, а другую пересматривает. В качестве примера можно привести Ария, который не отрицал того, что в Ветхом Завете является Ангел Господень, но он отвергает божество Слова. Монофизиты не отвергают божественную природу, но чрезмерно ее подчеркивают по сравнению с человеческой, из-за чего они упраздняют возможность спасения. Это мы наблюдаем во всех ересях. Они принимают одну часть истины, тем самым они отрываются от ее кафоличности. так, Православная Кафолическая Церковь учит, как говорит Кирилл Иерусалимский: «кафоличны и полны повсюду эти необходимые догматы к знанию которых должны прийти люди».

Церковь также называется кафолической, потому что жизнь, которой она располагает, принадлежит все, то есть все христиане обладают возможностью достичь обожения, не зависимо от образа жизни, профессии и того мета, где он проживает. «Православным является кафолически верующий, а кафолически живущим является добродетельный», тот кто в своей жизни применяет все заповеди Христа. Как учит прп. Иустин Попович, члены Церкви «живут тем, что есть Его (Христа), имеют то, что есть Его и через Его знание познают, потому что они мыслят кафолическим умом Церкви, и желают кафолическим желанием Церкви, и живут кафолической жизнью Церкви». Мы являемся членами Церкви «для того чтобы мы жили единой, святой и кафолической жизнью Церкви, святой и кафолической верой Церкви, святой и кафолической душой Церкви, святым и кафолическим сознанием Церкви, святым и кафолическим умом Церкви, святой и кафолической волей Церкви. И таким образом нам следует иметь все общее и кафолическое, в вере, любви, праведности, и в молитве, и в посте, и в истине, и в скорби, и в радости, и в спасении, и в обожении, и богочеловестве, и в бессмертии, и в вечности, и в блаженстве».[1]

 

  •  
  • ποστολική

 

По многим причина Церковь даже называется апостольской. Прежде всего, потому, что она имеет свое начало во Христе. А Христос является Апостолом и Первосвященником исповедания. Христос посылается Отцом Своим для того, чтобы соделать Церковь Телом Своим и тем самым, чтобы ей пребывать в соединении с Ним на века.

Апостол Павел в своем послании к Евреям пишет: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника (τὸν ἀπόστολον) и Первосвященника (καί ρχιερεα) исповедания нашего, Иисуса Христа»(Евр.3, 1). Здесь Христос называется апостолом и первосвященником исповедания веры.

Называется Церковь также апостольской, потому что она основана на основании Апостолов. Апостол Павел пишет к Ефесянам: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2, 19-20). Апостолы- это камень в основании Церкви, и не сами по себе, но потому, что они достигли созерцания, боговидения, восприняли откровение и, конечно же, потому что они являются обоженными.

Церковь даже является апостольской потому, что она является святоотеческой. Наши Святые Отцы дают верное свидетельство апостоличности Церкви. Святые Отцы являются преемниками святых Апостолов, а не просто теми, кто передает благодать священства, потому что они достигли сами в своем духовном опыте опыта Апостолов, опыта Пятидесятницы.

В прочем, апостольское преемство это, с одной стороны, непрерывное рукоположение и передача благодати священства, а, с другой стороны, причастность человека очищающей, просвещающей и обоживающей энергии Божией, а в дальнейшем руководство верующими с помощью этого православного и истинного метода. В учении свт. Григория Богослова, но и в учении прп. Симеона Нового Богослова, выявляется, что апостольское преемство это как причастность таинственной благодати священства, так и освящающей Божественной благодати.[2] А из трудов свмч. Иринея Линского выявляется, что апостольское преемство это не только ряд «учений» и «учителей», и не только формальный ряд «рукоположений (χειροτονιῶν)», но, одновременно, и преемство в учительстве и полное преемство харизматическое.[3] Это означает, что апостольское преемство связано как с Таинствами, так и с методом терапии, которым является так называемый исихазм и аскетическая жизнь, которые имеет Православная Церковь, а в этом вполне очевидное ее отличие от иных традиций и иных «Конфессий».

Свт. Григорий Богослов говорит, что свт. Афанасий Великий является преемником Евангелиста Марка, несмотря на столетия спустя, по истинной вере и по истинному образу жизни.

Так, Святые Отцы ощущают единство в Церкви. Они имеют общее учение и общее мышление. Прп. Максим пишет: «Мне же, безусловно, ничто так не любо, нежели все то, чему научен от Отцов». «Научен» не понимается только учение, но и возрождение. Отцы называются святыми, потому что они, прежде всего, духовно возродили чад и им передали жизнь и святость. Тоже пишет и прп. Иоанн Дамаскин: «Все же, что нам передано через закон, пророков и апостолов, и евангелистов, мы приемлем и познаем и уважаем, ничего же далее этих пределов не ищя». А далее он говорит: «На этом мы основываемся и в этом пребываем, не отменяя вечных границ, не переходя божественного предания».

Нет никакого различия между Святыми Отцами в вероучении, ни в методе терапии людей. Все Святые Отцы обладают общим мышлением и общей жизнью. Они располагают тем же методом терапии, тем же способом для лечения человека, и, естественно, они достигали тех же результатов. Когда есть кто-то, кто разнится, отличается в учении и аскетической жизни от Апостолов, это означает, что он не является преемником святых Апостолов. Он может лишь иметь внешнее преемство, но не иметь Апостольского преемства внутреннего.

Конечно, некоторые утверждают, что у Святых Отцов существуют отличия даже в догматическом учении. Но это не верно. Различия видит тот, кто исследует и изучает вопросы чисто поверхностно. Те, кто это утверждают, используют некоторые примеры, как высказывание свт. Кирилла Александрийского «единая воплощенная природа Бога  Слова», относительно чего некоторые выносят суждение и их распространяют, что святитель Кирилл подвергся влияниюмонофизитов. Однако же, если кто-либо внимательно исследует учение свт. Кирилла, он убедится в том, что, по сути, не существует никакого отличия. Свт. Кирилл использует термины природа и ипостась как тождественные, потому что в Александрии богословие связывало природу с ипостасью, в то время как богословие отцов Каппадокийцев природу связывало с сущностью. Это отличие относия к стилю речи, письма, оно является вопросом терминологии. В действительности же свт. Кирилл является самым православным, как интерпретируют эту фразу прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Дамаскин.

Это выявляется исходя из другого примера. В Символе веры I Вселенского Собора выявляется следующее – оказывается, что сущность отождествляется с ипостасью, в то время как  II Вселенский Собор, не  следует при этом думать, что имеем дело с пересмотром I Вселенского Собора, разделил термины сущность и ипостась. Никто не сможет осуждать Отцов  II Вселенского Собора, а в особенности Каппадокийских Отцов, что они изменили учение защитника Православия свт. Афанасия Великого. Так, на протяжении веков мы встречаемся с фактом развития терминологии, но никогда не с открытием догматов и  способы и метода освящения.

Точка зрения, которая сегодня доминирует, что существует необходимость в изменении терминов, в переходе изложения божественного откровения в новых терминах и сообразно нашим привычным для речи образам, является характерным явлением для неопатристического богословия и является большой опасностью. И это потому, что даже если бы и существовали случаи с частичными изменениями, не только в отношении к терминам Вселенских Соборов, то это следует делать Отцам Церкви, которые живут сегодня, и которые владеют всем методом аскетики, живут всецело образом исихастской жизни, что является необходимым условием для догматов Церкви.

Обыкновенно, те кто хотят сделать такие изменения, отличаются поверхностностью, которые как выявляется вовсе не переживают традиционный метод терапии. Эти люди пренебрегают, пересматривают исихазм и с ним ведут войну, исихазмом, который является этап духовного совершенства, то есть очищения сердца, просвещения ума и обожения. И это создает великую опасность. Хотя, все еретики стремятся создать новые термины, по сути являются оторванными от всей исихастской традиции Церкви. Ересь отличается от образа жизни, а в дальнейшем, в образе богословия, без, естественно, того, чтобы изолироваться и опрокидования.

В итоге, Церковь это Тело Христова и общество обожения. Свойства Церкви это – «единая, святая, кафолическая (соборная) и апостольская», а они не являются независимыми между собой. Оно является условием ля другого.

Церковь не является человеческой организацией, не является неким каталогом умерших людей. Это Богочеловеческий Организм. И мы должны постоянно освящаться для того, чтобы быть живыми членами Церкви, чтобы переживать не в голове, но духовно единство, святость, кафоличность и апостоличность Церкви.

 

 

[1]Глава из новой книги митрополита Иерофея: «Ἐκκλησία καί ἐ΄κκλησιαστικό φρόνημα»- Γ΄ Ἔκδοση. Ἱερά Μονή Γενεθλίου τῆς Θεοτόκου ( Πελαγίας). 2017.

[1] Прп. Иустин Попович.

[2] Протопр. Иоанн Романидис, Εἰσαγωγή εἰς Ρωμαῖόι ἤ Ρωμηοί Πατέρες τῆς Ἐκκλησίας, Γρηγορίου Παλαμᾶ, Ἔργα, τόμ 1, (ἐπιμ. ἔκδ. Δέσποίνα Δ. Κοντοστεργίου), ἐκδ. Πουρναρᾶ, Θεσσαλονίκη 1984, σελ. 29-31

[3] Иеромонах Афанасий Евтич (ныне епископ Сербской Православной Церкви, Ἐκκλησία, Ὀρθοδοξία καί Εὐχαριστία παρά τῷ ἁγίῳ Εἰρηναίῳ, Κληρονομία, τόμ. 3, τεῦχος Β΅, Θεσσαλονίκη Ἰούλιος 1971, σελ. 230, Ἐκκλησία, Ὀρθοδοξία καί Εὐχαριστία παρά τῷ ἁγίῳ Εἰρηναίῳ, εἰς Χρίαστός, ἀρχή καί τέλος, ἔκδ. Ἵδρυμα Γουλανδρῆ- Xόρν, Ἀθήνα 1983)



Подписка на новости

Последние обновления

События