Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

СВЯЩЕННАЯ МИТРОПОЛИЯ г.ПИРЕЯ

ОТДЕЛ ПО ЕРЕСЯМ И ПАРАРЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ΙΕΡΑ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΣ ΠΕΙΡΑΙΩΣ

ΓΡΑΦΕΙΟ ΕΠΙ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ ΚΑΙ ΤΩΝ ΠΑΡΑΘΡΗΣΚΕΙΩΝ

 

Εν Πειραιεί τη 25η Ιανουαρίου 2016

Вероисповедническое измерение православного монашества и современная действительность

Η ΟΜΟΛΟΓΙΑΚΗ ΔΙΑΣΤΑΣΗ ΤΟΥ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΜΟΝΑΧΙΣΜΟΥ ΚΑΙ Η ΣΥΓΧΡΟΝΗ ΠΡΑΓΜΑΤΙΚΟΤΗΤΑ[1]

Сегодня достаточно часто духовенство разных степеней и уровней, патриархи и епископы, но даже и миряне и академические богословы высказывают мнение и придерживаются взгляда, что миссия монашества состоит в том, чтобы руководствовать тех, кто отрекся от мира и последовал равноангельному жительству, направленного на очищение, просвещение и обожение. Что монахи должны заниматься исключительно трезвением и молитвой. Они никогда не должны прерывать своего жительства в безмолвии, дабы быть чадами совершенного послушания, (ибо добродетель послушания является основой монашеского жития), к своим пастырям, игуменам, епископам, патриархам, пусть даже в таких случаях, когда они не правят слово истины. Утверждается даже и такое, что монахи не должны интересоваться вопросами относящимся к ересям, противодействие которым возлагается  на ответственность епископов или на иные подходящие личности, которые ими для этого назначены.

Такого рода образ мышления, который желает монаха жестко заключить в рамки личного подвига-борьбы за освящение своей души нетрудно увидеть и услышать в наше время  в беседах многих патриархов и епископов, когда они касаются непосредственно церковных прав монахов. Это, например, относится к Его Всесввятейшеству Вселенскому Патриарху г. Варфоломею, когда он наносит свои визиты на Святую Гору Афон и обращается со словом к святогорским отцам. Все его слова носят исключительно характер замечаний и напоминаний об обязанности, которую имеют святогорские монахи, дабы достичь посредством аскетического подвига освящения и обожения.

 Тем не менее, эта точка зрения, хотя она и кажется благонравной для тех, которые не знают действительного характера монашества, но она не может быть оправдана ни творениями наших Святых Отцов, ни житиями наших преподобных отцов, не тем более церковной историей. Но она, прежде всего, не сможет найти себе основания ни в учении Господа нашего, Который требовал от всех своих учеников, чтобы они с дерзновением исповедовали Его имя. Несомненно, монахи долны быть чадами послушания, но это не означает, что они являются бессловесным стадом и по своей сути безволвным. Как истинные чада послушания евангельским заповедям, они вовсе не могут следовать за теми пастырями, которые «не входят дверью во двор овчий, но перелазуют инуде», то есть мысляющими еретически, поскольку такого епископа рассматривают как «вора и волка» (см. Ин. 10, 1)

Вполне достаточной является одна из простых страниц нашей церковной истории или жития святых для того, чтобы убедиться в том, что монахи не вели борьбу только за свою персональную святость, но параллельно они считали своей обязанностью бороться против ересей их времени и жертвовать собой ради Православной веры. Безусловно, в многочисленных случаях были и главные или исключительные защитники веры. И если говорить точно, то монахи во времена мирные для Церкви вели аскетический образ жизни, подвизались ради достижения добродетельности, однако же во времена борьбы Церкви с ересями, они вели с рассуждением и смирением борьбу за церковный этос и сознание, но и делали это с ревностью и в духе самопожертвования, для того чтобы не исказилась, но оставалась неизменной «изначально переданная святым вера»(Иуд. 3) Прп. Феодор Студит известный своей аскетической жизнью, но и своей борьбой против ересей и теми гонениями, которые он претерпел во время ереси иконоборчества, касательно данного вопроса давал следующее наставление: «Это заповедь Господа, когда вера находится в опасности из-за ересей. Поскольку она гласит – необходимо говорить, а не молчать, ибо если кто отступит, то к тому не благоволит не благоволит душа Моя (Евр.10, 38), а если они будут молчать, то камни возопиют (Лук. 19, 40). Так что когда  вечь идет о вере, то мы не можем говорить: Кто я? Священник? Никогда. Начальник? И  он никогда. Воин? Пахарь? Но и он также никогда. Бедняк заготавливающий пищу только на один день. Я не прекращу говорить слово и мыслить по данному вопросу. Напротив того, камни возопиют, а ты что пребудешь в молании и беспопечительности?...Так что и этот бедняк лишен всякого оправдания в день суда, поскольку теперь он не говорит и поэтому он достоин осуждения и даже только по этой причине».[2]

Как весьма прекрасно замечает архимандрит о. Георгий Капсанис, приснопамятный игумен священной обители Григориат на Святой Горе, борьба монахов это не просто борьба против еретиков. «Это борьба за то, чтобы осуществить в самих себе и явить собой полноту Истины и Жизни, которая существует в Церкви… Дабы не сделать тщетным слово о Кресте. Не исказить Евангелие. Дабы не богословствовать нам, согласо словам свт. Григория Богослова, по аристотелевски (схоластически), но по рыбарски (по-апостольски). Дабы ным не утратить способность к обожению и созерцаию Нетварного Света, и принимать тварную благодать. Дабы Церковь не отпала от тела Христова и не прекратилась в антропоцентрическую организацию». («Ορθόδοξος Μοναχισμός και Άγιον Όρος, σελ.45)

Жетвенный характер монашества, их героизм и самопожертвование, муки и изгнания, которые они претерпевали во время напряженной борьбы с ересями, а в завершении их мученическая смерть – все это мы сравниваем с мучениями древних великих .мучеников Церкви во время первых трех веков гонений. Отличие состоит в том, что теперь гонителями не являются более римские императоры идолопоклонники, но «христиане». Ими являются еретические императоры, военачальники, епископы, и даже патриархи! Борьба идет против «христиан»!

Далее мы представим несколько только случаев, (из многих), из жизни преподобных  и отцов нашей Церквикоторые параллельно с подвижниками–аскетами боролись с орномной ревностью и духом самопожертвования против ересей. А в этом проявилась и иное измерение Монашества, вероисповедническое, о котором  стрательно умалчивается экуменическими кругами, (по вполне очевидным и понятными причинам), в то время как представляется в одностороннем порядке и до пресыщения только аскетическое его измерение.

Мы начнем с прп. Антония Великого (4в.), который часто приходил в Александрию для того, чтобы подкрепить антиеретическую брьбу Церкви во времена страшной ереси Ария. Он считат своей обязанностью и своим долгом иногда покидать место своего личного подвига и соединять свои силы с силами мирян Церкви ради того, чтобы сохранить Православие. Как нам говорит свт. Афанасий Великий, который написал его житие: «Когда ариане распространили ложь, что и он также мыслит, как и они, вознегодовал и рагневался на них. Затем по просьбе епископов и всех братьев, он спустился с горы. Итак, как только он пришел в Александрию, он публично осудил ариан, говоря, что эта ересь является самой ужасной и предтечей антихриста» (Βίος και πολιτεία του οσίου πατρός ημών Αντωνίου, PG26,909Β-912Β). В то время, когда на Александрийской кафедре был арианский патриарх Григорий Каппадокиец, гонения на православных достигли своего апогея. Как нам сообщает свт. Афанасий в своем окружном послании: «Святые и непорочные девы раздевались и обирались, и к ним было неподобающее отношение. Если конечно же происходило противостояние, то этой их жизни уродала опасность. Монахи попирались и умирали, а некоторые разбегались здесь и там, других же убивали мечом и дубинами, а других вновь побивали, нанося им травмы» (ΒΕΠΕΣ, τομ. 30, σελ.196-197). В то время, когда на престоле Александрии был арианский патриарх Лукион, многие монахи, которые жили в монастырях и скитах, которые распологались вокруг Александрии, изгонялись. Все те монахи, которые имели настолько горячее, цветущее и вероисповедное сознание, так что если «появлялась нужда, то они предпочитали преимущественно смерть, были готовы к ней, нежели принять какое-то изменение, пусть даже и единственное в православных догматах Собора в Никеи» (Νικηφόρου Καλλίστου, Εκκλησιαστική ιστορία, PG146,653B-D).

В то же время лидерство в антиеретической борьбе против арианства в Каппадокии и в обширной области диоцеза Восток восприял на себя свт. Василий Великий вместе со своими соратниками свт. Григорием Богословом, свт. Григорием Нисским и свт. Евсевием Самосатским. Свт. Василий Великий, обладая сам опытом аскетического подвига и монашеской жизни, питал особую любовь и почтение к монахам, которым в разных письмах он восхвалял и побуждал их мужественно терпеть гонения и невзгоды из-за ариан. В одном из таких писем  к монахам Верии, он писал: « Я восстенал, когда услышал как поднялосьал против вас это зверское гонение и что вы в… (Ис. 58, 4), напали сразу же после Пасхи на ваши жилища и предали огню ваши труды» (PG 32, 944Α) Другим же монахам он писал: «Я вас умоляюпрежде всего помните веру Отцов и не колеблетесь в ней из-за тем, которые стараются разружить ваше безмолвие. Впрочем, вы прекрасно знаете, что не только правильое жительство приносит ему пользу, если же вы не просвещены правой верой в Бога, но  и не православное исповедание вам придется представить пред Господом, если вы лишены благих дел. Напротив  необходимо чтобы сосуществали оба для того, чтобы человек был всецело божиим и жизнь наша не должна быть искалеченной по причине неостатка» (PG32,1040Α).

Авва Феодор из Ферми наставлял, что необходимо оказывать помощь ем, которые впали в ересь, дабы они возвраились к правой вере. Однако же если они не обратятся. Но мы не бдум иметь более дружбы с ними, дабы нам не совратиться в их заблуждение (Το Γεροντικόν σελ.39). Святой Ефрем Сирин осуждал ереси Саввелия и Ария «и вел также весьма сильную брань против догматов Аполлинария, так что он сделал все, что бы с корнем вырвать их и христианской души. Он даже совершенно заградил уста беззаконных еретиков многими аргументами и святоотеческими писаниями» (Εγκώμιον εις τον όσιον πατέρα Εφραίμ, PG 46,825C-828A).

Из преподобных Отцов, которые боролись против несторианства, мы вспомним прп. Ипатия, прп. Далмата, прп. Исидора Пелусиота, прп. Марка подвижника, прп. Кассиана Римлянина, прп. Нила Мудрого и др. Из истории борьбы монахов  с монофизитством мы вспомним прп. Авксентия, прп. Евфимия Великого, прп. Савву Освященного, прп. Геласия, прп. Симеона Стопника, прп. Даниила Столпника и др. Из периода борьбы монахов во времена монофелитства мы вспомним прп. Софрония, прп. Максима Иссповедника и др. А из времен борьбы с ересью иконоборчества  мы вспомним свт. Германа Патриарха Константинопольского, прп. Иоанна Дамаскина, прпмч. Андрея Критского, прпмч. Стефана Нового, прп. Феостирикта Исповедника, прп. Анфусу, прп. Феодора Студита, прп. Феофана Сингрианского, прп. Феофана и Феодора Начертанных и др.

Из борьбы монахов против Папизма, мы упомянем о преподобномучениках Святогорских Отцах при латиномудрствующем патриархе Иоанне Векке мученически пострадавших. Святая Гора в ту эпоху (13 столетия) становится сильным волнорезом во вермя наятощего шквала латинизации Православия. Немного позже (14 в.) свт. Григорий Палама становится великим поборником Православия, его защитником против чванливого надмения Папизма и непреоборимым защитником православной исихастской традиции. В 15 столетии появляется святой Марк, епископ Ефесский Евгеник, который, происходя из монашеской среды, дал великий бой против Папизма во время работы Ферраро-Флорентийского собора (1438-39), а позднее в монастырях, куда он ссылался в качестве изнанника, для того чтобы не использовали предательское определение этого лжесобора.

В темные годы турецкого владычества, когда с одной стороны шел процесс исламизации, а с другой – латинизации от многочисленных «миссионеров» Папизма и Протестантизма, которые нансеслы огромный ущерб, наши православные монастыри были мощными крепостями для тохранения нашего Павославия. Мученик и равноапостольный святой Кома Этолийский (1714-1779) оставил свое безмолвие на Святой Горе и пришел в мир для того, чтобы помочь ушнетаемому нашему народу, который находился в опасном состоянии из-за исламизации и латинизации. Он пришел и проповедовал, что все веры, кроме Православия, являются фальшивыми. После освобождения из под турецкого ига, была предпринята гигантская попытка в виде инициатив чуждой династии Баварских властителей, папистов и протестантов озападнить Православие. Они пришли из Баварии (современная южная Германия), в шане окровавленное от войн отечество, чтобы освободить нашу страну и чтобы ей управлять. А поскольку они усмотрери, что их попыткам огромное противодействие оказывают монастыри, то они дали приказ закрыть монастыри. И тогда в освобожденной Греции было зарыто 450 монастырей.

Важно упомянуть и той серезной роли, которую имели православные монастыри в Советстком Союзе, и в целом в странах Восточной Европы, в которых господствовало одно из самых страшых гонений, где Церковь была принана в последние столетия. С те столь трудные времена марксистской идеологии монастыри были первыми бастионами Церкви, прибежищами для гонимых верующих, которых угнетали жестокие безбожники-марксисты. Мы напомним о случае с великим святым и Исповедником Сербской Церкви прп. Иустине Поповиче, который, который был выслан и жил изолированно в монастыре Челие в южной Сербии, он дал бой атеизму и Экуменизму.

В конце 20 столтия против последней великой ереси, которая появилать в то столетие и продолжает терзать до сего времени Церковь, всеересь Экуменизма, то вновь монахи были главными защитниками Церкви. Выше мы уже  упомянули о святом Иустине Поповиче, который был первый мощный противник Экуменизма. Мы таже упомянем о святом Паисие Святогорце, преподобном Филофее Зервакосе, о приснопамятном о. Афанасии Митиленее, о приснопамятном о. Георгие Капсанисе, и др. Также мощным было противодействие святогорского монашества по причине появившихся ересей в течение трех лет 1970-1973гг, когда восемь святогорских монастырей, все скиты и большинство келлий прекратили поминовение Вселенского Патриарха Афинагора, (а позднее Димитрия), имея для этого повод в антиканоничном снятии анафем 1965года и в экуменических прорывах в отношении к Папизма и Протестантизма...

 

   ©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год.

http://aktines.blogspot.ru/2016/01/blog-post_725.html

 

[1] (из перевода статьи исключена последняя часть сатьи, которая нами не переведена по общецерковным соображением, дабы не принести вред нетвердым в вере) Это 2 небольших параграфа, затрагивающих современную реакцию на проведение т.н. «Святого и Великого Собора» на о. Крит в июне 2016г.

 

[2]  Epist. LXXXI- Pantoleoni Logothetae PG. t. 99, 1321A-C



Подписка на новости

Последние обновления

События