Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

«На земли мир»  является единственным стремлением людей

Το «επί Γης ειρήνη» αποτελεί τον μόνιμο πόθο των ανθρώπων

Протопресвитер Георгий Металлинос, почетный профессор Афинского университета

Πρωτοπρ. Γεώργιος Μεταλληνός

14947639_1255256504535337_2095729720958939811_n

Для распространения и преобладания многожеланного блага имеется условие, которым является наличие «доброй воли». То есть готовность принять Христа как Искупителя и Спасителя.

Ангелы, воспевая Рождество Христово, его связывали с миром, который только и является единственным стремлением людей: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк 2, 14.). «Благоволение» - это любовь Божия и Его благословение. Характерно то, что древнелатинский перевод последней фразы таков «Hominibus bonae voluntatis»,то есть  «у людей с доброй волей».  Это свидетельствует о том, что распространение и прообладаение столь желаемого мира требует наличия «доброй воли» у людей. То есть, готовность человека принять  Христа как Искупителя и Спасителя и воплощение божественного мира, согласно слову апостола Павла: «Он (Христос) есть мир наш» (Еф 2, 14.)

Политические лидеры, и даже весьма сильные, которые обещают мир, распространяют войну на Земле, потому что она связана с экономической прибылью и расширением их «власти». Мне на память приходит старая политическая карикатуру кориея этого вида искусства К. Митропуло: некий сытый «господин», более того – политик, как он снимает свой верхний костюм, держа в поднятой верхней правой своей руке голубя мира, в то время как в правой его руке он скрывает позади своего тела ракету.  Голубь и ракета: символы два противоположные друг другу состояний, мира и войны. Это образ торговли миром, который, в то время как кажется, миролюбивым и миротворцем, а в тайне он не только «готовит войну», но любым недобросовестным способом продвигает производство оружия  для уничтожения. Не было бы ничего проще, яснее и выразительнее чем  изображать обстановку мира, но вместе с ним и наше общество.

Миролюбивые усилия это те, которые направлены против войны, а не примирительные усилия. Они, исходя из данной реальности войны, не показывают, что верят в мир как «естественное» состояние человека и мира. При наличии тех или иных движений мира  в партиях различных цветов, как это происходит в нашей стране, расматривая условие мира как простую этическую необходимость, не имея возможности увидеть мир в  рамках обновленного и преображенного  божественной благодатью – а это и является мирное состояние человеческого существования. И именно на этом непосредственно положении светский дискурс мира отличается от того, мирв, который ищет и реализует Церковь, в своем подлинном и авторитетном выражении, естественно, как общество святых. Незадолго до своих Страданий Христос нам самым яочевидным образом ниспослал Свой собственный от мира мирови. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин. 14, 27). То есть Он не только, по сути, ниспосылает мир от мира мирови, но и подает способ его осуществления.

Мир Христов не что-то абстрактное, некея несуществующая идея. Христианский мир является воипостасным, личностной идеей. Он отождествляется с Лицом Бога Слова. Это воплощенная Истина, Иисус Христос. Как все добродетели, так и мир в христианстве это не просто этическое требование, но воплощение реальности в Лице единственного истинного Человека, «по истине» Бога и Человека, Господа нашего Иисуса Христа. Пророк Исайя предвидел явление Мессии Христа как «начальника мира (άρχοντα ειρήνης)» (Ис. 9.6), то есть творческой причины и источника мира, его онтологической  основы. Поэтому мир христиан это сам Христос, а это именно и исповедует в духе Святом апостола Павел.

Человек, с православной точки зрения,  не может стать мирным и миротворцем, если этому не будет предшествовать  у него примирение с Богом. В православной традиции всякий мир не может существовать без предварительного примирения человека с Богом. Это провозвещает сквозь века песнь Ангелов в ночь Рождества Богочеловека. Славословие Бога, которое выражает всецелую самоотдачу всего человека Богу, является условием для мира на знашей земле. В этом и кроется трагическая иллюзия пацифистских движений нашего времени. Они стремятся к миру, не желая того, чтобы узнать как устраняется причина войны.

Но в связи с этим ясно понимается трагичность и утопичность светского мышления. Без Христа (или  без истинного Христа, то есть в еретических учениях) существует особое трагическое существование. Они хотят, чтобы мир без распятия, без презения, который правит и управляет сердцем, то есть изживания страстей. Он просит мира, в то время как по-прежнему доминирует жадность, выгода, самолюбие. В этой ситуации не  достаточно  иметь «добрую волю» или человеческую мудрость. Поскольку оба они нивелируются, когда человек движим своими страстями. Дьявол не боится нашей мудрости, но креста – нашего духовного подвига. Плод человеческой мудрости это все прекрасные тексты, статьи политических деклараций о мире и миролюбивые заявление религиозных лидеров, но не имеющих реальной силы. Пэтому то они и не имеют какого-то эффекта, поскольку едиственное, что они делают это  передача ответственности. Они ищут причину зла в неверном месте. Вне человека и не в человеке.

Однако, «те, которые Христовы»(Гал. 5, 24), то есть святые, не ограничиваются утверждениями, декларациями и «криками» о мире. Они совершают подвиг, чтобы им самим стать мирными, чтобы наполниться миром, чтобы приносить плоды и порождать плоды мира во Святом Духе. Только тогда, когда человек наполнен миром Христовым, он может дать мир другим. Об этом  богодухновенно оворит свт. Григорий Нисский: «Кто-либо не может дать то, что он сам не имеет. Итак, Бог хочет, прежде всего, тебя преисполнить добрим миром, а после дать его и тем, которые его не имеют»( PG 44, 1284 А).

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

Из газеты «Ορθόδοξη Αλήθεια »



Подписка на новости

Последние обновления

События