Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Лимассольский Афанасий:

«Днесь Христос  рождается"

Μητροπολίτης Λεμεσοῦ Ἀθανάσιος: «Σήμερον Χριστός γεννᾶται»

 

Всем нам и самим себе и другим людям хорошо напомнить о том, что мы стоим в преддверии святых праздников нашей Церкви.

Церковные праздникими  имеют свои причины не только исторические, то есть они не являются простым воспоминанием каких-то исторических событий, чтобы их нам вспомнить, дабы сказать, что 2000 лет назад родился Христос. Но то, о чем просит Церковь  при совершении праздников, так это то , как мы сможем это историческое событие, которое имело место произойти 2000 лет назад пережить сегодня в нашей повседневной жизни.

 Поэтому и вся церковная гимнография говорит о настоящем. Не говорится о событии  как о прошлом. Мы не говорим «Христос родился, славите», «Христос раждается», «днесь Дева превечное Слово», «Дева днесь пресущественнаго раждает…», «днесь от Девы раждается», сегодня, а не вчера, и не завтра. Сегодня.

Все эти события происходят в Церкви, сегодня, в этот час, поскольку для Церкви в действительности не имеет такого значения как историческое воспоминание. Многие осуждают Церковь (адвентисты) и говорят, что Рождество было не 25 декабря. Эти люди не знают, что для нас не имеет значения родился ли Христос 25 деабря, или 25 апреля, или 25 августа.[1] Значение имеет то, что Христос родился, и значение имеет то, что Христос  раждается каждый день в Церки. Поскольку была установлена конкретная дата в какой-то исторический момент, то это было сделано по исключительно литургическим причинам, праздничным, дабы Церковь могла бы как единое тело совершать празднование этого святого и великого события.

Христос, Слово Божие, бесплотное по существу, восприняло плоть, ради нас стало человеком и вошло в историю человечества. И человек призван стать Богом по благодати, чтобы получить этот великий дар, который дал Христос.

Итак, поэтому в Церкви все песнопения, которые мы поем, говорят о нынешнем дне, о сегодня, в настоящем времени. И мы призываемся, сегодня, к тому, чтобы прославить Христа, Который раждается, Христа, Который распинается, Христа, Который воскресает, Христа, Который преображается.  Весь Христос в настоящее вемя присуствует в Церкви.

Церковные праздники, как нам говорят Святые Отцы и как они их переживают, не являются простыми праздничными обрядами, которые дадут возможность радоваться об этом событии. Но они являются местами божественной благодати, являются теми днями, когда сущий Бог подает людям обильную радость. Поэтому то наши Отцы в своих словах излагают этот опыт. «Днесь», говорит, «горниее сопразднуют дольним», «днесь ангели радуются», «ныне, веселятся людие», все это происходит сегодня.

И это правда. Это не словесные образы и не риторика, но это жизненный опыт, это реальность, что в день этого великого Господского праздника нисходит особая благодать, великое благословение в теле Церкви.

И весь наш подвиг состоит именно в том, как это богаство благодати божией мы можем получить, его удостоиться, как мы сможем его получить в особенности во святой день Господского праздника, всякого праздника, чтобы приобщиться благодати, которая пребывает во Христе.

Наша Церковь, поскольку она явяется доброй матерью, но и хранительницей тайн Божиих, знает как нам подготовиться. Посему вы видите,  что святым великим праздникам Пасхи и Рождества Христова предшествует пост. Пост как осечение хотений, как укрепление мужественного сознания человека, как призыв к духовноым и психосоматическим подвигам, потому что человек это не только душа, это не только дух, это и тело и душа. И пост освящает всего человека и по душе, и по телу, его постепенно вводит в духовную брань.

Кроме того, наша Церковь подготавливает к празнику человека с помощью гимнографии. Если кто-нибудь заметил, то стихиры этих дней представляют собой как целое приготовление к празднику.  И в миру вы можете достать богослужебные книги, такие как Великий Псалтирь, минию за декабрь месяц. Каждый день вы себя подготавливаете к празнику тропарями, песнопениями, с помощью опыта Святых, которые нам подают готорвую пищу. Они подают нам свои переживания, то, что они сами пережили для того, чтобы мы восприняли, усвоили, чтобы мы возделали и чтобы мы смогли достичь этого святого дня, когда мы будем жить в духовном великолепном празднестве, пире.

 Таким образом, мы подготавливаемся к празднику всеми теми средствами, которые нам подает Церковь. Постом, исследованием, милосердием, молитвой, исповедью наших грехов, покаянием, которое должно быть нашим повседневным деланием.  Это духовный труд, непрестанный, и для каждого человека.

Но помимо всего этого, тем самым сущесвенным моментом является и то, когда человек приемлет от Бога благодать, привлекает благодать Божию, что делает нас сродными Христу, чтобы подражать Христу. Жизнь христианина это подражание Христу. ПодражаниеХристу не состоит во внешних факторах, но лежит в сердце. «Научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем», - говорит Господь. Для того, чтобы нам подражать Христу в нашей жизни,а это признак благодати, для этого в действительности человек отверзает двери своего сердца. Чтобы вошел Христос внутрь его и чтобы Он обитал в его существе.

Покания это то, что вводит в подражание Христу. Покаяние, которое означает нашу повседневную брань за то, чтобы изменить наш образ мыслей. Необходимо изменить ум, необходимо изменить образ, которым мы мыслим, которым мы оцениваем, которым оцениваем вещи. Это и есть подвиг покаяния. Это и означает покаяние – изменение ума. Изменение мышления. Все дело Церкви, все Евангелие, все воспитание Церкви сводится к этому моменту, чтобы мы изменили образ нашей жизни.

Поэтому Христос начал свое благовестие словами: «Покайесь, приблизилось бо царствие небесное». Измените образа, которым вы мыслите. Это не просто. Мы родились и носим в себе этот образ мышления, который, к сожалению, мы взращиваем, который по своей сути мирской, который является образом корысти, личной выгоды, он корыстолюбивый, лукавый, который заключается в состоянии подобстрастности, враждебности. Для того чтобы его изменить, нужно желать вести большую борьбу, хотеть многого тепрения, желать многих слез, желать много молиться и желать множество искушений. Без искушений, без скорбей человек, к сожалению, не меняется. Таким неким образом наше сердце созидается, ибо весьма редко можно найти человека, который не имеет скорбей, не имеет искушений и при этом входит в сферу духовной жизни.

 Эти праздники Христа, мои братья, являются для нас судьями, вся жизнь христианина это суд. И жизнь Святых, но и жизнь в особенности нашего Господа есть суд. Для всех нас великим судом является Рождение в вертепе Христа. Отец Ефрем, когда он вернулся из иерусалима в Катунаки, сказал: «Когда я вошел в пещеру в Вифлееме, я умилился. Когда я увидел, где родился Христос,  родился Бог, все во мне расеялось. С тех пор я не могу что-то от кого-то требовать. Тот, Кто в пещере Вифлиема, всех их погасил». Поэтому, когда в нашу жизнь приходят претензии с такими требованияи, такими сетованиями «ой у меня нет, ой я не сделаю, ой  я не могу», то давайте обратимся туда. То, что поют в тот день Рождества Христова это весьма сильные слова: «Приидите воззрим вернии, идеже рождается Христос».

Подле этого события святого и великого праздника Рождества нашего Христа, давайте не оставлять тех дней, братья мои, чтобы нам приготовиться к этому празднику. Даватй использовать, давайте ценить, давайте задействовать все те средства, которые нам дает наша Церковь. Песнопения, пост, молитву, исследование себя, исповедь, милосердие, благие и добрые дела.

Давайте пойдем по пути подражания Христу в нашем сердце через смирение, покаяние, изменение образа мышления. Давайте внутри нас осавим место, как говорил старец Паисий, для работы божественных событий, внутри нашего существа. А этот великий праздник да будет судом в нас самих, наших действий, наших деяний, наших размышлений, наших устремлений, нашего расположения для других людей. И в заключении нам следует понять, что Божественнаяя логика не вмещается в рамки логики мира сего. Иной является логика Бога.

Я желаю всем вам доброго и святого Рождества Христова, а Христос да удостоит нас Его принять в нашем сердце, и пусть даже немного мы да вкусим от этой благодати святых праздников.

Беседа является расшифровкой с магнитозаписи.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2017год.

http://www.orthodoxia-ellhnismos.gr/2016/12/blog-post_438.html

 

 


[1] Мы в данном случае не согласны с точкой зрения митрополита Афанасия, поскольку эта дата, согласно свт. Иоанну Златоусу является «древней апостольской традицией», принесенной на Восток и Римской Церкви. Поэтому данный день как исторический день Рождества Христова был воспринят на Востоке во второй половине 4 столетия.



Подписка на новости

Последние обновления

События