Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Великий канон Андрея Критского

Ο Μέγας Κανών του αγίου Ανδρέα Κρήτης

Архимандрит Григорий Матзиарлис

Ο Μέγας Κανών του αγίου Ανδρέα Κρήτης

 

Святой Андрей Критский, иерусалимлянин, родился в Дамаске около 650г. И скончался в 720 г., согласно Крумбахеру, или же около 660г, согласно  Petit, и соответственно второй точки зрения он скончался в 760г. 4 июля 740г. В возрасте 15 л5т он пришел Иерусалим. Там, спустя немного лет, он принял монашеский постриг и стал секретарём и икономом Всесятого Гроба.

В 685г.,вместе с двумя другими монахами он был послан в Константинополь для того чтобы выразить приветственные пожелания императору Константину Погонату от клира Иерусалимской Церкви в связи с созывом  VI Вселенского собора. Однако там, по настоянию, Андрей был рукоположен в диакона Великой Церкви, и на него было возложено попечение о двух социальных учреждениях. На этом служении он оставался достаточное количество времени (около 20 лет), вплоть до его рукоположения в архиепископа о. Крит с кафедрой в г. Гортина.

На Крите в течение трех лет он развил большую пастырскую деятельность. Во время одного из свои путешествий в Константинополь он  предвидел заране свою кончину, и , возвращаясь на Крит, он скончался на пути в Ерес Митилинский, где он был погребен в храме святого мученика Анастасия.

Святой Андрей является одним из величайших поэтов, гимнографов и композиторов, но и церковным проповедником-ритором Византии. Он стал широко известен  благодаря  своему «Великому канону», однако же им было составлено большое количество ирмосов, канонов и специальных тропарей. Блаженной памяти профессор Панайотис Трембела пишет в связи с этим следующее:

«Согласно Крумбахеру, Андрей Критский считается изобретателем канонов. А согласно  Petit, Андрей дал важный толчок для развития этого вида поэзии, без всякого сомнения. Однако то, что он является первым, кто написал каноны, как считает  Christ, вероятно эти мнения ставит под сомнение. Как мной уже было замечено, каноны и Триоды и Четырехпеснцы существовали уже и до св. Андрея. Более того следует заметить, что в Триоди Андрей преподносится в качестве составителя триодны служб на Среду сырной недели и повечерия Великого Понедельника(Страстной недели), Великого Вторника, Великой Среды. Это является прекрасным доказательством, что Андрей уже внес добавления и расширил триодь двупеснцами, трипеснцами и четырехпеснцами канонов, которые была составлены ранее его, и что он не делал попыток для составления новых двупесцев и трехпеснцев, и это относится не только повечерий, для которых он не составлял ничего подобного. Отсюда становится несомненным то, что Андрей был благоговейным почитателем  гимнографов и композиторов….»

Давайте теперь перейдем в вопросу о составлении им Великого Канона. И мы прежде всего скажем, что означает слово Канон. Его корнем является  καν, которое означает   καλάμι –камыш, тростник. Кроме того оно означает  всякий предмет, вещь и орудие вытянутый, ровный как камышовый ствол. Это орудие чертилом-линейкой, которое используется для того, чтобы прочертить прямые линии. В метафорическом смысле это означает и вертикаль, которую всякий может использовать в качестве образца, веры, , правила. Закона. Так  в церковной гимнографии названы канонические пространные песни, которые состоят из песен, которых бывает три (трипеснцы), или четыре (четырехпеснцы), однако обычно их девять. Эти песни также состоят из тропарей, которых обычно четыре, или шесть, или восемь. Каждая песнь имеет вводную строфу, которая называет ирмос. Ирмос является образцом (υπόδειγμα), который указывает и на размер и на музыкальную основу в которых написаны и поются остальные тропари конкретной песни.  Песни (οι ώδες)написаны на основании восьми песней, которые существуют в Ветхом Завете. Великими и первыми составителями и композиторами канонов являются, кроме святого Андрея, святые Иоанн Дамаскин, Косма Иерусалимский, Феодор Студит, Иосиф Песнописец и др.

Великий Канон изначально является творением святого Андрея, хорошо известным для верующим его произведением и по его величине и по своей образцовости. Он состоит из 250 тропарей и 11 ирмосов. Он поется по частям во время первой недели Великого поста на Повечерии, а полностью он поется во время Четверга на утрени (имеется в виду Марино стояние -  το όρθρος της Πέμπτης) Пятой Недели поста. Его главная тема – покаяние. Так что свм составитель канона в двух первых строфах-тропаря первой песни пишет:

«Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Хотсте, нынешнему рыданию? Но, яко, даждь ми прегрешений оставление».

«Гряди, окаянная душа», с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы».

И несколько далее, во 2-й песни:

«Согреших, вообразих моих страстей безобразие, любосластными стремленьми, погубих ума красоту».

А в 4-й песни:

«Приближается душа конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет, что всуе мятемся?»

Любой легко заметит, что Великий Канон состоит из двух единых целых. В первом святой Андрей воспоминает весь Ветхий Завет, а во втором Новый Завет.. Таким образом, как говорит составитель Синаксаря святому Андрею и канону, «всякой душе, по силам, необходимо, прежде всего, подражать всему тому, о чем добре научает Священное Писание, следует избегать всякого зла, и всегда прибегать к Богу с покаянием, слезами и исповедью».

Дорогие братья. Дай Бог и нам вдохновиться этим прекрасным произведением святого Андрея, и вместе с ним да возопиим к человеколюбивому Господу:

«Судие мой и знаемый мой, когда тебе предстоит вновь прийти со ангелами на землю, дабы судить мир, тогда воззри на меня своим сладким взглядом: пожалей и обними меня, Иисусе, меня, согрешившего паче всех человек. Аминь».

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год

http://www.koinoniaorthodoxias.org/martiria-kai-didaxi/o-megas-kanon-tou-agiou-andrea-kritis/



Подписка на новости

Последние обновления

События