Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

   VI ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Η ΕΚΚΛΗΣΙΟΛΟΓΙΚΗ ΔΙΑΣΤΑΣΗ

ΤΗΣ   Στ΄ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗΣ  ΣΥΝΟΔΟΥ

 

Протопресвитер Анастасий Нгоцопуло

Πρωτοπρ. Αναστάσιος Γκοτσόπουλος

14 (27  по гражданскому календарю) сентября наша Церковь вместе с праздником Воздвижение Честного Креста воздает «почтение» и другому «воздвижению». Воздвижению истины нашей Веры над заблуждением и ложью.

Как мы читали в Синаксаре праздника Креста в этот же день совершается празднование Святого VI Вселенского собора 170 Святых Отцов, которые осудили ересь монофелитства. Праздники памяти Вселенских Соборов  это не просто воспоминание некоего события, факта, но преимущественно напоминание о живительном вкладе в святоотеческий путь Церкви Христовой.

 Поскольку  великий праздник Воздвижения Святого Креста неизбежно принижает значение праздника в честь святого VI Вселенского собора ради того, чтобы, прежде всего, почтить праздник, то Отцы Церкви определили перенести память Вселенского собора на первую Неделю после Воздвижения (Типикон свт. Симеона Солунского). Таким образом,  и  VI Вселенский собор, как и I, IV, VII празднуются в воскресный и празднично-торжественный день.

Прежде чем мы сможем понять и осознать всю глубину экклесиологического измерения  VI Вселенского собора, давайте в начале обратим наш взгляд на некоторые его исторические особенности: Собор был созван в ноябре 680 года в Трулльском дворце, в Константинополе при участии на нем 170 Отцов с Востока и Запада. Участники собора  подтвердили богословское определение IV Вселенского Собора и богословствовали, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек, в одной ипостаси (одном лице), и есть Богочеловек.

В лице Господа Иисуса ипостасно соединяются, то есть в единое лицо, в Лице Бога Слова, божественная и человеческая природы нераздельно, неизменно, неразлучно и неслитно. Собор также учил о том, что поскольку Христос имеет две совершенные природы, божественную и человеческую, то Он обладает двумя природными желаниями и двумя энергиями-действиями(божественной и человеческой), о чем свидетельствуют и сами Евангельские повествования. То есть, в личности Богочеловека неповрежденно сохраняются и человеческая и божественная воля и действие.

 Собор Святых Отцов осудил христологию монофелитов, которые учили, что Христос имеет только одну, божественную волю и действие, а не имеет человеческую, иными словами Христос не является совершенным человеком. Шестой Собор по сути оправдал богословие и борьбу свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, а в особенности прп. Максима Исповедника против ереси  монофелитства.

 

 

 

Святой Максим Исповедник (580-662), был вначале игуменом Хрисопольского  монастыря близ Константинополя и вел борьбу в течение многих лет без "высшей" церковной поддержки, в то самое время, когда патриархаты Востока (Константинопольский, Александрийский и Антиохийский) под  давлением  императора-монофелита Константина II (641-668) приняли ересь.

Прп. Максим, не занимая никакого особого места в церковной иерархии, был простым монахом, не был даже священником – он воздвиг  свое богословие один против «официальной Церкви». Святой максим был «величайшим богословом, который  запечатлел своей борьбой свою смелость и храбрость, а богатством своих творений он внес значительный вклад в опровержение монофелитской ереси».

Святой Максим с его верным учеником и соработником, священником Анастасием, он обошел землю и море от Константинополя до Рима, чтобы защитить правду и добиться соборного осуждения ереси Собором в Риме под председательством  православного папы свт. Мартина Исповедника. Возвращаясь в Константинополь, он подвергся страшным  пыткам (ему отрезали язык и пальцы на правой руке) и он умер после многих злостраданий в изгнании. Он не дожил до участия  на VI Вселенском Соборе, однако благодаря его мученической борьбе за Православие и за богодухновенное богословие было дано вдохновение для созыва этого Собора и для него был заложен фундамент. Те же пытки вместе с прп. Максимом пережил и его соработник священник Анастасий и его ученики Феодор, Евпрепиос и Анастасий монах, память которых Церковь совершает 20 сентября

Как мы читаем в Синаксаре праздника, VI Вселенский Собор осудил, как еретиков,  7 патриархов и других епископов. Они были, как еретики, преданы анафеме, извергнуты из сана и изгнаны из Церкви Христовой:

• Папа Римский Гонорий (625-638)

• Все четыре Вселенских Патриарха, Константинопольский Сергий (610-638), Пирр (638-641, 654), Павел II (641-653) и Петр (654-666)

• Патриарх Кир Александрийский (630-642)

 Патриарх Антиохийский Макарий(650-685), и

• епископы Стефан Полихроний и Константин.

Собор вынес оправдание посмертно простому монаху  Максиму Исповеднику, которого осудили вышеназванные еретики великосхимники епископы и патриархи.

Отметим друзья следующий важный момент: VI Вселенский собор нам подает весьма важное наставление в Православной экклесиологии, которое, к сожалению, нами сегодня забывается: Церковь состоит не только из патриархов, епископов и духовенства в целом. Епископы действительно ее должностные лица. Однако они должны быть отцами и пастырями «словесного стада», которые  несут высшую степень священства в качестве преемников  святых апостолов. Они также должны быть выразителями сознания Церкви. Эти спасают и должны спасать и передать неискаженное евангельское, апостольское и святоотеческое учение.

Это  является  первым и высочайшим делом и главным их служением. Вот почему каждый епископ, не священник и диакон, а только епископ, во время рукоположения исповедует Символ веры и обещает сохранить, удержать и передать неповрежденное и чистое учение Церкви. Так и во время каждой Божественной Литургии в самый священный ее момент мы молимся и просим, и даже необходимо молиться с особенным рвением о нашем епископе, дабы Бог даровал ему «право править слово истины!». Таким образом, епископы обладают преимуществом, занимают весьма высокое положение, и должны нести уникальную миссию в нашей Церкви.

           Однако, в то же время, они являются и членами Церковного тела, которая единственной главой своей имеет Богочеловека Христа. Если их поведение или учения их не приемлемы для Главы - а, следовательно, к тому, что установлено Святыми и Святым Духом, - то тогда соборным определением они отлучаются от церковного тела как разные члены! Да! И епископ, и архиепископ, и патриарх может ошибаться, и они подлежат церковному суду.

В нашей Православной Церкви мы не признаем никаких пап, у нас нет никакой непогрешимости и положения вне критики. Если кто-то, кто бы он ни был, будь то священник или епископ, даже патриарх, если его слова и его действия отклоняются от Предания наших Святых, то он подлежит отлучению как член, который является источником опасности и грязи, дабы он  не мог передавать грязь инославия и другим членам Тела Христова.

История и учение нашей Церкви доверили нам священное обязательство, в соответствии с благодарными дарами и в соответствии с богословским образованием каждого из нас, проявлять интерес в вопросам веры и необходимость вести ша них борьбу ., а если же мы имеем способности и знания, то с проявлением должного уважения, с необходимой трезвостью и искренностью нам необходимо указывать на уклонения в вопросах веры. Это всегда делалось Святыми в жизни нашей Церкви. Это же делал и прп. Максим Исповедник. Этот простой монах бросил вызов не только светской, императорской власти, но также и патриархам и епископам его эпохи, с которыми он разорвал церковное общение, то есть не стал их принимать в качестве пастырей Церкви, но как лютых волков, поскольку они предстоятели, первые  извратили православную веру. Несомненно, что они не сохранили веру по причине дерзости и фанатичности. Он знал, что прежде всего необходимо иметь послушание и смирение к церковному начальству. Он, как и каждый святой, проявлял почтение и уважение и даже сверх меры в отношении священства и предстоятелей Церкви, но он обладал даром рассуждения для того, чтобы им противостоять и разорвать с ними церковное общение тогда, когда они саамы отпали от Божественной воли. В таких случаях применяется апостольский принцип «прежде всего, необходимо слушать Бога, нежели людей». Тогда требовалось исповедание веры. Вера и любовь к Богу делали Святых неуступчивыми и принципиальными в вопросах веры.

Характерным и показательным является инцидент, который вынудил пойти св. максима на борьбу. Когда во время следственного допроса осле первой ссылки преподобного Максима еретик Константинопольский Патриарх Петр сказал ему соединиться с Кафолической (всемирной) Церковью, которая уже приняла ересь, говоря ему «кто ты такой простой монах, который противостоишь всей Церкви?» Св. Максим ответил: «Бог всех (Христос), ублажая Петра, сказал, что Кафолическая Церковь это правильное и спасительное исповедание веры в Него (а не единство с ересью, с лживой верой)».

Поэтому то такое твердое стояние в исповедании веры Святого и вызвало множество гонений и  мученичество, а в конечном итоге он принес в жертву и собственную жизнь, но состоялся в итоге Вселенский собор и он торжественно оправдал преподобного, потому что в своем богословии простой монах Максим опирался на осуждении 7 патриархов!

Стоит также отметить, что осуждение папы Римского Гонория VI Вселенским собором, а также осуждение и Римского папы Вигилия  V Вселенским собором убедительно доказывает, что утверждения папистов об ex cathedra  непогрешимости Римского папы является ложью и неприемлемым с точки зрения истории, является новоявленным догматом, который был утвержден и обоснован только в 1879 году!

Возлюбленные, давайте обратим наше внимание на следующее: в нашей Церкви каждый ее член имеет свое собственное служение и призывается быть достойным своего собственного благодатного дара. Однако же существует одно служение-ответственность, которое мы имеем все как члены нашей Церкви, каждый из нас, сообразно имеющемуся дару и своему положению, начиная от патриарха и заканчивая последним верующим: им является борьба за сохранение переданной веры.  В 1848 году, в историческом совместном заявлении четыре патриарха Востока от всей Православной Церкви православно ответили на папские претензии, обобщающая православную экклесиологию: «у нас, - пишут они Римскому папе, - хранителем веры не является одна личность, но народ Божий», то есть епископы, священники и все верующие вместе сохраняют истину свидетельства о Православной вере.

Несколько ранее я сказал, что «VI Вселенский собор нам дает назидание и наставление о Православной Екклесиологии, о котором сегодня, к сожалению, мы забываем». Многие верующие ошибочно считают, что Церковь это только патриарх и духовенство и, что они непогрешимо учат и не нуждаются даже в малейшей критике их богословских воззрений по вопросам веры! Такого рода мнение является чуждым для нашей Православной Церкви и оно нас ведет к папской экклесиологии. Только Римский папа говорит, что он я учу со своей кафедры ex cathedra верно и непогрешимо! VI Вселенский собор вынося осуждение семи патриархам многое уточнил и нам сегодня возглашает:

Внемлите, нам говорит Собор, критерий для каждого из нас, чтобы мыслить действительно Православно – это не положение в Церкви, но верность христианина в хранении церковной традиции. Никто не является непогрешимым, никто в вопросах веры не стоит вне критики и выше критики. Горе тому, кто регулярно бросает вызов традиции Святых, ее искажает, кем бы он ни был,  даже священником или епископом, или архиепископом, или патриархом!

Молитесь, пожалуйста, и возносите свои молитвы, возлюбленные, к Богу с молитвами Преподобных и богоносных Отцов  VI  Вселенского собора, дабы Господь всех нас просветил, а в особенности нас, клириков, священников, епископов и патриархов, дабы мы хранили и передавали неискаженное и чистое наследие нашей веры.

Храм свт. Николая в Патрах

Неделя после Воздвижения Креста 20.09.2015 года

Протопресвитер Анастасий К. Нгоцопуло

Настоятель храма святителя Николая в Патрах.

 

Источник: http://thriskeftika.blogspot.ru/2015/09/blog-post_20.html

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.

 

 

 

 

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События