Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Воспитание и образование по Трем Святителям

Георгий Цакалидис, доктор богословия, преподаватель религиоведения, почетный комментатор Совета богослов

Παιδεία και εκπαίδευση κατά τους Τρεις Ιεράρχες

Γεώργιος Χαρ. Τσακαλίδης, Δρ. Θεολόγος-Θρησκειοπαιδαγωγός, Επ. Σχολικός Σύμβουλος Θεολόγων

 

Сегодняшняя речь, уважаемые отцы, почетные представители политических, военных кругов и деятелей просвещения, дорогие коллеги, дорогие студенты, дорогие братья, будет посвящена не жизни и деятельности защитников греческого воспитания - пейдейи Трех Святителей, а актуальной и Важной проблеме, с точки зрения Трех величайших Светил, которых мы прославляем сегодня, вопросу воспитания-пейдейи.

 

 

Но поскольку тема обширна, я ограничусь различием между понятиями воспитание ( ἡ παιδεία) и образование (ἡ εκπαίδευση), понятиями, которые некоторые часто отождествляют или путают. Однако они отличаются друг от друга не только концептуально, но и по существу. Более широким является понятие воспитание – пейдейя (ἡ παιδεία), ограниченным по объему и глубине является понятие образование. Образование включает в себя образование. Образование – это только часть воспитания. Воспитание качественно и нравственно превосходит образование. Иоанн Златоуст восхваляет его как «искусство искусств и науку наук», бесконечно большее, чем произведение скульптора. Свт. Василий Великий определяет его «как воспитание полезное для души, имеющее силу очистить ее от пятен зла» и как «более ценное, чем много денег» (1). А Григорий Богослов характеризует его как «первое и величайшее благо для людей» (2). «Воспитание вдохновляет ценности и идеалы, направляет взор молодежи к высоким видениям» (3).

Значение Воспитания-Пейдейи (ἡ παιδεία) по достоинству оценили древние греки, которых изучали Три Святителя, которые через философа Аристиппа заявили, что лучше быть нищим, чем невоспитанным человеком: «оставаться нищим или невоспитанным человеком». Но что такое воспитания-пейдейя по Трем Святителям?

 

Воспитание – это процесс развития человека в личность, в целостную личность. Это целенаправленные и сознательные усилия по духовному развитию, совершенствованию и социальной интеграции человека. Это не накопление энциклопедических знаний. Это не эрудиция-многоученость по мнению свт. Иоанна Златоуста. Это не упражнение рассудка, интеллекта, а всех умственных и духовных сил человека. Воспитание не ограничивается получением одной или нескольких степеней, а представляет собой динамичный ход эволюции и развития на протяжении всей жизни человека. По мнению свт. Василия Великого, это единственное благо, которое остается неотчуждаемым даже после смерти человека. «Воспитание — единственное имущество, которое нельзя удалить, оно живо и длится вечно».

 

Воспитание-пейдейя Трех Святителей богоцентрично и направлено на совершенствование человека во Христе. По мнению свт. Василия Великого, цель воспитания состоит в том, чтобы «уподобиться Богу по человеческой природе» (4). Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Я назову человеком того, кто сохраняет образ Божий. Человек – это тот, кто следует заповедям Божьим» (5). По мнению свт. Василия Великого, каждый человек «призван стать Богом», т. е. имеет в себе повеление стать Богом по благодати. Достоинство или недостоинство человека определяется его отношениями с Богом. Напротив, его отчуждение и противостояние Богу превращают его в лишенного страха Божия (), не почитающего Бога. Сколько бедствий можно было бы предотвратить, если бы лишение страха Божия (η αθεοφοβία – атеофобия) превратилась в теофилию-боголюбие (θεοφιλία). «Дети, которых мы воспитываем являются всегда друзьями Бога, хотя возникают скорби, а нынешняя и жизнь освобождается от бесчисленных зол» (6), пишет свт. Иоанн Златоуст. Лишение страха Божия и не почитание Бога уже невообразимо дорого обошлись нашему обществу, и кризис, который переживает наша страна, не лишен их. Лишенный страха Божия и не почитающий Бога не имеет моральных ограничений в своих эгоистических стремлениях. И государство извлекло бы огромную выгоду, если бы оно могло бы воспитывать своих молодых граждан в боголюбии посредством своего образования. Немецкая пословица, которая отождествляет хорошего христианина с хорошим гражданином, не является неоправданной.

Образование, которого желают Три Святителя, — это образование, отвечающее здравым образцам. Особое значение они придают личности, нравственности и примеру учителя. Отношения учителя и ученика аналогичны отношениям духовника и духовного чада. В этом отношении педагогика и пастырское окормление тождественны. Школа и Церковь в нашей культуре находятся в отношениях взаимности и взаимодополняемости, как места становления и совершенствования человека. Свт. Василий Великий жалуется, что от многих учителей он слышал слова, благотворные для души, но не во всех из них находил добродетель, которая была бы достойна слов (7). «Те же кто не творит (то есть добродетели) и учит тот не приносит достойной пользы» (8). В качестве здравого и вечного образа, они проецируют в своих произведениях лик Христа. И в качестве такого образа мы также вешаем в залах наших школ образ Христа, Богородицы и изображения Трех Святителей. Они не являются объектами культа. Перед ними не зажигаем свечи и подсвечники. Мы их не кадим, как в Церкви. Мы не совершаем с ними религиозные церемонии. Мы размещаем их в школьных классах, чтобы установить стандарты для наших учеников. Чтобы помнить наши традиции и культуру. Таким образом, или требование после решения суда постхристианской Европы, которое некоторые поспешили принять, требование снять и удалить изображения из школьных классов под простым аргументом чтобы не оскорблять религиозной совести иноверцев и неправославных учащихся сталкивается не только с принципами православного богословия, но и самой педагогической науки. Молодым людям нужны примеры-образцы для подражания, видимые образцы для подражания. Стандарты, которые их не разочаруют. И нет лучших образцов, чем образ Христа, Девы Марии и наших святых.

 

Воспитание-пейдейя Трех Святителейв помогает расставить приоритеты в человеке и создать реалистичную биотеорию. Молодым людям очень важно уметь расставлять приоритеты и расставлять приоритеты в своей жизни, иметь самосознание. «Я мал и велик, — пишет Богослов Григорий, — смиренный и высокий, смертный и бессмертный, земной и небесный» (9). Иерархия в человеке приводит, по мнению свт. Василия Великого к тому, что: «Если плоть преобладает, то она проходит, следует позаботиться о душе, которая в действительности бессмертна» (10). Я. Златоуст повторяет: «нынешняя жизнь преходяща…странник…нанешняя жизнь этогостиница» (11). Какая реалистичная трактовка временности человеческих вещей, которая больше всего способствует спокойному сосуществованию людей и предотвращает явления высокомерия и эгоцентризма, которые озверяют человека и превращают его в волка для своих собратьев! Человек человеку – волк - Ηοmο homini lupus..

Образование Трех Святителей есть требование истины и посвящение в нее. Вот что означает греческое слово «философия». По их мнению, искомая мудрость – это Иисус Христос как воплощенная Истина. «Аз есмь Путь, Истина и Живот». Однако конечной целью воспитания является полная интеграция молодого человека в общество, его социализация. Поэтому именно социальное воспитание предотвращает любые конфликты, реальные или гипотетические, между человеком и обществом. Свт. Василий Великий - это тот, кто организовал киновию-общежитией монашеское как продолжение древнегреческого «κοινών -общества», которым он восхищался. «Мы испытываем благоговение, — сказал он, — ко всему общему для греческого». Но давайте перейдем к образованию. Что такое образование?

 

Образование – это система, метод, средства приобретения и переживания знания. Она служительница пейдей-воспитания. Это образовательные программы, подготовленные для лучшего предложения воспитания. Это еще логистическая инфраструктура и подготовка духовного материала. Именно она дает познавательные ресурсы и технические навыки, которые в первую очередь помогут молодому человеку в его профессиональной реабилитации. Именно оно сегодня все больше связано с рынком труда, предпринимательством, производством, конкурентоспособностью. Так называемая «Болонская декларация» 1998 года и «Пражская декларация» 2001 года направлены на достижение конвергенции систем высшего образования европейских стран в единую систему, чтобы она была конкурентоспособной с системой Соединенных Штатов Америки, чтобы полностью соответствовать потребностям бизнеса. Это означает: быстрое производство при низких затратах. И эти декларации касаются на первом этапе высшего образования. Но более чем несомненно, что они также влияют на программы как начального, так и – тем более – и среднего образования. Программы предпринимательства уже внедрены в системе среднего образования. Поскольку школьное расписание не может расширяться до бесконечности за счет постоянного добавления новых курсов и программ (в старших классах уже проводятся восьмичасовые курсы негуманным способом), встает вопрос об удалении, сокращении или факультативности - то есть понижении класса - другие курсы. Деградации подлежат не образование или курсы подготовки, а курсы, дающие образование. Так объясняется попытка сделать курс религии факультативным, то есть курсом, который по преимуществу соответствует педагогическим принципам Трех Святителей. Класс религии – это учебный класс. Иными словами, наблюдается процесс радикального отступления образования и главенства образования и обучения, процесс образовательности образования, который из процесса развития человеческой личности, как этого хотят прославляемые сегодня святые, превращается в «процесс создания анимированных компьютеров».

Но мы дошли до того, что имеем в нашу эпоху технологические, научные, экономические и образовательные условия несравнимо лучше, чем в прежние времена, а качество жизни не улучшается или его улучшение, в тех сферах, где это достигается, является непропорционально ниже. В интеллектуальных кругах сейчас распространено мнение, что развитие техники влечет за собой деградацию качества жизни, кризис гуманитарных ценностей, бесчеловечную рационализацию человеческих отношений и общественной жизни в целом, отнесение человека к машинам и продуктам, превращение искусства, культуры в товар. Говорят о «технологической бесчеловечности», против которой может действовать только Воспитание - Παιδεία, соответствующее своему названию, воспитание-падейя, задуманное Тремя Святителями и ориентированное на качество создаваемого им человека, которое может быть действенным для современного образования, что его отличает от «интеллектуального высокомерия и идеологической, научной кичливости» (13), которое «перегруппировывается в расширенной области естественных наук и высоких технологий... внутри густой сети Информации», которые являются «пищей для ума», но «истощением души», тем, что рождает нравственность человека, формирует характеры и возвышает его лицо до личности» (14).

 

Однако образование без воспитания, которое может производить «гениальных ученых» и высококвалифицированных технократов, но имеющих «мертвую совесть и мертвую волю», «может представлять собой мностороннюю угрозу и опасность ужасающих размеров» (15). Такие гениальные учёные и технократы уже служили «сверхчеловеческим целям и «одарили» человечество ядерными грибами и газовыми камерами, поистине доводящими до совершенства…» (16). Так подтвердились слова Платона: «Всякая наука разделена между справедливостью и другой добродетелью, лукавства, где не видна мудрость».

Но возникает вопрос: что будет дальше? Мы останемся в 21 веке. в педагогических принципах Трех Святителей? Разве не необходимы также образование и подготовка молодых людей, которые сделают их способными противостоять требованиям нынешней жизни? Три Святителя вполне реалистичны в своих оценках вещей. Они ставят своей высшей целью формирование и совершенствование молодежи во Христе, но и техническое образование оценивают весьма положительно. В то время, когда ручное искусство характеризовалось как жестокое, Иоанн Златоуст скажет: «Не будем презирать работников физического труда, а лучше ублажим их» (17). Он даже призывает нас восхищаться грязным и запачканным рабочим (18), при этом стыдиться должны чувствовать «тех, кто остается безработным и тех, кто живет за счет чужого труда» (19). Поэтому, согласно учению Трех Святителей, требуется превосходное сочетание воспитания и образования.

 

Немыслима ни педагогическая поэзия образования, в которой не было бы обучающих программ, отвечающих потребностям этой жизни, ни превращение в образование воспитания, в котором отсутствовало бы не было бы целей возделование духовности и становления молодых существ полноценными личностями.

 

О сочетании воспитания и образования можно прочитать у святителя Иоанна Кронштадского, кратким текстом которого я завершаю свою речь: «Если вы учите детей, своих или чужих, старайтесь думать, что вы делаете дело Божие. Обучать их усердно, использовать лучшие средства, чтобы сделать учение ясным, понятным, полным и как можно более эффективным» (20). Аминь.

 

СНОСКИ

1. Ρ. Ο. 31, 396Α

2. Π.Γ. 37, 682

3. Καργάκος Σ., Προβληματισμοί, ένας διάλογος με τους νέους, τ. Γ, Αθήνα 1989, σ. 190

4. Ρ. Ο. 32, 69

5 Ρ. Ο. 53, 201

6. Ρ. Θ. 51, 327

7. Ρ. Ο. 32, 358

8. Ρ. Ο. 30, 497

9. Ρ. Ο 35, 785

10. Ρ. Ο. 31, 204

11. Ρ. Ο. 52, 401

12. Σύγκρ. Τσιρόπουλος Κ., Ή υπόθεση του ανθρώπου. Αποτίμηση του Εικοστού Αιώνα, Αθήνα 1995, σ.129

13. Όπ. π. 132

14. Όπ. π.

15. Σύγκρ. Καργάκος Σ., Προβληματισμοί, 186 εξ.

16. Σύγκρ. οπ. παρ. 186

17. Ρ. Ο. 51,193

18. Σύγκρ. Ρ. Ο. 61,1017

19. Σύγκρ. Ρ.Ο. 61, 47

20. Αγ. Ιωάννη της Κρωστάνδης, Η εν Χριστώ ζωή μου, μετάφραση Μπότση Π., Αθήνα 2003, σ. 293.

Источник:  Περιοδικό Πανελλήνιας Ένωσης Θεολόγων «Κοινωνία», τεύχος 4, Οκτώβριος-Δεκέμβριος 2011

©перевод интренет-содружества «Православный Апологет» 2024г.



Подписка на новости

Последние обновления

События