Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иерофей, Преосвященнейший Митрополит Навпактский и св. Власия

«Определение» Церкви и ее свойства[1]

«ρισμός» καί διότητες τς κκλησίας

00042

В предыдущей главе под названием «Происхождение Церкви откровение о ней» мы видели, что началом Церкви является Сам Бог, что Церковь начинается с творения ангелов и человека, продолжается в Ветхом Завете, и что благодаря вочеловечению Бога Слова Церковь становится Телом Христовым. В этом смысле мы могли бы и говорить о Церкви.

В этой главе мы сможем взглянуть на Церковь в перспективе воплощения Бога Слова, то есть мы  преимущественно будем говорить о Церкви как Теле Христовом.

  1. Церковь как таинство κκλησία ς μυστήριο

Прежде всего, нам следует подчеркнуть, что Церковь является таинством. Она связана со Христом и является Его Телом, она не является человеческой институцией, но Богочеловеческим Организмом. В то же время Церковь не является, как часто говорят, мистическим Телом Христа, но реальным телом Христа, поскольку христиане, которые являются членами Церкви, в действительности являются членами Тела Христова. Итак, мы не можем говорить о некоем мистическом теле, которое является чем-то абстрактным и умопредставляемым, но о реальном Теле Христовом.

То, что Церковь являетсяТелом Христовым это не означает, что она полностьюи абсолютно тождественная Христу, Второму Лицу Святой Троицы. Впрочем, не является абсолютно тождественной божественная природа с человеческой природой Христа, поскольку какая бы то ни было природа сохраняет свои свойства. Так и Церковь не в абсолютной мере тождественна ее Главе, но она самым тесным образом связана со Христом.

Во всяком случае, хотя Церковь и не является мистическим, но является реальным телом Христа, тем не менее, она является неким таинством, и то, что совершается в Церкви, является таинством. Это означает, что никто не может своей логикой и чувствами постичь Церковь и ей заниматься, и не может ее объяснить с помощью некоторым внешних признаков.

Обычно говорят, что в Церкви есть семь Таинств. Не отвергая этой реальности, я хотел бы подчеркнуть, что это утверждение имеет более позднее происхождение, и, как бы то ни было, на протяжении истории возникали неустойчивые мнения относительно числа Таинств. Святые Отцы главным образом считали, что существуют три главных таинства, то есть таинство Крещения, таинство Миропомазания и таинство Божественной Евхаристии.

Таинство Крещения называется вводным таинством, потому что оно нас вводит в новую жизнь, в Тело Христово. Таинство Миропомазания называется крещение Духом, оно нам подает возможность задействовать в нас самих благодать Крещения. И таинство Божественной Евхаристии, обоживает человека через принятие Тела и Крови Христа. Все эти Таинства (священство, брак, елеопомазание(соборование), исповедь) самым тесным образом связаны с тремя предыдущими таинствами. Они свой предпосылкой имеют таинство Крещения и Миропомазание, и они завершаются Таинством Божественной Евхаристии.

Если мы проявим пристальную внимательность, то мы сможем убедиться в том, что все Таинства тесно связаны с этапами духовной жизни, которыми являются очищение сердца, просвещение ума и обожение. В действительности, когда мы говорим об этапах, но о них не следует мыслить в некой человеческой ретроспективе, но в непосредственной связи с нетварной божественной благодатью. Святые Отцы вполне осведомлены и просвещены, когда они говорят о категориях людей, которые причастны очищающей, просвещающей и обоживающей энергиям Бога. Кто-то может утверждать, что таинством является причастность нетварной божественной энергии. А поскольку причастность нетварной божественной энергии совершается в соответствии с духовным состоянием человека, то поэтому мы говорим, что в Церкви есть три таинства, то есть очищение, просвещение и обожение.

Мы называем божественную энергию очищающей, просвещающей и обоживающей в соответствии с действиями, результатами, поскольку, согласно прп. Иоанну Дамаскину, «одно это действование, а другое то, что способно действовать, и иное – то, что произведено действованием, и еще иное - действующий».[2] Так, Таинства, которые существуют в Церкви (Крещение, Миропомазание, Божественная Евхаристия, священство, брак, исповедь, соборование ) являются проявлением, обнаружением очищающей, просвещающей и обоживающей божественных энергий. И, естественно, они самым тесным образом связаны с этими энергиями.

Во всяком случае, все то, что происходит внутри Церкви это таинство. И поэтому то Церковь не является человеческой организацией, я бы даже сказалнекой религиозной организацией, которая удовлетворяет некоторые религиозные нужды, но она в действительности является Телом Христовым, которая Главой своей имеет Христа.

 

  1. «Определение» Церкви "Ὁρισμός" τῆς Ἐκλησίας

То о чем мы прежде говорили в качестве вводной беседы, свидетельствует о том, что существует в отношении определения Церкви некоторая проблематичность. Посему мне, прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что мы вводим такое название главы «определение» Церкви по икономии. Думаю, что впоследствии это станет очевидным в большей мере.

Ранее некоторыми богословами делались различные формулировки для «определения» Церкви. Некоторые же склоняются к определенным рамкам для определения. Церковь это собрание людей, которые верят во Христа, которые исповедуют, что Иисус Христос это Глава, что Он есть Бог и Господь их, которые соединены одной и той же верой и исповеданием, которые живут в подвиге с помощью святых Таинств, которые направляются ко спасению пастырями, обладающими непрерывным апостольским преемством.

Эти определения появились под влиянием западных пособий и руководств о вере и Церкви, но позднее богословы смогли убедиться в том, что мы не можем дать определение Церкви, поскольку  Святые Отцы этого не делают. Посему, как мы отмечаем, в учении Святых Отцов нет определения Церкви. Я вновь повторюсь, что новейшие богословы разъясняли, что определения для Церкви имеют свое происхождение их схоластического богословия Запада.

В Священном Писании и в святоотеческих текстах о Церкви главным образом говорится, что она является Телом Христовым и обществом обожения, а это не является определением, но реальностью, поскольку Церковь, благодаря вочеловечению Христа, является Его Телом. То, что Церковь это Тело Христово, на это указывается в Священном Писании, в особенности в посланиях апостола Павла. В учении свт. Григория Паламы предлагается выражение «общество обожения (κοινωνία θεώσεως)», потому что тем самым дается указание на то, в чем состоит цель Церкви. Церковь своей целью имеет привести человека к обожению. Когда же мы лишаем Церковь этой цели, тогда мы, скорее всего, ее превращаем в идеологию, некую религию и человеческую организацию. Мы прекрасно знаем, что существует огромное отличие, я об этом говорил ранее спонтанно, между идеологией и Церковью. Первая имеет разные идеи, в то время как Церковь обладает жизнью, жизнью, которая превосходит смерть.

Итак, Церковь это Тело Христово и общество обожения. Главой Церкви является Христос, а Церковь является достославным Его Телом. А что касается Христа, Который является ее Главой, мы Ему не можем давать определение, разве кроме того, что Он является Богочеловеком Христом. Так же и для Церкви мы не можем дать исчерпывающего и удовлетворительного определения, кроме лишь разве того, что она является Богочеловеческим Телом. Впрочем, как свидетельствует и само слово это, определение для Церкви является некоторым ограничением. Итак, мы не можем дать определений для Церкви кроме лишь разве того, что Церковь является благословенным Телом Богочеловека Христа. А когда мы называем Церковь телом Христовым, то это не определение, но реальная связь и общение человека с Богом.

Для того, чтобы это выразить, Христос использовал иные образы, такие как образ брака, супругов, виноградной лозы и т.д., хотя слово тело использовал апостол Павел. Кто-то может сказать, что  это было откровение Божие апостолу Павлу. Поскольку когда Саул ехал в Дамаск для того, чтобы схватить христиан, то ему явился Христос и ему сказал: «Саул, Саул, что ты гонишь меня?» Хотя он гнал христиан, однако же, Христос эти гонения приписал Себе. Так, апостол Павел, в различных случаях приходит к тому, чтобы называть Церковь телом Христовым. Впрочем, Сын и Слово Божие восприял человеческое естество и его обожил.

О. Георгий Флоровский, один из самых ярких православных богословов нашего времени, говоря о Церкви, говорит в частности следующее: «Невозможно нам с точностью дать определение Церкви, потому что, на самом деле, не существует никаких определений, которые могли бы претендовать на догматическую авторитетность. Мы не находим этого определения и у Отцов. Не дается никакого сформулированного определения и Вселенскими Соборами…нет необходимости ни в каком определении тому, что является само разумеющимся…Следует отойти от схоластической аудитории и обратиться в богослужению Церкви, а также вероятно следует заменить схоластическую богословскую диалектику графическим и метафорическим языком Священного Писания. Сама природа Церкви самым лучшим образом могла бы быть описана и изображена  для достаточного определения ее… Однако, вполне вероятно, что и это описание было бы вполне убедительным только для тех, кто принадлежит Церкви. Таинство становится понятным только через веру».

То, что мы не можем найти никакого определения, которое полностью раскрывало бы и передавало бы содержание Церкви, но только лишь то, что Церковь является телом Христовым, и что мы можем использовать различные образы для ее характеристического описания, об этом говорится почти что всеми современными богословами. Здесь я особо хотел бы упомянуть приснопамятного Иоанна Кармириса и Панайотиса Трембелу. Они считают, что мы не можем определить что такое Церковь, как это делают схоластические богословы Запада. И это потому, что, кроме всего прочего, Церковь эта реальность, которую мы переживаем, а не объект, который мы исследуем.

Кроме слова тело, которое используется как Священным Писанием, так и в учении Святых Отцов для того, чтобы декларировать Церковь, существуют различные образы, которые раскрывают ее как общение и единство христиан со Христом.

Свт. Иоанн Златоуст, ведя беседу о великом достоинстве Церкви, говорит, что она проявляется в многочисленных именах, которыми она обладает. Христос, который действительно является ее господином, ее Главой, имеет много имен. Он называется отцом, путем, жизнью, светом, камнем, основанием, дверью, безгрешностью, сокровищем, Господом, Богом, Сыном, Единородным, образом Отца, печатью Отца. Одно имя  оказывается недостаточным для того, чтобы понять все. «Но все это несметное число имен для того чтобы понять что есть Бог, оказывается весьма малым». То, что происходит со Христом, Который есть Глава Церкви, то же происходит и с Церковью, которая является Его телом. «Итак, обрати внимание на то, что и Церковь именуется разным образом». В Священном Писании она называется таким термином, чтобы явить ее прочность, она называется девой для того, чтобы указать на ее  нетленность, непорочность, царицей ради роскошности, бесплодной женщиной, которая рождает семь детей, для того чтобы указать на ее многочадие. В Священном Писании есть и много имен для того, чтобы указать на  свойства, а также на  характеристические особенности Церкви.

Прп. Максим Исповедник не дает определения для Церкви, но использует  многие образы. Среди многочисленных выражений встречаются и следующие: Церковь это «образ Бога», «образ видимых и невидимых сущностей существующего мира», «образ души».

Раскрывая это учение об этом единстве в Церкви, я полагаю, что не следует пренебрегать нам и тем, что говорится сегодня, то, что в действительности искажает то, чем в действительности является Церковь.

Многие говорят о Церкви, подразумевая иерархию, то есть только духовенство, в особенности епископов, которые являются чином Пастырства в Церкви, или только мирян, которые крещены во имя  Троичного Бога. Однако, эти мнения являются ошибочными  и выражают западное мнения  о Церкви. Думаю, что необходимо проделать широкий анализ этого явления с тем, чтобы разъяснить некоторые необходимые стороны.

Как мы несколько ранее говорили, Церковь это Тело Богочеловека Христа. Христиане это реальные члены этого Тела. Так что Церковь не может быть вовсе какой-то абстрактной организацией, ни абстрактным учреждением, но она является единством христиан во Христе. Однако христиане разделены на две основные категории, духовенство и мирян. Это различие не имеет связи с прерогативой, которая относится к степеням спасения, но имеет связь с тем, что в Церкви должны быть одаренные дарами благодати христиане, которые оказывают помощь другим по пути следования к обожению, тое есть пастыри, которые ведут народ.

Духовенство и миряне составляют народ Божий. Это, безусловно, не является абстракцией, и не связывается просто с Таинством Крещения, потому что  Крещение не изолируется от всей жизни Церкви. Прп. Симеон Новый Богослов сказал бы соответственно, что спасутся крещенные и настоящие верные. Впрочем, Крещение связывается с таинством Божественной Евхаристии. Так, когда мы говорим, что духовенство и миряне, живущие во Христе, составляют Церковь, то под этим понимается, что и духовенство и миряне связаны с мистириальной жизнью Церкви не магически, но аскетически. Это означает, что они связываются очистительной, просвещающей и боготворящей энергиями Бога.

В учении Святых Отцов вполне ясно свидетельствуется о  том, что три степени священства, то есть диаконство, пресвитерство  и епископство, связаны с тремя ступенями духовной жизни, которыми являются очищение сердца, просвещение ума и обожение. Это значит, что священство является плодом очищающей, просвещающей и обоживающий божественных энергий, либо, по крайней мере, оно связано с ориентацией в направлении к ним. Если же не существует ни того, ни другого, тогда священство не упраздняется, поскольку нет извержения из сана, но оно не отвечает требованиям пастырского служения.  Дело клирика является двояким. Первое, чтобы совершать Таинства, а второе, чтобы руководить верующих к переживанию Таинств. Но и миряне, для того, чтобы быть действительными членами Церкви и чтобы принадлежать Телу Христову, они должны быть причастными, или же подвизаться с тем, чтобы быть причастными очистительной, просвещающей и обоживающей энергиям Бога.

Это говорится при том условии, что Крещением мы вписывается в члены Церкви. Однако, если благодать Крещения не задействуется с помощью аскетической жизни, которая есть у Церкви, тогда мы не являемся ее членами. Свт. Григорий Палама использует образ сына царя. Он рождается во дворце и у него есть возможность стать царем, чтобы взойти на трон. Но если же Он окажется при смерти, то он это право теряет. То же самое происходит и с каждым человеком. При своем биологическом рождении он имеет возможность стать наследником имущества своего отца. Но если он прежде времени окажется при смерти, или удалиться из дома , то тогда, как бы то ни было, он теряет возможность наследовать блага. Христос говорит епископу Сардики: «Вижу твои дела, ты называешься живым, но ты мертв» (Откр. 3, 1).Несомненно, он имеет возможность покаяться, посему ему дается совет «бодрствуй» и «покайся», но в тот момент он был духовно мертв. Это не означат, что им не совершались Таинства, но он их совершал как мертвый.

Святой Николай Кавасила  говорит: «Мы живем жизнь и привлекаем на главу ее и в сердце освящение через Таинства», до тех пор пока мы связаны со Христом, до тех пока мы являемся Его членами, «плоть от плоти Его и кость от костей Его». Однако,  когда мы становимся мертвыми членами, тогда мы не можем вкушать жизнь. «если же мы оторвемся и всецело от падем от от Всесвятого Тела, то напрасно будем вкушать священные тайны; да не будем же проводить жизнь как мертвые и оторванные члены».

Так, в Церкви одни являются мертвыми членами, а другие живыми. Это различение, на мертвых и живых членов, наблюдается во всей святоотеческой письменной традиции Церкви. И преступлением будет то, если мы станем игнорировать всю эту традицию и учить, что членами Церкви являются все те, которые только приняли в Церкви святое Крещение. Безусловно, что есть и такие члены, которые совершенно оторваны от Церкви. Однако, некоторые члены имеют возможность стать ожившими по действию божественной благодати и благодаря собственному содействию.

В этом смысле говорится, что Церковь это духовная лечебница, больница, или, как называет Церковь свт. Иоанн Златоуст, «великая и чудесная гостиница». И как в больнице есть врачи, лекари и больные, то же происходит и в Церкви. Есть врачи, которые лично знают, что такое здоровье, что такое болезнь и каков способ лечения, есть и лекари, которые оказывают помощь врачам в деле лечения, а есть больные, которые принимают лечение.

В посланиях апостола Павла выявляется факт существования в Церкви прославленных, просвещаемых и частных лиц. Прославленные это достигшие обожения, которые причастны обоживающей божественной энергии, просвещенные это те, которые обладают даром умной молитвы, но еще не достигшие обожения, а частные лица это крещенные в воде, которые находятся в состоянии очищения и еще не приняли Святого Духа. Кроме этих категорий людей существуют и неверующие, которые еще вступили на ступень очищения, и не приняли Крещения.[3]

На этих основаниях Церковь Святыми Отцами называется народом Божиим, обществом Святых. То есть это не собрание людей, которые когда-то крестились и находятся в состоянии мертвости, но это общество благодатных людей. Так мы можем понять, что Церковь это жизнь, а не область идеологии. В этой перспективе прп. Иоанн Дамаскин называет Церковь «божественной системой», «народ святых», «народ Христа», «агнцы Божии, народ святой». В этом смысле, как говорит о. Георгий Флоровский, Церковь это священная общность, которая ясным образом отличается от «мира», что она святая Церковь. Апостол Павел, очевидно, использует слова «Церковь» и «Святые» как тождественные и синонимичные».

Следовательно, было бы ошибкой считать Церковь  за некую идеологическую, религиозную или магическую область, но ее необходимо считать за Тело Христово и за общество обожения. С помощью этих условий мы можем переживать в Церкви победу Христа над смертью. Если мы не умерщвляем смерть и центр смерти, которым является грех внутри нас самих, силой и действием Бога, если мы не становимся из мертвых живыми членами Церкви, то мы не сможем быть участниками в победе Христа над смертью, грехом и дьяволом. И тогда для нас все дело божественного домостроительства не будет реально существующим фактом, но просто неким историческим событием. Поэтому Церковь это место жизни, а не предмет исследования.

продолжение следует...

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

 

[1]Глава из новой книги митрополита Иерофея: «Ἐκκλησία καί ἐκκλησιαστικό φρόνημα»- Γ΄ Ἔκδοση. Ἱερά Μονή Γενεθλίου τῆς Θεοτόκου ( Πελαγίας). 2017.

[2] Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 15. О действованиях в Господе нашем Иисусе Христе

[3]



Подписка на новости

Последние обновления

События