Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ВИДИМАЯ УГРОЗА СХИЗМЫ-РАСКОЛА В СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ΟΡΑΤΟΣ ΚΙΝΔΥΝΟΣ ΣΧΙΣΜΑΤΟΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΣΕΡΒΙΑΣ

 

Именно так озаглавлена вынесенная на главную полосу первая статья в газете «Ορθόδοξος Τύπος» за 14-01-2010, которая является печатным еженедельным органом братства «Всегреческого Православного Единства» (ПОЕ). В ней высказаны опасения относительно несправедливых и антиканонических гонении, который воздвиг Священный Синод Сербской Православной Церковью, возглавляемый экуменически не просто настроенным, но и ориентированным новым патриархом Сербским Иринеем. Как уже теперь стало известно, он недавно совершил действие, за которое он и сам должен быть, согласно священным канонам Православной Церкви, быть извергнут из священного сана: он присутствовал за «богослужением» с еврейской синагоге и возжег минору.

Статья в «Ορθόδοξος Τύπος» дает и оценку той линии церковного управления, которая намечена новым патриархом Иринеем: «Блаженнейший Патриарх Сербский ведет Сербскую Церковь по пути «мерзкой Унии» и разложению Святосаввской Церкви».

Далее для наглядности мы приводим некоторые отрывочные материалы из упоминаемой статьи в качестве одного из влиятельных в Греции общественно-православных взглядов на сложившуюся ситуацию вокруг епископа Артемия. Мы лишь выскажем наше согласие с тем, что дело Преосвященнейшего епископа Артемия должно быть пересмотрено самой Сербской Церковью в рамках священных канонов Православной Церкви, которые любое наказание выносили исходя из духа Христовой любви, а не из желания расправиться. Более того, мы решили публиковать материалы относительно ситуации вокруг епископа Артемия и в силу нашего христианского долга защищать правду Божию, а также и потому, чтобы обратить самое пристальное внимание православных верующих на это событие. В принципе оно должно быть рассматриваемо как своего рода план раскалывания и Русской Православной Церкви. Он заключается в том, чтобы всех епископов, а также духовенство, проявляющих так или иначе святоотеческую позицию и верность Священному Преданию, изживать из «канонической Церкви» путем подобного рода «извержений», «запретов» даже с помощью Архиерейского собора. Для этого выбрана еще при предыдущем Архиерейском соборе очень привлекательная формулировка некоего неизвестного права пренебрегать канонами Православной Церкви и выносить решения, превышающие меры наказания, полностью изгоняя присущий каноническому праву нашей Кафолической Церкви «дух Христовой врачевательной любви»: «Мы собор – мы и каноны».

 

***

«Два письма изверженного неканонически и не подобающим образом из священного сана антиэкуменического митрополита Рашко-Призренского кир Артемия ко всем архипастырям Православной Церкви по всей Вселенной, с помощью которых он информирует и о нависшей опасности раскола в Сербской Православной Церкви и следовании по пути Унии. При вмешательстве в данное дело, протопресвитер Феодор Зисис потребовал от архиереев антикуменистов Элладской Церкви встать на защиту гонимого епископа, «разорвать» узы молчания, потребовать выхода Церкви из Всемирного Совета Церквей и потребовать прекращения диалога с папистами, поскольку  за гонениями епископа скрывается выгода папистов».

 

Гонимый и антиэкуменист по канонам, патриот епископ Рашко-Призренский кир Артемий двумя своими письмами, обращенными всем архипастырям по Вселенной и к Постоянному Священному Синоду Сербский Церкви:

1.     Вскрывает, что он отстранен неканонически, не был призван к ответу, и что оклеветан другими архиереями.

2.     Вскрывает, что ради Единства Церкви он подчинился антиканоническим решениям. Однако он верит, что его данное положение составило начало церковных и гражданско-уголовных гонений. Он возглашает о том, что более отвергает «подчинение» иерархии Православной Сербской Церкви и предупреждает, что он не будет нести никакой ответственности за случайный Раскол в Сербской Православной Церкви, ради которой, как он утверждает, каноническая Православная Церковь Сербии методически спланировала свои действия в 2010г.

3.     Он вскрывает, что принимая ради мира Церкви антиканоническое его отстранение, вместо этого мира по вине канонической Церкви возник хаос.

4.     Он вскрывает и то, что в священной его митрополии начались гонения на монашествующих и сотрудничество Сербской Патриархии с незаконными албанскими учреждениями,  в результате чего Сербская Патриархия содействует в получении независимости сектантам и еретикам в Косово и Метохии,  получает похвалы от врагов Сербии.

5.     Он вскрывает также и то, что Блаженнейший Патриарх Сербский всецело направил Православную Сербскую Церковь на путь «мерзкой Унии» и на разложение Святотсаввской Сербской Церкви.

 

***

 

Необходимо прервать Диалог с папистами

Прежде чем нам представить два письма антиканонически и неправомерно низложенного митрополита Рашко-Призренского кир Артемия, мы считаем необходимым особенно выделить новый комментарий на сложившееся положению дел, которое сделал заслуженный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля протопресвитер Феодор Зисис в архондарике храма прп. Антония Фессалоникийского (2 января). Он потребовал от архиереев антиэкуменистов Православной Церкви, чтобы они «прервали» молчание, чтобы они выступили вместе в защиту гонимого епископа, чтобы потребовали  нашего выхода из Всемирного Совета Церквей и потребовали бы прекращения диалога с папистами. Согласно словам о. Феодора Зисиса:

«мы нуждаемся в таком образе епископа как Артемий, гонимого, ведущего борьбу, пророческом образе. Артемий послал послание всем архиереям.

Я повторяю мой призыв и мою просьбу к  архиереям, что вместо того, чтобы не молчать относительно рядом с нами происходящего случая с Артемием, мы не слышим ни одного слова – следует ему подражать, а не ограничиваться только словами против экуменизма. Не так уж много антиэкуменистов, но и те антиэкуменисты, которые имеются, должны идти вперед с конкретными мерами… И также как сделал Артемий, и они должны потребовать  нашего выхода из ВСЦ, остановить в конце концов наше участие в нем, остановить и Диалог с папистами. Поэтому Артемия и гонят, а также и за его патриотизм, проявленный в Косово. Его изгнали из Косово, для того, чтобы там поле было свободным, чтобы там делать то, что хотят албанцы и американцы и НАТО. По этим двум причинам, какие мы назвали.  Для моего отечества Косово, которое является акрополем Сербии и для экуменизма. Поэтому в Сербии мы видим такое развитие событий, поэтому и тамошняя иерархия в перспективе изменилась и она уже филоэкуменическая.

Артемий пошел святоотеческим путем, путем свт. Иоанна Златоуста. И он правильно говорит, что он является каноническим епископом Косово. Он не делает никакого раскола. Те, кто его изгнали и его низвергли вызвали раскол. Он ничего от себя. Как тогда при свт. Иоанне Златоусте, святитель ничего не говорил. И гонимые последователи свт. Иоанна, и дьяконисса Олимпиада, которая впала в отчаяние по причине чрезмерной печали, потому что свт. Иоанна Златоуста изгнали  несправедливо. Так же теперь гонят и епископа Артемия.»

 

 

Послание первое гонимого епископа Рашко-Призренского Артемия, православным архипастырям

 

Божией милостью

Православный епископ

Рашко-Призренкий

Гонимый

07.12.2010

 

ΕΛΕΩ ΘΕΟΥ
ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΠΙΣΚΟΠΟΣ
ΡΑΣΚΑΣ-ΠΡΙΖΡΕΝΗΣ
ΕΞΟΡΙΣΤΟΣ
07.12.2010

 

Братьям архипастырям единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви

по всей Вселенной

 

ΤΟΙΣ ΑΔΕΛΦΟΙΣ ΑΡΧΙΕΡΕΥΣΙ ΤΗΣ ΜΙΑΣ, ΑΓΙΑΣ, ΚΑΘΟΛΙΚΗΣ

ΚΑΙ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ

ΑΝΑ ΤΗΝ ΟΙΚΟΥΜΕΝΗ

 

Собратья и сослужители во Христе

Слава в вышних Богу и на земли мир!

Христос родился!

С благословенным новым 2011годом!

Мы полагаем, что до  Вашего Преосвященства дошла информация о неприятных событиях, которые произошли в Сербской Православной Церкви, то есть касающиеся нас, Вашего наименьшего брата во Христе. Современные СМИ многочисленны и разнообразны, и следовательно Вы уже информированы о том, что в день пятидесятилетнего юбилея моего монашеского пострига, Собор епископов Сербской Православной Церкви принял решение об извержении нас из епископского сана и оставлении нас в монашеском чине…

Мы не знаем, в каких словах излагается информация о нас, которую Вы получили. Однако то, что нам известно, так это то, какова она здесь, в нашем Отечестве, в Сербии. Официальные заявления, исходящие от Постоянного Священного Синода и от правительства Сербии и циркулирующие в СМИ, полны лжи, клеветы и  недоказанными суждениями.

Малое (горькое) вкушение этого инспирированного гонения в отношении нас Вы могли изучить и понять, что Сербская Патриархия (Священный Синод) официально месяц назад выступила против моего Протосинкелла, архимандрита Симеона Виловски, который уже находится в Фессалониках  и готовит свою докторскую диссертацию на Богословском факультете Фессалоникийского университета им. Аристотеля. Синод выдвинул против него обвинение в «подозрении в злоупотреблении власти». После последующей выдачи международного ордера на арест, о. Симеон провел три с половиной месяца в тюрьме в ожидании греческого Кассационного суда. Судебный процесс проходил на 06/07/2010.
Верховный Суд решением за № 1410/2010, который им был оглашен 13-7-2010г., оправдал о. Симеона, отвергая просьбу сербских властей о вынесении данного решения в Сербии, где бы о. Симеона осудили бы за «подозрение в злоупотреблении властью». Верховный Суд даже принял решение: а) что речь идет о предположительном гонении, за которым скрывается преследование за политические и религиозные убеждения, и б) что это дело не получит справедливого судебного разбирательства в Сербии.

Мы не хотели бы Вас оставить в неведении касательно искажении информации относительно нас, мы пользуемся той возможностью, чтобы представить Вашей любви – прилагаемое ныне нами, наше письмо от 13.9. 2010г. к Постоянному Священному Синоду, из прочтения которого Вы составите свой собственный взгляд на то, почему и как произошло разделение между нами и Постоянным Священным Синодом.

Священный Синод, состоящий из пяти членов, по причине нашего письма, на котором принимали участие и голосовали относительно нас, признал наше осуждение и гонения наши(!) даже не призвав нас к ответу, оказал нам противодействие, принимая даже антиканоническое решение, в основе которого полагается решение о запрещении «совершения нами какого бы то ни было священнодействия» до созыва иерархии 17.11. 2010г. Ожидая того, что нам предоставят возможность выступить на Соборе, чтобы представить в нашу защиту объяснения Архиерейскому Собору и тем самым высветить для всех истину, мы проявили уважение к решению Синода, несмотря на факт его антиканоничности. К сожалению, мы не были призваны на Архиерейский Собор. Собор, на котором вновь приняли участие и голосовали против. Нас известные судьи и наши гонители (!), в этот раз вынес против нас решение о нашем извержении из сана и низведения до чина монаха, без предоставления нам неотъемлемого права произнести защитительную речь, но и нас заставили молчать, факт, который противоречит священным канонам и Уставу Сербской Православной Церкви.

Таким образом, либо Постоянный Синод, либо архиерейский собор в целом четыре раза обсуждали вопрос о нас (а) 11-2-2010 Постоянный Священный Синод вынес решение о временном отстранении нас от кафедры, б) 2-5-2019 Священноначалие – «удалило, сняло» с кафедры, в) 18-9-2010 Постоянный Священный Синод – фактически запрещение в совершении священнодействий, г) 18-11-2010 Архиерейский собор изверг из сана), без всякого предварительного следствия, он не призвал ни свидетелей, ни судей, ни прокуроров, мы не были вызвана для ответа и кроме 2-5-2010г., мы не были вызваны на Собор  и не принимали в нем участия, и в конечном итоге нашими судьями были наши же уже известные обвинители и СМИ - искусные клеветники на нас.

Перед нашими глазами возникает пример свт. Иоанна Златоуста, который был также несправедливо и антиканонически осужден, отлучен, лишен сана и изгнан. Сам он никогда не признавал решения о его отлучении, но в течение всей своей жизни считал себя каноническим архиепископом Константинополя, он был в общении со многими епископами по всей вселенной и совершал (когда он был в силах) Божественную литургию. Подобным образом поступаем и мы. Мы не принимаем решения Собора. Мы продолжаем считать себя законным и канонически пожизненным епископом Рашко-Призренским, и следовательно совершаем вместе с нашими монахами и верующими Божественную литургию согласно обычаю.

Мы информируем Вас обо все этом, возлюбленные братья, с надеждой на братское понимание и поддержку, чтобы восторжествовала Истина, и поэтому пребываем в духовном и каноническом общении с Вами всеми. Вы имеете  в Вашем распоряжении нас для дальнейших разъяснений и предоставления информации (документы), относящиеся к нам.

Мы желаем Вам счастливого и благословенного Богом праздника Рождества Христова и возглашаем праздничное приветствие:

Слава в вышних Богу и на земли мир!

Христос родися!

Благословенного Нового Года 2011!

 

Ваш брат и сослужитель в любви ставшего младенцем Христа

Епископ Рашко-Призренский.

 

ΕΝ ΧΡΙΣΤΩ ΙΗΣΟΥ ΑΔΕΛΦΕ ΚΑΙ ΣΥΛΛΕΙΤΟΥΡΓΕ,

Δόξα εν υψίστοις Θεώ και επί γης ειρήνη!
Χριστός ετέχθη!
Ευλογημένο το νέο έτος 2011!

Υμέτερος εν αγάπη του νηπιάσαντος Χριστού αδελφός και συλλειτουργός
Επίσκοπος Ράσκας-Πριζρένης

Примечание: Второе письмо епископа Рашко-Призренского г-на Артемия, направленное в Священный Синод Сербской Православной Церкви мы с Божьей помощью опубликуем отдельно после того, как будет сделан его перевод.

 

© перевод «Православного Апологета» 2011г.

При частичном или полном использовании текста статьи необходимо делать ссылку на сайт: apologet.spb.ru

 



Подписка на новости

Последние обновления

События