Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Схолия на Неделю
о блудном сыне

Σχόλια στην Κυριακή του Ασώτου
архимандрит Василий Ивирит

проигумен монастыря Ивирон а Святой Горе Афон

 



 


Евангельская притча

Евангельская притча, которая  читается теперь, всем нам хорошо известна как притча о блудном сыне.
Некий человек имел двух сыновей. Самый младший сын требует от своего отца отдать свою часть наследства. Но эта часть, принадлежавшая ему, как оторванная от всей целой жизни отца не может существовать, не может приносить плоды. Эта часть, когда мы ее принимаем по наследству, мятежно, как мы сами пожелаем не приведет нас к жизни, но  к отчаянию и катастрофе.
Грех, бессилие, если хотите, этого самого юного сына состоит, в сущности, в том, что он с ранних лет не смог осознать того, что у отца и сына одна и также сущность.
И отец его отдает ему часть, отделяет часть имущества, которое требует сын. Эта любовь богача. Он не проявляет никакого интереса к самому себе. Его интересует спасение своего дитя. В этом сосредоточена цель его жизни, он его заслужил иметь. Его не волнует, что что будут говорить люди, как его особенно волнует то как и нас, что будут оценивать нашего ребенка по причине забвения о нем. Его не интересует потеряет ли  он свой авторитет, и будет ли он представлен как неудачливый отец из-за чего его дитя оставляет дом и далеко уходит. Любовь отца распространяется намного дальше, нежели может распространиться мировой кризис, или же мятеж его сына.
По этой причине он не дает никакого словесного наставления. Теперь ему следует оставить сына, дабы он впал в заблуждение, перестрадал, научился, лично узнал бы ложь и бессмысленность требований.
Отец знал, что это есть ничто иное как опасное умирание, но не видел иного решения. Единственное, что он мог сделать, так это всячески оказывать дружеское содействие своей любовью, которая наполняла дом, но  полностью раскрыть свои объятия. Он преподает воспитательный урок   таинственным образом полностью  переживая страдания, он восходит на крест ожидания.
Вопрос состоит не в том, как силой отцу удержать сына подле себя, но в том, как дать ему возможность создать все те условия, дабы благодаря им он, но только сам лично пришел к отцу. Это то движение души, направленное ко отцу, только и является неким ограничением сына.
И блудный сын уходит. Он уходит для того, чтобы проводить жизнь в некой иной стране, где он все растрачивает без всякой надежды на восполнение. Но вскоре он остается один. Его друзья жили рядом с ним, так что завладели всем его богатством. И он начал жизнь падшего человека.  Когда он приходил просить помощи, они его толкали и насмеивались над ним.  Его посылают пасти свинец, дабы он претерпел страдания. Его делают пастухом свиней. Унижают его природу, его человечество, его достоинство, его благородство. Его считают за животное.

Возвращение и покаяние

Однако испытание самого юного сына в далекой стране ему ясно показали то, что было сокрыто внутри его, какой он обладал выносливостью, насколько он жил неприкосновенно, и к кому ему следовало прийти, кто имеет пишу, жизнь и воскресение для всех.
И он начал вести с собой монолог: «Я мог иметь все! И мог потерять себя. В сущности я должен умереть. Но есть нечто, что не теряется, не умирает. Есть мой отец и его любовь. Я не могу считать себя одним из чад его — я недостоин сего — я могу считать себя одним из его слуг, которые ему делают подношения и питают его. Я встану и возвращусь обратно и скажу моему отцу: Я согрешил перед небом и перед тобой. Я возвращаюсь к тебе, который имеет столько любви, которая наполняет небо и землю. Я возвращаюсь к тебе, пока я еще нахожусь здесь, в стране далекой от всякой нужды и муки, со всем сопровождением. Я недостоин того, чтобы называться твоим сыном. Я отпал от сыновства и потерял его. Это мой грех. У меня уже нет твоего имения, которое я расточил. Я нанес оскорбление своему положению дитя своего отца. Отче, я согрешил».
Поймите, сколь легко было совершить ошибку  и пойти по пути порока, но сколь трудно вдруг признать то, что совершил предательство, что я потерял своего духовного отца, утратил мою истинную и подлинную красоту, что я оказался столь далеко от своего дома.
И блудный сын направляется на путь ведущий обратно. Но прежде даже чем достичь своего дома, его уже издали увидел его отец и побежал к нему навстречу. Ничего не говоря, он весь упал в объятия своего отца и расцеловал его.. сын все понял, и стал отвечать отцу. Отец выслушал его исповедь. Ибо он всегда был со своим чадом. То, на что нам важно обратить наше внимание — это первое слово его исповеди. Им было «не прости меня», а «отче». Это имя отца, которое низводило его с его положения и которое давало сыну на надежду.

Отеческая любовь.

В этот момент блудный сын исповедует свою ошибку и умолкает. Он не может продолжать свою речь. Он теряет слова по причине целого потока любви его отца, которая  эти слова растворяет. И слово говорит отец, который столь ясно говорит в молчании. Он не рассказывает своему чаду о самом себе. Ни то как он переживал, и то насколько он претерпевал боль, когда тот ушел. Он не говорит и о том насколько он испытывает радость теперь, когда сын вернулся.  Он не отчитывает сына для того, чтобы себя же оправдать. Всего этого он не говорит. И это потому, что таинство их отношений священнодействуется пр глубоком молчании. Возжигается любовь, которая парализует язык.
Тем самым отеческая любовь победила смерть. И взлетела радость, разгорелся праздник, когда вновь сын облекается в первоначальную одежду, и обручается кольцом сыновства, и закалается телец упитанный.

Наше собственное возвращение.

Это возвращение блудного сына не похоже на наше собственное возвращение, по крайней мере на то, которое происходит в нашем уме. Наше собственное возвращение столь мало и имеет некий законнический характер, что оно имеет отношение к  такому воззрению, которое в большинстве случаев взращивает лишь некое согласие между господами, которые не нарушают своих слов по следующей причине: Итак, отец, давай оговорим, давай посмотрим на вещи хладнокровно. Неободимо нам взглянуть на то к чему я стремился и чего я достиг.  Необходимо найти некий способ для  совместной жизни. И не потому, что я не могу жить далеко от тебя. Могу, но есть отец, который мне сказал, чтобы я возвратился.  Но теперь необходимо не повторять то же самое.
Это возвращение является осуждением и наказанием логики и правосудия.  Обратите ваше внимание — есть пребывание в доме, которое является ни чем иным как странствование в страну далече. Есть же и возвращение, которое представляет собой величайшее удаление от дома.
Я не знаю, насколько каждый из нас имеет какую-то связь с отцом и самым младшим сыном. Однако мы знаем только то, что мы можем вернуться к нашему Отцу,  потому что Он есть жизнь, утверждение нашего достоинства, обретение нашего человечества. Посему, согласно слову Евангелия, он нам и говорит: «Сыне Мой, даждь Мне твое сердце. Все же остальное Я тебе подам».

Источник: Отрывок из книги «Ἡ παραβολή τοῦ ἀσώτου υἱοῦ» (Притча о блудном сыне. Архимандрит Василий, проигумен священной обители Ивирон), τοῦ Ἀρχιμ. Βασιλείου, Προηγουμένου Ἱερᾶς Μονῆς Ἰβήρων)
перевод  И. С. 2013г.



Подписка на новости

Последние обновления

События