Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Православные эксперты и ученые обсудили проблемы современного духовного образования и богословской науки

 

10 декабря 2016 г. Аналитический центр свт. Василия Великого успешно провел круглый стол «Православное церковное высшее образование в современном мире». Форум, проходивший в здании Синодального отдела по Взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными Органами Русской Православной Церкви, собрал известных священнослужителей, ученых, экспертов, представителей ведущих духовных и светских ВУЗов и многих, кто с глубокой озабоченностью относится к состоянию современного теологического образования в России.

img_0683
Представители Аналитического центра свт. Василия Великого — Е. О. Иванов, М. С. Козлов-Шульженко, диакон Илья Маслов
img_0433
М. С. Козлов-Шульженко, соучредитель Аналитического центра свт. Василия Великого

Открывая собрание, соучредитель Аналитического центра свт. Василия Великого — Максим Сергеевич Козлов-Шульженко обратил внимание, что не только теология, но и вся привычная нам сфера образования и науки находится сегодня в системном кризисе — в ситуации постмодерна. «Пациент глубоко болен. Мы в состоянии эпистемологического анархизма, когда присутствует фундаментальный плюрализм равноценных интерпретаций», — подчеркнул Максим Сергеевич. По его убеждению, политика в церковно-образовательной среде может быть выстроена по трем сценариям: архаизация богословских знаний (концепт т.н. «нового средневековья»); модернизация и вестернизация теологии, что мы наблюдаем сегодня в связи с участием в Болонском процессе; и возрождение русской православной академической богословской школы (дореволюционного опыта Киевской, Казанской, Московской Духовных Академий). Выбор пути русского богословия сегодня вновь остро стоит перед нами. «Богословская наука, на наш взгляд, должна исходить из нашей собственной традиции», — заключил представитель Аналитического центра.

img_0459
Прот. Максим Колесник, выпускник трех духовных школ

После вступительного слова первым докладчиком был протоиерей Максим Колесник — настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских (г. Домодедово), выпускник Московской Духовной Семинарии и Академии, Аспирантуры ОВЦС, Общецерковной аспирантуры и докторантуры. В своем докладе «Реформа духовного образования» о. Максим рассказал об этапах реформирования духовных школ в новейшей истории Русской Православной Церкви. Первая реформа была проведена в 1998 г. и направлена на оптимизацию двухступенчатой системы церковного образования — 4 года семинарии и  3 года академии. Вторая, наиболее пагубная, как считает прот. Максим Колесник, для традиционного духовного образования и воспитания реформа началась в 2009 г. по инициативе митрополита Илариона (Алфеева), целью которой было включение отечественных духовных школ в международную Болонскую систему образования. Священнослужитель отметил ущербность учебной программы Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД), где из 13 предметов 8 академических часов отдается изучению современных языков, а 5 часов — остальным дисциплинам, среди которых 1 час — на философию, 1 час — спецсеминар и всего 3 академических часа остается собственно на богословские предметы. «Такая система кого может готовить? — спрашивает о. Максим, — Она может готовить либо «утечку мозгов», либо специалистов по «диалогу» с инославными».  Болонская система готовит узких специалистов в рамках одной или нескольких компетенций и ОЦАД  идет по этому пути — «к внешнему богословию, оторванному от жизни», утверждает о. Максим. Проанализировав пагубность участия светских российских ВУЗов в Болонском процессе, прот. Максим Колесник справедливо задался вопросом: зачем духовным школам подражать той системе современного международного образовательного стандарта, который уже признан большинством экспертов и педагогов ущербным для отечественного образования.

img_0480
И. С. Вевюрко — разработчик концепции круглого стола по проблемам духовного образования

Автор идеи и концепции проводимого мероприятия, эксперт Аналитического центра свт. Василия Великого, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, канд. филос. наук — Илья Сергеевич Вевюрко выступил на тему: «Вопрос об истине в современном церковном образовании». По опыту преподавания не только в светском, но и в церковном университете (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) Илья Сергеевич указал на серьезную проблему современной теологии — отказ от своего «трансцендентного предмета» изучения. «Современный мир требует от нас ответов по целому ряду вопросов.  Однако, ни одной значимой попытки пересмотреть основания современной гносеологии и эпистемологии с точки зрения строго православных позиций до сих пор не предпринято», — заявил докладчик, -Духовные школы возглавляются сегодня скорее менеджерами, чем духовными людьми». Философ выдвинул три постулата по изменению отечественного богословского образования в сторону большей церковности:

1. необходимо продолжить и довести до конца церковную полемику по теме «согласия отцов»;

2. развернуть дискуссию об основаниях истины церковной науки и о самом понятии церковной науки (целесообразна ли церковная наука, если она не ведёт к истине?);

3. изучить методологию и дух дореволюционной богословской школы.

20161210_130303
Прот. Всеволод Чаплин о «теологии приспособления»

Протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот (г. Москва), член Общественной палаты Российской Федерации, кандидат богословия, обратился к собравшимся с докладом «Опасность диктата «теологии приспособления» — старой, новой, будущей». Как и предыдущий выступающий, о. Всеволод остро поставил вопрос об истине в современном религиозном пространстве: «Религия, которая не претендует на истину, абсурдна. Её место только в супермаркете антихриста». По определению о. Всеволода, «теология приспособления»  — это «богословие», сформированное и сформулированное в ненормальных условиях прошлого столетия: или в эмиграции под западным влиянием, или в условиях приспособленчества к советской действительности. В выступлении прозвучало резкое осуждение «ревизии» Священного Предания в современном богословии, когда совершенно произвольно и в угоду «мiру сему» часть Предания признается боговдохновенной (вечной), а остальное — «преданием второго сорта» (историческим наслоением). Как утверждает о. Всеволод, именно те «богословы», которые придумали в 20 веке такое искусственное деление единого церковного Предания, проводят в богословский дискурс такие антихристианские тенденции, «как квазипацифизм, как релятивизация истины, как сотериологический агностицизм (якобы мы не знаем, спасутся ли неверующие и нехристиане)». Коснулся известный пастырь и такой проблемы, как межконфессиональные контакты в пространстве высшего церковного образования. «Важен вопрос об обучении студентов в западных странах. Люди, учившиеся богословию на Западе, не менее опасны, чем прошедшие обучение в террористических ячейках на Востоке», — заключил о. Всеволод, заметив, что стажировку на теологических факультетах западных ВУЗов могут проходить лишь преподаватели, люди с уже сформировавшимися взглядами, но никак не молодые семинаристы, не имеющие, как правило, мировоззренческого иммунитета перед западными ценностями.

20161210_131634
А. Г. Зоитакис о греческом богословии — вчера и сегодня

Анализу ситуации в греческом богословском образовании был посвящен доклад  «Опыт преподавания богословских дисциплин и патрологические исследования в греческих государственных учебных заведениях», который подготовил Афанасий Георгиевич Зоитакис, заместитель главного редактора Издательского дома «Святая Гора», канд. ист. наук. Как отметил Афанасий Георгиевич, в 19 столетии традиционная греческая богословская школа переживала как упадок, так и возрождение. При первом президенте Греции — Иоанне Каподистрии — была предпринята попытка «сохранения традиционного высшего церковного образования, а также он разработал церковно ориентированную программу для светских вузов». После убийства Каподистрии при прогерманском короле Греции Оттоне Первом реформы по возрождению самобытного греческого богословия — «филокалии» — были свернуты. «Происходило разделение Св. Предания на «первый» и «второй» сорт, забвение монашества. Шла борьба с византийским наследием… Было разрешено только светско-богословское образование, ставшее калькой с германского», —  констатирует Афанасий Георгиевич.  Как реакция на это возникает «народное богословие», ориентированное на святых Отцов. По словам докладчика, 20 век принес значительные перемены в греческую богословскую мысль: «Новый расцвет монашества оказал сильное влияние на богословское образование. Произошел отход от схоластики, позитивизма, утверждается взгляд на образование со святоотеческой, филокалической позиции». «Однако борьба в образовательной сфере в Греции продолжается. Уживаются разные тенденции и взгляды», — подытожил свое выступление Афанасий Георгиевич.

20161210_132634
Прот. Андрей Хвыля-Олинтер много лет работал в системе обеспечения информационной безопасности нашей страны

Острой критике Болонскую систему образования и включение в нее церковных ВУЗов подверг  протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, доцент Академии управления МВД РФ, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, канд. юр. наук. В своем выступлении «Образование кого и для чего (проблема идентичности и зависимости поведения  при подготовке священнослужителя)», которое сопровождалось видео-презентацией, священнослужитель как многолетний специалист в области духовно-религиозной безопасности однозначно заявил: «Болонская система направлена на разрушение культурной и образовательной идентичности. Фактически это деятельность новой секты, самовольно трактующей и фальсифицирующей объективные духовные законы». Отец Андрей отметил, что элитарные ВУЗы на Западе (Оксфорд, Кембридж, Сорбонна и др.)  отказались участвовать в Болонском процессе, сохранив, таким образом, свою идентичность. Говоря о специфики обучения и воспитания в духовных и светских высших школах, о. Андрей сказал: «Светская и церковная системы образования основаны на принципиально разных концептуальных задачах. Соблазн их сближения есть отход от Православия».

img_0513
Фрагмент презентации доклада о. Андрея
img_0526
С. Ю. Вертьянов: «Никогда на нашей земле не будет доказано, что человек произошёл от обезьяны»

Одну из самых острых проблем соотношения святоотеческого богословия и т.н. «научной картины мира» осветил Сергей Юрьевич Вертьянов, преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии, канд. физ.-мат. наук, в своем докладе «Сотворение мира и дарвинизм». Кризис образования, по мнению ученого, связан с тем, что «мы не читаем и не понимаем святых Отцов». Высказался Сергей Юрьевич и о распространенном в современной теологии «христианском эволюционизме»: «Если мы в угоду современным учениям, прежде всего дарвинизму, будем пересматривать библейские и святоотеческие тексты, то Библия превратится в сказки, фольклор. Теория эволюции – в чистом виде идеология в науке». «Надо направить наши усилия на подтверждение истин христианства, чтобы священники могли озадачить людей, приходящих к Церкви, достоверным научным материалом. Иначе мы может потерять человека», — заключил свое выступление Сергей Юрьевич.

img_0552
Диакон Илья Маслов об «экуменическом пленении» нашего богословия

Старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого — диакон Илья Маслов поделился с собравшимися своими размышлениями на тему: ««Экуменическое пленение» современного православного богословия: поиск альтернативы». Сотрудник Центра обратился ко всем участникам круглого стола с вопросом: «Какого выпускника готовит современный столичный церковный ВУЗ?». Исходя из собственного опыта обучения в двух московских православных университетах и преподавания философско-богословских дисциплин в разных учебных заведениях столицы, о. Илья пришел к неутешительному выводу: «Сто лет назад наши богословы писали о «западном пленении» русского богословия — схоластикой и католиками, а сегодня мы приходим к тому, что нас пленили экуменической мыслью. Среднестатистический выпускник православных богословских институтов и университетов сегодня – экуменист». Такой выпускник плохо знает святоотеческое наследие, дурно разбирается в философии, зато «любит порассуждать о «несторианстве» прп. Исаака Сирина, о сложном отношении к оригенизму, о якобы неопределенности границ Церкви и т.п.». Болонская система, по мнению диакона Ильи, втягивает наши духовные школы в экуменическое движение. «Современная западная теология – это фальсификация самого слова «теология», — говорится в докладе, — Посмотрите что делается в этой сфере на Западе — теология «смерти Бога», квир-теология (в защиту секс-меньшинств), «слабая теология» Джона Капуто — мы этому постмодерну хотим подражать?» Говоря о необходимости выдвинуть альтернативный проект по разработке стандарта богословского образования, о. Илья призвал всех участников форума к объединению усилий: «Мы должны объединяться и на строго святоотеческих основаниях разрабатывать новый образовательный стандарт».

img_0626
М. В. Таланкина пригласила всех работать над стандартом по теологии

Тему образовательных стандартов по теологии в системе государственного образования продолжили представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) — Медведева Анастасия Алексеевна, преподаватель богословского факультета ПСТГУ, с докладом «Федеральный государственный образовательный стандарт по теологии: проблемы становления» и Таланкина Мария Владимировна, учёный секретарь Федерального учебно-методического объединения по теологии, преподаватель ПСТГУ, выступившая на тему: «Богословское образование: приоритет содержательных вопросов во время «перманентной реформы» высшей школы». «С получением паспорта научной специальности теология не избавилась от своих внутренних проблем и противоречий. Проблема теологии в том, что она не может быть тематически ограничена и тем самым как бы покрывается другими науками, — считает А. А. Медведева, — Проблема в незрелости теологии как профессии, научной специальности».  М. В. Таланкина призвала всех собравшихся экспертов и ученых вместе работать над образовательным стандартом по теологии: «Существует острая потребность в отчётливом высказывании церковного сообщества в отношении развития богословской науки. Высказывание на языке диссертаций и монографий. Здесь представляется продуктивным шагом мобилизация наследия отечественного академического богословия».

img_0656
О. А. Ефремов считает, что теология должна быть свободна от Министерства образования и науки

Живую дискуссию  в зале вызвало контрастное по отношению к предыдущим ораторам выступление доцента кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, канд. филос. наук — Ефремова Олега Анатольевича. В своем докладе ««Светское» и «духовное» в системе современного отечественного высшего образования» Олег Анатольевич высказался против включения теологии в государственные образовательные стандарты и выступил сторонником независимости религиозного образования от государства.  «Не следует думать, что если мы будем проталкивать конфессиональные моменты, то мы что-то получим. Это плохо для самой конфессии. Образование должно быть светским, если оно государственное. Религиозное образование должно быть негосударственным. Вызывает настороженность попытка внести сегодня в образование конфессиональные компоненты. Считаю нелепым финансирование конфессионально ангажированных специальностей за счёт государства. Это невыгодно и государству, и конфессиям», — считает доцент МГУ. При этом он видит выгоды для самой теологии в случае отделения ее от государственных стандартов: «Теология – это наука в другом, особом смысле. Почему мы даём право государству контролировать теологию? Должна сохраняться свобода богословской мысли». По вопросу, как понимать принцип «светскости» государства и государственного образования, с Олегом Анатольевичем поспорили прот. Всеволод Чаплин, В. П. Семенко и И. С. Вевюрко.

«О месте философии в системе образования» ярко и неоднозначно рассуждал Олег Эдуардович Петруня — доцент кафедры философии и социальных коммуникаций Московского авиационного института (национальный исследовательский университет), канд. филос. наук. Кризис современной теологии, по мнению Олега Эдуардовича, связан с отсутствием «субъекта теологии». Докладчик также критично настроен к т.н. «научности» богословского знания: «Теология не может быть «научной» по принятой структуре знания. Теология выше науки в этом смысле».

img_0584
О. Э. Петруня: «Богословие науки — это бред»

Олег Эдуардович считает, что нам необходимо вновь бороться за византийское святоотеческое наследие: «Борьба за Византию – это борьба за родное, за Родину. Потому что Запад пытался присвоить себе и порфиру, и двуглавого орла, и Истину. Мы не должны отказываться от святых Отцов только потому, что это не согласуется с какими-то современными представлениями».

img_0603
И. В. Анненкова о «безграмотной» Образовательной концепции РПЦ

Ирина Васильевна Анненкова — доцент кафедры стилистики русского языка МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики, проф., д-р филол. наук — обратила внимание участников и гостей круглого стола на Образовательную концепцию Русской Православной Церкви. По мнению специалиста, документ крайне «сырой», стилистически и даже юридически безграмотный. В докладе ««Образовательная концепция Русской Православной церкви»: критические замечания» Ирина Васильевна озвучила следующие казусы: «Образовательная концепция РПЦ принимает идею образования как услуг. Но мы ни в коем случае не должны рассматривать образование как услуги. Касательно Предания. Важна иерархия – сначала Евангелие, потом Предание. А в документе наоборот. Ничего не говорится об усилении современных языческих культов. Хочу обратить внимание на приоритеты этого документа: в них не включено Священное Писание. Не сказано о формировании образа РПЦ и её образования в СМИ. Сегодня, хотим мы или не хотим, культура медиацентрична».

Известный общественный деятель, публицист, главный редактор Информационно-аналитического портала Amin.su — Владимир Петрович Семенко развил тему постмодерна в образовании на примере внедрения в церковное пространство сомнительных форм миссии, связанных с «пропиской» различных субкультур в Церкви. В своем выступлении — «Ложная модель миссии как одна из главных проблем в реформировании конфессионального образования в РПЦ» — Владимир Петрович дал следующий анализ ситуации: «В модерне не было представления об отсутствии абсолюта, истины. В постмодерне другая ситуация. В постмодерне нет единого стержневого смысла культуры. Чтобы Церковь обрела «успех» в мире постмодерна, снижают «планку» (меньше молитв, постов, богослужений и т. д.). Удары врагов тем увереннее, чем глубже они знают Церковь».

img_0614
В. П. Семенко о постмодернистской миссиологии

Аналитик подверг резкой критике официальный учебник по миссиологии, который был составлен под влиянием скандально известного протодиакона Андрея Кураева. Именно постмодернистская идея о «впечатывании» своего смысла в чужой текст стала лейтмотивом современной миссиологии РПЦ. «Процессы в образовании связаны с этой гносеологической революцией, революцией в сознании. Люди, инициирующие реформы, обладают другим устроением сознания. Пока мы не перестроим саму матрицу, ничего не изменится», — подвел итог Владимир Петрович.

В завершении форума Аналитический центр свт. Василия Великого предложил всем участникам и гостям круглого стола направлять свои инициативы по решению проблем с современным высшим церковным образованием в адрес Центра и вместе работать в этом направлении.



Подписка на новости

Последние обновления

События